Законы и бизнес в России

Постановление Главы Администрации Амурской области от 25.04.1994 N 397 “Об утверждении решения межведомственной комиссии (МВК) областной администрации по рассмотрению ТЭДа “Новая ГРЭС в Амурской области“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 1994 г. N 397

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ

(МВК) ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ

ТЭДА “НОВАЯ ГРЭС В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ“

Рассмотрев представленные материалы заседания межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории области о рассмотрении технико-экономического доклада по проектированию и строительству теплоэнергетического объекта “Новая ГРЭС в Амурской области“, постановляю:

1. Утвердить решение межведомственной комиссии по размещению производительных сил (протокол МВК прилагается).

2. Считать целесообразным дальнейшее проектирование Новой ГРЭС в южной зоне Амурской области.

Глава Администрации

Амурской области

В.П.ПОЛЕВАНОВ

Приложение

к постановлению

Главы Администрации

Амурской области

от 25 апреля 1994 г. N 397

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 апреля 1994
года г. Благовещенск

Присутствовали:

Колядинский Н.Ф. - председатель комиссии, первый заместитель Главы Администрации области, председатель комитета экономики;

Терещенко А.И. - заместитель председателя комиссии, заместитель Главы Администрации, председатель комитета по архитектуре и строительству;

Перетятько Н.И. - заместитель председателя комиссии, заместитель Главы Администрации по промышленности и топливно-энергетическому комплексу;

Овечкин В.Н. - секретарь комиссии, начальник отдела региональных программ, размещения производительных сил комитета экономики областной администрации;

члены комиссии:

Катанаев И.В. - начальник Управления государственной вневедомственной экспертизы областной администрации;

Чекулаев В.И. - заместитель председателя комитета экономики областной администрации;

Дмитриев В.И. - заместитель председателя комитета экономики областной администрации;

Гиренко А.А. - начальник противопожарно-аварийной службы УВД;

Коваль А.Т. - председатель областного комитета по экологии и природопользованию;

Смирнов В.Т. - главный врач областного Центра санэпиднадзора;

Гурский В.А. - заместитель начальника Штаба гражданской обороны Амурской области;

Лущей А.А. - начальник Управления по природопользованию областной администрации;

Моисеенко В.Г. - председатель Амурского научного центра ДВО АН СССР;

Садовский А.И. - заведующий отделом экологии института АмурКНИИ;

Урюпин В.С. - генеральный директор ПОЭиЭ “Амурэнерго“;

Утоплов В.Ф. - начальник государственного предприятия связи и информатики (Россвязьинформ);

Ситникова Г.В. - начальник областного гидрометеоцентра Амурской области;

Рахилова Т.М. - заместитель начальника Управления центрального банка РФ по Амурской области;

Махниборода А.В. - и.о. начальника Амурского антимонопольного управления областной администрации;

Литвишко В.В. - директор Центра занятости населения администрации области;

Ведев В.А. - заместитель начальника Управления сельского хозяйства Амурской области;

Бомштейн В.Е. - заместитель начальника геологического отдела Амургеолкома.

Список приглашенных:

Маркина Н.В. - заместитель главного инженера института “Мосгипротранс“;

Слободской В.В. - главный инженер комплексного проекта института “Мосгипротранс“;

Авдеев В.А. - заместитель начальника Департамента “Востокэнерго“;

Лозовой П.С.
- главный инженер проекта “ДальвостНИИпроект“;

Соловова Л.Я. - главный специалист ДВО “Дальэнергосетьпроект“;

Порядный В.И. - начальник отдела перспективного развития ПОЭиЭ “Амурэнерго“;

Прохоров Ю.В. - инженер службы перспективного развития ПОЭиЭ “Амурэнерго“;

Клюшниченко С.М. - Глава Администрации Свободненского района;

Берзин В.Э. - Глава Администрации г. Свободного;

Батьковский А.С. - Глава Администрации Селемджинского района;

Санин А.В. - Глава Администрации Бурейского района;

Сандалов В.М. - технический директор, главный инженер ПО “Дальвостуголь“;

Коноплев И.И. - старший научный сотрудник АмурКНИИ;

Дудников А.И. - начальник отдела прогнозирования и экономического регулирования промышленности комитета экономики областной администрации.

