Законы и бизнес в России

Решение Свободненского городского Совета народных депутатов от 24.12.2003 N 240 “О Бюджетном послании главы администрации г. Свободного на 2004 год“

СВОБОДНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2003 г. N 240

О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. СВОБОДНОГО

НА 2004 ГОД

Заслушав и обсудив бюджетное послание главы администрации г. Свободного на 2004 год, городской Совет народных депутатов решил:

1. Принять к сведению Бюджетное послание главы администрации г. Свободного (прилагается).

2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

Председатель

Свободненского

городского Совета

народных депутатов

А.И.ГРЕВЦЕВ

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ

ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО НА 2004 ГОД

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2004 год сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации “О бюджетной политике в 2004 году“, Бюджетным посланием губернатора области на 2004 год.

Бюджетная политика в 2004 году должна способствовать
развитию экономики города, обеспечению социальной стабильности, поддержке малого предпринимательства. При этом бюджетная политика должна быть ориентирована на достижение следующих целей: мобилизация налоговых резервов на фоне экономического роста, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение объемов муниципального долга, усиление финансового контроля за параметрами бюджета на всех стадиях его формирования и исполнения.

1. ИТОГИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

В прошедшем году и в течение текущего года бюджетно-налоговая политика администрации города проводилась преимущественно в соответствии с ключевыми приоритетами, определенными в Бюджетных посланиях главы администрации г. Свободного на 2002 и 2003 года.

В целях реализации Бюджетного послания главы администрации города на 2003 год постановлением главы администрации города на 2003 год, постановлением главы администрации города от 23 апреля 2003 г. N 491 утвержден план основных задач и мероприятий.

Благоприятная экономическая конъюнктура, с одной стороны, и усилия всех органов власти города, с другой стороны, обеспечили позитивные сдвиги в исполнении бюджета города.

Фактические итоги 2002 года показывают, что прирост налоговых доходов в бюджет города в 2002 году по сравнению с 2001 годом составил 33,7%, неналоговых доходов - 63,2%.

По сравнению с 2001 годом получено собственных доходов больше на 35215 тыс. руб. (рост - 34,8%).

За I полугодие 2003 года бюджет города по доходам с учетом полученных из областного бюджета дотаций, субвенций, субсидий фактически исполнен в сумме 191437 тыс. руб., или 102% плана (к соответствующему периоду прошлого года - 110,3%). Из общей суммы поступление по собственным доходам составило 67843 тыс. руб., или 108% плана. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем бюджета по собственным доходам увеличился на 4%, в т.ч. рост налоговых доходов 1,9% и неналоговых
доходов - 52%.

Основными налогами, образующими доходную часть бюджета города, являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налог на имущество, удельный вес которых в бюджете города составляет 84,4%. Однако надо отметить, что поступления по налогу на прибыль сократились на 9,5 млн. руб. Причиной снижения перечислений данного налога являются произведенные возвраты числящейся переплаты по налогу Забайкальской ж/д и направление на текущие платежи по налогу на имущество.

За последние четыре года налоговая недоимка в бюджет города снизилась в 2,3 раза (с 21,8 млн. руб. до 9,5 млн. руб.) и по состоянию на 1 июля 2003 года занимает наименьший удельный вес (11%) в общем объеме консолидированного бюджетного долга.

Основными доходообразующими отраслями в г. Свободном являются (% в общих поступлениях):

- транспорт - 31,5;

- промышленность - 23,1;

- строительство - 11,8;

- торговля и общепит - 4,0;

- связь - 2,0.

Налоговая отдача (бюджетная эффективность) по итогам за I полугодие 2003 года составила в разрезе отраслей (на 1 руб. произведенной продукции):

- промышленность - 0,20 руб;

- торговля и общепит - 0,03 руб;

- связь - 0,01 руб;

- строительство - 0,24 руб.

За 2002 год дефицит бюджета города снижен с 25% до 20%, или на 5,7 млн. руб.

Расходы бюджета на одного жителя города составили 2791,8 рубля при полученных на одного жителя собственных доходах 1055,1 руб. (аналогичные показатели за I полугодие 2002 года соответственно 2659,6 руб. и 952 руб.).

Бюджетная политика в отношении расходов социального блока (расходы на образование, культуру, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику) в истекшем периоде была ориентирована на стабилизацию ситуации в социальной сфере. Увеличилась степень концентрации бюджетных расходов на приоритетных социальных
направлениях. Активно проводилась организационная работа по переводу социальных льгот в денежную форму по реализации принципа адресности социальной поддержки.

