Законы и бизнес в России

Соглашение между администрацией г. Барнаула, городскими объединениями предпринимателей (работодателей), краевым Советом профсоюзов на 2001 - 2002 гг. от 15.05.2001

Утратил силу в связи с подписанием Соглашения между администрацией г. Барнаула, городскими объединениями предпринимателей (работодателей), краевым Советом профсоюзов на 2003 - 2004 гг. от 05.02.2003.

Вступил в силу с 15 мая 2001 года и действует до момента подписания нового Соглашения (пункт 5.2 данного документа).

СОГЛАШЕНИЕ

от 15 мая 2001 года

МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. БАРНАУЛА, ГОРОДСКИМИ

ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ),

КРАЕВЫМ СОВЕТОМ ПРОФСОЮЗОВ НА 2001 - 2002 ГГ.

Зарегистрировано

в Комитете

администрации края по труду

15 мая 2001 г. N 38

Договаривающиеся стороны: администрация города, представители профсоюзных организаций и работодатели (руководители предприятий, коммерческих структур и социальной сферы) - заключили настоящее Соглашение, с целью координации действий, направленных на удовлетворительное обеспечение жизнедеятельности города, социальной защиты горожан,
развития предпринимательства и практического внедрения принципа социального партнерства.

I. Стороны обязуются

1.1. Принимать все возможные меры для стимулирования и развития деятельности предприятий различных форм собственности.

1.2. Обеспечивать выработку согласованных решений по определению политики занятости населения.

1.3. Взаимодействовать в вопросах поддержки правоохранительных органов для достижения более весомых результатов в борьбе с преступностью.

1.4. В полной мере содействовать выполнению городской программы социальной защиты граждан.

1.5. Способствовать предотвращению трудовых конфликтов, в случае возникновения - решать их в строгом соответствии с существующим законодательством и настоящим Соглашением.

1.6. Заслушивать на заседаниях 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководителей организаций, запрещающих либо ограничивающих деятельность профсоюзов.

1.7. Проводить заседания 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений только при наличии кворума всех сторон Соглашения. Каждое заседание оформляется протоколом с решением по обсуждаемым вопросам.

1.8. Осуществлять регулирование оплаты труда на предприятиях различных форм собственности посредством коллективных договоров, отраслевых (тарифных) соглашений, руководствуясь Положением о тарифном регулировании уровня заработной платы на предприятиях края, утвержденным главой администрации края, с изменениями постановлением от 13.11.2000 N 868.

II. Администрация города обязуется

2.1. Продолжить с участием работодателей и профсоюзов реализацию Программы занятости населения города Барнаула.

2.2. Принимать меры экономического стимулирования и поддержки предприятий и организаций, способствующих сохранению и созданию рабочих мест для продуктивной занятости граждан.

2.3. Оказывать содействие работодателям в реализации мероприятий, связанных с организацией новых и расширением действующих производств.

2.4. Разработать и принять с участием объединений работодателей и профсоюзов Программу улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы на предприятиях города Барнаула. Завершить формирование (восстановление) штатных специалистов по охране труда в органах по труду администраций районов и города, провести их профессиональную подготовку. Провести совместно с руководителями учебных
центров края обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов г. Барнаула.

2.5. Информировать отраслевые профессиональные союзы города о выделяемых средствах на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и выполнении графиков погашения задолженности (в том числе работникам предприятий, связанным с выполнением муниципального заказа).

2.6. Ежеквартально публиковать прожиточный минимум и исполнение бюджета.

2.7. Разработать и осуществлять меры по поддержке и стимулированию деятельности местных товаропроизводителей.

2.8. Не допускать включения в состав приватизируемого имущества объекты, не подлежащие приватизации в соответствии с законодательством РФ, в том числе общежития.

2.9. В области доходов и уровня жизни населения считать одной из главных задач - упорядочение системы социальных льгот, усиление адресной помощи, оказываемой населению органами социальной поддержки, обеспечение максимальной социальной гарантии при выделении государственного и муниципального жилья малоимущим и другим слабозащищенным категориям граждан.

