Законы и бизнес в России

Постановление Главы Администрации Амурской области от 09.04.2003 N 257 “О Концепции государственной семейной политики в Амурской области на 2003 - 2008 гг.“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2003 г. N 257

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2008 ГГ.

В целях формирования приоритетов семейной политики Амурской области, активизации деятельности по повышению статуса семьи, решению вопросов социального развития и социальной защиты семьи постановляю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной семейной политики в Амурской области на 2003 - 2008 гг.

2. Структурным подразделениям администрации области при разработке социальных программ учитывать основные направления концепции семейной политики.

3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления разработать региональные программы по улучшению положения семьи с учетом утвержденной концепции государственной семейной политики.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области
С.А.Анищенко.

Глава Администрации

Амурской области

Л.В.КОРОТКОВ

Приложение

к постановлению

Главы Администрации

Амурской области

от 9 апреля 2003 г. N 257

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2008 гг.

Концепция государственной семейной политики (далее - Концепция) - документ общественно - политического характера, содержащий официально принятые взгляды на государственную стратегию в области решения социальных и иных проблем семьи.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер политического, правового, экономического, социального, медицинского, социального, культурного, информационно - пропагандистского и организационного характера, направленных на развитие семьи, интеграцию большинства принятых социальных программ в Амурской области.

Государственная семейная политика области является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решений.

В Концепции формулируются подходы к рациональному использованию возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества жизни семей.

Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.

Концепция отражает современные подходы к решению вопросов социального развития и социальной защиты семьи. Настоящая Концепция учитывает:

- многообразие типов и категорий семьи, особенности социального положения, интересы членов семьи в период социально - экономической трансформации общества;

- содержание современной социальной работы с семьей, результаты сравнительного анализа семейной политики;

- предложения и рекомендации комитетов и управлений администрации области, муниципальных органов исполнительной власти, общественных и других организаций по осуществлению семейной политики в Амурской области;

- принципы и сложившуюся систему по реализации семейной политики в области за период последнего десятилетия.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможность семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Концепция подразумевает динамичное решение
проблем семьи, при этом государство и семья должны участвовать в качестве партнеров.

Приоритеты государственной семейной политики:

- создание правовых, экономических, социальных, культурных и других условий для развития семьи, повышения ее уровня жизни;

- учреждение ценностей семьи, уважение и защита различных категорий семей, независимо от их возрастных, социальных, национальных и религиозных отличий;

- формирование позитивного для семьи информационного пространства;

- ликвидация детской беспризорности и обеспечение приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи;

- сохранение и охрана здоровья детей;

- адресная социальная поддержка семьи и детей;

- организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов.

1. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

В настоящее время малообеспеченные граждане составляют 46,5% от общего количества проживающих в области. 9 из 10 человек проживают в семье. Материальное благосостояние большинства семей продолжает снижаться, достигая во многих семьях опасной границы угрозы здоровью детей, беременных женщин и кормящих матерей.

Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных и общественных противоречиях и проблемах ее развития, как:

- низкий уровень жизни;

- низкий уровень ориентации молодежи на создание собственной семьи;

- отсутствие систематической пропагандистской и культурно - просветительской работы по укреплению семейных отношений;

- недостаточное развитие системы учреждений по оказанию социальной помощи семьям с детьми, планированию семьи;

- разрушение общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха и др.;

- жилищная проблема;

- криминализация подростковой среды, детская безнадзорность и социальное сиротство;

- ухудшение здоровья матерей и детей, высокая материнская и детская смертность и инвалидность детей;

- ухудшение положения женщин на рынке труда;

- разрушение этнического уклада жизни и семейного воспитания народов Севера.

Решение этих и других проблем во многом зависит от того, как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и областных целевых программ по реализации семейной политики.

2.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Настоящий документ содержит и дополняет положение ранее действующих программ, на основе которых формируется и осуществляется семейная политика. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней власти на территории области.

Принципы семейной политики

Семейная политика:

- направлена на оказание помощи семьям, отдельным членам семьи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой они не могут выйти самостоятельно;

- осуществляется органами государственной власти во взаимодействии с органами местного самоуправления, общественными, религиозными организациями, предприятиями и учреждениями, физическими лицами;

- должна стимулировать активность и самостоятельность семьи в решении проблем сохранения и укрепления семьи при создании необходимых условий со стороны государства;

- исходит из признания принципа ответственности каждой семьи за воспитание и физическое развитие личности;

- предполагает создание в области специальной системы мер экономической, социально - правовой и психолого - педагогической поддержки населения.

Цели и задачи семейной политики

Основной целью семейной политики является создание условий для сохранения и развития семьи, укрепление семейного образа жизни и выполнение ею функций социального института. Для реализации этих целей необходимо:

- развитие правовой основы семейной политики;

- обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций - экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной;

- формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;

- обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека;

- создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижения ее стабильного функционирования;

- обеспечение условий для реализации женщинами своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности;

- развитие семейных форм жизнеустройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение профилактической направленности деятельности служб, связанных с охраной здоровья населения (семьи);

- защита, сохранение, укрепление здоровья женщин и детей
для снижения уровня инвалидности, младенческой, детской и материнской смертности;

- сокращение масштабов социального сиротства, совершенствование института приемной семьи;

- создание условий для уменьшения детской безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Достижение поставленных целей предполагает поэтапное действие в следующих основных направлениях:

3.1. В сфере создания системы социальной и психолого - педагогической помощи семье:

- разработка системы действенных мер по профессиональной ориентации с учетом возрастных особенностей, социального статуса и образовательного уровня населения;

- формирование и совершенствование социоучреждений, обслуживающих семьи и детей и обеспечивающих их правовой, медико - социальной, психологической и педагогической поддержкой;

