Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.06.1999 N 198 “О протесте прокурора Алтайского края на пункт 1.4 Положения о порядке согласования в Алтайском краевом Законодательном Собрании кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и судей федеральных судов, утвержденного постановлением краевого Законодательного Собрания от 12 марта 1998 года N 84 в редакции постановления от 2 ноября 1998 года N 348“
АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 1999 г. N 198
О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПУНКТ 1.4
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕВОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СУДЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
КРАЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОТ 12 МАРТА
1998 ГОДА N 84 В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ОТ 2 НОЯБРЯ 1998 ГОДА N 348
В краевое Законодательное Собрание поступил вышеуказанный протест прокурора края.
В протесте отмечено, что пункт 1.4 Положения о порядке согласования в Алтайском краевом Законодательном Собрании кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и судей федеральных судов, утвержденного постановлением краевого Законодательного Собрания от 12 марта 1998 г. N 84 в редакции постановления от 2 ноября 1998 года N 348 содержит требование о приложении к представлению, направляемому в краевое Законодательное Собрание для согласования указанных кандидатур, при необходимости характеристики с предыдущих мест работы за последние 5 - 10 лет, которое, по мнению прокурора края, ущемляет права граждан и подлежит отмене.
Данный протест прокурора края не может быть удовлетворен по следующим основаниям.
Согласно статьям 4, 5 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“ судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков; отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
Данные положения Закона являются правовым основанием для проверки личных качеств претендента на должность судьи.
Обобщение практики рассмотрения в 1996 году материалов квалификационными коллегиями судей судов общей юрисдикции, проведенное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, показало, что из 96 судей, полномочия которых были прекращены за совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти, свыше 50 процентов имели судебный стаж до 5 лет. Это свидетельствует о недостаточном изучении моральных и деловых качеств кандидатов в судьи.
Исходя из этого в письме Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 23 мая 1997 года N ВХС-СП-96 было рекомендовано истребовать характеристики не только с последнего, но и с предыдущих мест работы за последние 5 - 10 лет, если они менялись.
Кроме этого в письме заместителя начальника управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шилимина А.Н. от 20 января 1999 года N 6-29-99, направленном в управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Алтайском крае сказано, что прокуратуре края руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложено руководствоваться пунктом 1.4 Положения о порядке согласования в Алтайском краевом Законодательном Собрании кандидатур на должности председателя, заместителя председателя суда и судей федеральных судов.
Исходя из изложенного, довод о том, что требование о представлении характеристики с предыдущих мест работы за последние 5 - 10 лет в значительной мере ущемляет охраняемое частью 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности, указанный в протесте прокурора края, не состоятелен.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“ судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.
Осуществляя правосудие от имени государства, он обязан соблюдать и часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации, которая гласит о том, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
Такие требования Конституции Российской Федерации может выполнять судья, обладающий высокими профессиональными и моральными качествами. Проверка указанных качеств судьи возможна в установленном порядке, в том числе в соответствии с пунктом 1.4 вышеуказанного Положения.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 4, 5 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“, краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Протест прокурора Алтайского края на пункт 1.4 Положения о порядке согласования в Алтайском краевом Законодательном Собрании кандидатур на должность председателя, заместителя председателя и судей федеральных судов, утвержденного постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 12 марта 1998 года N 84 в редакции постановления от 2 ноября 1998 года N 348 отклонить.
2. В соответствии со статьей 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ сообщить прокурору края о результатах рассмотрения протеста.
Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания
А.Г.НАЗАРЧУК