2.10. Предоставлять малорентабельным производствам УПП ВОС, УПП ВОГ, аптекам, имеющим производственные отделы, льготы по налогообложению, по их обращению, на основании заключения комитета по экономической политике, собственности и бюджету городской Думы.

2.11. Своевременно производить расчет за выполненные работы и оказанные услуги по муниципальным заказам, выполненные в установленные договорами сроки.

2.12. Не снижать на период действия Соглашения объемы финансирования учреждений бюджетной сферы, своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы.

Принимать меры, направленные на повышение ответственности руководителей организаций и других должностных лиц за своевременную выплату заработной платы, целевое использование средств, выделенных на эти цели.

2.13. Добиваться своевременной выплаты отпускных работникам образовательных учреждений в сроки, установленные законодательством.

2.14. Не допускать перепрофилирования в связи с приватизацией предприятий, обеспечивающих первоочередные потребности горожан, в том числе ЛПУ.

2.15. Обеспечить контроль за размерами оплаты услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями города физическим и юридическим
лицам.

2.16. Сохранить в 2001 - 2002 гг. все виды бесплатной медицинской помощи. Производить ежемесячно финансирование отпуска льготных лекарств и расходов по зубопротезированию в полном соответствии с территориальной Программой.

2.17. Муниципальные заказы на изделия для домов-интернатов, детских домов, больниц размещать в приоритетном порядке на предприятиях легкой и текстильной промышленности города и производить их оплату в соответствии с договорами.

2.18. Обеспечивать надежное функционирование городской инфраструктуры систем тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, а также средств связи.

2.19. Продолжить контроль за качеством продовольственных и промышленных товаров, лекарств и соблюдением санитарных правил на предприятиях вне зависимости от форм собственности.

2.20. Осуществлять своевременное бюджетное финансирование городского пассажирского транспорта, обеспечивать надежную и бесперебойную работу, сдерживать необоснованный рост цен на транспортные услуги.

2.21. Предоставлять для пенсионеров и инвалидов бесплатный, а для школьников, учащихся ПТУ и студентов дневной формы обучения - льготный проезд на городском транспорте. При формировании местных бюджетов выделять отдельной статьей компенсации транспортным организациям за бесплатный льготный проезд.

2.22. По обращению предоставлять льготы по налогообложению, арендной плате и тарифам на различные виды услуг для предприятий и учреждений торговли всех форм собственности, образования, культуры, здравоохранения и спорта, оказывающих городу социально значимые услуги.

2.23. Не допускать необоснованного перепрофилирования учреждений здравоохранения, образования, культуры, спортивных сооружений, подростковых клубов, детских загородных оздоровительных лагерей.

2.24. Выплачивать дотации на школьное питание и продукты детского питания детям до 2 лет в соответствии с утвержденными статьями городского бюджета.

2.25. Обеспечивать снабжение продовольствием и медикаментами летние детские оздоровительные учреждения с применением торговой наценки не более 10%.

2.26. Продолжить выплату учащимся вузов, техникумов, школ именных стипендий администрации города.

2.27. Обеспечивать выполнение городской программы борьбы с преступностью.

2.28. По заявлениям граждан продолжить
выделение земельных участков под садовые участки и индивидуальное жилищное строительство.

2.29. Продолжить практику доставки в летний период газовых баллонов в садоводческие товарищества.

2.30. Осуществлять контроль за оплатой времени вынужденного простоя на предприятиях муниципальной собственности.

2.31. Обеспечивать достаточное и своевременное финансирование предприятиям ЖКХ, возмещать разницу между фиксированными тарифами и фактической их стоимостью предприятиям - производителям коммунальных услуг. Предусмотреть в составе дотаций из бюджета организациям ЖКХ расходы на заработную плату и считать их защищенной статьей.

2.32. В целях улучшения эксплуатации жилья и объектов коммунального назначения, находящихся на балансе ведомств, продолжить их прием в муниципальную собственность в соответствии с утвержденными Правительством РФ нормативными документами и условиями передачи данных объектов, независимо от форм собственности предприятий, исходя из финансовых возможностей городского бюджета.