Повестка дня:

Рассмотрение технико-экономического доклада по проектированию и строительству теплоэнергетического объекта “Новая ГРЭС в Амурской области“.

Докладчик: начальник отдела перспективного развития ПОЭиЭ “Амурэнерго“ Порядный В.И.

Содокладчики: Соловова Л.Я. (Дальэнергосетьпроект), Лозовой П.С. (ДальвостНИИпроект), Слободской В.В. (Мосгипротранс).

В обсуждении приняли участие: Катанаев И.В., Сандалов В.М., Моисеенко В.Г., Бомштейн В.Е., Колядинский Н.Ф., Авдеев В.А., Садовский А.И., Перетятько Н.И.

Необходимость разработки технико-экономического доклада определилась большим дефицитом топлива и электроэнергии как в отдельной Амурской энергосистеме, так и в целом в районах, охватываемых объединенной энергосистемой Дальнего Востока.

Технико-экономический доклад (ТЭД) по проектированию и строительству новой ГРЭС в Амурской области разработан проектным институтом “Томсктеплоэлектропроект“ по заданию ПОЭиЭ “Амурэнерго“ на основании протокола совещания в Амурском облисполкоме от 10 ноября 1989 года “По вопросу создания новой топливно-энергетической базы на Гербикано-Огоджинской угленосной площади“. В работе выявилось, что ожидаемая перспективная структура энергетического баланса Амурской области и объединения энергосистем юга Дальнего Востока (Приморский, Хабаровский, Амурская, Южная Якутия) предопределяет целесообразность строительства в Амурской области новой базовой электростанции с установленной мощностью до 2000 МВт в период 2010 - 2020 гг.

По условиям проведенных согласований и проектных проработок в качестве конкурентоспособных для детального изучения возможности
строительства новой ГРЭС в Амурской области предоставлены следующие пункты:

N 7 - Февральский (Червинский);

N 9 - Селемджинский;

N 20 - Свободненский;

N 21 - Райчихинский.

ПУНКТ N 7 (ФЕВРАЛЬСКИЙ)

Площадка расположена в Селемджинском районе, в 12 км к северо-западу от Февральска, на правом берегу р. Селемджи, на землях гослесфонда, в 1 км от Байкало-Амурской магистрали. Площадка ГРЭС размещается в пределах Февральского железнодорожного узла. Ближайшим раздельным пунктом, к которому намечается осуществить примыкание подъездного ж.д. пути ГРЭС, является разъезд Червинка, расположенный в 5 км от площадки ГРЭС, на участке Тунгала - Февральск.

Жилой поселок ГРЭС размещается в 3 км. Золошлакоотвал предлагается, разместить в 3,5 км к северу от промплощадки ГРЭС за водоразделом, в верховьях р. Малая Червинка. Сооружения хозяйственно-питьевого водоснабжения ГРЭС и жилого поселка размещаются в 8 км к востоку от промплощадки ГРЭС на правобережной пойме р. Селемджи.

ПУНКТ N 9 (СЕЛЕМДЖИНСКИЙ)

Площадка ГРЭС расположена в Селемджинском районе в 7,5 км к юго-востоку от Селемджинска, на левом берегу р. Селемджи, на землях гослесфонда, на 22 - 23 км трассы строящегося подъездного ж.д. пути к Огоджинскому месторождению угля.

Жилой поселок ГРЭС намечается расположить в 4 км южнее склона, за водоразделом, на землях гослесфонда. Золоотвал предполагается организовать в 3,5 км к северо-востоку промплощадки в заболоченном логу.

