Законы и бизнес в России

Закон Амурской области от 24.05.1995 N 9-ОЗ “О семенах“ (принят Амурским областным Собранием 18.05.1995)

Утратил силу в связи с принятием Закона Амурской области от 2 ноября 1998 г. N 106-ОЗ

Вступил в силу со дня официального опубликования

(статья 25 данного документа)

24 мая 1995 года 9-ОЗ

ЗАКОН

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О СЕМЕНАХ

Принят

областным Собранием

18 мая 1995 года

Настоящий Закон регламентирует правовые взаимоотношения производителей и потребителей семян в процессе производства, заготовки, реализации и использования семян и охраняет их права, направлен на стимулирование и регулирование деятельности по совершенствованию существующих и созданию новых сортов, сохранению генофонда, размножению сельскохозяйственных культур.

Закон действует на территории области, гарантирует собственникам оригинальных, элитных, репродукционных и гибридных семян право на их производство и реализацию в соответствии с областными программами по семеноводству.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья
1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Семена - растение или его части, применяемые для воспроизводства сорта. Категориями семян являются: оригинальные, элитные, репродукционные и гибридные семена.

Оригинальные семена - семена первичных звеньев семеноводства.

Элитные семена - семена, полученные от размножения оригинальных семян.

Репродукционные семена - семена последующих после элиты поколений, а также семена сортов, исключенных из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию.

Гибридные семена - семена первого поколения, полученные от скрещивания родительских форм.

Сортосмесь - искусственно полученная смесь сортов сельскохозяйственных культур.

Сортовые качества - совокупность показателей, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту.

Посевные качества - совокупность показателей качества семян, характеризующих их пригодность для посева.

Грунтовый контроль - определение сортовой принадлежности семян путем посева и последующей проверки их качества по растениям.

Апробация - полевое обследование с целью определения сортовой чистоты посева или типичности растений, засоренности, пораженности болезнями и повреждения вредителями.

Партия семян - определенное количество семян, удостоверенное одним документом.

Ввод в торговый оборот - наличие, предложение, хранение или поставка семян с целью продажи, а также согласие на обмен или иные виды их передачи с коммерческой целью.

Оригинатор сорта - юридическое или физическое лицо, создавшее и обеспечивающее поддержание сорта или производящее оригинальные семена в соответствии с действующим законодательством.

Статья 2. Законодательство Амурской области о семенах

Законодательство Амурской области о семенах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других нормативных актов области и органов местного самоуправления. Отношения, возникающие в связи с созданием новых сортов растений, регулируются Законом Российской Федерации “О селекционных достижениях“.

Статья 3. Применение Закона

Настоящий Закон применяется к семенам родов и видов растений, включенных в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

Положения настоящего Закона
действуют по отношению к юридическим и физическим лицам, занимающимся производством, заготовкой, хранением, реализацией и использованием семян, кроме использования семян в научных и личных некоммерческих целях.

Статья 4. Международные договоры

Если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве области о семенах, то применяются правила Международного договора.

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕНОВОДСТВА

Статья 5. Система семеноводства

Система семеноводства сельскохозяйственных культур складывается из производства и реализации оригинальных, элитных, репродукционных и гибридных семян.

Статья 6. Органы регламентации семеноводства

Государственным органом регламентации семеноводства являются управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации области и органов местного самоуправления.

Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации области:

разрабатывает областные целевые, научно-технические программы по развитию семеноводства, нормативные, методико-технические, инструктивные и другие документы, регламентирующие семеноводство в области, и обеспечивает их реализацию;

обеспечивает взаимодействие между производителями, поставщиками и потребителями семян, а также формирование и использование регионального страхового фонда;

выдает и аннулирует аттестат на право производства элитных семян по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

осуществляет агроэкологическую специализацию семеноводства;

изучает и анализирует конъюнктуру рынка семян, обосновывает экспорт и импорт семян, выдает квоту на ввоз и вывоз семян по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

осуществляет карантинный контроль при вывозе и ввозе семян;

организует подготовку специалистов по семеноводству;

разрабатывает предложения по государственной поддержке семеноводства из средств областного бюджета и внебюджетных фондов;

устанавливает контроль за использованием единой семеноводческой документации;

выполняет другие функции, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению федеральных органов.

