Законы и бизнес в России

Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 01.03.2004 N 37 “Об отчете комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике о работе за 2003 год“

Снят с контроля Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 04.04.2005 N 141.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2004 г. N 37

ОБ ОТЧЕТЕ КОМИТЕТА КРАЕВОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ О РАБОТЕ ЗА 2003 ГОД

Заслушав информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике Даниловой Н.П., краевой Совет народных депутатов постановляет:

1. Отчет комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике о работе за 2003 год принять к сведению (прилагается).

2. Предложить комитету краевого Совета народных депутатов по социальной политике:

1) продолжать формирование правовой базы в социальной сфере, активнее применять право законодательной инициативы краевого Совета народных депутатов в совершенствовании федерального законодательства;

2) осуществлять
контроль за своевременным и полным финансированием отраслей социальной сферы в соответствии с законом Алтайского края “О краевом бюджете на 2004 год“;

3) объединять усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, научной и творческой интеллигенции, общественных, религиозных организаций, представителей бизнеса в решении вопросов здорового образа жизни;

4) расширять взаимодействие с органами социального обеспечения и социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, профсоюзами края по вопросам, относящимся к ведению комитета;

5) продолжать и совершенствовать практику проведения выездных заседаний комитета по наиболее актуальным вопросам социальной политики.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя краевого Совета народных депутатов Ларина Б.В.

Председатель Алтайского краевого

Совета народных депутатов

А.Г.НАЗАРЧУК

Приложение

к постановлению

краевого Совета

народных депутатов

от 1 марта 2004 г. N 37

ОТЧЕТ

КОМИТЕТА КРАЕВОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ О РАБОТЕ ЗА 2003 ГОД

Комитет краевого Совета народных депутатов по социальной политике организует свою работу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Алтайского края и Регламентом краевого Совета народных депутатов Алтайского края.

Комитет работает более чем по 20 различным направлениям, основные из которых - наука, образование, воспитание, охрана здоровья населения, труд, заработная плата, охрана труда, занятость населения, культура и искусство, физическая культура, спорт, туризм, социальное обеспечение, социальная защита, средства массовой информации, проблемы ветеранов, инвалидов, семьи, женщин, детей, молодежи и другие.

В составе комитета по социальной политике работают 9 депутатов: Вервекина Т.И., Гамеев В.В., Данилова Н.П., Жаворонков В.В., Заполев М.М., Зиберт В.А., Кошелев Ю.А., Пупков Б.Г., Солнцева И.В.

В подготовке проектов законов и постановлений комитет по социальной политике постоянно взаимодействует с другими комитетами и отделами краевого Совета народных депутатов, администрации края, федеральными службами, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, ветеранскими
организациями.

В 2003 году было проведено 13 заседаний комитета (в том числе три выездных), на которых было рассмотрено 60 вопросов, из них:

16 - по здравоохранению, спорту;

7 - по образованию, детству, делам молодежи;

15 - по социальной защите;

3 - по культуре, средствам массовой информации;

19 - разные.

2003 год стал логическим завершением четырехлетней работы комитета по социальной политике, в связи с чем на заседаниях комитета, а затем на сессиях краевого Совета народных депутатов были рассмотрены многие важнейшие правовые акты, ставшие итогом большой разноплановой работы депутатов, в том числе:

1) Краевая целевая программа “Адресная социальная помощь малоимущим гражданам и семьям с детьми на 2003 - 2005 годы“.

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на систематизацию и конкретизацию работы по оказанию социальной помощи и поддержание уровня жизни малообеспеченных граждан и малоимущих семей с детьми в крае, рационализацию расходования бюджетных средств на социальную поддержку.

2) Краевая целевая программа “Дети Алтая“ на 2003 - 2006 годы“.

Программа направлена на:

улучшение положения детей в крае, в том числе детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

снижение материнской, младенческой, детской смертности;

стабилизацию семьи как социального института;

снижение численности безнадзорных детей и сокращение числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

предупреждение социального сиротства;

улучшение социальной поддержки бывших воспитанников детских домов и детских колоний;

улучшение реабилитации детей-инвалидов.

3) Краевая целевая комплексная программа “Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края на 2003 - 2007 годы“.

