Законы и бизнес в России

Обзор консультаций ГНИ по Алтайскому краю от 08.10.1997 <Применение контрольно - кассовых машин>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

от 8 октября 1997 года

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН

ВОПРОС: Наша фирма осуществляет денежные расчеты с населением с применением документов строгой отчетности - талонов на бензин. Применяется ли в этом случае ККМ при реализации талонов населению? Будет ли такой документ документом строгой отчетности?

ОТВЕТ: Статьей 1 Закона РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением“ установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций в РФ с населением производятся всеми предприятиями с обязательным применением ККМ.

Вместе с тем ряд отдельных категорий предприятий и организаций в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ. Перечень таких предприятий утвержден Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745 (в ред. Постановления от 06.01.97 г. N 11), в котором отсутствуют предприятия, реализующие населению талоны на приобретение ГСМ.

Согласно Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР 29.07.83 г. N 105, бланки форм первичных документов могут относиться к бланкам строгой отчетности в случаях, установленных законодательством.

Формы бланков в качестве документов строгой отчетности, которые могут быть использованы при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без ККМ, были утверждены Минфином РФ и доведены до сведения письмами ГНС РФ, где также отсутствуют талоны на приобретение ГСМ.

Таким образом, осуществляя операции по реализации населению талонов на приобретение ГСМ, предприятие должно применять ККМ.

Что касается отнесения талонов к бланкам документов строгой отчетности, то следует сказать следующее.

Во всех других случаях (за исключением указанных выше) предприятие вправе самостоятельно устанавливать перечень документов строгой отчетности, в частности, к ним могут быть отнесены бланки удостоверений, дипломов, талоны, билеты, бланки товаросопроводительных документов и т.п., которые учитываются предприятием на забалансовом счете 006 “Бланки строгой отчетности“ (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, утвержденная Приказом Минфина СССР от 01.11.91 г. N 56) и должны содержать необходимые реквизиты, предусмотренные п. 7 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина от 26.12.94 г. N 170.

ВОПРОС: Должна ли применяться контрольно - кассовая машина при торговле соответствующим товаром из цистерны (пиво, молоко, квас), установленной стационарно в киоске либо вне киоска, но с
подключением к емкостям завода?

ОТВЕТ: Согласно ч. 1 п. 2 “Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин“, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.10.95 г. N 1028), предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации и учреждения в части осуществления:

мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами вправе осуществлять деятельность без применения контрольно - кассовых машин.

Перечисленные в ч. 1 п. 2 данного Перечня способы торговли предполагают наличие общего признака, который заключается в передвижном характере такой торговли.

Учитывая это, можно сделать вывод, что в случае торговли товаром из цистерны, установленной стационарно, необходимо применение контрольно - кассовой машины, поскольку подобного вида торговля не попадает под передвижной способ торговли. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Письмо Президиума Высшего арбитражного суда от 30 сентября 1996 г. N 7 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“).

ВОПРОС: Может ли налоговая инспекция применить штрафные санкции в 350-кратном размере минимальной заработной платы, если при проверке в кассе контрольно - кассовой машины оказались излишки в сумме 13000 руб.?

ОТВЕТ: В Приложении к Письму
Госналогслужбы РФ от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152 отмечается, что в соответствии с п. 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 г. N 104, и п. 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно - кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным банком России совместно с Госналогслужбой России 18.09.93 г. N 51, N ВЗ-6-13/272, администрация предприятия при обнаружении излишков денежных средств обязана оприходовать их и отразить в учете результатов хозяйственной деятельности. Однако наличие значительных сумм излишков должно служить поводом для выяснения причин их образования. Налоговые органы, используя предоставленные им права и привлекая при необходимости органы налоговой полиции и других контролирующих организаций, анализируют обстоятельства, повлекшие за собой образование указанных излишков денежных средств.

Основанием к наложению на предприятие штрафа в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда (в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“) возникает в тех случаях, когда причиной образования излишков явилось неприменение контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, выявленное в ходе проверки предприятия.