Законы и бизнес в России

Решение Барнаульской городской Думы от 27.04.2001 N 116 (ред. от 28.09.2005) “Об утверждении Положения об опеке и попечительстве в г. Барнауле“

Утратил силу в связи с принятием Решения Барнаульской городской Думы от 28.03.2008 N 728, вступившего в силу с 12 апреля 2008 года.

Применяется в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации и Алтайского края (Решение Барнаульской городской Думы от 01.02.2008 N 702).

Изменения, внесенные Решением Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 204, вступили в силу с 1 октября 2005 года.

БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2001 г. N 116

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

В Г. БАРНАУЛЕ

(в ред. Решений Барнаульской городской Думы

от 23.08.2001 N 153, от 28.09.2005 N 204)

В целях защиты прав и интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, упорядочения организации и деятельности органов
опеки и попечительства, рассмотрев предложение администрации города, городская Дума решила:

1. Утвердить Положение об опеке и попечительстве в г. Барнауле (прилагается).

2. Уполномоченным органам городского самоуправления при выполнении функций по опеке и попечительству руководствоваться настоящим Положением.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по социальной политике (Брюханов В.Н.).

Глава городского самоуправления

В.Н.БАВАРИН

Приложение

к решению

городской Думы

от 27 апреля 2001 г. N 116

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

(в ред. Решений Барнаульской городской Думы

от 23.08.2001 N 153, от 28.09.2005 N 204)

I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего положения

Настоящее Положение регулирует на основе законодательства Российской Федерации и Алтайского края, Устава города порядок организации и деятельности органов опеки и попечительства в г. Барнауле.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.

Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов городского самоуправления.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по иным основаниям и имеют в соответствии с федеральными законами и законами края право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Опека - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, до 14 лет, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными.

Попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 14 до 18 лет, совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности.

Попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности.

Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство).

Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.

Приемная семья, патронатная семья - формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами), желающими взять детей на воспитание в семью.

Усыновление (удочерение) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке и обеспечивающая возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми.

Опекуны, попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Недееспособное лицо - гражданин, признанный судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Лицо, ограниченное в дееспособности, - гражданин, ограниченный судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Безвестно
отсутствующее лицо - гражданин, признанный судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

(абзац введен Решением Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 204)

Статья 3. Органы опеки и попечительства

3.1. В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства в г. Барнауле являются органы городского самоуправления.

3.2. Функции по опеке и попечительству осуществляют структурные подразделения администраций города и районов:

1) районные отделы образования (иные уполномоченные органы) в отношении несовершеннолетних лиц, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (включая обучающихся в образовательных учреждениях всех типов в возрасте от 18 до 23 лет);

2) комитет администрации города по делам здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и детей малолетнего возраста от 0 до 3 лет, находящихся в учреждениях здравоохранения;

3) районные комитеты по социальной защите населения в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, и несовершеннолетних, находящихся в домах-интернатах, приютах, являющихся учреждениями социальной защиты.

(в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 23.08.2001 N 153)

3.3. Непосредственные функции по опеке и попечительству выполняют назначенные органами опеки и попечительства опекуны (попечители), а также воспитательные, лечебные и иные подобные учреждения, в которые помещены или находятся лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве.

II. Функции органов опеки и попечительства

Статья 4. Функции по опеке и попечительству районных отделов образования

4.1. Районные отделы образования:

1) участвуют в выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в экстремальную ситуацию и нуждающихся в помощи государства;

2) ведут учет
выявленных детей, лишившихся по тем или иным причинам родительского попечения;

3) осуществляют устройство (временное и постоянное) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

(п.п. 3 в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 23.08.2001 N 153)

4) выбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), усыновителя, приемного родителя, родителя-воспитателя;

5) осуществляют подготовку документов для устройства несовершеннолетних, лишившихся своих законных представителей, под опеку (попечительство), в приемные и патронатные семьи, а при отсутствии возможности передачи их в семью - для дальнейшего воспитания в детское интернатное учреждение;

6) выбирают лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителей, подготавливают материалы, необходимые для усыновления, участвуют в судебных процессах по вопросам усыновления;

7) отвечают за выявление, учет детей, подлежащих передаче на усыновление, своевременную передачу сведений о них в региональный банк данных;

8) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, родителей-воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, родителями-воспитателями, готовят проекты договоров о создании приемной семьи, патронатной семьи;

9) участвуют в защите и охране личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних;

10) готовят заключение о целесообразности или нецелесообразности сделок с имуществом, жильем несовершеннолетних;

11) оказывают помощь опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;

12) дают разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного;

13) ставят вопрос о возбуждении в судах дел о лишении родительских прав, дают заключение о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании детей, об установлении усыновления или отмене усыновления и по другим делам, связанным с охраной прав и защитой интересов несовершеннолетних, участвуют в судебных процессах по делам, связанным с воспитанием детей;

14) проводят обследование условий жизни
ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют в суд по его запросу заключение по спорам, связанным с воспитанием детей;

15) осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей);

16) производят немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью;

17) осуществляют охрану прав и интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

18) осуществляют помощь гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 18 до 23 лет по защите их прав;

19) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

20) обеспечивают защиту прав и интересов несовершеннолетних в детских домах, школах-интернатах всех типов;

21) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое, либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

(п.п. 21 введен Решением Барнаульской городской Думы от 23.08.2001 N 153)

22) осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

4.2. Кроме районных отделов образования функции по опеке и попечительству, предусмотренные настоящей статьей, могут осуществлять иные органы - структурные подразделения администрации района в соответствии с положениями об этих органах.

