Законы и бизнес в России

Закон Алтайского края от 31.12.1997 N 78-ЗС (ред. от 06.04.1998) “Об экологической экспертизе“ (принят АКЗС 30.12.1997)

Утратил силу в связи с принятием Закона Алтайского края от 15.04.2005 N 18-ЗС.

31 декабря 1997 года N 78-ЗС

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

ЗАКОН

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Принят

Алтайским краевым

Законодательным Собранием

30 декабря 1997 года

(в ред. Закона Алтайского края от 06.04.1998 N 20-ЗС)

Настоящий Закон регулирует отношения в области экологической экспертизы на территории Алтайского края и направлен на решение задач охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Алтайского края об экологической экспертизе

Законодательство Алтайского края об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды“, Федерального закона “Об
экологической экспертизе“ и состоит из Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Алтайского края.

В случае противоречия иных нормативных правовых актов Алтайского края, принимаемых в области экологической экспертизы, настоящему Закону действуют нормы настоящего Закона.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

безопасность экологическая - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в природной среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку;

вредное экологическое воздействие - воздействие объекта хозяйственной и иной деятельности, приводящее к значительным, как правило, необратимым изменениям в природной среде и оказывающее негативное воздействие на человека;

обоснование экологическое - совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека;

опасность экологическая - вероятность ухудшения показателей качества природной среды (состояний, процессов) под влиянием природных и техногенных факторов, представляющих угрозу экосистемам и человеку;

оценка воздействия - определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия;

ситуация экологическая - сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, обуславливающих состояние природных или природно - технических систем;

хозяйственная деятельность - специфическая форма воздействия человека на окружающую среду, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование;

экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;

экологическая
экспертиза общественная - экологическая экспертиза, организуемая и проводимая по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

экологические требования - комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Статья 3. Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Статья 4. Виды экологической экспертизы

В Алтайском крае осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 5. Вопросы ведения Алтайского края в области экологической экспертизы

К ведению Алтайского края в области экологической экспертизы относятся:

правовое регулирование отношений в области экологической экспертизы посредством принятия в развитие Федерального закона “Об экологической экспертизе“ и настоящего Закона нормативных правовых актов в области экологической экспертизы с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Алтайского края;

получение от соответствующих органов информации об объектах экологической
экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории Алтайского края;

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Алтайского края и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории Алтайского края хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;

осуществление контроля за исполнением законодательства Алтайского края об экологической экспертизе;

информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах;

решение других вопросов в указанной области в случаях, если они не отнесены к ведению Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия в области экологической экспертизы органов государственной власти Алтайского края

1. Алтайское краевое Законодательное Собрание обеспечивает соответствие законодательных актов Алтайского края законодательству Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы.

2. Администрация Алтайского края в области экологической экспертизы:

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Алтайского края;

контролирует исполнение законодательства Алтайского края об экологической экспертизе органами государственной власти Алтайского края;

осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы.

Статья 7. Полномочия, права и обязанности специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы

1. К полномочиям специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы относятся:

организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, в том числе формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

установление срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

разработка, пересмотр и утверждение нормативно - технических и инструктивно - методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона
в части проведения государственной экологической экспертизы в пределах территории Алтайского края;

нормативно - техническое, научно - методическое, методологическое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы, координация научных исследований по формированию базы нормативно - технических документов, направленных на реализацию законодательства Алтайского края об экологической экспертизе;

организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в пределах территории Алтайского края;

проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методам и формам осуществления государственной экологической экспертизы, по вопросам обмена опытом в ее проведении и по вопросам повышения качества эколого - экспертной деятельности;

взаимодействие с органами государственной власти Алтайского края по вопросам экологической экспертизы;

осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы.

2. Специально уполномоченный государственный орган Алтайского края в области экологической экспертизы имеет право:

принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы, намечаемых к реализации на территории Алтайского края, в установленном порядке;

иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и банкам знаний в области оценки воздействия на человека и окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности;

получать бесплатно от органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы;

принимать участие совместно с федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и органами экологической экспертизы субъектов Российской Федерации и иностранных государств в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;

устанавливать непосредственные контакты и организовывать взаимодействие
с органами экологической экспертизы субъектов Российской Федерации и иностранных государств в целях проведения консультаций, обмена опытом, научно - методическими разработками, а также обмена специалистами в области экологической экспертизы;

направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

осуществлять в пределах своей компетенции иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Алтайского края и необходимые для реализации своих полномочий в области экологической экспертизы.

