Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УМНС РФ по Алтайскому краю <(август 1999 г.): Уплата налогов по месту нахождения обособленного подразделения>

УПРАВЛЕНИЕ МНС РФ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(август 1999 г.):

УПЛАТА НАЛОГОВ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ

ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

ВОПРОС: Права ли администрация Суетского района, требуя уплаты земельного налога и части налога на прибыль за участок, юридическое лицо которого расположено в Барнауле?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, а филиалы и иные обособленные подразделения лишь выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и подразделения осуществляют функции организации.

Обособленные подразделения юридических лиц, в отношении которых не проведена процедура оформления в соответствии с пунктом 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской
Федерации, но которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, должны признаваться налоговыми органами филиалами соответствующих юридических лиц, и соответственно, юридическое лицо обязано встать на учет в налоговом органе по месту осуществления обособленным подразделением этого юридического лица его функций на определенной территории (разъяснения ГНС РФ N ВГ-6-18/151 от 02.03.99).

При этом статус филиала и других обособленных подразделений определяется в соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ. Согласно вышеназванной статье, обособленные подразделения юридических лиц могут существовать лишь в двух формах - представительств либо филиалов. Так, обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, является его филиалом.

До введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации порядок уплаты налогов и сборов организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений устанавливается Законами РФ, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.

Статьей 83 Налогового кодекса установлено, что организации, имеющие в собственности или пользовании земельные участки, включая земельные участки, арендуемые из муниципальных или государственных земель, подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту расположения данной организации, но и в налоговых органах по месту нахождения каждого земельного участка.

Согласно Федеральному закону от 25.07.98 N 132-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю“ плата за землю перечисляется плательщиками:

за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за
исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.07.95 N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета“ исчисление налога на прибыль отдельно по организациям (без структурных подразделений) и структурным подразделениям производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти организации и их структурные подразделения. Доля прибыли, которая приходится на территориально обособленные структурные подразделения, и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ местным органам власти предоставлено право вводить на подведомственных территориях местные налоги и сборы. Они же устанавливают порядок их исчисления и уплаты.

При исчислении местных налогов и сборов за структурные подразделения предприятий и организаций следует руководствоваться решениями органов местного самоуправления о введении местных налогов и сборов по месту нахождения структурных подразделений, Законом Алтайского
края от 09.09.97 N 45-ЗС “О порядке расчетов по налогам, подлежащим уплате юридическими лицами, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не являющиеся самостоятельными налогоплательщиками“ и Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании постановлений Суетского районного собрания депутатов от 23.12.97 N 81, от 29.12.98 N 112 плательщиками по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы являются юридические лица, предприятия и организации всех организационно-правовых форм собственности, головные предприятия, имеющие участки на территории Суетского района, филиалы предприятий, другие обособленные структурные подразделения, расположенные отдельно от места регистрации юридического лица.

На основании вышеизложенного администрация Суетского района вправе требовать перечисления земельного налога на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления, причитающуюся долю налога на прибыль, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в бюджет района.