Статья 7. Научное обеспечение семеноводства, семеноведения и семенного контроля

Научное обеспечение семеноводства, семеноведения и семенного контроля осуществляют научно-исследовательские и учебные учреждения сельскохозяйственного профиля, которые разрабатывают:

эффективные системы и технологии ведения семеноводства;

экономические модели
функционирования и взаимодействия производителей, заготовителей, поставщиков и потребителей семян;

технологии производства оздоровленных в фитосанитарном отношении и экологически чистых семян;

технические средства и системы машин для семеноводства, приборы и оборудование для семенного контроля;

принимают участие в уточнении государственных стандартов на семена, методов определения сортовых и посевных качеств.

Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ по семеноводству, семеноведению и семенному контролю для нужд области осуществляется за счет областного бюджета, а также областных внебюджетных фондов и других источников.

РАЗДЕЛ III. ПРОИЗВОДСТВО СЕМЯН

Статья 8. Производство оригинальных, элитных и репродукционных семян

Оригинальные семена производятся оригинатором сорта, зарегистрированным Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.

Элитные и гибридные семена производятся юридическими и физическими лицами, аттестованными управлением сельского хозяйства и продовольствия Администрации области.

Производство элитных семян сорта осуществляется под контролем оригинатора сорта, который определяет число поколений воспроизводства этих семян.

Число поколений репродукционных семян определяет управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации области после консультации с оригинатором сорта.

Статья 9. Выдача и аннулирование аттестата на право производства семян

Выдачу и аннулирование аттестата на право производства элитных и гибридных семян осуществляет управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации области в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

При выдаче аттестата на право производства семян учитываются опыт работы и профессиональная подготовка производителей семян, уровень научно-методического обеспечения и технической оснащенности.

Статья 10. Областной страховой фонд семян

Областной страховой фонд семян создается для оказания помощи товаропроизводителям в приобретении семян в случаях стихийных бедствий, а также поставок семян в районы, не производящие семена или имеющие ограниченные возможности их производства.

В областной страховой фонд заготавливаются семена сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

Объем областного
страхового фонда семян определяет ежегодно управление сельского хозяйства и продовольствия и утверждает Глава Администрации области.

Заготовка семян в страховой фонд и их хранение проводятся предприятиями, организациями, фирмами по поручению государственного заказчика - управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации области.

Страховым фондом семян распоряжается управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации области.

Статья 11. Право на производство и использование семян

Производство, заготовка, реализация и использование семян охраняемых сортов осуществляются с соблюдением исключительного права патентообладателей. Товаропроизводители вправе репродуцировать заново приобретенные семена охраняемого сорта в течение двух лет для использования на собственные нужды по перечню культур, утвержденному управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области.

Юридические или физические лица, использующие семена сортов растений, не охраняемых патентом на селекционное достижение, с целью их репродукции до истечения 20-летнего срока с года допуска сорта к использованию обязаны заключить с учреждением-оригинатором соглашение о вознаграждении за использование сорта. Семена неохраняемых сортов, по которым истек срок действия патента, производятся и используются свободно.

Право производства элитных и гибридных семян предоставляется аттестованным научно-исследовательским учреждениям, их опытным хозяйствам, учебно-опытным хозяйствам высших учебных заведений, другим производителям семян независимо от их форм собственности.

Статья 12. Обязанности производителей семян

Производители семян обязаны:

использовать для реализации семена, имеющие сертификат, удостоверяющий их сортовые и посевные качества;

соблюдать технологические требования выращивания семян на всех стадиях семеноводческого процесса, а также правила их хранения и реализации;

организовывать апробацию семеноводческих посевов в своем хозяйстве;

вести документацию на семена по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

вести учет количества, качества, происхождения использованных в собственном хозяйстве и реализованных семян (срок хранения документации - 3 года);

предоставлять доступ работникам государственной службы семенного контроля к семенным посевам, партиям
семян и документации на семена.

Статья 13. Государственное регулирование производства семян

Стимулирование выведения новых сортов, их испытания и производство семян из средств областного бюджета осуществляются в порядке и на условиях, утверждаемых главой администрации области.

