Законы и бизнес в России

Определение Амурского ТУ МАП РФ от 19.02.2002 <О прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства в связи с его добровольным устранением>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(МАП РОССИИ)

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

22 февраля 2002 г. N 02-303

Органу местного самоуправления

Белогорского района

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ N А-7/052002

19 февраля 2002 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель:

Яковлева Т. И. - заместитель руководителя управления;

члены комиссии:

Богуш В. П. - главный специалист отдела по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства, поддержке предпринимательства;

Семенова Т.И. - ведущий специалист АМО;

Шпиленок Н.П. - ведущий специалист АМО;

Малыгина Т.Г. - специалист 1 категории АМО,

рассмотрев дело N А-7/052002 о нарушении органом местного самоуправления Белогорского района пункта 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

На основании письма первого заместителя Министра МАП России Н.Е.Фонаревой была проведена проверка актов администрации Амурской области и органов местного самоуправления в области регулирования рекламы. В ходе осуществления данной проверки было установлено, что положения раздела 10 Правил внешнего благоустройства сельских населенных пунктов Белогорского района, утвержденных постановлением главы администрации Белогорского района от 6 августа 1999 г. N 351 и действующих в настоящее время на соответствующей территории, содержат признаки нарушения ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, заключающиеся в следующем:

Раздел 10 данных Правил именуется “Реклама“. Таким образом, содержание всех пунктов раздела должно соответствовать требованиям рекламного законодательства, касающимся распространения наружной рекламы. Однако в данном разделе отсутствует разграничение понятий “объект наружной рекламы“ и “объект наружной информации“, вследствие чего требования, предъявляемые к размещению наружной рекламы, применяются к объектам, не являющимся таковой: вывескам, указателям, надписям, перетяжкам, подвесам, флагам и иным объектам, в том числе к временным объектам (п. 10.1).

Статьей 9 Федерального закона
“О защите прав потребителей“ от 7 февраля 1992 года установлено, что потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг обязан довести до сведения гражданина фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске. Назначение данной информации состоит в извещении неопределенного круга лица о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

По смыслу ст. 2 ФЗ “О рекламе“ под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к физическому или юридическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации.

Кроме того, п. 10.2 Правил предусматривает деление всех объектов наружной рекламы и информации на “рекламоносители“ и “рекламно-информационные объекты“ в зависимости от места их размещения. Данные названия объектов предполагают наличие на них рекламной информации, а не указывают на место их расположения. Более того, к объектам размещения информации, не носящей рекламного характера, не могут быть применены термины “рекламоноситель“ и “рекламно-информационный объект“ исходя из самого содержания понятия “реклама“, данного в ст. 2 ФЗ “О рекламе“.

Согласно ст. 14 Федерального закона “О рекламе“ под наружной рекламой понимается распространение рекламы в городах, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения.

Практически все объекты, перечисленные в п. 10.2, не относятся к наружной рекламе, поскольку не соответствуют требованиям ст. 14
Федерального закона “О рекламе“, либо вообще определению рекламы, данному в указанном законе.

Кроме того, произвольное толкование понятия “наружная реклама“ может привести к необоснованным требованиям органа местного самоуправления Белогорского района при выдаче им разрешений на размещение объектов рекламы и информации, не являющейся наружной в понимании ФЗ “О рекламе“.

Органом местного самоуправления Белогорского района комиссии Амурского ТУ МАП России представлена информация о том, что в настоящее время на территории Белогорского района плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы не взимается, поскольку заявлений на выдачу таких разрешений до настоящего времени не поступало. Однако, возможное в дальнейшем взимание платы за разрешение на размещение информации, не являющейся рекламой или наружной рекламой в понимании Федерального закона “О рекламе“, будет являться необоснованным требованием к физическим и юридическим лицам и сможет повлечь за собой ущемление интересов как хозяйствующих субъектов, так и граждан, поскольку расходы на получение указанного разрешения могут быть включены в стоимость товаров (услуг).