- совершенствование системы кадрового обеспечения органов и учреждений, осуществляющих семейную политику в городах и районах области;

- преемственность и стабильность мер семейной политики, сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

3.2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:

- сохранение бесплатных гарантированных медицинских услуг для детей, беременных женщин и рожениц;

- совершенствование медико - генетической помощи населению путем обязательного обследования беременных женщин и новорожденных для раннего выявления заболеваний плода и новорожденного, создание условий для рождения желанных, здоровых детей;

- развитие системы охраны и формирования репродуктивного здоровья семьи, подготовка беременной женщины и ее семьи к рождению ребенка;

- высокоэффективное санитарное просвещение подростков по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем и от будущей матери к плоду;

- организация подростковых центров, медико - педагогических школ, направленных на формирование здорового образа жизни;

- улучшение оказания медико - социальной помощи одиноким матерям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, включая индивидуальное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;

- сохранение принципа всеобщей диспансеризации детского населения и бесплатной медицинской помощи детям;

- создание
и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

- создание системы медико - социальных служб, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией, профилактику наркоманизации среди детей и подростков;

- проведение научных исследований в области охраны здоровья матери и ребенка.

3.3. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки малообеспеченных семей:

- повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем неблагополучия семей, социальной поддержки малообеспеченных категорий семей, обеспечение защиты имущественных, жилищных и других прав ребенка;

- повышение социальных гарантий в области занятости для семей, особо нуждающихся в социальной защите, путем проведения специальных мероприятий и поощрения работодателей, использующих труд вышеуказанных граждан;

- осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально - приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

- обеспечение жильем, квотированными рабочими местами и другими социальными гарантиями выпускников учебных заведений, являющихся детьми - сиротами, в соответствии с законодательством;

- создание в системе профессионального образования центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников;

- увеличение объемов ввода дешевого социального жилья;

- обеспечение социальной поддержки молодым семьям из числа студентов и учащихся высших и средних учебных заведений.

3.4. В сфере повышения профессионального и социального статуса женщин:

- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу женщин, в т.ч. на условиях неполного рабочего времени, гибкого графика или работы на дому;

- создание эффективных условий для обучения, повышения квалификации или переобучения профессиям, конкурентоспособным на рынке труда для женщин, впервые ищущих работу, а также имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при
возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для скорейшей профессиональной реадаптации;

- создание условий для развития семейного бизнеса, работы на дому, вовлечения в предпринимательскую деятельность;

- совершенствование работы предприятий и организаций по охране труда женщин и обеспечению их правовой защиты в сфере трудовой деятельности;

- сохранение рабочих мест для женщин предпенсионного возраста при высвобождении граждан из организаций;

- предоставление возможности досрочного оформления на пенсию в соответствии с действующим законодательством женщинам предпенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности штата, при невозможности их трудоустройства.

3.5. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав:

- принятие мер по предотвращению деградации, распада семей;

- развитие системы социальных учреждений по оказанию помощи семье, детям, женщинам;

- обеспечение занятости подростков; возрождение подростковых и молодежных клубов, кружков на бесплатной основе;

- сохранение и развитие материально - технической базы детского отдыха, оздоровления, занятости;

- размещение государственного заказа на проведение отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков;

- повышение роли органов местного самоуправления в создании системы профилактики, разработка и принятие комплексных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- создание системы практической реализации права ребенка на воспитание в семье. Развитие института приемной семьи.

3.6. В сфере образования, воспитания, психолого - педагогического сопровождения семьи и детей:

- внедрение в школьный компонент учебных планов факультативов, специальных курсов по вопросам семейного воспитания;

- разработка учебно - методических пособий для общеобразовательных учреждений по вопросам семейного воспитания школьников;

- вовлечение родителей в систему воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях;

- оказание помощи семьям и детям в диагностике, коррекции и реабилитации отклонений в развитии;

- изучение внутрисемейной среды и ближайшего окружения, влияющего на психологическое
состояние родителей и детей;

- создание профилактических и здоровьесберегающих технологий в образовании.

3.7. В сфере создания условий для поддержки молодой семьи:

- проведение кредитования и частичного субсидирования молодых семей, осуществляющих строительство или приобретение жилья;

- развитие центров и клубов молодой семьи, социальных служб для молодежи, осуществляющих работу по оказанию психологической помощи молодым супругам, воспитанию ответственного родительства;

- создание условий для обеспечения возможности завершения образования членам студенческих семей из числа студентов вузов, ссузов;

- поддержка и стимулирование деятельности служб, оказывающих содействие занятости и трудоустройству членам молодых семей.

3.8. В сфере пропагандистской культурно - просветительской работы по укреплению семейных отношений:

- организация регулярных публикаций в газетах, циклов передач на радио и телевидении по вопросам формирования, сохранения и укрепления семьи;

- осуществление учреждениями культуры систематической работы по формированию и пропаганде гармоничных семейно - бытовых отношений;

- расширение социального партнерства и сотрудничества с негосударственными общественными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в интересах семьи и детей;

- участие студенческих обществ высших и средних учебных заведений в разработке аналитических материалов, способствующих определению приоритетных целей и задач в формировании программ, касающихся улучшения положения семьи.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

В Концепции сформулированы принципы и важнейшие направления государственной социальной семейной политики в Амурской области на период до 2008 года. Положения Концепции дополняются, уточняются и конкретизируются в постановлениях, распоряжениях, планах действий и других документах, утверждаемых Главой Администрации области.

Концепция является основой для разработки и реализации региональных целевых программ и мероприятий в областях, где затрагиваются интересы семей, предусматривает координацию действий органов власти на областном и муниципальном уровнях.