3. Специально уполномоченный государственный орган Алтайского края в области экологической экспертизы обязан:

обеспечивать соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям Федерального закона “Об экологической экспертизе“, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края;

предварительно информировать органы государственной власти Алтайского края и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе;

предоставлять, по запросам, для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно - технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы;

направлять органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, предоставившим предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы;

готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе;

предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы, если объекты государственной экологической экспертизы не составляют государственную и иную охраняемую законом тайну.

Статья 8. Полномочия
органов местного самоуправления в области экологической экспертизы

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другими муниципальными образованиями;

принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

информирование специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

информирование органов прокуратуры, специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы и органов государственной власти Алтайского края о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

2. Органы местного самоуправления имеют право:

получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

направлять в письменной форме специально уполномоченному государственному органу в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 9. Государственная экологическая экспертиза

1. Государственная экологическая экспертиза проводится
с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества и является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую среду.

2. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне Алтайского края.

3. Государственная экологическая экспертиза в Алтайском крае организуется и проводится специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом “Об экологической экспертизе“ и нормативно - правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативно - правовыми актами Алтайского края.

Статья 10. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы

1. Специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы является Государственный комитет по охране окружающей среды Алтайского края.

2. Специально уполномоченный государственный орган Алтайского края в области охраны окружающей природной среды имеет исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляет соответствующие функции через свое подразделение, специализированное в области организации и проведения государственной экологической экспертизы - экспертное подразделение.

3. Экспертное подразделение специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области охраны окружающей природной среды осуществляет свою деятельность на основании настоящего Закона и Положения, утвержденного в порядке, установленном федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы Алтайского края

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне Алтайского края, подлежат:

1) проекты нормативных правовых актов Алтайского края, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно - технических и инструктивно - методических документов, утверждаемых органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей
природной среды, и иную деятельность;

2) материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Алтайского края, в том числе:

проекты комплексных и целевых социально - экономических, научно - технических и иных программ Алтайского края, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

проекты схем развития отраслей народного хозяйства Алтайского края, в том числе промышленности;

проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Алтайского края;

проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования Алтайского края;

проекты инвестиционных и приватизационных программ Алтайского края и органов местного самоуправления;

3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории Алтайского края, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий Алтайского края и местного значения;

4) документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Алтайского края и органов местного самоуправления;

5) все виды градостроительной документации, в том числе: схемы и проекты районной планировки административно - территориальных образований;

генеральные планы городов, других поселений и их систем;

проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

6) проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геолого - разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

7) материалы по обоснованию мест размещения объектов краевого уровня и местного значения, способных повлиять на компоненты природной среды и изменение экологической ситуации в районах размещения, а также размещение которых
намечается вне соответствия с генпланом соответствующей территории, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы;

8) технико - экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории Алтайского края, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;

9) документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр краевого и местного значения;

10) проекты схем охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, находящихся в ведении Алтайского края, иная проектная документация в области природопользования;

11) материалы, обосновывающие получение лицензий и сертификатов на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

12) материалы по обоснованию получения инвестиционных кредитов на осуществление хозяйственной и иной деятельности;

13) материалы по обоснованию новой техники, технологий, материалов и веществ для последующего получения сертификатов;

14) материалы, обосновывающие выдачу разрешений (лицензий) на изъятие (сбор, добычу) и использование природных ресурсов Алтайского края, в том числе разрешений (лицензий) на выброс и сброс загрязняющих веществ, утилизацию и размещение отходов и на комплексное природопользование;

15) иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории Алтайского края;

16) объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в настоящей статье и повторно направленные на государственную экологическую экспертизу в случаях, указанных в пункте 8 статьи 12 настоящего Закона.

Статья 12. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии:

предоставления документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, в полном объеме, определяемом нормативными документами о порядке ее разработки и содержащем экологическое обоснование предлагаемых решений по экспертируемой деятельности и (или) оценку воздействия на окружающую природную среду;

наличия в составе представляемой документации материалов заключений (согласований) с органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, собственником, владельцем, пользователями природных ресурсов, и в случае необходимости - наличия ведомственной экспертизы и материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;

предварительной оплаты заказчиком объекта государственной экологической экспертизы в полном объеме и порядке, установленном специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы.

2. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется по следующим видам:

государственная экологическая экспертиза простых объектов;

государственная экологическая экспертиза объектов средней сложности;

государственная экологическая экспертиза сложных объектов.

3. Срок проведения государственной экологической экспертизы, ее вид и процедура определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

4. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки полного комплекта необходимых материалов и документов.

Общая продолжительность проведения государственной экологической экспертизы не должна превышать 6 месяцев.

5. Государственная экологическая экспертиза по конкретному объекту проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы.

6. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

7. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Закона, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.