ПУНКТ N 20 (СВОБОДНЕНСКИЙ)

Площадка ГРЭС намечается в Свободненском районе, в 15 км от города Свободного, в 7 км от сельского населенного пункта Черниговка. Площадка размещается на подпойменной террасе правого берега реки Зея, в основном на пахотных землях отделения N 1 Черниговского совхоза. Примыкание подъездного ж.д. пути ГРЭС предусматривается к ж.д. станции Усть-Пера, расположенной на главной ж.д. магистрали в
6 км от ж.д. ст. Свободный Забайкальской железной дороги. Протяженность подъездного ж.д. пути составит 18,5 км.

Жилой поселок ГРЭС предлагается разместить в 2 км к северу от промплощадки на юго-восточном склоне, частично на пахотных землях отделения N 1 совхоза Черниговского и землях гослесфонда.

Золоотвал предлагается организовать в 1 км к югу от промплощадки, непосредственно у создаваемого водохранилища - охладителя на пойменных землях правого берега р. Гашинки. Сооружения хозяйственно-питьевого водоснабжения ГРЭС и жилого поселка намечаются в 7 км к северо-востоку от промплощадки ГРЭС, в 3 км к северу населенного пункта Желтоярово, на левобережье р. Бол. Гашинка.

ПУНКТ N 21 (РАЙЧИХИНСКИЙ)

Площадка ГРЭС размещается в Бурейском районе, в 8 км к западу от Новобурейска, вдоль ж.д. линии Бурея - Райчихинск, около разъезда Кивней, на пойменных землях правобережья р. Буреи. В 4 км к западу от площадки, у ж.д. станции Амурской, размещаются Райчихинская ГРЭС и поселок городского типа Прогресс. Примыкание подъездного (топливоводного) ж.д. пути намечается к четной горловине станции Бурея Забайкальской железной дороги.

Жилой поселок ГРЭС предлагается в южной части п. Прогресс в 3,5 км к западу от промплощадки. Ввиду ограниченности свободной территории, согласно утвержденному генплану п. Прогресс, разработанному Ленгипрогором, строительство жилья для ГРЭС предполагается за счет уплотнения существующей застройки и сноса ветхого фонда. Золоотвал предлагается организовать в 7 км от промплощадки, южнее п. Прогресс, на заболоченных землях поймы р. Буреи.

По технико-экономическому сравнению альтернативных пунктов наиболее предпочитаемым вариантом является размещение ГРЭС в районе г. Свободного.

Основные показатели строительства Новой ГРЭС:

1. Ввод электрической мощности - 900 МВт.,

в том числе:

Энергоблок N 1 - 225 МВт;

Энергоблок N 2 - 225 МВт;

Энергоблок N
3 - 225 МВт;

Энергоблок N 4 - 225 МВт.

2. Ввод общей площади в жилых домах - 1446,4 тыс. кв. м.

3. Объем строймонтажных работ.

Всего (в ценах 1991 г.) - 2318,3 млн. руб.

4. Расчетная численность трудящихся на строймонтажных работах - 7998 чел.

5. Общая продолжительность строительства первой очереди ГРЭС - 140 - 144 мес.

6. Годовой отпуск электроэнергии - 3600 млн. КВт час.

7. Годовой отпуск тепла - 740 тыс. Гкал.

8. Годовой расход натурального топлива Свободненского подсушенного - 3303 тыс. тонн.

9. Общая численность промышленно-производственного персонала:

- собственного ГРЭС - 1608 чел.;

- привлеченного - 200 чел.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

1. Областной комитет по экологии и природопользованию

Государственная экологическая экспертиза Амуроблкомприроды провела комплексную экологическую экспертизу ТЭД “Новая ГРЭС в Амурской области“, разработанного институтом “Томсктеплоэлектропроект“. Комиссия поддержала вариант размещения новой ГРЭС в пункте N 20 (Свободненский вариант) с учетом замечаний и предложений, изложенных в сводном заключении экспертной комиссии от 11 октября 1993 года.

