Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 06.04.2010 N А04-6801/2009 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации города Свободного от 03.06.2009 N 756 “О резервировании земельного участка, расположенного по адресу: Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А“>

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 04.06.2010 N Ф03-3890/2010 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 апреля 2010 г. по делу N А04-6801/2009

(извлечение)

2 апреля 2010 года объявлена резолютивная часть решения.

6 апреля 2010 года решение изготовлено в полном объеме.

Арбитражный суд

рассмотрев в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью “Мидина“

к администрации города Свободного Амурской области

об оспаривании нормативного акта

3-и лица: прокуратура Амурской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Мидина“ (далее по тексту - заявитель, ООО “Мидина“) с заявлением о признании постановления администрации города Свободного (далее - ответчик,
Администрация) от 3 июня 2009 г. N 756 с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 20 августа 2009 г. N 1212, в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 (Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А) для муниципальных нужд под парковую зону, недействующим, как не соответствующим статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации и Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Правительством Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений).

В обоснование требований заявитель указал, что является собственником объектов недвижимого имущества на земельном участке площадью 3755,83 кв. м, находящемся в пользовании общества на основании договора аренды. В ответ на заявление ООО “Мидина“ от 13 января 2009 года письмом от 11 февраля 2009 г. N 154 Администрация отказала обществу в реализации права на приобретение вышеуказанного земельного участка, указав, что запрашиваемый земельный участок отнесен к территории зеленых насаждений общего пользования, ограничен в обороте в соответствии с пунктом 5.13 статьи 27 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, предоставление его в собственность не допускается. Постановлением Администрации N 756 спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд (под реконструкцию существующего городского парка культуры и отдыха). Полагает, что оспариваемое постановление в части резервирования указанного участка не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности. В нарушение Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд постановление N 756 не содержит ссылки на документы территориального планирования, и на реквизиты документов, в соответствии с
которыми осуществляется резервирование земель.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился. Считает, что постановление, с учетом внесенных изменений принято в пределах полномочий, соответствует действующему законодательству. Порядок его принятия органом местного самоуправления соблюден.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18, пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ на территории города действует генеральный план города Свободного, утвержденный Свободненским городским Советом народных депутатов 25 июля 1990 года. Согласно генеральному плану зарезервированный земельный участок имеет вид разрешенного использования - зеленые насаждения общего пользования, к которым относится, в том числе городской парк культуры и отдыха. Постановлением Свободненского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 2008 г. N 200 “О проекте решения “О городском бюджете на 2009 год“ предусмотрены бюджетные ассигнования отделу культуры на реконструкцию городского парка. Постановлением Свободненского городского Совета народных депутатов от 7 мая 2009 г. N 51 согласовано резервирование спорного земельного участка. Генеральный план функционально разделен на зоны, с учетом которых формируются территориальные зоны, для которых определены границы и назначение и предусмотрено развитие системы зеленых насаждений. Разрешенное использование квартала N 16-А - зеленые насаждения общего пользования. В результате градостроительного зонирования генпланом предусмотрено отнесение данного квартала к землям рекреационного назначения, на которых запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Решением суда от 3 ноября 2009 года требования удовлетворены, постановление администрации города Свободного от 3 июня 2009 г. N 756 “О резервировании земельного участка, расположенного по адресу: Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А“ с учетом изменений, внесенных постановлением администрации города Свободного от 20 августа 2009 г. N 1212 “О внесении изменений в постановление администрации города от 3 июня
2009 г. N 756“ в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620, расположенного по адресу: Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А, для муниципальных нужд под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции), признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561, и недействующим.

С администрации города Свободного в пользу общества с ограниченной ответственностью “Мидина“ взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление не соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 января 2010 года по делу Ф03-8036/2009 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Кассационная инстанция пришла к выводу, что непосредственно испрашиваемый земельный участок включен в территорию парка, которая в силу статьи 85 ЗК РФ входит в состав земель общего пользования.

Судом не исследован вопрос о соответствии оспариваемого постановления Администрации постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 “О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд“, имеющему большую юридическую силу. Суду следовало дать оценку названному выше генеральному плану на предмет наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих предоставлению обществу в собственность испрашиваемого земельного участка и принять во внимание разъяснения, данные пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 24 марта
2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“.

По выводу кассационной инстанции к обстоятельствам возникшего спора не имеет отношения факт отсутствия проектной документации на реконструкцию городского парка культуры и отдыха города Свободного, наличие которой суд посчитал необходимым основанием при правовой оценке оспоренного нормативного правового акта, что повлияло на выводы суда.

Определением от 17 февраля 2010 года дело принято к производству судом первой инстанции.