8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании:

1) решения судебных органов;

2) представления заказчиком материалов, доработанных по замечаниям ранее полученного отрицательного заключения, или ранее получивших положительное заключение в случае:

доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом Алтайского края в области охраны окружающей природной среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

9. Для обсуждения проблем экологической безопасности, реализации принципа научной обоснованности и объективности заключений государственной экологической экспертизы при специально уполномоченном государственном органе Алтайского края в области экологической экспертизы создается Совет государственной экологической экспертизы, действующий на основании Положения, утвержденного в порядке, установленном федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Статья 13. Эксперт государственной экологической экспертизы

1. Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, состоящий в штате экспертного подразделения специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы (штатный эксперт) и (или) привлеченный специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы для проведения государственной экологической экспертизы (внештатный эксперт).

2. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в договорных отношениях.

3. Штатный эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии со своими функциональными обязанностями и заданием, выданным руководителем экспертного подразделения специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы.

4. Внештатный эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении на основании договора в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, заключенного со специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы, в котором определяется задание, сроки и размер оплаты труда.

5. Оплата труда штатных и внештатных экспертов производится специально уполномоченным государственным органом Алтайского края, в области экологической экспертизы в порядке, определяемом правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.

6. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять специально уполномоченному государственному органу Алтайского края в области экологической экспертизы о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

7. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации и Алтайского края в области охраны окружающей природной среды, нормативно - техническим документам и представлять заключения по таким материалам;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе;

соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Статья 14. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

1. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы образуется для проведения государственной экологической экспертизы конкретного объекта из числа штатных и (или) внештатных экспертов в зависимости от вида государственной экологической экспертизы.

2. Формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы осуществляется специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы.

Статья 15. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

1. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, а также законами и иными нормативными правов“ми актами Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы.

2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы: участвует в формировании специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы указанной экспертной комиссии;

обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы по ее конкретному объекту;

организует подготовку сводного заключения указанной экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Алтайского края, нормами и правилами в области экологической экспертизы.

Статья 16. Ответственный секретарь экспертной комиссии

1. Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается руководителем экспертного подразделения специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы из числа штатных экспертов.

2. Ответственный секретарь экспертной комиссии осуществляет организационное, информационное и материально - техническое обеспечение работы соответствующей комиссии.

3. Ответственный секретарь экспертной комиссии:

обеспечивает проведение государственной экологической экспертизы;

участвует в заседаниях экспертной комиссии;

участвует в подготовке заключения экспертной комиссии;

имеет право голоса как штатный эксперт при принятии решения экспертной комиссии по заключению конкретного объекта государственной экологической экспертизы.

Статья 17. Заключение государственной экологической экспертизы

1. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы по установленной форме, одобренное большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и утвержденное руководителем специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы, является заключением государственной экологической экспертизы.

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также требованиям законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края.

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статье 11 настоящего Закона, может быть положительным или отрицательным.

6. Положительное заключение государственной экологической экспертизы

1) содержит обоснованные выводы:

о соответствии намечаемой деятельности действующим экологическим требованиям;

о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности;

о возможности реализации объекта экспертизы;

2) имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы и указанного в данном заключении;

3) теряет юридическую силу в случае:

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;

4) является одним из обязательных условий:

финансирования (кредитования) и реализации объекта государственной экологической экспертизы;

получения лицензии, сертификата на пользование отдельными видами природных ресурсов, осуществление хозяйственной и иной деятельности.

7. Отрицательное заключение государственной экологической экспертизы может содержать выводы двух видов:

о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в данном заключении;

о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

8. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного и (или) межрегионального договора является основанием для признания его недействительным.

9. Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Алтайского края рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти Алтайского края или органами местного самоуправления.

10. Первый экземпляр заключения государственной экологической экспертизы направляется заказчику, второй экземпляр - остается в деле экспертного подразделения специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы, копии заключений государственной экологической экспертизы направляются специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей природной среды районов и городов Алтайского края для осуществления ими соответствующих контрольных функций, а в случае необходимости - администрации Алтайского края, органам местного самоуправления и банковским организациям, которые осуществляют финансирование объекта государственной экологической экспертизы.

11. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Статья 18. Права и обязанности руководителя специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы

1. Руководитель специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы:

обеспечивает организацию проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе“, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы;

осуществляет организацию информационного и материально - технического обеспечения процесса экологической экспертизы;

утверждает состав экспертной комиссии из числа внештатных экспертов, заключает договора в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации с внештатными экспертами по проведению государственной экологической экспертизы в соответствии с предложениями экспертного подразделения;

утверждает заключения экспертных комиссий;

направляет лицам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы, представление о приостановлении (прекращении) финансирования и (или) строительства указанного объекта;

направляет в заинтересованные органы представление о привлечении к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области экологический экспертизы.

