Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 12.03.2002 N А04-95/02-9/15 Налоговый орган должен был по заявлению налогоплательщика проверить суммы начисленных пени и взносов

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 марта 2002 года Дело N А04-95/02-9/15

(извлечение)

Предприниматель Загребная Валентина Андреевна обратилась с иском к Государственной налоговой инспекции по Ромненскому району о признании недействительным акта сверки задолженности по взносам и пеням в Пенсионный фонд России от 20 июля 2001 года.

Истец заявлениями от 10 февраля 2002 года и 1 марта 2002 года уточнил исковые требования. С учетом уточнения исковые требования заключаются в следующем: признать незаконным бездействие ИМНС РФ по Ромненскому району, выразившееся в непринятии мер по перерасчету пени.

Судом определением от 12 февраля 2002 года произведена замена третьего лица - государственного учреждения Пенсионного фонда России по Ромненскому району -
на государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Белогорске Амурской области.

Ответчик заявил ходатайство о замене ответчика на надлежащего - межрайонную ИМНС России N 7 по Амурской области в связи с реорганизацией. Судом на основании статьи 40 АПК РФ произведена замена ответчика на межрайонную ИМНС России N 7 по Амурской области.

Истец заявлением от 1 марта 2002 года просил рассмотреть дело без своего участия. Дело рассматривается в порядке статьи 119 АПК РФ.

Исковые требования заключаются в следующем. Актом сверки задолженности плательщика страховых взносов с Пенсионным фондом РФ по состоянию на 15 июля 2001 года указана задолженность предпринимателя по страховым взносам в сумме 4366 рублей и задолженность по пени в сумме 5336 рублей. Истец заявлением от 26 октября 2001 года обратился в ИМНС РФ по Ромненскому району с просьбой произвести перерасчет пени по указанному акту сверки. ИМНС РФ по Ромненскому району письмом от 29 октября 2001 года отказала предпринимателю в перерасчете пени. Истец просит признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии мер по перерасчету пени.

Представитель ответчика иск не признал, указал, что акт сверки составлен Пенсионным фондом по Ромненскому району, подписан сторонами. Правильность исчисления пени по акту сверки возможно проверить только путем проведения выездной налоговой проверки. В связи с тем, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, налоговый орган не может проверить правильность исчисления пени за 1997 - 1998 годы. Правильность исчисления пени за период с 1999 по 2001 годы будет проверена запланированной проверкой.

Представитель ПФР с иском не согласен, считая, что бездействие
налогового органа в перерасчете пени не повлекло никаких последствий для истца.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Предприниматель Загребная Валентина Андреевна зарегистрирована постановлением администрации Ромненского района N 72 от 11 марта 1993 г. В 1999 году произведена перерегистрация с выдачей нового свидетельства о государственной регистрации.

28 марта 1999 года истец представил в налоговый орган декларацию о доходах 1998 года. Согласно указанной декларации сумма дохода, подлежащего налогообложению, составила 544 рубля. 15 апреля 2000 года истец представил в налоговый орган декларацию о доходах 1999 года. Согласно декларации сумма дохода, подлежащего налогообложению, составила 18678 рублей.

На указанный доход отделом ПФР по Ромненскому району были начислены страховые взносы в общей сумме 4366 рублей. В связи с несвоевременной оплатой взносов по состоянию на 15 июля 2001 года исчислены пени в сумме 5336 рублей.

С 1 июля 1999 года предприниматель Загребная В.А. перешла на уплату единого налога на вмененный налог и в соответствии с Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ освобождена от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

20 июля 2001 года между предпринимателем и отделом Пенсионного фонда РФ по Ромненскому району произведена сверка задолженности плательщика по взносам в Пенсионный фонд РФ по состоянию на 15 июля 2001 года. По результатам сверки составлен акт, в котором указана задолженность предпринимателя по страховым взносам в сумме 4366 рублей и задолженность по пени в сумме 5336 рублей.

Предприниматель Загребная В.А. 26 октября 2002 года обратилась с заявлением в ИМНС РФ по Ромненскому району с просьбой произвести перерасчет пени по указанному
акту сверки в связи с ее неправильным исчислением.