Данная программа стала итогом большой работы, проводившейся более двух лет комитетом по социальной политике совместно с Домом ученых, комитетом администрации края по здравоохранению и рядом других организаций в русле поиска путей оздоровления человека и общества.

Программа направлена на повышение культуры
здоровья, повышение престижности здорового образа жизни, осознание населением ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия.

Программа должна послужить основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья населения. Она пока целостно не отражает решение проблемы, так как еще не разработана единая концепция здорового образа жизни, которая может стать стержнем всей социально-экономической политики края. Это еще предстоит сделать.

4) Закон Алтайского края “О пособии гражданам, усыновившим детей“.

Принятие данного Закона, по мнению комитета по социальной политике, стало новацией в совершенствовании законодательной базы в сфере социальной политики и дает основания для ожидания улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5) Закон Алтайского края “О питьевом водоснабжении“.

Принятие данного Закона обусловлено тем, что в крае одной из самых важных и сложных социальных проблем, влияющих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, является проблема обеспечения доброкачественной питьевой водой.

Закон устанавливает правовые основы в области питьевого водоснабжения в целях охраны здоровья людей и источников питьевого водоснабжения на территории Алтайского края.

6) Закон Алтайского края “О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края “Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения“.

Закон предусматривает восстановление переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров и выделение для этой цели до 2006 года 17,4 млн. рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.

7) Закон Алтайского края “О внесении изменений в приложение к закону Алтайского края “Об утверждении краевой целевой комплексной программы “Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002 - 2004 годы“.

Закон устранил основной недостаток краевой целевой комплексной программы “Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002 - 2004 годы“ - отсутствие конкретных цифр ее финансирования, что позволит конкретизировать работу
по реализации мероприятий данной программы.

8) В закон Алтайского края “О транспортном налоге на территории Алтайского края“ при активной позиции и поддержке депутатов комитета по социальной политике внесено дополнение о предоставлении льгот по уплате транспортного налога инвалидам и пенсионерам.

9) В течение 2003 года комитет по социальной политике совместно с администрацией края продолжал работу по совершенствованию закона Алтайского края “О доплате к пенсии в Алтайском крае“.

К сожалению, усилий комитета оказалось недостаточно, чтобы сколько-нибудь серьезно улучшить качество данного Закона.

В связи с принятым в крае решением об уменьшении размеров окладов государственных служащих большинство из них лишилось права на получение пенсии по выслуге лет, установленной Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“.

10) Постановление краевого Совета народных депутатов “О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)“.

В связи с многочисленными обращениями граждан и органов местного самоуправления данным постановлением определен объем расходов в размере 28,0 тыс. рублей на одного опекаемого ребенка в год.

Значительное место в работе комитета по социальной политике занимает работа по формированию краевого бюджета в части обеспечения социальной сферы и контролю за его исполнением.

В 2003 году удалось сохранить сложившиеся темпы погашения задолженности по детским пособиям. В бюджете 2004 года объем средств на финансирование ежемесячных пособий на детей также запланирован на уровне предыдущего года, при этом предполагается, что задолженность по детским пособиям должна быть уменьшена максимально.

В бюджете 2004 года изменена статья расходов и более чем в 4 раза увеличено финансирование летнего оздоровительного отдыха детей - до 28 млн. рублей, программы “Школьный автобус“ - до
12 млн. рублей. К сожалению, по ряду других позиций в сфере образования увеличения финансирования не произошло; однако удалось сохранить на уровне 2003 года выделение средств на обеспечение учебниками малообеспеченных детей, укрепление материально-технической базы школ, развитие сельского спорта, проведение эксперимента по проведению Единого государственного экзамена.

Большое значение депутаты комитета уделяют контролю за выполнением ранее принятых законов и постановлений. В 2003 году в порядке контроля рассмотрено 16 правовых актов, в том числе:

1) Краевая целевая комплексная программа “Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения Алтайского края на 2001 - 2004 годы“, принятая в октябре 2000 года.

Депутаты отметили, что в решении данной проблемы есть определенные положительные результаты. Темпы прироста ВИЧ-инфицированных по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизились в 3 раза.

2) Закон Алтайского края “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае“.

