Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 24.04.2003 N А04-714/03-5/114 Осуществление перевозки пассажиров по регулярному автобусному маршруту без согласованного с администрацией расписания движения является нарушением лицензионных условий

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 апреля 2003 года Дело N А04-714/03-5/114

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель Васильев В.Г. обратился с заявлением к Амурскому областному отделению Российской транспортной инспекции (далее - РТИ) о признании недействительным предписания N 518 от 16 декабря 2002 года Амурского областного отделения Российской транспортной инспекции об обязании согласовать расписание движения и исключить перевозки на регулярном маршруте без согласованных расписаний с администрацией.

В обоснование заявитель указал, что 16 декабря 2002 года РТИ вручило ему предписание о нарушении условий лицензирования, в котором обязало его в срок до 25 декабря 2002 года согласовать расписание движения автотранспортного средства с органами местного самоуправления и исключить перевозки на
регулярном городском маршруте без расписаний, согласованных с администрацией. В обоснование требований РТИ приведены нормы правил, утвержденных приказами Минтранса РФ NN 176, 200.

Заявитель указал, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и имеет лицензию, дающую ему право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.

Заявитель считает, что указанные нормы приказов относятся к предприятиям Минавтотранса РФ, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, в судебном заседании пояснил, что предприниматель имеет лицензию на право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров. Лицензия выдается на перевозку пассажиров, для осуществления конкретного вида перевозки необходимо выполнять соответствующие правила. Лицензией на перевозку пассажиров установлены условия: выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Васильев В.Г. зарегистрирован администрацией г. Благовещенска от 1 июля 1997 года, свидетельство N 14024 РП; выдана лицензия на перевозку пассажиров автотранспортом по территории РФ N АСС 28009292 от 30 мая 2002 года.

Государственным транспортным инспектором Амурского областного отделения Российской транспортной инспекции была проведена проверка общественного транспорта. В ходе проверки установлено нарушение условий лицензирования на транспорте - осуществление перевозки пассажиров по регулярному автобусному маршруту без расписания движения автобуса, согласованного с администрацией города Благовещенска.

Гострансинспектором Амурского отделения РТИ составлено предписание N 520 о нарушении условий лицензирования от 16 декабря 2002 года, согласно которому Васильеву В.Г предписывается: 1) согласовать расписание движения автотранспортных средств на регулярных городских и пригородных маршрутах общего пользования с органами местного самоуправления; 2) немедленно исключить перевозки на регулярном
городском маршруте общего пользования без расписания движения автобусов, согласованного с администрацией.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (с изменениями от 13 марта 2002 года, 21 марта 2002 года) установлено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402, в пункте 3 к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12, пунктом 76, установлено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию. Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР. Требования по составлению графиков (расписаний) движения автобусов и таксомоторов на маршрутах и согласования с соответствующими исполнительными комитетами содержатся в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (п. 5.2), утвержденном приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2, в редакции приказа от 18 июля 2002 г. N 75.

Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация транспортного обслуживания населения находится в ведении органов местного самоуправления (ст. 6).

Решением Думы г. Благовещенска N 20/55 “Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутной сети
города Благовещенска и пригорода и Положения о конкурсе на транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на маршрутной сети г. Благовещенска и пригорода“ от 30 апреля 2002 года утверждено приложение N 1, в соответствии с гл. 3, п. 9, городская администрация согласовывает обязательные для перевозчика расписания (графики) движения маршрутных автобусов и маршрутных таксомоторов, в соответствии с гл. 5 водители, осуществляющие транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на маршрутной сети города и пригорода, должны отвечать основным требованиям, установленным законодательством РФ о безопасности дорожного движения, в том числе иметь графики движения по городским и пригородным маршрутам. В соответствии с гл. 6 данного решения юридические лица и частные предприниматели, осуществляющие транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на маршрутной сети города и пригорода, обязаны осуществлять транспортное обслуживание населения через муниципальное учреждение “Городская диспетчерская служба“ по согласованным с ним графикам (расписаниям) движения на маршрутной сети города и пригорода.

Судом не может быть принят во внимание довод Васильева В.Г. о том, что на индивидуальных предпринимателей не распространяется действие нормативных актов Минавтотранса РСФСР. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 апреля 1997 г. N 501, Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в транспортном комплексе. Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность на транспорте (кроме отнесенного к ведению МПС РФ). Таким образом, действие указанных нормативных актов распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Также суд не принимает доводы заявителя, что обязанность по согласованию расписания движения на городских маршрутах нарушает
его права на занятие предпринимательской деятельностью. Обязанность по согласованию расписаний движений предусмотрена вышеуказанными нормативными актами законодательства о транспорте в Российской Федерации и является необходимым условием осуществления лицензионной деятельности по перевозке пассажиров на городских маршрутах.

Суд считает, что, осуществляя перевозку пассажиров без согласования с администрацией расписания движения, предприниматель тем самым нарушает лицензионные условия деятельности.

На основании вышеизложенного суд считает, что Амурское областное отделение Российской транспортной инспекции правомерно и в пределах своей компетенции выдало заявителю оспариваемое предписание.

С учетом изложенного в удовлетворении требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Васильева Василия Геннадьевича о признании недействительным предписания N 520 от 16 декабря 2002 года Амурского областного отделения Российской транспортной инспекции об обязании согласовать расписание движения и исключить перевозки на регулярном маршруте без согласованных расписаний с администрацией отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.