Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 20.06.2008 N А04-1107/08-15/63 Убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2008 г. по делу N А04-1107/08-15/63

(извлечение)

19 июня 2008 года объявлена резолютивная часть решения.

20 июня 2008 года решение изготовлено в полном объеме.

Арбитражный суд Амурской области

рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУЖЭП ЗАТО Углегорск

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации;

министерству финансов Амурской области;

муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск;

о взыскании 82824 руб. 30 руб.

третьи лица:

ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“;

муниципальное учреждение “Финансовое управление администрации ЗАТО Углегорск“

установил:

муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие ЗАТО Углегорск (далее - МУЖЭП ЗАТО Углегорск) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к министерству финансов Амурской области, муниципальному образовательному
учреждению дополнительного образования детей - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск с исковым заявлением о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно Закону Амурской области N 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. “О социальной поддержке отдельных категорий граждан“ по договорам с МДОУ ДОД - ДШИ N 3/4 от 1 января 2006 г., N 5/6 от 1 января 2007 г. в размере 82824 руб. 30 коп.

Определением суда от 14 марта 2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, муниципальное учреждение “Финансовое управление администрации ЗАТО Углегорск“.

Определением от 12 мая 2008 г. арбитражный суд привлек в порядке ст. 46 АПК РФ ответчиком по делу Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и ответчиком заключены договоры N 3/4 от 1 января 2006 года, N 5/6 от 1 января 2007 года на компенсацию в период 2006 - 2007 гг. выпадающих доходов от предоставления гражданам отдельных категорий льгот по Закону Амурской области N 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г.

Согласно п. 1.1 ч. 1 и ч. 2 договоров истец взял на себя обязательство предоставлять социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии педагогическим работникам дошкольного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск, проживающим в Свободненском районе в порядке и по нормам, установленным постановлением губернатора Амурской области N 702 от 23 декабря 2005 г.

Ответчик взял на себя обязательство ежемесячно, по
мере поступления денежных средств из областного бюджета перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки на основании документов (счетов по отдельным категориям граждан и списков граждан к ним).

По состоянию на 1 января 2008 г. задолженность ответчика по договорам за периоды сентябрь, октябрь, декабрь 2006 года и февраль, октябрь, ноябрь 2007 года составила 82824 руб. 30 коп.

На основании ст. 84, 86 Бюджетного кодекса РФ, ст. 16, 1069 ГК РФ истец просит взыскать с министерства финансов Амурской области убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии по договорам с МОУ ДОД - ДШИ N 3/4 от 1 января 2006 г., N 5/6 от 1 января 2007 г. в размере 82824 руб. 30 коп.

На основании ст. 102 АПК РФ истцу предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.

В судебное заседание 19 июня 2008 г. истец, извещенный надлежащим образом, не явился, запрошенные судом документы не представил, каких-либо ходатайств не заявил.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Амурской области “Об исполнении областного бюджета за 2006 год“ от 31.08.2007 зарегистрирован за N 370-ОЗ, а не N 370.

Ответчик - министерство финансов Амурской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание 19 июня 2008 г. не явился, ранее представил отзыв на исковое заявление, требования не признает. В отзыве на иск ответчик указал, что в соответствии с Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. N 370 “Об исполнении областного бюджета за 2006 г.“ ЗАТО Углегорск в части оказания мер социальной поддержки специалистам, проживающим и работающим в сельской местности передана субвенция
в размере 1150 тыс. руб.

В 2007 г. в соответствии с отчетом ЗАТО Углегорск из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 3781 тыс. руб., кредиторская задолженность на 1 января 2008 г. составляет 1551,0 тыс. руб.

Ответчик - МУ - Детская школа искусств, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, по факсимильной связи представил письменный отзыв на иск, сумму задолженности признает, указывает, что неисполнение условий договора возникло вследствие ненадлежащего бюджетного финансирования.

Ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, извещенный надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание 19 июня 2008 г. не явился, ранее в предыдущих судебных заседаниях требования истца не признал, представил письменный отзыв на иск, из которого усматривается, что считает себя ненадлежащим ответчиком.