При рассмотрении представленной информации отмечен рост популярности и востребованности детских и молодежных программ, увеличение потребности общества и государства в специалистах по работе с детьми. Четко обозначилась необходимость объединения работы по защите прав ребенка в обществе и работы по формированию социально положительного образа лидера детской общественной организации.

3) Закон Алтайского края “О защите прав жителей Алтайского края на получение бесплатной медицинской помощи в государственных краевых и муниципальных учреждениях здравоохранения“.

Депутаты отметили, что указанный Закон не в полной мере обеспечивает защиту прав жителей края на получение бесплатной медицинской помощи и предложили администрации края внести в действующий закон соответствующие поправки.

4) Закон Алтайского края “Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения (краевая целевая программа “Важнейшие направления развития специализированной и квалифицированной медицинской помощи на 2002 - 2006 годы“).

Во исполнение постановления
по данному вопросу была создана депутатская комиссия с целью изучения ситуации, сложившейся в организации лечения больных, получающих пожизненное замещение функции почек гемодиализом. Законом “О краевом бюджете на 2004 год“ по данной программе предусмотрено финансирование в сумме 29600 тысяч рублей.

В отчетном году комитет по социальной политике продолжил практику проведения выездных заседаний, на которых рассматривались важнейшие проблемы края в сфере социальной политики.

Так, например, в июне 2003 года в Змеиногорске состоялось выездное заседание комитета краевого Совета народных депутатов по социальной политике по вопросу “О состоянии здоровья детей и подростков в южной зоне районов Алтайского края“. В работе заседания приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты комитета по социальной политике, заместители глав районов по социальным вопросам, главные врачи и педиатры центральных районных больниц южной зоны районов Алтайского края.

По итогам заседания принято решение, в которое включены рекомендации по улучшению медицинского обслуживания детей и подростков, по увеличению финансирования, по формированию у детей и подростков навыков здорового образа жизни. Особое внимание уделено проблеме оздоровления детей, подростков и студентов в санаториях, расположенных на территории Алтайского края. Органам местного самоуправления предложено изыскать средства на приобретение путевок для детей в местные здравницы.

За отчетный период комитет по социальной политике рассмотрел и подготовил заключения на 69 проектов федеральных законов, поступивших из Государственной Думы. Рассмотрено 28 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

Важное место в деятельности комитета по социальной политике занимает работа с письменными и устными обращениями граждан, организаций, общественных объединений.

Из года в год наблюдается рост количества обращений граждан. С одной стороны, это, по мнению комитета, свидетельствует о том, что органы местного
самоуправления на местах не всегда доходят до каждого человека, не предпринимают достаточных мер по решению их проблем; с другой стороны - о том, что граждане, обращаясь в краевой Совет народных депутатов, как правило, находят поддержку и конкретную помощь.

За 2003 год в комитет по социальной политике поступило 470 писем и более 700 устных обращений от граждан и организаций.

Наибольшее количество жалоб граждан, как и в прошлом году - по поводу пенсионного обеспечения.

Новое пенсионное законодательство, экономический кризис, который государство пытается преодолевать вот уже второе десятилетие, привели к тому, что пенсионеры на практике отчетливо ощущают, что, несмотря на благополучные цифры Госкомстата, реального роста их благосостояния не происходит.

Пенсионеры реально ощущают, что покупательная способность пенсий постоянно уменьшается, а это означает, что наши старики все хуже питаются, все меньше средств могут выделять на лечение и поддержку собственного здоровья и самочувствия вопреки утверждениям Президента и Правительства о росте их благосостояния.

Значительно уменьшилось количество жалоб по льготному лекарственному обеспечению. Более двух третей обращений по данному вопросу удается решить положительно.

Также значительно уменьшилась напряженность по вопросу погашения задолженности по ежемесячному пособию на ребенка. Все письма по данной проблеме в отчетом году решены положительно.

В крае по разным причинам продолжает увеличиваться количество малообеспеченных граждан. Соответственно из года в год возрастает и число обращений с просьбой об оказании материальной помощи. В 2003 году обращения с просьбой об оказании материальной помощи составили 30 процентов от общего количества обращений. Большинство из них по согласованию и с помощью органов социальной защиты удалось решить положительно.

