Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УФНС РФ по Алтайскому краю <(ноябрь - декабрь 2004 г.): Водный налог>

УПРАВЛЕНИЕ ФНС РФ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(ноябрь - декабрь 2004 г.):

ВОДНЫЙ НАЛОГ

ВОПРОС: С 1 января 2005 года вводится в действие новая глава Налогового кодекса Российской Федерации - Глава 25.2. “Водный налог“. Каковы отличия водного налога от уплачиваемой ранее платы за пользование водными объектами?

ОТВЕТ: Принятие главы “Водный налог“ - очередной шаг реформирования налоговой системы и упорядочения отношений между пользователями водными объектами и государством. Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“, устанавливающий порядок исчисления и уплаты платы за пользование водными объектами, прекращает свое действие с момента вступления в силу главы “Водный налог“.

Рассмотрим основные отличия водного
налога от платы за пользование водными объектами. Во-первых, изменен статус платежа: “Плата за пользование водными объектами“ отменена, введен федеральный налог - “Водный налог“, соответственно, определены все элементы налогообложения.

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Понятия специального и особого водопользования определены статьями 86 и 87 Водного кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, установлено, что виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Как и по плате за пользование водными объектами, объектами налогообложения признаются забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов и использование водных объектов для целей гидроэнергетики и лесосплава. Расширен перечень видов пользования водными объектами, которые не признаются объектами налогообложения. Так, не признается объектом налогообложения забор воды из подземных водных объектов, содержащей полезные ископаемые, использование акватории водных объектов для плавания на судах, особое водопользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты. Кроме того, не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельхозназначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельхозорганизаций и граждан. Налоговая база по водному налогу определяется по каждому виду водопользования и применительно к каждой налоговой ставке. По водному налогу по всем видам водопользования установлен единый налоговый период - квартал, тогда как для основной категории плательщиков платы за пользование водными объектами был установлен отчетный период - каждый календарный месяц. Конкретные ставки налога
установлены непосредственно статьей 333.12 НК РФ по экономическим районам Российской Федерации, по плате за пользование водными объектами конкретные ставки устанавливались законом субъектов Российской Федерации.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

ВОДНОГО НАЛОГА ЗА 1 ТЫС. КУБ. М ЗАБРАННОЙ ВОДЫ В СРАВНЕНИИ

СО СТАВКАМИ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ,

УСТАНОВЛЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

(в рублях)

-----T-----------------------------T-----------T-----------T----------¬

¦ ¦ Наименование объекта ¦ Ставки ¦ Ставки ¦Превышение¦

¦ ¦ ¦ платы за ¦ водного ¦ ставок ¦

¦ ¦ ¦пользование¦ налога (с ¦ ¦

¦ ¦ ¦ водными ¦01.01.2005)¦ ¦

¦ ¦ ¦ объектами ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ (до ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦01.01.2005)¦ ¦ ¦

+----+-----------------------------+-----------+-----------+----------+

¦1. ¦Поверхностные водные объекты:¦ 148 ¦ 276 ¦в 1,9 раза¦

+----+-----------------------------+-----------+-----------+----------+

¦1.1.¦из них по реке Обь ¦ 148 ¦ 270 ¦в 1,8 раза¦

+----+-----------------------------+-----------+-----------+----------+

¦2. ¦Подземные водные объекты: ¦ 185 ¦ 342 ¦в 1,8 раза¦

+----+-----------------------------+-----------+-----------+----------+

¦2.1.¦из них по реке Обь ¦ 160 ¦ 330 ¦в 2 раза ¦

+----+-----------------------------+-----------+-----------+----------+

¦3. ¦Использование акватории ¦ 14,6 ¦ 30,24 ¦в 2 раза ¦

L----+-----------------------------+-----------+-----------+-----------

При этом следует обратить внимание, что сброс воды в водные объекты по водному налогу не признается объектом налогообложения, но в то же время, данное обстоятельство законодателем учтено в ставках водного налога за забор воды из водных объектов, т.е. они существенно увеличены, в среднем в 1,8 - 2 раза.

Кроме того, ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения установлена единая по всей Российской Федерации - в размере 70 рублей за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Пользователи водными объектами, осуществляющие пользование без соответствующей лицензии, при начислении платы за пользование водными объектами обязаны были применять установленные ставки платы с пятикратным увеличением, по водному налогу данное положение отсутствует. Сохранено в новой главе применение пятикратного увеличения установленных налоговых ставок при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования в части такого превышения. При этом дополнено, что в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов данные квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Порядок исчисления водного налога аналогичен порядку исчисления платы, т.е. налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога - как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки и сумм водного налога по всем отдельным видам водопользования.

В новой главе законодательно закреплен порядок определения налоговой базы при отсутствии у плательщиков водоизмерительных приборов: исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления. При отсутствии в лицензии на водопользование площади предоставленной акватории площадь определяется по материалам соответствующей технической
и проектной документации.

В отличие от сроков уплаты в бюджет установленных ранее, водный налог уплачивается всеми водопользователями и по всем видам пользования в единый срок - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по местонахождению объекта налогообложения. Кроме того, в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, определенный для уплаты налога, представляется налоговая декларация. Ранее, если местонахождение организации не совпадало с местонахождением объекта налогообложения, налоговая декларация по плате за пользование водными объектами представлялась в налоговый орган по месту забора воды в копии. Это изменение является важным как для налогоплательщика, так и для налоговых органов в части повышения эффективности налогового контроля.

Следует отметить, главой НК РФ 25.2 “Водный налог“ не предусмотрены льготы для отдельных категорий плательщиков, не предоставлено это право и законодательным органам субъектов Российской Федерации.