Законы и бизнес в России

Обзор консультаций ГНИ по Алтайскому краю <(август - ноябрь 1996 г.): Прочие налоги>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(август - ноябрь 1996 г.):

ПРОЧИЕ НАЛОГИ

ВОПРОС: Просим дать разъяснение о правилах взимания подоходного налога с физических лиц, сдающих товар на реализацию в магазин, как частное лицо.

(Магазин - салон “Орбита“, г. Барнаул)

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом “т“ пункта 1 статьи 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“ в целях налогообложения в совокупный доход не включаются суммы, получаемые физическими лицами в течение года от продажи имущества (товара, сданного на реализацию в магазин), принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Порядок применения данной статьи закона определен
в подпункте “т“ пункта 8 раздела 1 Инструкции ГНС N 35 от 29.06.95 по применению вышеназванного закона. Согласно данной инструкции предприятия (как в качестве покупателя, так и в качестве комиссионеров, реализующих имущество физического лица от своего имени), производящие за указанное имущество выплаты физическим лицам, не вставшим на учет в налоговых органах в качестве плательщиков подоходного налога, обязаны удержать налог с суммы, превышающей тысячекратный установленный законом размер минимальной оплаты труда по ставкам, указанным в пункте 18 настоящей инструкции. Если в течение года производится несколько таких выплат одному и тому же физическому лицу, то налог исчисляется с общей суммы выплат, превышающей указанные размеры, с зачетом ранее удержанной суммы налога. В этом случае предприятие должно вести по каждому физическому лицу учет совокупного дохода, выплачиваемого ему с начала года. При расчете дохода, подлежащего налогообложению, сумма валового дохода уменьшается на 1000-кратный размер минимальной месячной оплаты труда в год, рассчитанной на основе действовавших с начала года размеров и того размера, который действует на момент совершения сделки.

О всех выплатах, произведенных физическим лицам, предприятия обязаны ежеквартально сообщать налоговым органам по месту своего нахождения.

В случае, если предприятием выплачивались суммы, не превышающие вышеуказанные размеры и удержание налога в связи с этим не производилось, о выплаченной сумме также, не реже одного раза в квартал, предприятие обязано сообщать налоговому органу по месту своего нахождения.

ВОПРОС: Письмом ГНС РФ от 14.05.96 N ПВ-6-13/325 “По отдельным вопросам учета и отчетности“ разрешается все расходы по аренде автомобиля у физических лиц для производственных нужд относить на себестоимость (включая бензин, ремонт, запчасти и т.д.). Сумма арендной платы включается
в статью “Расходы по оплате труда“ и облагается подоходным налогом.

Просим дать разъяснение, с каких еще сумм, кроме арендной платы, удерживается подоходный налог с арендодателя?

(Г.Кузняк г. Барнаул)

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом “г“ пункта 41 Инструкции ГНС РФ от 29.06.95 N 35 “По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“, физические лица, сдающие в наем или в аренду любое имущество, принадлежащее им на праве собственности, привлекаются к уплате подоходного налога по доходам, полученным от сдачи в наем или аренду этого имущества, как в денежной, так и в натуральной форме (оплата услуг), в том числе оплата ремонта арендованного имущества, приобретение запасных частей и т.п.

В том случае, если физические лица состоят с данным предприятием в трудовых отношениях, то полученные суммы от сдачи имущества в аренду включаются в их совокупный доход. Если же физические лица не состоят в трудовых отношениях с предприятием-арендатором, то предприятие обязано подать на них в налоговый орган сведения о выплаченных суммах доходов и удержанных суммах подоходного налога по форме N 3.

ВОПРОС: Каков порядок уплаты за арендованную землю крестьянскими хозяйствами?

(с. Смоленское)

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 21 Закона РФ “О плате за землю“ размер, условия и сроки внесения арендной платы при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются договором на основании базовых размеров арендной платы, установленных органами исполнительной власти.

В тех случаях, когда в договорах аренды не оговорены размер, условия и сроки внесения арендной платы, а также не установлены ее базовые размеры, арендную плату за арендованные земли крестьянскими хозяйствами в соответствии со ст. 1 Закона РФ “О плате за землю“
следует взыскивать по ставкам земельного налога за земли соответствующей категории по срокам, установленным для взимания земельного налога.

ВОПРОС: Просим дать разъяснения по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в 1995 году и по правильности составления расчета удельного веса реализации с/х продукции за 1994 год по колхозу им. Кирова. В ходе проверки установлено, что колхоз имени Кирова определял удельный вес как отношение выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и выручки от реализации с/х продукции собственного производства, реализованной в переработанном виде (включая колбасу и фарш), к общей выручке, что составило 70,18 процента.

(с. Гальбштадт)

ОТВЕТ: Согласно п. 39-1 инструкции “О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды“ от 30.03.93 N 36/19, действующей до 1 июня 1995 г., удельный вес определяется как отношение произведенной и реализованной непереработанной сельхозпродукции к общей сумме доходов.

Из представленного отчета удельный вес по колхозу им. Кирова за 1994 г. по производству и реализации сельхозпродукции составляет 27,12 процента.

Следовательно, колхоз им. Кирова в соответствии с вышеназванным пунктом инструкции обязан был в месячный срок после окончания хозяйственного года уплатить налог на пользователей автодорог за 1994 год и поквартально вносить налог в 1995 году.