Очень большой поток обращений по поводу неудовлетворительного исполнения на территории края федеральных законов “О ветеранах“,
“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О реабилитации жертв политических репрессий“ в части предоставления льгот, что, в основном, связано с неполным финансированием, осуществляемым бюджетами всех уровней. Процент положительного решения данных обращений, к сожалению, невысок.

По-прежнему достаточно много поступает обращений по вопросу возврата сбережений граждан в Сбербанке, замороженных и обесцененных государством.

Государство всеми силами пытается сделать так, чтобы все поскорее забыли о проблеме изъятых у населения вкладов. Все реже о ней вспоминают средства массовой информации. Даже гарант Конституции - Президент Путин в конце 2003 года в телефонном разговоре с народом, вынужденно признавая существование этой проблемы, заявил, что о полном возврате вкладов, признанных государственным долгом, не может быть и речи.

Комитет считает, что этот вопрос надо более решительно ставить на всех уровнях. Имея федеральный бюджет с профицитом, государство в соответствии с Конституцией и ранее принятыми законами просто обязано вернуть гражданам их собственность в полном объеме, без потерь и без ссылок на трудности в проведении реформ и отсутствие финансовых средств.

Краевой Совет народных депутатов по предложению комитета по социальной политике уже дважды направлял в Государственную Думу предложение о повторном рассмотрении законопроекта, позволяющего начать практическое возвращение населению страны “замороженных“ и обесцененных в Сбербанке вкладов, внесенных до 20 июля 1991 года. Этот законопроект, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 году, был отклонен Президентом России. К сожалению, идея решения данного вопроса не нашла должной поддержки в Государственной Думе у сложившегося в ней большинства. Президент и Правительство также безмолвствуют, принимая закон о защите только нынешних вкладчиков. А кто защитит стариков, хранивших свои трудовые накопления, заработанные не спекуляцией,
а созидательным трудом на благо Родины?

А между тем в думских и правительственных кабинетах предпринимаются настойчивые действия по подготовке правовых актов, направленных на фактическую ликвидацию этих вкладов.

Тематика поступающих писем и жалоб весьма разнообразна, при этом ни одно из обращений не оставлено без рассмотрения и ответа. Около половины из них решено положительно, по остальным даны разъяснения в соответствии с законодательством и сложившейся практикой работы.

На приеме по личным вопросам у председателя комитета побывало около трехсот человек. Тематика обращений граждан на личном приеме в целом повторяет спектр причин письменных обращений. Это - бедность, нищета, дороговизна, низкие пенсии, непредоставление законно полагающихся льгот, невнимательное отношение к нуждам и проблемам пожилых людей и другие.

Комитет краевого Совета народных депутатов по социальной политике определил главные задачи на 2004 год:

1. Продолжать совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социальной политики.

2. Объединять усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, научной и творческой интеллигенции, общественных, религиозных организаций, представителей социально ответственного бизнеса в решении вопросов здорового образа жизни - приоритетного направления работы комитета по социальной политике.

3. Через средства массовой информации всемерно расширять пропаганду здорового образа жизни без наркотиков и алкоголя, насилия и жестокости, способствовать возрождению национальной культуры, системы нравственных ориентиров, истинных духовных ценностей, регулярному производству программ, публикаций, материалов для детей, подростков и молодежи.

4. Предусмотреть в краевом бюджете выделение средств на создание и размещение антиалкогольной и антитабачной социальной рекламы.

5. Повышать действенность контроля за исполнением нормативных правовых актов краевого Совета народных депутатов и решений комитета по вопросам социальной политики, в том числе в части бюджетной обеспеченности социальной сферы.

6. Осуществлять координацию деятельности всех ветвей власти по совершенствованию системы социальной защиты населения на принципах адресной направленности.

7. Рассматривать нынешнее состояние социального неблагополучия, безнадзорности, алкогольной, наркотической зависимости не только как результат деятельности государства и общества, но и как результат гражданской активности каждого человека. Создавать атмосферу нетерпимости вокруг родителей, отказывающихся от воспитания детей.

8. Улучшать взаимодействие с комитетами и управлениями администрации края для улучшения и повышения эффективности законотворческой и контрольной деятельности.

9. Совершенствовать практику проведения выездных заседаний комитета по наиболее актуальным вопросам социальной политики.

Председатель комитета

по социальной политике

Н.П.ДАНИЛОВА