РАЗДЕЛ IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОРТОВЫХ И ПОСЕВНЫХ КАЧЕСТВ СЕМЯН

Статья 14. Общие требования

Семена, предназначенные для посева, подлежат проверке на сортовые и посевные качества.

При определении сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы и технические средства, единообразная терминология и нормативная документация.

Нормы сортовых и посевных качеств устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации и отраслевыми стандартами.

Статья 15. Определение сортовых качеств семян

Определение сортовых качеств семян осуществляется методом апробации, грунтового и лабораторного сортового контроля.

Производители семян самостоятельно определяют объем апробации по культурам и сортам, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей, создания страховых и переходящих фондов, выполнения договоров на поставку семян в федеральный и областной страховые фонды, а также с учетом реализации на рынке семян.

Семенные посевы, урожай с которых предназначается для реализации, апробируются по заявке производителей семян работниками государственной службы семенного контроля области с привлечением при необходимости оригинатора сорта, ученых и специалистов научно-исследовательских и учебных заведений, в остальных случаях - лицами, уполномоченными управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области.

Статья 16. Определение посевных качеств семян

Определение посевных качеств осуществляется Государственной службой семенного контроля области.

Пробы семян от партий, предназначенных для реализации, отбираются работниками государственных семенных инспекций.

Лицо, отбирающее пробу, опечатывает тару (контейнер) официальной пломбой или ярлыком, не позволяющим вскрыть тару, не оставив видимых следов вскрытия.

Отбор проб и определение посевных качеств экспортируемых семян осуществляются в соответствии с международными правилами.

Статья 17. Сертификация семян

Семена, предназначенные для реализации, подлежат обязательной сертификации.

Организация и проведение работ по сертификации возлагаются
на государственную семенную инспекцию области в соответствии с настоящим Законом и действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Документация на семена

Право выдачи официальных документов о качестве семян предоставляется государственной службе семенного контроля области и районов.

На семена, предназначенные для реализации и соответствующие требованиям государственного стандарта, выдается сертификат, в остальных случаях - удостоверение о качестве семян.

Экспортируемые семена сопровождаются международным сертификатом, если иное не оговорено условиями поставки, а также фитосанитарным сертификатом.

РАЗДЕЛ V. ВВОД СЕМЯН В ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Статья 19. Ввод семян в торговый оборот

В торговый оборот вводятся семена сортов, включенных в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификата, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, фитосанитарного и карантинного сертификата. После исключения сорта из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, семена данного сорта могут вводиться в торговый оборот в течение последующих двух лет по категориям репродукционных.

Тара (контейнер, упаковка) с семенами, вводимыми в торговый оборот, должна иметь этикетку (маркировку). При транспортировке семян насыпью полная информация указывается в сопроводительных документах.

Семена, обработанные химическими и биологическими препаратами, вводятся в торговый оборот в затаренном виде, с соблюдением установленных санитарных правил. Тара должна иметь соответствующую предупреждающую надпись и сопровождаться инструкцией по безопасному обращению с семенами и информацией о видах и возможных последствиях воздействия на здоровье человека и животных.

При вводе семян в торговый оборот запрещается указывать на этикетке или в сопроводительном документе сведения, вводящие в заблуждение по наименованию, происхождению и качеству.

Все импортируемые семена, поступающие на территорию области, должны иметь документ, удостоверяющий их сортовые и семенные качества, импортное карантинное разрешение на ввоз в страну и транзит, фитосанитарный сертификат, выданный страной-экспортером.

Не разрешается ввоз
на территорию области семян сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, кроме сортов:

для научных целей,

для государственных испытаний,

если по сорту принято специальное решение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Семена охраняемых сортов при вывозе и ввозе сопровождаются документом, подтверждающим соблюдение прав патентообладателя сорта.

Запрещен ввоз насыпью семян, обработанных химическими и биологическими препаратами.

Поступающие на территорию области семена подлежат фитосанитарному контролю по месту поступления.

Семенной материал, завезенный на территорию области, при обнаружении карантинных объектов подлежит изъятию, возврату или уничтожению за счет грузополучателя.

Реализация семенного материала разрешается государственной пограничной инспекцией по карантину растений при установлении его безопасности в карантинном отношении.

Высев семян, зараженных карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками, запрещается.