Таким образом, применение Правил внешнего благоустройства сельских населенных пунктов Белогорского района, утвержденных постановлением главы администрации Белогорского района от 6 августа 1999 года N 351, может ограничить самостоятельность хозяйствующих субъектов в информировании потребителей о предлагаемых ими товарах (услугах). Кроме того, взимание платы за разрешение на размещение информации, не являющейся рекламой или наружной рекламой в понимании Федерального закона “О рекламе“, является необоснованным требованием к физическим и юридическим лицам и может повлечь за собой ущемление интересов как хозяйствующих субъектов, так и граждан, поскольку расходы на получение указанного разрешения могут быть включены в стоимость товаров (услуг).

Далее, в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона “О рекламе“ распространение наружной
рекламы путем установки на территории, здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо лицом, обладающим вещными правами на имущество. При этом собственником может выступать и хозяйствующий субъект, а не только органы власти и местного самоуправления. Однако в п. 10.4 Правил содержится положение о том, что “при несогласии администрации района или села с условиями договора она вправе наложить запрет на установку рекламоносителя“, в то время как ст. 421 Гражданского кодекса РФ предусматривает определение условий договора по усмотрению сторон. Данная норма предусмотрена для всех участников договорных отношений, следовательно, администрация не вправе налагать запрет на установку рекламоносителя в случаях, когда она не является стороной в договоре.

П. 10.9 указанных Правил предусматривает обязательное наличие на рекламоносителе маркировки установленного образца. Отсутствие данной маркировки “является основанием для демонтажа рекламы как бесхозного имущества без принятия претензий со стороны ее владельца“.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, леса, многолетние насаждения. Иное имущество может быть отнесено к недвижимости законом. Законодательство Российской Федерации в настоящее время не относит к недвижимому имуществу объекты наружной рекламы, указанные в ст. 14 Федерального закона “О рекламе“. Понятие “бесхозяйная вещь“, согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, применяется в отношении недвижимых вещей. В связи с этим оно не может быть использовано по отношению к объектам наружной
рекламы, которые относятся к движимым вещам. Режим бесхозяйного движимого имущества регулируется ст. 226 Гражданского кодекса РФ. В данной статье к брошенным вещам относятся движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них. Из содержания же п. 10.9 Правил не следует, что собственник бросил объект наружной рекламы или отказался от права собственности на него. Более того, Правилами предусмотрено, что при осуществлении “демонтажа рекламы как бесхозного имущества“ претензии со стороны владельца рекламы не принимаются. В то же время ст. 226 ГК РФ предусматривает, что вещи стоимостью явно более 5 минимальных размеров оплаты труда могут быть признаны бесхозяйными по заявлению лица, вступившего во владение им, только судом. Вещи, стоимость которых явно ниже 5 минимальных размеров оплаты труда, а также некоторые другие, перечисленные в п. 2 ст. 226 ГК РФ (отходы, брошенный лом металлов), обращаются в собственность путем совершения действий, свидетельствующих об этом.

Таким образом, положения п. 10.9 Правил, касающиеся последствий отсутствия маркировки на объекте наружной рекламы, противоречат действующему гражданскому законодательству.

Кроме того, п. 10.10 указанных Правил противоречит требованиям ФЗ “О рекламе“, поскольку устанавливает, что любые надписи на иностранном языке, предназначенные для публичного ознакомления и размещения в общественных местах (к которым по смыслу норм данного раздела относится и рекламная информация), должны сопровождаться переводом на государственный язык России, в то время как п. 2 ст. 5 ФЗ “О рекламе“ гласит о том, что реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ.

Далее п. 10.11 указанных Правил
содержит положения о правомочиях администрации муниципального образования на осуществление пресекательной функции путем выдачи предписания владельцу объекта наружной рекламы и информации, установленного самовольно, имеющего неприглядный вид или просроченный срок эксплуатации, а в дальнейшем, при неисполнении предписания - аннулирования ранее выданного разрешения и принудительного демонтажа рекламы с последующим взысканием затрат с нарушителя.

Согласно п. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ к предметам ведения местного самоуправления в области градостроительства отнесена выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости. Порядок демонтажа рекламы, установленный п. 10.11 Правил, предусмотрен статьей 222 Гражданского кодекса РФ для случаев самовольной постройки объектов недвижимости.