2. Главное управление архитектуры и градостроительства

По технико-экономическому сравнению размещения ГРЭС по альтернативным пунктам ТЭДом рекомендуется размещение Амурской ГРЭС в районе г. Свободного (Тащенка) и в районе населенного пункта Кивнет Бурейского района (варианты N 20 и 21), и первая рекомендована для дальнейшей работы. Однако 30 июня 1975 года на данной площадке (вариант N 20) был оформлен акт выбора участка для строительства завода сельскохозяйственных машин.

На основании вышеизложенного, а также письма за N 25-609 от 29 октября 1993 г. института “Хабаровскпромпроект“ для формирования окончательного выбора участка строительства новой ГРЭС в южной зоне Амурской области целесообразно провести дополнительную работу по сбору данных и анализу экономических, градостроительных и природных факторов по площадке “Нылгинская“ (г. Свободный),
которая может стать альтернативной при сравнении с Тащенской площадкой.

3. Администрация Селемджинского района

Администрация согласна с рекомендацией, отраженной в технико-экономическом докладе по проектированию и строительству новой базовой электростанции в Амурской области. Наиболее приемлемый вариант: разместить ГРЭС в районе г. Свободного.

4. Администрация Свободненского района

Администрация считает, что строительство данного комплекса позволит решить многие проблемы области и района, создаст необходимые условия для ускоренного развития всего региона. Вместе с тем, учитывая далеко не удовлетворительный экологический фон территории, а также то, что строительство и эксплуатация ГРЭС приведут к ухудшению окружающей среды, а следовательно, отрицательному воздействию на здоровье населения района и г. Свободного, считаем необходимым принять решение на уровне Правительства Российской Федерации о назначении проведения экологической экспертизы по данному вопросу, после чего возможно, с согласия жителей района, принятие окончательного решения о строительстве ГРЭС в районе с. Тащенка.

5. Комитет по земельным ресурсам

Сделать расчет концепции убытков от изъятия земель Гослесфонда под строительство новой ГРЭС в пунктах NN 20 - 21.

6. Управление лесами

Согласно ведомости площадей земель, отчуждаемых для строительства ГРЭС, из фонда гослесфонда изымаются 1395 га лесных площадей. В соответствии ст. 22 и ст. 40 Основ лесного законодательства необходимо запроектировать возмещение лесхозам потерь лесохозяйственного производства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Амурский центр занятости населения

Проектирование и строительство новой ГРЭС вызывают сомнение в необходимости строительства. В данном случае целесообразно завершить строительство Бурейской ГЭС, а не начинать сооружение нового. Более предпочтительным является вариант размещения ГРЭС на территории Свободненского района (п. 21). В городе Свободном и в Свободненском районе имеются более многочисленные трудовые ресурсы (в том числе незанятое население), относительно развитая база стройиндустрии и
система профессионально-технического обучения. Однако в этом случае с учетом необходимого для строительства и эксплуатации количества работников, требуется привлечение дополнительной рабочей силы соответствующих профессий и квалификации (в том числе из северных районов области) и обучение имеющихся кадров строительным специальностям.

8. Администрация Бурейского района

Рассмотрев варианты, дает согласие на размещение новой ГРЭС на территории Бурейского района при условии выполнения следующих мероприятий:

1. Согласовать со штабом ГО Амурской области мероприятия на случай аварийного разрушения плотины Бурейской ГЭС.

2. Увязать резмещение площадки новой ГРЭС с ранее согласованной площадкой под межрегиональную базу крупнопанельного домостроения.

3. Обосновать целесообразность размещения новой ГРЭС рядом с существующей Райчихинской ГРЭС.

4. Предусмотреть в ТЭО компенсацию экологического и экономического ущерба населению Бурейского района.

5. С целью сокращения площадей ценных земель сельхозназначения и лесных культур, изымаемых под строительство объектов жилья и соцкультбыта для новой ГРЭС, предусмотреть их размещение в границах существующих поселков Прогресс, Бурея, Новобурейский.