Статья 20. Гарантии на семена

Лицо, вводящее семена в торговый оборот, гарантирует соответствие их по виду, сорту, посевным качествам, указанным в сертификате на семена. В случае несоответствия оно несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Гарантии на семена действуют в течение срока действия сертификата.

Спорные вопросы между продавцом и покупателем семян разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕМЕННОЙ КОНТРОЛЬ

Статья 21. Государственный семенной контроль

Государственный семенной контроль в области обеспечивают областная и районные государственные семенные инспекции.

Областная и районные государственные семенные инспекции осуществляют государственный контроль сортовых и посевных качеств семян в научно-исследовательских и учебных учреждениях, научно-производственных объединениях и системах, сельскохозяйственных, заготовительных, торгующих и иных предприятиях и организациях всех форм собственности.

Областная и районная государственные семенные инспекции в соответствии с настоящим законом осуществляют единую политику в области контроля сортовых и посевных качеств семян, организуют подготовку приказов на проведение апробации посевов, подают заявки на изготовление апробационной, нормативной документации о качестве
семян.

Финансирование деятельности областной и районных государственных семенных инспекций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Структура управления и порядок деятельности областной и районных государственных семенных инспекций определяются положением, утверждаемым Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Статья 22. Государственный инспектор по семенному контролю

Руководитель областной государственной семенной инспекции по должности одновременно является главным государственным инспектором по семенному контролю области, начальники районных государственных семенных инспекций соответственно являются главными государственными инспекторами по семенному контролю районов.

Государственный инспектор по семенному контролю в своей деятельности независим и руководствуется законодательством Российской Федерации и настоящим законом.

Государственный инспектор по семенному контролю в пределах своей компетенции имеет право:

беспрепятственно проводить сортовой и семенной контроль, выбраковывать семенные посевы в случае нарушения технологии производства семян;

пресекать незаконное использование семян охраняемого сорта;

отбирать пробы семян в порядке инспекторского контроля;

изымать ранее выданные документы о качестве в случае несоответствия результатов анализа пробы, отобранной при инспекционном контроле, ранее полученным результатам;

беспрепятственно посещать и получать безвозмездно у производителей семян, заготовительных и торгующих организаций необходимые сведения и документы о семенных посевах, а также о количестве и качестве семян;

приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений настоящего закона производство, хранение, перевозку и реализацию семян;

налагать запреты на использование семян, не имеющих документов о качестве.

Главные государственные инспектора по семенному контролю в случае нарушения данных им прав несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ О СЕМЕНАХ

Статья 23. Ответственность за нарушение Закона Амурской области “О семенах“

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства области о семенах, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наложение штрафов
и других взысканий не освобождает виновных от возмещения ущерба.

Статья 24. Основания и порядок применения мер административной ответственности за нарушение законодательства области о семенах

Совершение юридическими и физическими лицами следующих административных нарушений законодательства области о семенах:

высев семян без документа о качестве, зараженных карантинными вредителями, болезнями и сорняками;

реализация семян без сертификата, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, или без фитосанитарного или карантинного сертификата;

использование полученных семян без карантинного досмотра;

ввоз на территорию области семян сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, кроме случаев, указанных в статье 19;

реализация семян с этикетками или сопроводительными документами, вводящими в заблуждение в отношении их наименования, происхождения, качества;

реализация или ввоз насыпью семян, обработанных химическими и биологическими препаратами;

невыполнение требований инспектора по семенному контролю и карантину растений;

внесение недостоверных сведений в документы о качестве семян или дача указаний на их внесение;

несоблюдение правил учета высеянных и реализованных семян.

О совершении правонарушения главный государственный инспектор по семенному контролю, главный государственный инспектор по карантину растений в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях составляют протокол и направляют его в административную комиссию по месту совершения правонарушения.

Споры, связанные с применением настоящего закона, рассматриваются в судебном порядке.

РАЗДЕЛ VIII. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ

ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ “О СЕМЕНАХ“

Статья 25. О порядке введения в действие Закона Амурской области “О семенах“

Настоящий Закон вступает в действие со дня его официального опубликования.

Глава Администрации

Амурской области

В.Н.ДЬЯЧЕНКО

г. Благовещенск

24 мая 1995 года

N 9-ОЗ