Статья 5. Функции по опеке и попечительству комитета по делам здравоохранения

Комитет администрации города по делам здравоохранения:

1) выявляет душевнобольных и слабоумных лиц, нуждающихся в установлении опеки над ними, новорожденных детей, оказавшихся без попечения родителей;

2) оказывает необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия;

3) осуществляет устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, в психиатрические или психоневрологические учреждения системы здравоохранения, социального обеспечения;

4) осуществляет устройство малолетних детей от
0 до 3 лет, оставшихся без попечения родителей, в подведомственные учреждения, обеспечивает всестороннюю защиту их прав и интересов;

5) ставит вопрос о возбуждении в судах дел о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и других дел в интересах прав и охраняемых законом интересов подопечных;

6) выполняет иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 6. Функции по опеке и попечительству районных комитетов по социальной защите населения

Районные комитеты по Социальной защите населения:

1) выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья;

2) оказывают необходимую помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

3) осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

4) участвуют в назначении попечителя (помощника) для лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

5) осуществляют надзор за деятельностью попечителя (помощника) в порядке и форме, определяемой действующим законодательством;

6) оказывают социальную помощь гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, занимаются (совместно с заинтересованными ведомствами) их трудовым и иным устройством, содействуют в решении социальных вопросов;

7) совместно с органами образования организуют оказание помощи и работу приютов для временного содержания несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальной ситуации;

8) на основании решения суда о признании
гражданина безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления его имуществом, определяют уполномоченное лицо и заключают с ним договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Помимо этого вправе назначить управляющего имуществом безвестно отсутствующего лица до истечения одного года со дня получения данных о месте пребывания отсутствующего гражданина;

(п. 8) введен Решением Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 204)

9) выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 7. Порядок подготовки и принятия правовых актов органов опеки и попечительства

(введена Решением Барнаульской городской Думы от 23.08.2001 N 153)

7.1. Правовые акты (постановления) об установлении и прекращении опеки и попечительства; об устройстве лиц в семьи, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты; о разрешении на совершение сделок с имуществом подопечного и по иным вопросам, связанным с защитой и охраной личных и имущественных прав и интересов лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, принимаются главами районных администраций по месту жительства (пребывания) этих лиц, а в исключительных случаях - по месту жительства опекуна (попечителя).

7.2. Структурные подразделения администрации города и районов, указанные в статьях 4 - 6 настоящего Положения, в пределах своей компетенции осуществляют подготовку постановлений глав районных администраций и контроль за их исполнением. Проекты постановлений направляются в районные администрации вместе с пакетом представленных документов.

III. Установление и прекращение

опеки и попечительства

Статья 8. Установление опеки и попечительства

8.1. Порядок выявления и учета лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, установления опеки и попечительства, исполнения опекунами (попечителями) своих обязанностей, защиты и охраны прав и интересов подопечных и другие вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, иными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и органов городского
самоуправления.

8.2. Опека и попечительство над лицами, указанными в п. 2.2. настоящего Положения, устанавливаются, а конкретный опекун (попечитель) назначается постановлением главы районной (в городе) администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, или по месту жительства опекуна (попечителя).

8.3. Назначение опекуна (попечителя) осуществляется только с его согласия, с учетом нравственных и личных качеств, отношений с подопечным, иных обстоятельств и на основании документов:

1) заявление об установлении опеки (попечительства) и назначении опекуном (попечителем);

2) документы, подтверждающие отсутствие родителей, усыновителей, лишение родительских прав (при установлении опеки над несовершеннолетними);

3) заявление - согласие лица, над которым устанавливается опека (попечительство), на назначение данного лица опекуном (попечителем);

4) справки с места жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), и кандидата в опекуны (попечители);

5) справки о состоянии здоровья лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, и кандидата в опекуны (попечители);

6) справки о доходах кандидата в опекуны (попечители).

Органы, уполномоченные осуществлять функции опеки и попечительства, вправе в каждом конкретном случае требовать представления дополнительных документов, подтверждающих способность и возможность лица исполнять обязанности опекуна (попечителя). Указанные органы на основании представленных документов готовят проект постановления главы районной администрации об установлении опеки (попечительства) и назначении опекуна (попечителя).

8.4. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

Статья 9. Прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство прекращаются по основаниям и в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.