Определением от 11 марта 2010 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Амурской области и ФГУ “Кадастровая палата Амурской области“.

В судебном заседании 1 апреля 2010 года установлено, что ФГУ “Земельная кадастровая палата Амурской области“ реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Амурской области на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31 августа 2009 г. N 220, свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ от 6 ноября 2009 г. NN 001214826, 001214828, 001214825. Их правопреемником является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд производит замену третьего лица ФГУ “Земельная кадастровая палата Амурской области“ на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

При новом рассмотрении представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по ранее изложенным основаниям. По доводу заявителя нормативный акт не соответствует ст. 49 Земельного кодекса, а также Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561, поскольку в нем отсутствует ссылка
на градостроительные документы.

Пояснил, что в соответствии с имеющимися в материалах дела документами, в том числе, межевым планом, кадастровым планом земельного участка, договором аренды, постановлением Правительства Амурской области от 22 декабря 2007 г. N 33, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для расположения объектов торговли и для вещевого рынка.

Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, приведенным ранее. Поясняет, что вид разрешенного использования устанавливался по фактическому использованию земельного участка для установления коэффициентов расчета арендной платы и земельного налога. Считает, что договор аренды земельного участка N 336 от 28 ноября 2003 года, на который ссылается заявитель, прекратил свое действие в связи с окончанием срока его регистрации. Для обозрения суду и участникам процесса представлены планшеты из генерального плана города и квартала с изображением квартала 28:05:010620.

Представитель прокуратуры Амурской области представил письменный отзыв, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий администрации г. Свободного, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права заявителя. В качестве доказательства, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, просит учесть постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2009 г. по делу 06АП-5302/2009 по заявлению ООО “Мидина“ к администрации г. Свободного об оспаривании решения от 11 февраля 2009 г. N 154 об отказе в реализации права выкупа земельного участка с кадастровым N 28:05:010620:0002.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, пояснил, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним сведения о правах на земельный участок с кадастровым N 28:05:010620:0002 отсутствуют. Представлена кадастровая выписка по спорному земельному участку и заверенная копия кадастрового дела. По представленным документам представитель третьего лица пояснил, что участок поставлен на кадастровый учет в 1995 году с целевым назначением “для вещевого рынка“. Границы данного участка не установлены, площадь декларирована. По заявлению Администрации 29 декабря 2009 года участок разделен на два участка. Земельный участок с кадастровым номером N 28:05:010620:10 для эксплуатации объектов торговли, участок с кадастровым номером N 28:05:010620:11 - для вещевого рынка. Разделение земельного участка произведено временно - на два года. Если в течение двух лет на них не будет оформлено право собственности либо зарегистрировано право аренды, они будут исключены из государственного кадастра недвижимости.

Выслушав представителей участвующих в деле сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО “Мидина“ зарегистрировано межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области 18 июля 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1022800507278.

Общество владеет на праве собственности недвижимым имуществом: магазин и склад, расположенным в квартале 16-А по адресу: город Свободный, улица Ленина, 98, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12 декабря 2008 г. N 28 АА 270013 и от 12 декабря 2008 г. N 28 АА 270014.

28 ноября 2003 года между администрацией города Свободного (арендодатель) и ООО “Мидина (арендатор) на основании постановления главы администрации города Свободного от N 1495 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 336. Срок действия договора аренды установлен сторонами с 26 декабря 2003 года по 25 декабря 2006 года.

Согласно
пункту 1.1 указанного договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером N 28:05:010620:0002 квартал 16А, находящегося по адресу: город Свободный, улица Ленина, 98, для использования в целях эксплуатации вещевого рынка в границах, указанных в кадастровом плане, прилагаемого к договору и являющегося неотъемлемой частью, общей площадью 3755,83 кв. м.

Договор зарегистрирован в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 8 декабря 2003 года. Номер регистрации 28-01 /05-6/2003-597.

11 февраля 2009 г. N 154 администрация г. Свободного отказала в предоставлении ООО “Мидина“ земельного участка площадью 3788,83 кв. м, расположенного в квартале N 16А по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Ленина, 98, кадастровый номер 28:05:010620:0002 под магазин, склад в собственность за плату, так как он отнесен к территории зеленых насаждений общего пользования и ограничен в обороте в соответствии с пунктом 5.13 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

Уведомлением от 26 февраля 2009 г. N 35 ООО “Мидина“, в числе других собственников, землевладельцев и землепользователей, было приглашено на заседание постоянной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о резервировании и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд по вопросу резервирования земельного участка в квартале N 16-А под реконструкцию существующего городского парка культуры и отдыха.

31 марта 2009 года на заседании постоянной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о резервировании и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд было принято решение о резервировании земельного участка в квартале N 16-А для муниципальных нужд под парковую зону, вынесен протокол.