Сокращен муниципальный долг, снижена кредиторская задолженность бюджета.

Кредиторская задолженность бюджета на 1 июля 2003 года составила 59779 тыс. руб. и сократилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 63771 тыс. руб.

Задолженность по ссудам, полученным на выплату заработной платы, приобретение топлива и подготовку объектов ЖКХ к отопительному сезону с учетом прошлых лет, на 1 июля 2003 года составила 44346 тыс. руб. (в сравнении с 1 января 2003 года уменьшилась на 3717 тыс. руб.). В I полугодии 2003 года получено ссуд на сумму 14950 тыс. руб., погашено ссуд, полученных в 2001 - 2002 гг. - 18667 тыс. руб.

Производится регистрация договоров в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. В течение нескольких лет в целях экономного расходования средств утверждаются лимиты потребления электро- и теплоэнергии.

Принята и реализуется политика проведения закупок, направленная на снижение стоимости закупаемых товаров и услуг.

Осуществляется переход на казначейское исполнение бюджета, внедрение автоматизированной системы исполнения бюджета города.

Вместе с тем ряд проблем остался нерешенным, в связи с чем бюджетный процесс требует дальнейшего совершенствования:

- существующий подход к формированию доходной части бюджета требует пересмотра, поскольку принятая система распределения нормативов отчислений по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество ставит муниципальные образования в неравные условия;

- финансовые ресурсы бюджета города по-прежнему не покрывают необходимых расходов, поэтому в целях более эффективного использования бюджетных средств необходимо при формировании бюджета учитывать государственные стандарты (подушевая бюджетная обеспеченность);

- система жилищно-коммунального хозяйства до сих пор полностью не переведена на федеральные стандарты оплаты
услуг населением, реформа указанной сферы проходит крайне медленно;

- система межбюджетных отношений требует более глубокого реформирования.

Региональные и местные органы власти должны быть заинтересованы в наращивании налогового потенциала, на что отрицательно влияет практика межбюджетного регулирования - перечисления из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой стимулируют иждивенчество. В связи с этим необходимо провести разграничение полномочий и ответственности по выполнению расходных обязательств, которые должны передаваться на местный уровень только в форме целевого финансирования.

На решение данных проблем должны быть направлены усилия всех ветвей власти в 2003 - 2004 годах.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению бюджетной эффективности расходов бюджета. При этом бюджетная политика в 2004 году должна быть ориентирована на достижение следующих целей:

- мобилизацию резервов повышения доходов бюджета;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- совершенствование управления муниципальным долгом;

- усиление финансового контроля за параметрами бюджета на всех стадиях его формирования и исполнения;

- совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ

Увеличение доходов бюджета города будет происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет мобилизации резервов бюджетообразующих предприятий, организаций города, расширения налогооблагаемой базы в сфере малого предпринимательства, сокращения нелегального теневого оборота.

В предстоящем году будет продолжена реализация действующей концепции социально-экономического развития города Свободного на 2002 - 2004 годы, разработана программа “Экономическое и социальное развитие города Свободного на 2005 - 2010 годы“. Первоочередной задачей органов местного самоуправления являются поддержка малого предпринимательства, в том числе финансовая поддержка через муниципальный фонд поддержки предпринимательства, облегчение деятельности предпринимателей путем сокращения бюрократических процедур согласования и контроля в рамках городской
программы поддержки малого предпринимательства.

Объем произведенной продукции субъектами малого предпринимательства в I полугодии 2003 года составил порядка 140 млн. рублей, это 36% от объема промышленной продукции города и на 10% выше уровня соответствующего периода прошлого года. Сложившаяся на протяжении ряда лет отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о более успешном его развитии в сфере торговли, общественного питания, производстве продовольственных товаров народного потребления, бытовых услуг, ремонтно - строительной деятельности.

В 2004 году предусматривается разработка программы поддержки малого предпринимательства г. Свободного на 2005 - 2007 годы, более активная работа с областным фондом поддержки малого предпринимательства.

Следует отметить и другие направления бюджетной политики в сфере доходов.

Политика поддержки инвестиционной деятельности будет направлена на создание благоприятного инвестиционного климата на территории города. С этой целью разработаны и утверждены городским Советом народных депутатов следующие положения:

- “О предоставлении муниципальной гарантии г. Свободного“;

- “О порядке предоставления плательщикам дополнительных льгот по налогам и сборам в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в местный бюджет“.