Третье лицо - финансовый отдел администрации ЗАТО Углегорск, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, представило запрошенные судом документы, письменный отзыв на иск.

Привлеченное определением арбитражного суда от 12 мая 2008 г. в качестве третьего лица ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ в судебном заседании возражало против требований истца в части размера убытков, понесенных в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии за период с 1 мая 2007 г. по 30 ноября 2007 г.

Из представленного ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ письменного отзыва на иск усматривается, что между ОАО “ДЭК“ и МОУД - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск заключен договор N 52-08/07 от 20 октября 2007 г. о компенсации выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ N 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г.“.

Данные договорные отношения возникли
на основании соглашения о передаче функций реализации электрической энергии N 111 от 19 марта 2007 г., где согласно п. 1 соглашения предприятие (МУЖЭП ЗАТО Углегорск) передает, а ОАО “ДЭК“ принимает функции реализации электроэнергии потребителям в порядке и сроки, установленные соглашением.

ОАО “ДЭК“ предъявлены для оплаты МОУДО - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск счет-фактура СВО0012079-520807 от 30 ноября 2007 г. на сумму 8109 руб. 80 коп., включающая период с 1 мая 2007 г. по 30 ноября 2007 г. и счет-фактура N СВО0012952-520807 от 17 декабря 2007 г. на сумму 1929 руб. 48 коп. за декабрь 2007 г.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании в отсутствие истца, ответчиков и третьего лица - финуправления, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев и исследовав в судебном заседании представленные по делу доказательства, суд установил:

Как следует из материалов дела, 1 января 2006 г. между муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск и муниципальным унитарным жилищно-эксплуатационным предприятием ЗАТО Углегорск был заключен договор N 3/4 о финансировании выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно Закону Амурской области “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ N 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г.

Согласно условиям указанного договора (п. 1.1) истец взял на себя обязательство предоставлять социальную поддержку в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам МОУДОД - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск в порядке и по нормам, установленным постановлением губернатора Амурской области N 702 от 23 декабря 2005 г.

МОУДОД - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск обязалось в ежемесячно до
10-го числа месяца следующего за расчетным перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам - педагогическим работникам.

На момент судебного разбирательства истцу не возмещены убытки, понесенные в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам мер социальной поддержки в соответствии с Законом Амурской области N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ от 5 декабря 2005 г. по оплате жилищно-коммунальных услуг за период сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., февраль, октябрь, ноябрь 2007 г. в сумме 82824 руб. 30 коп.

Истец в исковом заявлении указал, что предъявляет убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии, однако, фактически истец предоставлял меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается представленными счетами-фактурами.

В качестве доказательств предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (услуг ЖКУ) истцом представлены: счета-фактуры: N 1076 от 6 сентября 2006 г. на сумму 14495 руб. 07 коп., N 1219 от 9 октября 2006 г. на сумму 14495 руб. 07 коп., N 1546 от 8 декабря 2006 г. на сумму 13167 руб. 32 коп., N 151 от 15 февраля 2007 г. на сумму 18767 руб. 69 коп., N 1311 от 23 октября 2007 г. на сумму 20808 руб. 73 коп., N 1509 от 23 ноября 2007 г. на сумму 20808 руб. 73 коп., список граждан-льготников на период 2006 г., 2007 г., которым были предоставлены меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период, указанный в вышеприведенных счетах-фактурах, расчеты сумм предоставленных
льгот по каждому льготнику с указанием адреса проживания, размера предоставленных льгот, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 1 января 2008 г., подписанный сторонами договора без возражений.

Действия договора N 3/4 от 1 января 2006 г. стороны договора пролонгировали на отношения 2007 г.

Возражений по представленным документам от сторон не поступило.

Пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ называется “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, а не “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“.

Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“ устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации N
377 от 27 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ (далее по тексту - Закон N 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан и принят во исполнение Закона РФ “Об образовании“.