ВОПРОС: Предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 июля 1996 г. с уплатой единого налога. В пользовании предприятия находится земельный участок. Следует ли предприятию платить земельный налог в половинном размере в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения с 1.07.96 г. при наступлении сроков уплаты земельного налога во II полугодии?

(г. Яровое)

ОТВЕТ: В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона РФ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства“ от 29.12.95 N 222-ФЗ уплата единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Так как предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 июля 1996 года, ему следует уплатить земельный налог за 1 полугодие 1996 г.

ВОПРОС: Каким нормативным документом следует руководствоваться при проведении контроля за распределением средств от приватизации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности?

(г. Барнаул)

ОТВЕТ: Согласно письму Госналогслужбы от 29.02.96 N ВН-6-07/151 по договорам купли-продажи, заключенным с 01.09.95, т.е. с момента вступления в силу Закона РФ от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, зачисления средств от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет (ст. 29 п. 4), при наличии соответствующего решения местных органов самоуправления, правомерно до вступления в силу (10.01.96 момент официального опубликования) Закона РФ от 31.12.95 N 228-ФЗ “О федеральном бюджете на 1996 год“, согласно ст. 7 которого доходы федерального бюджета на 1996 формируются в т.ч. за счет средств, поступающих от продажи муниципальной собственности.

Исходя из вышеизложенного при распределении средств от приватизации муниципальной собственности с 10.01.96 по 3.10.96 следует руководствоваться Указом Президента от 11.05.95 N 478, а с 3.10.96 Указом от 18.09.96 N 1368.

ВОПРОС: Артель старателей - ТОО ЗДП “Тогул“ имеет статус малого предприятия с упрощенным налогообложением. В сумму совокупного налога входят плата за недра и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. При этом доля этих отчислений не оговаривается. Почему?

(В.Коростелев, г. Барнаул)

ОТВЕТ: Согласно письму ГНС от 21.11.96 N 04-1-09 и в соответствии с п.
2 федерального Закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ применение упрощенной системы налогообложения предприятиями, попадающими под действие настоящего Закона, предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством, уплатой единого налога.

Взимание платы за право на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы помимо единого налога вышеназванным законом не предусмотрено.

ВОПРОС: Будет ли предприятие-льготник плательщиком земельного налога, если в аренду сдается только помещение, а документы на аренду земли не оформляются, и имеет ли право налоговая инспекция исчислить земельный налог пропорционально за переданные в аренду площади?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса при переходе права собственности на строение, сооружение, при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Следовательно, с момента подписания договора купли-продажи недвижимости владельцем земельного участка становится владелец недвижимости.

Согласно ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“ с юридических лиц и граждан, освобожденных в соответствии с указанным законом от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.

ВОПРОС: В соответствии с Законом РСФСР от 01.12.90 г. “О порядке применения на территории РСФСР в 1991 г. Закона СССР “О налогах с предприятий, объединений и организаций“ плательщиками в бюджет платы за воду являются промышленные предприятия.

ЗАО “Бекон“ относится к свиноводству и переработке, и не должен платить за воду. Однако ГНИ по Ленинскому району г. Барнаула решили иначе. Кто прав?

(Н.Владимиров, г. Барнаул)

ОТВЕТ: В соответствии с письмом Минфина РФ от 27.05.91 N
16/111 “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду“, критерием для определения плательщиков следует считать отнесение предприятий в соответствии с общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства к отрасли “Промышленность“. ЗАО “Бекон“ согласно регистрационной карточке имеет код ОКОНХ 13211 - (мясная промышленность, предприятия по производству мяса, колбас и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, ЗАО “Бекон“ является плательщиком за воду.

ВОПРОС: Просим дать разъяснение по освобождению от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 1995 году предприятиям Многоотраслевого коммунального хозяйства (МОКХ), если оно выполняет работы по содержанию дорог в селе (установление дорожных знаков).

В МОКХ имеется протокол - согласование о передаче права собственности (дорог с асфальтовым покрытием).

(с. Гальбштадт)

ОТВЕТ: Согласно п. 23.3 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды от 15.05.95 N 30, льгота по налогу на пользователей автодорог предоставляется организациям, заключившим с государственным органом, уполномоченным управлять дорожным хозяйством, или по поручению этого органа с другой организацией контракт (договор) на выполнение одного или нескольких видов работ по содержанию указанного в контракте (договоре) участка автомобильной дороги общего пользования.

В данном случае договор не заключен, следовательно, нет основания для предоставления льготы по налогу на пользователей автомобильных дорог.

ВОПРОС: Просим разъяснить, учитывается ли в налогооблагаемой базе по транспортному налогу до 01.01.96 г. выплаты (премии, вознаграждения), произведенные из чистой прибыли предприятия?

Следует ли при осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов во внебюджетные фонды применять к предприятиям финансовые санкции в виде взыскания пени, если фонды осуществляют учет поступления платежей самостоятельно?

(г. Барнаул)

ОТВЕТ: При исчислении транспортного налога за облагаемую базу следует принимать выплаты, включенные в раздел II Инструкции о составе
средств, направленных на потребление, утвержденной Госкомстатом России от 13.10.92 N 6-3/124 (действующей до 01.01.96 г.) и раздел II Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 (действующей с 01.01.96 г.).

По результатам документальных проверок по вопросу контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов во внебюджетные фонды к плательщикам страховых взносов, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, которые предусмотрены законодательством РФ по внебюджетным фондам.