Необходимо активно участвовать в конкурсных программах и проектах фонда регионального развития и фонда реформирования региональных финансов, формируемых в рамках федеральной Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.

Продолжится работа по улучшению информационного обеспечения и содействия в участии и проведении инвестиционных выставок, ярмарок, конференций.

Эффективное управление муниципальным имуществом - еще один из резервов увеличения доходной части бюджета. Необходимо максимально быстро определиться с имуществом, которое следует оставить в муниципальной собственности, так как неэффективный муниципальный сектор ничего, кроме дополнительных расходов и проблем, не дает. Следует установить жесткий контроль за использованием объектов недвижимости, условиями их сдачи в аренду и за поступлениями арендной платы
в доходы бюджета.

В соответствии с проводимой государственной политикой на федеральном уровне предполагается реформирование муниципальных унитарных предприятий в зависимости от эффективности их деятельности и финансовых результатов работы с одновременным повышением ответственности руководителей предприятий за результаты работы.

Функционирование земельных ресурсов в рыночных условиях вызывает необходимость уточнения компетенции как органов государственного земельного управления, так и органов местного самоуправления. В 2004 году будет продолжена работа по обеспечению роста поступлений доходов в бюджет города от коммерческого использования земли. Для этого необходимо проведение целого комплекса работ. Это разграничение прав собственности на землю, проведение землеустроительных работ, регистрация прав собственности на муниципальные земельные участки, реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость.

Наконец, будет продолжена работа по погашению налоговой задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней. Серьезные резервы этой работы с налогоплательщиками заключены в разъяснительной и информационной деятельности по проведению реструктуризации задолженности. Продолжит работу комиссия по экономической, налоговой и финансово-бюджетной политике по укреплению доходной части бюджета и снижению задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, списанию невозможной к взысканию недоимки.

Одним из направлений по стабилизации доходной части бюджета города остается проведение последовательной работы с администрацией Амурской области по компенсации бюджету города выпадающих доходов в связи с изменением налогового законодательства.

4. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ

Расходная часть бюджета города является инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Органы местного самоуправления в 2004 году будут осуществлять рационализацию расходов бюджета, сокращать неэффективные муниципальные обязательства, продолжать работу по совершенствованию системы управления муниципальными финансами.

Для повышения эффективности управления муниципальными финансами должны быть положены следующие принципы: ориентация на достижение планируемых результатов, учет общественного мнения. Отраслевые подразделения администрации города должны проводить
мониторинг результативности бюджетных расходов, достижения поставленных целей и задач.

Требуется перейти к использованию механизмов, обеспечивающих заинтересованность бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг. Кроме того, предполагается не допускать принятие бюджетными учреждениями обязательств, не санкционированных органами власти.

Первоочередной социально значимой задачей является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, для решения которой в связи с недостатком доходов потребуется сокращение других статей расходов бюджета города.

Основным направлением в расходовании бюджетных средств остается социальная сфера, где необходимо реализовать государственные гарантии в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществлять развитие культуры, физической культуры и спорта.

В области образования необходимы оптимизация структуры и кадровой оснащенности сети общеобразовательных учреждений, повышение качества образования, а также укрепление материальной базы отрасли.

В области здравоохранения необходимо обеспечить исполнение Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению города, следует привести в соответствие с нормативами, утвержденными федеральной программой, сетевые показатели и штаты лечебно-профилактических учреждений. Планируется централизовать расходы по уплате страховых взносов на неработающее население в областном бюджете.

Реализация Программы социальной защиты населения будет носить адресный характер. Продолжится работа по исполнению законов федерального и областного уровней в части предоставления льгот и социальных гарантий населению за счет средств федерального и областного бюджетов. Необходимо проинвентаризировать целевые программы исходя из реальных возможностей бюджета города.

Расходование средств на оплату теплоэлектроэнергии по-прежнему будет основано на установлении и соблюдении лимитов их потребления.

Особое внимание нужно обратить на реформу жилищно-коммунальной сферы, проводя разумную тарифную политику и приближая ставки оплаты населением коммунальных услуг к федеральным стандартам. Сокращение дотационности жилищно-коммунального хозяйства предполагает совершенствование механизма предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.

Необходимо предусмотреть затраты на модернизацию инженерной инфраструктуры.

Следует продолжить работу
по дальнейшему развитию конкурсной поставки продукции и услуг для муниципальных нужд.