9. Амургеолком

Предпочтительность строительства Новой ГЭС в южном варианте вблизи г. Свободного обусловлена рядом причин:

- наличием мощной сырьевой базы бурого угля с запасами, позволяющими создание мощного горнодобывающего предприятия более чем на 50 лет;

- возможностью комплексного использования угля Свободненского месторождения в химической промышленности, агропромышленном комплексе;

- брикетированием угля, что позволит обеспечить население региона высококачественным топливом и не исключает возможность его экспорта;

- за счет увеличения мощностей по добыче на Свободненском месторождении возможно его использование в качестве альтернативной базы Ерковецкому месторождению, что благоприятно скажется на использовании пахотных земель и экологии;

- наличием комплекса стройиндустрии (Шимановский, Свободненский) с возможностью расширения его на базе имеющихся месторождений глин, песков, строительного камня;

- наличием разведанного месторождения подземных вод (Перское) в районе г. Свободного, что позволит создать
единый водозабор для города и пос. новой ГРЭС;

- простые инженерно-геологические условия строительства (более низкая сейсмичность, отсутствие вечномерзлых пород, меньшая мощность торфов, спокойная тектоническая обстановка);

- строительство ГРЭС даст толчок к строительству Чагоянского цемзавода и возможности освоения Гаринского железно-рудного месторождения.

При положительном решении по “Южному варианту“ размещения ГРЭС и составления ТЭО строительства следует учесть необходимость проведения дополнительных геологоразведочных работ (доразведка) на Свободненском месторождении в связи с частичным изменением требований к оценке достоверности и качества подсчета запасов угля. Кроме того, основываясь на опыте разведки Ерковецкого месторождения, следует детально изучить гидрогеологические условия его отработки, предусмотреть строительство фабрики по брикетированию углей, ориентировать строительство базы стройиндустрии на реконструкцию действующих производств либо на строительство заводов (кирпич, керамзит, щебень) на базе новых месторождений, разведанных в районе в последнее время.

Рекомендации:

Принять для строительства новой ГРЭС в Амурской области вариант размещения N 20 (Свободненский). В качестве сырьевой базы использовать угли Свободненского месторождения.

10. Амурский областной гидрометеоцентр

В представленных материалах технико-экономического доклада по проектированию и строительству “Новая ГРЭС в Амурской области“ нет следующих сведений:

1. Не предусмотрено изучение загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод суши до начала строительства в выбранных районах (Свободненский, Райчихинск, Огоджа) - необходимо установить стационарные пункты контроля загрязнения природной среды, организовать пункты отбора воды на химанализ на реках, из которых предусматривается забор воды и сброс обратно в реку, с целью разработки норм ПДС.

Финансирование данных работ на стадии проектирования и строительства возложить на заказчика, исполнитель - областной центр по гидрометеорологии.

С учетом гидрометеорологических факторов новую ГРЭС рационально размещать в районе разъезда Кивнет в пойме р. Буреи.

11. Областной Центр санэпиднадзора

Предлагаемые в проекте системы газопылеочистки в условиях
РФ не имеют аналогов и серийно не производятся. В проекте ТЭО необходимо более детальное обоснование систем газопылеочистки.

На основании изложенного проект ТЭД новой ГРЭС в Амурской области (Свободненский вариант) согласовывается.

На основании Закона РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ настоящее заключение имеет обязательную силу.

12. Производственное объединение “Дальвостуголь“

Рассмотрев возможные пункты размещения новой ГРЭС, объединение предлагает принять пункт размещения ГРЭС Февральский. Он находится в непосредственной близости от Огоджинского месторождения. Это месторождение находится в наиболее благоприятных горно-геологических условиях из всех угольных месторождений в Амурской области. Уголь Огоджинского месторождения, по мнению объединения, будет более конкурентоспособным по сравнению с углем других месторождений, рассматриваемых в ТЭДе.

