Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 24.04.2003 <О выдаче предписания представительному органу муниципального образования о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии нормативного правового акта, который устанавливает ставки сбора за одно место торговли в зависимости от вида места, товарной группы, гражданства торгующих лиц и тем самым ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов на рынке услуг торговли>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(МАП РОССИИ)

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Адрес: 675000, г. Благовещенск,

Амурская область,

пер. им. Св.Иннокентия, 1,

тел. 44-32-03

29 апреля 2003 г. N 02-802

Райчихинскому городскому Совету

народных депутатов

676730, Амурская область,

г. Райчихинск, ул. им. Победы, 3

РЕШЕНИЕ

24 апреля 2003 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель

управления;

члены комиссии:

Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за

соблюдением антимонопольного

законодательства, анализа товарных рынков

и поддержки предпринимательства;

Богуш В.П. - главный специалист АМО;

Мельникова В.И. - специалист I категории АМО,

рассмотрев дело N А-7/152003 о нарушении Райчихинским городским
Советом народных депутатов (676730, Амурская область, г. Райчихинск, ул. им. Победы, 3) пунктов 1, 3 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

В феврале 2003 года Амурским ТУ МАП России была проведена проверка нормативных актов, принятых органом местного самоуправления г. Райчихинска за период с 1 января 2001 года по 31 января 2003 года, на их соответствие требованиям антимонопольного законодательства. В результате проверки установлено, что решение Райчихинского городского Совета народных депутатов от 6 мая 1998 г. N 160 “О правилах торговли на территории г. Райчихинска (с изменениями от 26 апреля 2001 года, от 25 июня 2002 г. N 166/16, от 15 ноября 2002 г. N 233/22) принято с нарушением действующего законодательства, в том числе с нарушением требований антимонопольного законодательства.

Согласно ст. 15 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Решением Райчихинского городского Совета народных депутатов от 6 мая 1998 г. N 160 устанавливаются общеобязательные правила в области торговли, в том числе: правовые основания осуществления торговой деятельности, отдельные нормы законодательства о защите прав потребителей, а также порядок работы торговых объектов. Так, в утвержденных решением правилах содержатся положения о необходимости регистрации торговых объектов на территории г. Райчихинска в отделе торговли и защиты прав потребителей администрации города (п. 5), об осуществлении торговли всеми видами товаров на основании патента, подакцизных товаров - на основании лицензии (п. 7). Такие требования действующим законодательством не предусмотрены и квалифицируются как административные
барьеры входа на рынок услуг торговли и общественного питания в г. Райчихинске. К административным барьерам также относятся положения, содержащиеся в п.п. 9, 10 (о согласовании с органом местного самоуправления режима работы торгового объекта и ассортиментного перечня).

Статьей 6 Закона РФ “Об общих принципах организации...“ к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, отнесено создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ “О защите прав потребителей“ и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей (ст. 1 ФЗ “О защите прав потребителей“). “Правила продажи отдельных видов товаров ...“ утверждены Правительством РФ 19 января 1998 года (постановление N 55) в соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей“. Отсюда следует, что органы местного самоуправления не вправе принимать акты, устанавливающие правовые основания осуществления какой-либо деятельности (в том числе и торговой), правила и порядок работы торговых предприятий, организаций, не находящихся в муниципальной собственности, правила продажи отдельных видов товаров.

Таким образом, правила торговли, утвержденные решение Райчихинского городского Совета народных депутатов от 6 мая 1998 г. N 160 (с изменениями от 26 апреля 2001 года, от 25 июня 2002 г. N 166/16, от 15 ноября 2002 г. N 233/22), ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг торговли в
г. Райчихинске, и могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов на данном рынке, то есть указанные правила торговли нарушают требования антимонопольного законодательства.

Кроме того, пунктом 11 правил торговли, утвержденных решением Райчихинского городского Совета народных депутатов от 6 мая 1998 года N 160, установлено, что “за место торговли взимается сбор в установленном порядке“. Следует отметить, что отношения по установлению, введению и взиманию сборов регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, Налоговым кодексом РФ установлено следующее:

налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом (п. 5 ст. 3 НК РФ);

ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом (п. 5 ст. 3 НК РФ).

Также Налоговым кодексом РФ установлено, что “нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему кодексу, если такой акт противоречит его общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений“.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные, местные (ст. 12 НК РФ). К местным налогам и сборам, устанавливаемым НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, относятся (ст. 15 НК РФ): земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование
или дарение, местные лицензионные сборы. Сбор за место торговли в данном перечне, который является исчерпывающим, отсутствует.

Согласно п. 5 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Таким образом, решения Райчихинского городского Совета народных депутатов от 6 мая 1998 г. N 160 “О правилах торговли на территории города Райчихинска“, от 25 июня 2002 г. N 166/16 “О внесении изменений в Правила торговли на территории г. Райчихинска, утвержденные решением городского Совета народных депутатов от 6 мая 1998 г. N 160“ и от 15 ноября 2002 г. N 223/22 “О внесении изменений в Правила торговли на территории г. Райчихинска, утвержденные решением городского Совета народных депутатов от 6 мая 1998 г. N 160“, устанавливающие ставки сбора за одно место торговли в зависимости от вида места, товарной группы, гражданства торгующих лиц, не соответствуют налоговому законодательству РФ. Кроме того, издание этого нормативного правового акта, устанавливающего ставки сбора за одно место торговли в зависимости от вида места, товарной группы, гражданства торгующих лиц, нарушает пункт 1 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части создания дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, так как такой акт может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Вместе с тем, предоставление за плату торговых мест на территории города Райчихинска является услугой и правоотношения, складывающиеся при оказании данной услуги, регулируются нормами гражданского законодательства. Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими
лицами. При этом к ним как к субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. В свою очередь, пунктом 3 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции...“ прямо и безусловно запрещено совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, наделенных функциями или правами указанных органов власти, органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов. Таким образом, предоставление органом местной власти г. Райчихинска мест торговли на платной основе прямо нарушает пункт 3 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции...“.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия решила:

1. Выдать Райчихинскому городскому Совету народных депутатов предписание о прекращении нарушения пункта 3 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Председатель комиссии

А.В.МАХНИБОРОДА

Члены комиссии

У.Н.ТАРАСОВА

В.П.БОГУШ

В.И.МЕЛЬНИКОВА