Постановлением от 7 мая
2009 г. N 51 Свободненский городской Совет народных депутатов Амурской области согласовал резервирование для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А, под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции), площадью 79105 кв. м, сроком на 7 лет, категории земель - земли населенных пунктов.

Постановлением администрации города Свободного от 3 июня 2009 г. N 756 “О резервировании земельного участка, расположенного по адресу: Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А“, опубликованным в газете “Зейские огни“ от 11 июня 2009 г. N 66, на основании Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 “О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд“, решения Свободненского городского Совета народных депутатов от 1 марта 2007 г. N 30 “Об утверждении Положения о резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории города Свободного Амурской области“ указанный земельный участок площадью 79105 кв. м зарезервирован для муниципальных нужд под парковую зону (городской парк культуры и отдыха с проведением его реконструкции), сроком на 7 лет. Сообщено, что в границах земельного участка кадастрового квартала 28:05:010620 расположены земельные участки с кадастровыми номерами: 28:05:010620:0002; 28:05:010620:0005; 28:05:010620:0006. Постановлением установлена обязанность отделов, управлений администрации города согласовывать сделки, связанные с распоряжением земельным участком, находящимся в государственной собственности, и запрет действий, связанных с улучшением земельных участков, объектов недвижимости, которые повышают их ценность, а также указано об ознакомлении заинтересованных лиц.

Постановлением администрации города Свободного от 21 августа 2009 г. N 1212 (опубликовано в газете “Зейские огни“ от 4 сентября
2009 г. N 109) в постановление от 3 июня 2009 г. N 756 внесены изменения, уточнены наименования собственников, землепользователей, арендаторов, поименованных в постановлении, земельных участков, расположенных в границах земельного участка кадастрового квартала 28:05:010620, в частности уточнено, что земельный участок с кадастровым номером 28:05:010620:0002 находится в аренде у ООО “Мидина“.

ООО “Мидина“, не согласившись с оспариваемым нормативным правовым актом в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 (Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А) для муниципальных нужд под парковую зону, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим у ООО “Мидина“ возникло в силу положений ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предметом доказывания по делу является совокупность следующих обстоятельств: соответствие оспариваемого акта или его отдельного положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а также наличие либо отсутствие нарушений данным нормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 6 статьи 194 АПК РФ возлагается на ответчика.

При рассмотрении дела арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

К вопросам местного значения городского округа в силу подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Как видно из кадастровой выписки о земельном участке от 1 апреля 2010 г. N 2805/201/10-0917, земельный участок с кадастровым N 28:05:010620:0002 (N 28:05:010620:2) является государственной собственностью, сведения о правах отсутствуют, следовательно, распоряжение земельным участком осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно статьям 28, 32 Устава города Свободного Амурской области, Администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе обладающим полномочиями по изъятию земельных участков для муниципальных нужд.

На основании вышеприведенного суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией города Свободного в пределах своих полномочий.

Судом установлено, что оспариваемое постановление N 756 (во исполнение статьи 40 Устава города Свободного Амурской области) опубликовано 11 июня 2009 года в газете “Зейские огни“ N 66; постановление администрации города Свободного от 21 августа 2009 г. N 1212, в редакции которого оспаривается постановление от 3 июня 2009 г. N 756, опубликовано 4 сентября 2009 года в газете “Зейские огни“ N 109.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ст. 47 Федерального закона N 131-ФЗ).

Суд приходит к выводу, что порядок доведения оспариваемого нормативного правового акта до неопределенного круга лиц ответчиком соблюден.

Оценив доказательства по делу в их совокупности, как это требует ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что основания для удовлетворения требований и признания нормативного акта недействующим отсутствуют.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются нормами гражданского и земельного законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.

Материалами дела подтверждается наличие у общества права собственности на недвижимое имущество - магазин и склад, расположенные в квартале 16-А по адресу: город Свободный, улица Ленина, 98, зарегистрированного в установленном порядке - свидетельство от 12 декабря 2008 г. N 28 АА 270013 площадь 122,1 кв. м; свидетельство от 12 декабря 2008 г. N 28 АА 270014 площадь 254,5 кв. м.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением, в том числе установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.

Статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

Основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых законом не ограничен, согласно пункту 11 части 1 статьи 1, статьи 81, части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию.

В силу п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Ответчиком представлен генеральный план города Свободного, утвержденный Свободненским городским Советом народных депутатов 25 июля 1990 года, который является документом территориального зонирования, проекта детальной планировки северной части центрального района города Свободного (выкопировки), сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, изложенных в письме от 23 декабря 2009 года (ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ)).