В п. 10 статьи 1 Закона N 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках):

- педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и работающие не менее чем на 0,75 ставки по основной должности, в сельских малокомплектных школах - вне зависимости от педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (п. 10).

Пунктом
4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской
Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Учитывая изложенное, в том числе указанное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных сторонами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“, убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.

В соответствии с Законом Амурской области “Об исполнении областного бюджета за 2006 г.“ от 31 августа 2007 г. N 370 ЗАТО Углегорск в части оказания мер социальной поддержки специалистам проживающим и работающим в сельской местности в 2006 г. передана субвенция в размере 1150 тыс. руб.; в 2007 г. в соответствии с отчетом ЗАТО Углегорск Свободненского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 3781 тыс. руб., кредиторская задолженность на 1 января 2008 г. составляет 1551,9 тыс. руб.

В соответствии с отчетом ЗАТО Углегорск об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки за декабрь 2007 г. из областного бюджета на реализацию льгот специалистам, проживающим в сельской местности, выделено 3781,0 тыс. руб., из них педагогическим работникам 2521,4 тыс. руб. (строка 5 отчета), фактические затраты по педагогическим работникам за 2007 г. с учетом задолженности, возникшей за 2006 г. составили 2463,8 тыс. руб.

Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2007 г. всего составляла 1458,7 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам 1458,7 тыс. руб.

Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 1551,9 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам 888,9 тыс. руб.

Из отчета об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по школе искусств ЗАТО Углегорск за декабрь 2007 г. следует, что кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2007 г. составляла 89,6 тыс. руб., выделено средств из областного бюджета 229,05 тыс. руб. (строка 5), сумма фактических затрат 249,0 тыс. руб. (строка 8), задолженность по состоянию на 1 января 2008 г. составила сумму 109,55 тыс. руб. (строка 9).

Полученные из областного бюджета в 2006 г., 2007 г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ были полностью распределены, что отражено в отчете об использовании субвенций по ЗАТО Углегорск за 2006 г., 2007 г.

Из изложенного следует, что фактическая потребность ЗАТО Углегорск в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, предусмотренные и выделенные из бюджета Амурской области.

Доказательств нецелевого использования денежных средств, полученных бюджетом ЗАТО Углегорск, не представлено.

Как следует из материалов дела, Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ доказательств того, что денежные средства на предоставление субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона РФ от 10 июля 1992 г. “Об образовании“ были предусмотрены и выделены из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (Амурской области) не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МОУДОД - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск, Амурская область в лице министерства финансов Амурской области не имели возможности направлять средства на реализацию Закона РФ “Об образовании“ и принятого во исполнение его Закона Амурской области N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“, поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ “Об образовании“ из федерального бюджета в 2006 г., 2007 г. не передавались.

Средств, предусмотренных в бюджете Амурской области на 2006 г., 2007 г. и переданных бюджету ЗАТО Углегорск было недостаточно.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Амурской области в 2006 г., 2007 г. не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону “Об образовании“.

В связи с вышеизложенным в иске к муниципальному учреждению дополнительного образования детей - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск, министерству финансов Амурской области следует отказать.

Суд приходит к выводу, что на основании ст.ст. 85, 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ ответственность за причиненный вред в части невозмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в период сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., февраль, октябрь, ноябрь 2007 г. педагогическим работникам МОУДОД - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 82824 руб. 30 коп., должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Госпошлина по настоящему иску составляет на основании ст. 333.21 НК РФ сумму 2984 руб. 73 коп., истцом при обращении с иском в суд заявлялось ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины, в соответствии со ст. 102 АПК РФ истцу была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.

На основании ст. 110 АПК РФ с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в сумме 2984 руб. 73 коп.

Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167 - 170, 176, 180 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Углегорск Амурской области убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам за период сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., февраль, октябрь, ноябрь 2007 г. в сумме 82824 руб. 30 коп.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в федеральный бюджет РФ госпошлину в сумме 2984 руб. 73 коп.

В иске к министерству финансов Амурской области, МОУДОД - Детская школа искусств ЗАТО Углегорск отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.