Проект программы “Экономическое и социальное развитие Амурской области на период до 2010 года“ включает объекты социального и производственного назначения г. Свободного, планируемые к финансированию в 2004 году из федерального и областного бюджетов:

1. Реконструкция причальной стенки и ее подкрановых путей ЗАО “Торговый порт “Свободный“ - 18 млн. руб.

2. Строительство хирургического корпуса с поликлиникой на 45 коек центральной районной больницы, г. Свободный - 13,6 млн. руб.

3. Строительство столовой на 300 мест учреждения УВ-14/1 - 5 млн. руб.

4. Строительство очистных сооружений УВ-14/1 - 6,5 млн. руб.

5. Строительство школы - 8 млн. руб.

6. Строительство канализационного коллектора г. Свободного (долевое участие) - 1,2 млн. руб.

7. Строительство полигона захоронения твердых бытовых отходов г. Свободного - 7,1 млн. руб. (в целом по области).

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ

Политика в области управления муниципальным долгом в 2004 году должна быть направлена на снижение его уровня путем проведения реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, при необходимости - пролонгации ее погашения. Предоставляться муниципальные гарантии будут в соответствии с положением “О предоставлении муниципальной гарантии г. Свободного“.

6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года предусматривается трехуровневая система регулирования общественными финансами:

1) обязательные для исполнения минимальные требования, установленные в федеральном законодательстве;

2) рекомендуемые нормативы и параметры, соблюдение которых будет учитываться при предоставлении целевой финансовой помощи (субсидий);

3) дополнительные, более высокие стандарты управления общественными финансами, принимаемые и выполняемые органами власти добровольно.

Существующие межбюджетные отношения несовершенны и нуждаются в реформировании. В результате уточнения доходных и расходных полномочий в 2004 году у региональных
и местных властей возрастут права и ответственность за использование находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Усиление централизации налогов в вышестоящие бюджеты отрицательно сказывается на возможностях органов местного самоуправления выполнять свои финансовые обязательства перед организациями и жителями города.

Кроме того, необходимо последовательно добиваться полной и своевременной компенсации расходов бюджета города по реализации федеральных и областных законов, ликвидации “нефинансируемых мандатов“.

В администрацию Амурской области направлены предложения по совершенствованию межбюджетных отношений, где предложено разработать государственные стандарты хотя бы на первоочередные расходы территорий области. Необходимо совершенствовать схему распределения финансовой помощи.

Будет продолжена работа по заключению соглашения об оздоровлении местных финансов между администрацией области и администрацией города Свободного, в котором будут предусмотрены конкретные финансовые показатели по утверждению и исполнению бюджета города. Администрацией города будет разработан и утвержден план мобилизации дополнительных доходов и сокращения расходов на 2004 год.

Что касается совершенствования бюджетных технологий, необходимо в 2004 году продолжить работу по внедрению автоматизированной системы исполнения бюджета города и подготовке к переходу на казначейскую систему в целях проведения единой государственной бюджетной политики и усиления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета города.

Наконец, требуется совершенствование системы экономического и финансового прогнозирования, а также повышение обоснованности и точности бюджетного планирования.

Главная задача при этом состоит в четкой организации бюджетных процедур, направленных на обеспечение разумной равномерности расходования средств бюджета в течение года и более точное планирование расходов сезонного характера.

7. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

БЮДЖЕТА ГОРОДА НА 2004 ГОД

Основные характеристики бюджета города сформированы на основе показателей прогноза социально-экономического развития города на 2004 год, плана 2003 года и ожидаемого исполнения в текущем году.

При формировании доходов бюджета города учтены изменения налогового законодательства с 1 января 2004 года.

Расходы бюджета города определены с учетом повышения уровня оплаты труда работников бюджетной сферы в 1,33 раза, других отраслей бюджета (аппарат управления, правоохранительная деятельность) в 1,11 раза и индекса дефлятора материальных затрат 1,104 (в соответствии с прогнозом Министерства социально-экономического развития и торговли Российской Федерации).

Проект бюджета города на 2004 год рассчитывался согласно методике формирования межбюджетных отношений с территориями области. Рост собственных доходов бюджета не покрывает темпы роста расходов. Для обеспечения финансирования первоочередных социально значимых расходов в 2004 году необходимо провести инвентаризацию расходов в текущем году с целью их оптимизации и сокращения по другим статьям бюджета.

Бюджет 2004 года напряженный, потребует слаженной работы всех уровней власти в части мобилизации доходов в бюджет города и рационального расходования бюджетных средств.