2. Руководитель специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы обязан:

осуществлять контроль за реализацией требований настоящего Закона и за порядком проведения государственной экологической экспертизы, установленным Федеральным законом “Об экологической экспертизе“, настоящим Законом и нормативными правовыми документами Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы;

обеспечивать расходование денежных средств, перечисленных заказчиком объекта государственной экологической экспертизы, в соответствии с порядком, утвержденным администрацией Алтайского края.

Статья 19. Права и обязанности руководителя экспертного подразделения специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы

Руководитель экспертного подразделения специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы

1. Имеет право:

1) возглавлять экспертные комиссии, совет экологической экспертизы, организовывать их деятельность;

2) формировать экспертные комиссии;

3) подавать предложения руководству специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы:

о приостановлении (прекращении) финансирования строительства объекта экологической экспертизы или действия лицензии по виду деятельности, получившей отрицательное заключение государственной экологической экспертизы;

о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство Алтайского края об экологической экспертизе.

2. Обязан:

обеспечивать соответствие процедуры проведения экологической экспертизы требованиям настоящего Закона и порядку, установленному в соответствии с нормативными документами;

осуществлять контроль за деятельностью экспертного подразделения и создаваемых экспертных комиссий.

Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(ОБЪЕДИНЕНИЙ) В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭКСПЕРТИЗА

Статья 20. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на территории Алтайского края;

направлять в письменной форме экспертному подразделению специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории края;

получать от экспертного подразделения, организующего проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Алтайского края.

2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие мнение общественных организаций (объединений).

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в Федеральном законе “Об экологической экспертизе“ и статье 11 настоящего Закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы

1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.

3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 12 настоящего Закона;

знакомиться с нормативно - технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

4. На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в статье 13 настоящего Закона.

Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы

1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

3. В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.

4. Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

1. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

сведения об объекте, намечаемом к реализации, составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона “Об экологической экспертизе“;

требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Закона, не выполнены.

2. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.

3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

3. В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Закона.

4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ДОКУМЕНТАЦИИ,

ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:

получать от специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно - технические и инструктивно - методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;

обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;

представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;

представлять доработанную по замечаниям заключения государственной экологической экспертизы документацию на повторную государственную экологическую экспертизу;

решать в досудебном порядке спорные вопросы;

оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе.

Статья 27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12 и 21 настоящего Закона;

производить оплату за проведение государственной экологической экспертизы;

передавать специально уполномоченному государственному органу Алтайского края в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;

осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

передавать заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 28. Финансирование государственной экологической экспертизы

1. Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляются за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом Алтайского края в области экологической экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

2. Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы перечисляются соответствующим заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления и иными субъектами права законодательной инициативы в краевом Законодательном Собрании в случаях, предусмотренных Законом Алтайского края “О правотворческой деятельности.

(ч. 2 в ред. Закона Алтайского края от 06.04.1998 N 20-ЗС)

3. Финансовые средства перечисляются на специальный субсчет специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы и расходуются им исключительно на цели, связанные с организацией и проведением государственной экологической экспертизы, включая информационное и материально - техническое обеспечение.

Специально уполномоченный государственный орган Алтайского края в области экологической экспертизы несет ответственность за целевое использование этих средств.

4. Использование финансовых средств, поступивших на проведение государственной экологической экспертизы, осуществляется в порядке, утвержденном администрацией Алтайского края на основе предложений специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы.

Статья 29. Финансирование общественной экологической экспертизы

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Статья 30. Виды нарушений законодательства об экологической экспертизе

1. Нарушениями законодательства Алтайского края об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

1) непредставление документации на экологическую экспертизу;

2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;

4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;

5) уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;

6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

2. Нарушениями законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы руководителем специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы и руководителем экспертного подразделения являются:

1) нарушение установленных настоящим Законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;

2) неисполнение установленных настоящим Законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;

3) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;

4) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;

5) необоснованность отказа в учете выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

3. Нарушениями законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии и экспертами экологической экспертизы являются:

1) нарушение требований законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно - технических документов;

2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;

3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;

4) сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона.

4. Нарушениями законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и также органов местного самоуправления являются:

1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;

2) выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);

4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

5. Нарушениями законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Статья 31. Уголовная ответственность

Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статья 32. Административная ответственность

Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Статья 33. Материальная ответственность

Должностные лица, эксперты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края о труде.

Статья 34. Гражданско - правовая ответственность

1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Разрешение споров в области экологической экспертизы между муниципальными образованиями

Споры в области экологической экспертизы между муниципальными образованиями разрешаются в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством.

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете “Алтайская правда“.

Глава администрации

Алтайского края

А.А.СУРИКОВ

г. Барнаул

31 декабря 1997 года

N 78-ЗС