13. ПОЭиЭ “Амурэнерго“

В соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 20 июня 1993 г. N 583 Главгосэкспертиза России предложила представить им на рассмотрение предпроектную документацию на строительство новой базовой электростанции в Амурской области - “ТЭД Новой ГРЭС в Амурской области“.

Для определения района размещения электростанции было рассмотрено 15 пунктов в северных районах в зоне Байкало-Амурской железной дороги и 7 пунктов в южных районах. Северное размещение электростанции оказалось неэффективным по условиям значительного удорожания подготовки площадок, связанного в основном с замещением вялых вечно мерзлых грунтов, противосейсмическими мероприятиями и значительным расстоянием передачи мощности в электропотребляющие районы, расположенные в основном на юге.

Поэтому поставленная задача рассмотрения создания новой топливно-энергетической базы в северных районах области на основе Огоджинских углей была расширена с учетом других мест размещения ГРЭС и использованием перспективных месторождений угля в южной зоне. Одновременно была рассмотрена возможность вовлечения в топливно-энергетический баланс области бурых углей Сибирских месторождений. В результате основную часть ТЭДа заняло изучение проблем топливообеспечения области. Доказана нецелесообразность ориентации развития области на дальнепривозных углях из-за высоких дополнительных затрат на их транспортировку и ненадежности топливоснабжения привозным углем. Определено, что даже учитывая значительно худшие энергетические характеристики, местные бурые угли Свободненского, Тыгдинского и Огоджинского месторождений экономически более целесообразны для Амурской области.

Наиболее предпочтительным и первоочередным является Свободненское месторождение бурых углей со строительством на борту разреза новой электростанции. При размещении электростанции в зоне Бурейского или Архаринского районов экономический эффект проявляется и при использовании для электростанции Огоджинского угля. Институт Мосгипротранс предложил строительство железной дороги Февральск - Белогорск (Серышево) для транспорта Огоджинского угля на юг области. В этом случае Огоджинский уголь экономичен и для г. Благовещенска. Это предложение, по мнению “Амурэнерго“, заслуживает изучения и может быть альтернативой до разработки нового месторождения на юге.

Для проектирования электростанции необходима полная ясность в возможности долговременного снабжения углем из конкретных месторождений. Следовательно, проектирование и строительство разрезов на новых месторождениях должно осуществляться опережающими темпами по отношению к проектированию и строительству электростанции.

Обменявшись мнениями, межведомственная комиссия решила:

1. Одобрить разработанный институтом “Томсктеплоэлектропроект“ технико-экономический доклад по проектированию и строительству новой ГРЭС в Амурской области, базовой тепловой электростанции установленной электрической мощностью 900 МВт.

2. Учитывая значительную наработку по угольным месторождениям Амурской области, их транспортную доступность и большие запасы, считать ориентацию на дальнепривозные угли неэффективной и экономически нецелесообразной.

3. Считать целесообразным дальнейшее проектирование новой ГРЭС в южной зоне Амурской области с учетом замечаний.

4. При дальнейшей разработке проектной документации вопрос топливообеспечения нового энергетического объекта рассматривать в привязке с развитием и расширением строительства угольных разрезов, в первую очередь, на базе каменноугольного Гербикано-Огоджинского и бурого Свободненского месторождений.

5. Провести конкурс (в том числе международный) на участие в развитии топливно-энергетического комплекса Амурской области.

6. Рекомендовать ПО “Дальвостуголь“ в 1994 - 1995 гг. уточнить ранее выполненные ТЭО освоения Свободненского и Сергеевского месторождений бурых углей.

7. Просить ПО “Дальвостуголь“, институт “Мосгипротранс“ выполнить в 1994 - 1995 гг. ТЭО на строительство железнодорожной ветки “Февральск - Белогорск (Серышево)“ с целью прямых перевозок Огоджинских углей в южные районы области.

8. Просить Главу областной Администрации утвердить данное решение.

Председатель комиссии

Н.Ф.КОЛЯДИНСКИЙ

Секретарь комиссии

В.Н.ОВЕЧКИН