Организовать обслуживание инженерных сетей и сооружений, не переданных в муниципальную собственность и на баланс специализированных инженерных служб, силами организаций, обеспечивающих эксплуатацию жилищного фонда (в соответствии с нормативными документами и распоряжениями администрации г. Барнаула).

2.33. Осуществлять механизм поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом индекса роста заработной платы и уровня доходов населения.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства считать:

- предоставление коммунальных услуг в соответствии с установленными нормами качества;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;

- осуществление контроля за обеспечением энергоснабжающими организациями жилых домов электроэнергией и техническим состоянием электрических сетей и приборов учета в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

- обеспечение социальной защиты малоимущих категорий граждан путем предоставления жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

2.34. Добиться заключения с каждым нанимателем и собственником жилья “Типового договора предоставления услуг по коммунальному, техническому обслуживанию и ремонту жилого помещения (жилого дома) гражданам,
проживающим в муниципальном фонде города Барнаула“. Продолжить практику установки приборов учета потребления тепла, воды, газа. Для достижения правильного понимания преобразований а жилищно-коммунальной сфере систематически информировать население через средства массовой информации об изменениях в оплате за жилищно-коммунальные услуги; порядке предоставления льгот отдельным категориям граждан; порядке предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно Положению; об условиях уменьшения оплаты жилищно-коммунальных услуг при снижении их качества, утвержденных законодательством.

2.35. Продолжить практику по принятию в состав муниципального жилого фонда общежитий, принадлежащих организациям, с оформлением договоров социального найма и выдачей гражданам ордеров установленного образца, согласно ст. 35 Закона Алтайского края “О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае“. Предоставлять и заселять жилую площадь в общежитиях, принятых в муниципальную собственность, на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Алтайского края.

2.36. Рассматривать возможность разрешения консервации неиспользуемых основных фондов и земли с освобождением от уплаты налогов.

2.37. В рамках социального партнерства решать вопросы по предоставлению профсоюзным органам оплаты аренды помещений на уровне бюджетных организаций.

2.38. Провести инвентаризацию кредиторской задолженности бюджета и бюджетных организаций за потребленные жилищно-коммунальные услуги предприятий ЖКХ, определить этапы и механизм ее погашения.

2.39. Осуществлять контроль за использованием лимитов, выделенных бюджетным организациям на оплату жилищно-коммунальных услуг.

2.40. Оказывать содействие развитию системы ипотечного жилищного кредитования на условиях, предусмотренных законодательством в целях повышения доступности жилья.

III. Работодатели (руководители предприятий и

организаций всех форм собственности) обязуются

3.1. Обеспечить соблюдение квот рабочих мест для категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите.

3.2. Выступать в своих организациях с инициативой заключения коллективных договоров, муниципальных тарифных соглашений и обеспечивать их регистрацию в органах по труду администрации города Барнаула.
Знакомить с коллективными трудовыми договорами всех работников предприятия, в том числе вновь принятых.

3.3. Обеспечить своевременное заключение коллективных договоров и неукоснительное их выполнение на предприятиях различных форм собственности. Заключать коллективные договоры на основе соответствующих отраслевых соглашений, а в случае их отсутствия - краевого регионального и территориального. В них определять:

- тарифные ставки и оклады работников;

- коэффициенты, используемые при дифференциации тарифной ставки 1-го разряда по видам производств и работ;

- коэффициенты соотношений в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников, в зависимости от сложности труда и квалификации;

- нормативные материалы по тарификации и нормированию труда;

- условия выплат надбавок, доплат, премий и других вознаграждений и их размеры;

- установление оптимальной доли оплаты по тарифу в общем заработке;

- долю заработной платы в себестоимости продукции, работ, услуг.

3.4. Своевременно и в срок перечислять денежные средства во все государственные страховые фонды.

3.5. Обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам. В случае задержки выплаты производить ее индексацию, в соответствии с коллективными договорами предприятий. В коллективных договорах предусмотреть меры материальной ответственности работодателей за нарушение условия оплаты труда и несвоевременную выплату заработной платы работникам.

