Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УМНС РФ по Алтайскому краю <(февраль 2001 г.): Банковский счет>

УПРАВЛЕНИЕ МНС РФ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(февраль 2001 г.):

БАНКОВСКИЙ СЧЕТ

ВОПРОС: Правомерна ли позиция конкурсного управляющего в том, что банк не имеет права без его подтверждения исполнять платежные документы, поступающие на счет предприятия-банкрота, в том числе инкассовые распоряжения налоговых органов и внебюджетных фондов? Если нет, то каким образом банк может самостоятельно скорректировать очередность погашения требований кредиторов (в том числе бюджета) к клиенту-банкроту, учитывая, что до открытия конкурсного производства банк выстроил картотеку N 2 счету клиента? Каким образом банк может самостоятельно скорректировать картотеку N 2 клиента-банкрота, если инкассовые распоряжения бюджета и внебюджетных фондов содержат одновременно требования о взыскании как недоимки, так и пени
(т.е. платежи разной очередности)?

ОТВЕТ: Согласно пункту 1 статьи 106 Федерального Закона от 08.01.1998 г. N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ вне очереди удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, в том числе обязательства налогоплательщика по уплате налогов и иных платежей в бюджет, обязанность по уплате которых возникла с момента введения наблюдения до открытия конкурсного производства. Об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, а также при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет налогоплательщику извещение (требование об уплате налога), которым предлагается добровольно уплатить неуплаченную сумму налога и пеней (статья 69 НК РФ). Таким образом, конкурсный управляющий извещается о том, что у налогоплательщика имеются суммы неуплаченных налогов в бюджет, требованием об уплате налога. Соответственно банк не должен дополнительно уведомлять управляющего делами должника о выставленных налоговыми органами на счет предприятия-банкрота инкассовых распоряжениях. В соответствии со статьей 101 Федерального Закона “О несостоятельности (банкротстве)“ с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом и банковским счетом должника. Статьей 114 Федерального Закона N 6-ФЗ предусмотрено, что расчеты с кредиторами производит конкурсный управляющий в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного исполнения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества должника оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Кроме того, необходимо учитывать, что действующее законодательство РФ не возлагает на банк обязанностей по контролю за использованием денежных средств, находящихся на счете должника. При этом, статьей 845 ГК РФ предусмотрено,
что банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Таким образом, арбитражный управляющий заменяет органы ликвидируемого должника и, соответственно, в силу статьи 854 ГК РФ любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этого управляющего. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в иных случаях, установленных законом (п. 2 ст. 854 ГК РФ).