Законы и бизнес в России

Решение Алтайского краевого суда от 25.12.1995 <О признании недействительными постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.08.1995 N 191 и Закона Алтайского края от 28.08.1995 N 9-ЗС>

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 декабря 1995 года

Алтайский краевой суд в составе:

Председательствующего Н.

при секретаре П.,

с участием прокурора П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества “А“ о признании недействительным постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания N 191 от 28 августа 1995 г. и Закона Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“,

установил:

постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания N 52 от 14 марта 1995 г. (п. 1) утверждена Программа поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы и прилагаемые к ней: мероприятия по ее выполнению (приложение 1) и Положение о краевом фонде финансовой поддержки агропромышленного комплекса (приложение 2).
Пунктом 2 указанного постановления установлен дополнительно с 1 апреля 1995 г. специальный налог в размере 1,5 процента с предприятий, учреждений, организаций и 0,05 процента от объема розничного товарооборота.

Администрации края поручено в 10-дневный срок разработать, утвердить Положение “О целевом сборе для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“ и опубликовать его в газете “Алтайская правда“. Постановлением главы администрации края N 135 от 19 апреля 1995 г. данное Положение было утверждено и введено в действие с 1 мая 1995 г.

По протесту прокурора края постановлением главы администрации края N 303 от 2 августа 1995 г. постановление “Об утверждении Положения о налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края N 135 от 19 апреля 1995 г. отменено с момента его принятия как незаконное. 8 августа 1995 г. постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания N 191 принят Закон Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“, в соответствии со ст.ст. 1 - 3 для юридических лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги, филиалов и других аналогичных подразделений предприятий и организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный счет, установлен налог для финансовой поддержки АПК края в размере 1,5 процента от объема реализованной продукции, работ и услуг и 0,05 процента от объема розничного и оптового товарооборота предприятий потребительской кооперации, товарооборота для предприятий с фиксированной торговой надбавкой.

АО “А“ обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания N 191 от 28 августа 1995 г. “О Законе Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“, ссылаясь на то, что указанное
постановление принято краевым Законодательным Собранием с нарушением своих полномочий, так как в соответствии со ст.ст. 18 - 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Статья 20 Закона содержит исчерпывающий перечень налогов и сборов, устанавливаемых органами государственной власти краев и областей.

В судебном заседании представитель АО “А“ Ш. заявленные требования уточнил и просил признать недействительными как постановление краевого Законодательного Собрания N 191 от 28 августа 1995 г., так и сам Закон Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“ с момента их принятия.

Представитель Алтайского краевого Законодательного Собрания К. с заявлением АО “А“ не согласилась, мотивируя тем, что ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ не содержит исчерпывающего перечня налогов субъектов Российской Федерации, а п. 2 ст. 18 названного закона позволил краевому Законодательному Собранию принять оспариваемый закон. Полагает, что в соответствии с п. “б“ ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, п. “б“ ч. 1 ст. 3 Федерального Конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ разрешение заявления АО “А“ относится к компетенции Конституционного Суда РФ.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора П., просившей удовлетворить заявление АО “А“, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования законными и обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. “з“ ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся Федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находится, согласно п. “и“ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).

Виды налогов и компетенция органов государственной власти определены Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ от 27 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 16 июля 1992 г., 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., применяющимися в части, не противоречащей Указу Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 г. “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней“ (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 23 мая 1994 г., 10 июня 1994 г.).

В соответствии со ст. 18 названного закона в Российской Федерации взимаются:

а) федеральные налоги;

б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

в) местные налоги.

Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся, согласно ст. 20 Закона, следующие налоги:

а) налог на имущество предприятий;

б) лесной доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Налоги, указанные в подпунктах “а“, “б“ и “в“ п. 1 устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик
в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Действительно, Президент РФ в своем Указе N 2268 от 22 декабря 1993 г. “О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.“ в целях обеспечения бесперебойного финансирования государственных расходов, впредь до принятия Закона Российской Федерации “О республиканском бюджете Российской Федерации на 1994 год“ и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа от 7 октября 1993 г. N 1598 “О правовом регулировании в период конституционной реформы в Российской Федерации“ предоставил право решениями органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти вводить дополнительные налоги и сборы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ.

Однако ФЗ “О федеральном бюджете на 1994 год“, вступивший в силу 6 июля 1994 г., не предоставил такого права субъектам РФ.

Таким образом, Алтайское краевое Законодательное Собрание приняло Закон Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“, установивший налог для финансовой поддержки АПК края, не относящийся к налогам субъектов Российской Федерации, с превышением своих полномочий и в нарушение п. 2 ст. 18, ч. 5 ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Более того, Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 г. п. 25 введен федеральный налог - специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой
работы предприятий этих отраслей.

Две трети суммы поступлений от специального налога зачисляется в федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ, а одна треть - в аналогичные фонды субъектов РФ.

Доводы представителя краевого Законодательного Собрания К. о том, что Закон от 28 августа 1995 г. принят на основании п. 2 ст. 18 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу п. “з“ ст. 71, ч. 3 ст. 75, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ федеральные налоги и сборы находятся в ведении РФ, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, каковым и является Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Не могут быть учтены и утверждения представителя краевого законодательного собрания о неприменении по данному делу ч. 3 ст. 75 Конституции, а также Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в части, противоречащей Конституции РФ, в силу п. 2 раздела второго Конституции РФ, как принятый и действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, поскольку ч. 3 ст. 75 Конституции РФ определен порядок реализации полномочий, предусмотренных п. “з“ ст. 71 п. “и“ ст. 72 Конституции.

Закон РФ “О налоговой системе в Российской Федерации“ является федеральным законом и в
исследуемой по данному делу части не противоречит Конституции РФ.

Более того, представитель краевого Законодательного Собрания, возражая против заявленных требований, ссылается на абзац п. 2 ст. 18 Закона РФ “О налоговой системе в Российской Федерации“, редакция которого с момента принятия закона не менялась.

С учетом изложенного и на основании ст. 13 ч. 1 ГК РФ постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания N 191 от 28 августа 1995 г. “О Законе Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“ и Закон Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“ суд признает недействительными, как не соответствующие закону с момента их издания.

Доводы представителя краевого Законодательного Собрания К о подведомственности данного спора Конституционному Суду РФ в соответствии с п. “б“ ч. 2 ст. 125 Конституции, п.п. “б“ п. 1 ст. 3 Федерального Конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ не могут быть приняты во внимание, поскольку АО “А“ заявило требования не о несоответствии Конституции РФ постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания N 191 от 28 августа 1995 г. и Закона Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“, а о несоответствии указанных нормативных актов федеральному закону - Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, что повлекло нарушение прав АО “А“ как налогоплательщиков. Как пояснил в судебном заседании представитель АО “А“ Ш., в июне и июле 1995 г. еще на основании Положения о налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края, утвержденного постановлением главы администрации края N 135 от 19 апреля 1995 г., ими перечислен в бюджет края налог в сумме 2,5 млрд.
рублей.

Разрешение заявленных требований в силу ст. 60 Закона РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации“ относится к компетенции краевого суда.

Руководствуясь статьями 191, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

заявление АО “А“ удовлетворить.

Признать недействительными постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания N 191 от 28 августа 1995 г. “О Законе Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“ и Закон Алтайского края “О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края“ с момента их издания.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение десяти дней.