ИМНС РФ по Ромненскому району письмом от 29 октября 2001 года за N 05-10/1590 отказала предпринимателю в перерасчете пени со ссылкой на то, что изменить сумму начисленной пени можно только в судебном порядке.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“ в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов“ положения пунктов “б“ и “в“ статьи 1 Федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“, устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой, нотариусов и адвокатов, тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В Постановлении указано, что положения Федерального закона от 8 января 1998 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год“, как воспроизводящие нормы Федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“, признанные настоящим постановлением
не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть пересмотрены в установленном порядке.

Указанные в пункте 3 резолютивной части Постановления положения Федерального закона от 8 января 1998 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год“ по истечении шести месяцев с момента провозглашения постановления не подлежат применению.

Определением Конституционного Суда РФ от 26 ноября 1998 г. N 144-О “О разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“ было разъяснено, что согласно пунктам 3 и 4 резолютивной части разъясняемого постановления Конституционного Суда РФ индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой - нотариусы, а также адвокаты обязаны были платить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработка (дохода) за 1998 год, полученного до 24 августа 1998 года, в размере 28 процентов. После установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежат зачету в счет будущих платежей.

Согласно пункту 4 резолютивной части разъясняемого постановления Конституционного Суда Российской Федерации истечение шестимесячного срока, установленного в нем, означает, что нормы, воспроизводящие неконституционные положения о тарифе страховых взносов в размере 28 процентов, после 24 августа 1998 года утрачивают свою силу, и, следовательно, уплата индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, а также
адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится, а все суммы, добровольно уплаченные либо взысканные после этой даты, подлежат зачету в счет будущих платежей.

Однако соответствующий Федеральный закон был принят только 30 марта 1999 года. Этим Федеральным законом посредством внесения изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона от 8 января 1998 года законодатель внес изменения в Федеральный закон от 5 февраля 1997 года, изложив в новой редакции часть первую пункта “б“ статьи 1 и пункт “в“ этой же статьи. Суть указанных изменений состоит в уменьшении для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой - нотариусов, а также адвокатов тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 28 процентов до 20,6 процента.

В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, юридической силы означает, что с момента начала действия решения Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или его положения не должны применяться.

Положения Федерального закона от 8 января 1998 года о тарифе страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, взимаемых с заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, утратили силу после 24 августа 1998 года. Поскольку законодатель в 1998 году не осуществил необходимое правовое регулирование в отношении перечисленных категорий плательщиков, не должно было осуществляться (в том числе после принятия Федерального закона от 30 марта 1999 года) и не имеющее законных оснований взимание страховых взносов с доходов, полученных ими в период с 25 августа по 31 декабря 1998 года. Распространение на указанный период установленного Федеральным
законом от 30 марта 1999 года тарифа страховых взносов в размере 20,6 процента означает противоречащее статье 57 Конституции Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщика.

Следовательно, с индивидуальных предпринимателей страховые взносы в размере 20,6 процента заработка (дохода) за период с 25 августа по 31 декабря 1998 года не должны взиматься. Вся сумма взысканных или уплаченных добровольно за этот период страховых взносов подлежит зачету в счет будущих платежей, независимо от того, исходя из какого тарифа они начислялись.

В связи с вышеизложенным Письмом Пенсионного фонда РФ N ЕВ-16-25/6192 от 2 июля 1999 г. “О реализации Федерального закона от 30 марта 1999 года N 59-ФЗ“ разъяснено, что в силу общих принципов права и по смыслу статьи 54 Конституции Российской Федерации начисление пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в 1997 и 1998 годах не производится. Начисленные суммы пеней корректируются актами камеральных проверок с указанием в них данных сумм пеней со знаком минус.

Исчисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ произведено с нарушением указанных ограничений, что подтверждается материалами дела. Так, из таблиц начисления пени, представленных представителем третьего лица, следует, что предпринимателю исчислены пени за 1997 год в сумме 1151 руб. 42 коп., за 1998 год пени исчислены в сумме 1342 руб. 84 коп.

Отказ налогового органа произвести перерасчет начисленной пени не соответствует действующему законодательству. Так, в соответствии со статьей 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Статьей 9 Федерального закона “О
введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ установлено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимок, пени, штрафов осуществляется налоговыми органами РФ.

Инструкцией ГНС N 26, утвержденной Приказом от 15 апреля 1994 г. N ВГ-3-13/23 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей“, регулируется порядок исправления ошибок в лицевых счетах налогоплательщика.

Таким образом, налоговый орган должен был по заявлению налогоплательщика проверить суммы начисленных пени и взносов.