3.6. Не допускать сокращения и ликвидации служб по охране труда на предприятиях, обеспечивать условия для их эффективной работы.

3.7. Поддержать работу по созданию на предприятиях всех видов собственности негосударственных фондов социального страхования.

3.8. Не допускать закрытия или перепрофилирования ведомственных детских дошкольных учреждений, баз отдыха и спортсооружений без решения трудового коллектива.

3.9. Совместно с профсоюзами обеспечивать подготовку ведомственных загородных оздоровительных лагерей и детских дошкольных учреждений для организации отдыха детей и подростков в летний период.

3.10. Осуществлять дополнительные мероприятия по эффективному оздоровлению экологической обстановки в г. Барнауле, не допускать
бесконтрольных выбросов вредных веществ в окружающую среду.

3.11. Изыскивать средства для именных стипендий студентам, аспирантам и докторантам барнаульских вузов.

3.12. Принимать участие в финансировании социальных программ по строительству домов-приютов, “ночлежек“, в оказании материальной помощи неимущим, а также семьям граждан, пострадавших от стихийных бедствий и при исполнении служебного долга.

3.13. Содействовать осуществлению сбора членских профсоюзных взносов по безналичному расчету, при наличии заявления от члена профсоюза, и своевременно переводить их на счета профсоюзных комитетов.

3.14. Осуществлять оплату жилой площади и коммунальных услуг в общежитиях по фиксированным тарифам, установленным администрацией города, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Возмещать ведомству, в общежитии которого проживают работники организации, затраты по оплате жилья и коммунальных услуг в размере разницы между фактической стоимостью и установленными тарифами, согласно договору.

3.15. Обеспечивать функционирование ведомственных детских дошкольных учреждений по полной рабочей неделе независимо от режима работы предприятия.

3.16. Обеспечить мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций, предусмотрев их достаточное финансирование, в соответствии с коллективными договорами предприятий.

Предусмотреть в случае массового увольнения дополнительные гарантии, меры социальной поддержки и помощи высвобождаемым работникам.

3.17. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к предусмотренным законодательством РФ льготы и компенсации работникам, занятым на вредных и опасных производствах.

3.18. Не допускать без согласования с профсоюзными комитетами внедрения нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи) за счет снижения размеров основной заработной платы.

3.19. Предусматривать в коллективных договорах предприятий всех форм собственности положения об обязательном соблюдении установленных законами РФ и правительственными постановлениями сроков индексации размеров оплаты труда.

3.20. Осуществлять учет и предоставление жилья работникам на основании заключаемых
с ними трудовых, коллективных и иных соглашений или согласно разработанному и приложенному к колдоговору Положению об улучшении жилищных условий работающим с соблюдением норм гласности.

3.21. Не допускать действий, направленных на ограничение прав профессиональных союзов в осуществлении контроля за обеспечением порядка учета и распределения жилья в соответствии с действующим законодательством РФ.

3.22. В соответствии со статьей 25 Основ законодательства РФ об охране труда создавать на предприятиях города необходимые условия и гарантии профсоюзным органам, их инспекциям и уполномоченным в осуществлении общественного контроля за соблюдением Законодательства об охране труда.

3.23. Содействовать созданию профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях любой формы собственности, обеспечивать их деятельность в соответствии с Законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“.

3.24. Обеспечивать систематическое повышение квалификации работников и их уровня экономических и правовых знаний, в том числе профсоюзного актива, направлять на развитие персонала не менее 2 процентов средств от фонда оплаты труда.

3.25. Способствовать созданию в трудовых коллективах деловой, творческой обстановки, всемерно развивать и поддерживать инициативу и активность работников, обеспечивать их участие в управлении предприятиями, в полной мере используя замечания профсоюзных органов по вопросам трудовых договоров (контрактов), рабочего времени и отдыха, оплаты труда, гарантий компенсаций и льгот и преимуществ, а также другие социально-трудовые вопросы и сообщать о их решении и принятых мерах в недельный срок.

3.26. Регулярно, но не реже чем 2 раза в год, проводить в трудовых коллективах собрания (конференции) с обсуждением результатов работы предприятия (учреждения), перспектив его развития и выполнения коллективных договоров.