Согласно генеральному плану города земельный участок с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 обозначен как территория с разрешенным использованием - зеленые насаждения общего пользования, площадь зеленых насаждений общего пользования в соответствии с пунктом 5.9 “Зеленые насаждения“ составляет 8 га (городской парк культуры и отдыха).

В связи с вышеизложенным, земельный участок с кадастровым номером 28:05:010620:0002 включен в территорию парка, которая в силу статьи 85 ЗК РФ входит в состав земель общего пользования.

Указанный вывод также следует из постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2009 г. по делу 06АП-5302/2009 по заявлению ООО “Мидина“ к администрации г. Свободного об оспаривании решения от 11 февраля 2009 г. N 154 об отказе в реализации права выкупа земельного участка с кадастровым N 28:05:010620:0002, которым в удовлетворении требований было отказано.

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, в соответствии со статьей 9 ЗК РФ отнесено к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 70.1 ЗК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд“ предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд территорий.

Поскольку ст. 70.1 ЗК РФ предусматривает основание для резервирования земельных участков - размещение объектов социальной инфраструктуры, довод заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного акта ст. 49 ЗК РФ подлежит отклонению.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

На момент принятия Администрацией оспариваемого нормативного правового акта действовало постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 “О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд“, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных нужд, устанавливающее определенный порядок резервирования.

Согласно предписаниям указанного Положения, решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с определенными документами, в том числе документами территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Во исполнение постановления Правительства N 561, решением Свободненского городского Совета народных депутатов от 1 марта 2007 г. N 30 утверждено Положение о резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории города Свободного Амурской области, которым предусмотрены основания резервирования земельных участков, порядок рассмотрения ходатайств о резервировании земельных участков.

Резервирование земельных участков на землях города Свободного может осуществляться в случаях, предусмотренных документами территориального планирования развития территории города, размещения и реконструкции объектов капитального строительства местного значения, в том числе: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения; иных объектов, размещение которых необходимо для выполнения администрацией города полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.

Использование земель поселений осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, с учетом обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд не может быть произвольным.

Согласно части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального с“роительства местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.

Из представленного в материалы дела генерального плана города Свободного, проекта детальной планировки северной части центрального района города Свободного (выкопировки) видно, что земельный участок с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 обозначен как территория с разрешенным использованием - зеленые насаждения общего пользования. В пункте 5.9 “Зеленые насаждения“ плана (его описательная часть) указано, что площадь зеленых насаждений общего пользования составляет 8 га (городской парк культуры и отдыха).

В связи с чем, довод ответчика о том, что основным документом территориального планирования, определяющим градостроительное развитие территории, является генеральный план города, который явился основанием для принятия решения о резервировании квартала N 16-А города Свободного, судом признан обоснованным.

Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок включен в территорию парка, которая в силу статьи 85 ЗК РФ входит в состав земель общего пользования.

Оспариваемый нормативный акт с учетом внесенных в него изменений не противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561, поскольку содержит (п. 5 постановления):

а) цели и сроки резервирования земель - для муниципальных нужд под парковую зону, сроком на 7 лет;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - Земельный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 “О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд“, решение Свободненского городского Совета народных депутатов от 1 марта 2007 г. N 30 “Об утверждении Положения о резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории города Свободного Амурской области“;

в) ограничение прав на зарезервированные земельные участки - обязанность отделов, управлений администрации города согласовывать сделки, связанные с распоряжением земельным участком, находящимся в государственной собственности, и запрет действий, связанных с улучшением земельных участков, объектов недвижимости, которые повышают их ценность;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что оспариваемое решение о резервировании не содержит ссылки на генеральный план города, поскольку последний является документом территориального планирования и служит основанием для принятия решения о резервировании, что следует из п. 3 постановления Правительства N 561 от 22 июля 2008 года.

Таким образом, постановление администрации города Свободного от 3 июня 2009 г. N 756 с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 20 августа 2009 г. N 1212, в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 (Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А) для муниципальных нужд под парковую зону, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561.

При этом не имеет значения для рассмотрения настоящего спора фактическое установление вида разрешенного использования земельного участка, поскольку это, в силу вышеприведенных норм, не является препятствием для резервирования земель.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делу составляет 2000 руб.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

При подаче заявления в суд заявитель по платежному поручению от 4 августа 2009 г. N 49 уплатил государственную пошлину в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

постановление администрации города Свободного от 3 июня 2009 г. N 756 с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 20 августа 2009 г. N 1212, в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 28:05:010620:0002 в составе кадастрового квартала 28:05:010620 (Амурская область, город Свободный, квартал N 16-А) для муниципальных нужд под парковую зону, признать соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561, в удовлетворении требований отказать.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.