3.27. Совместно с профсоюзными организациями возобновить трудовое соревнование, как один из стимулов повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции. Восстановить
престиж рабочей профессии через организацию разнообразных конкурсов на звание: “Лучший по профессии“ и т.д., наставничество.

3.28. Предоставлять и заселять общежития на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами края.

3.29. Передачу в муниципальную собственность и на обслуживание специализированных служб города инженерных сетей производить в соответствии с Законодательством РФ и нормативными актами Алтайского края.

3.30. Определять в коллективных договорах конкретные меры по закреплению за молодыми рабочими и специалистами шефов-наставников, а также меры морального и материального поощрения наставников.

IV. Профсоюзы обязуются

4.1. Используя все имеющиеся возможности, предотвращать коллективные трудовые споры, в случае их возникновения содействовать их разрешению.

4.2. Обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав и интересов работников в органы, рассматривающие трудовые споры, в случаях нарушения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.

4.3. Осуществлять профсоюзный контроль в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников в соответствии с федеральными и краевыми законами.

4.4. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам.

4.5. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

4.6. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости, принимать активное участие в процессах реорганизации, ликвидации, банкротства предприятий с целью социальной защиты работников.

4.7. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по социально-экономическим вопросам.

4.8. Организовать обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства, правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и методов контроля их исполнения на предприятиях (учреждениях) города, с целью осуществления квалифицированного профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и должностными лицами законодательства о труде.

4.9. Продолжить практику методологической и организационно-правовой помощи в проведении колдоговорных кампаний, стремиться к 100-процентному охвату предприятий (учреждений) города коллективными договорами.

4.10. Совершенствовать формы взаимодействия с Гострудинспекцией по Алтайскому краю, краевым комитетом по труду, в целях обеспечения эффективного государственного надзора и профсоюзного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве, коллективных договоров и соглашений.

4.11. Обеспечить кардинальное улучшение системы оперативной информации профсоюзных организаций о практике, проблемах, результативности защиты социально-экономических интересов членов профсоюзов путем переговоров, совместных действий участников социального партнерства, решений трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

4.12. Проводить экспертизу принимаемых городской Думой, администрацией проектов решений, постановлений и программ, затрагивающих социально-трудовые права работников.

V. Действие соглашения, организация контроля

за его выполнением, ответственность сторон

5.1. Стороны признают настоящее Соглашение основным документом социального партнерства на 2001 - 2002 гг. и принимают на себя обязательства руководствоваться данным Соглашением, соблюдать его условия и нести предусмотренную Законодательством РФ ответственность за нарушения или ненадлежащее его выполнение.

5.2. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до момента подписания нового Соглашения.

5.3. При невыполнении отдельных обязательств по причинам, признанным сторонами уважительными, стороны принимают дополнительные согласованные меры к обеспечению этих обязательств, оформляя Протоколом согласования.

5.4. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством самой трехсторонней комиссией на ее заседаниях, по предоставлению соответствующей информации каждой из сторон Соглашения один раз в полугодие. В текст Соглашения могут вноситься дополнения, изменения, уточнения по взаимному согласию сторон в течение всего периода действия Соглашения, оформляемые протоколом согласования сторон.

5.5. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

5.6. Стороны принимают все зависящие от них меры в рамках законодательства для погашения конфликтов, возникающих в социально-трудовой сфере.

5.7. Действие Соглашения распространяется на всех работодателей и работников города Барнаула, если работодатели и представители работников в течение 30 календарных дней с момента публикации Соглашения в газете “Вечерний Барнаул“ совместным решением не заявили о своем несогласии присоединиться к нему.

Глава городского самоуправления

В.Н.БАВАРИН

Председатель Алтайского краевого

Совета профсоюзов

В.Д.АРГУЧИНСКИЙ

Председатель Совета директоров

Ю.М.БОБКОВ

Председатель Совета предпринимателей

В.С.ГРАБОВЕНКО

Председатель Совета ректоров

В.В.ЕВСТИГНЕЕВ