Поскольку объекты наружной рекламы, указанные в ст. 14 ФЗ “О рекламе“, не относятся к недвижимому имуществу, следовательно, разрешения на установку объектов наружной рекламы и информации как недвижимого имущества не требуется, а порядок осуществления демонтажа (принудительного демонтажа), установленный в абз. 3, 4 п. 10.11 указанных Правил, противоречит законодательству РФ, поскольку ст. 66 Градостроительного кодекса РФ в качестве меры ответственности за незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации установлен штраф для юридических и физических лиц. В п. 10.11 Правил указано, что владелец объекта наружной рекламы и информации, имеющего просроченный срок эксплуатации, обязан обеспечить его демонтаж. Однако при этом не указано, какие должны быть сроки эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, а также кем устанавливаются данные сроки. Согласно ФЗ “О рекламе“ органы местного самоуправления выдают разрешение только на распространение наружной рекламы. Таким образом, местная администрация не вправе аннулировать разрешение на распространение самой наружной рекламы в случаях, предусмотренных в абз. 3, 4 п. 10.11 Правил и касающихся объекта
наружной рекламы, и проводить принудительный демонтаж рекламы.

Таким образом, орган местного самоуправления наделяется пресекательными правомочиями, не предусмотренными для него законодательными актами РФ, что, при их осуществлении, может привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, являющихся владельцами объектов наружной рекламы.

Таким образом, вышеуказанные положения Правил внешнего благоустройства сельских населенных пунктов Белогорского района, утвержденных постановлением главы администрации Белогорского района от 6 августа 1999 г. N 351, ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, противоречат действующему законодательству РФ, являются необоснованными, могут реально создать препятствия для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов по продвижению своих товаров (услуг) на рынке и содержат признаки нарушения администрацией Белогорского района п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Кроме того, администрацией Белогорского района Амурской области в Амурское ТУ МАП России были представлены Правила застройки сел Белогорского района, утвержденные решением районного Совета народных депутатов от 17 сентября 1998 г. N 162. В п. 10.6 данных Правил к наружной рекламе также отнесены реклама на транспортных средствах, в интерьерах общественных зданий, вывески, указатели, которые не относятся к наружной рекламе, поскольку не соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона “О рекламе“, либо вообще определению рекламы, данному в указанном законе. Однако пунктом 10.6 указанных Правил установлена обязательность получения в местной администрации постановления о разрешении устройства рекламы после обязательного согласования и утверждения архитектором района, что не соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона “О рекламе“ и, тем самым, необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов по информированию потребителей о деятельности данных субъектов и о предлагаемых ими товарах (услугах).

Кроме того, пунктом 10.6 указанных Правил застройки сел Белогорского района отделу архитектуры
и градостроительства Белогорского района предоставлено право привлечения к административной ответственности юридических и физических лиц, виновных в нарушении порядка, установленного Федеральным законом “О рекламе“, в части распространения наружной рекламы на территории района. В статье 26 Федерального закона “О рекламе“ указано, что государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе (в том числе требований ст. 14 Федерального закона “О рекламе“) осуществляет федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), которому также предоставлено право предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, в том числе и путем применения мер административного воздействия. Пунктом 2 ст. 14 ФЗ “О рекламе“ предусмотрено осуществление органом местного самоуправления лишь контроля за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения.

Таким образом, вышеуказанные положения Правил застройки сел Белогорского района, утвержденных решением районного Совета народных депутатов Белогорского района от 17 сентября 1998 г. N 162, ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, противоречат действующему законодательству РФ, являются необоснованными, создают необоснованные препятствия для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов по продвижению своих товаров (услуг) на рынке и содержат признаки нарушения органом местного самоуправления Белогорского района п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

На заседание комиссии представителем органа местного самоуправления была представлена копия постановления главы администрации Белогорского района Амурской области от 15 февраля 2002 г. N 67 “О внесении изменений в Правила внешнего благоустройства сельских населенных пунктов Белогорского района“, в соответствии с которым ст. 10 указанных Правил изложена в новой редакции, при этом вышеуказанные нарушения рекламного законодательства устранены.

Кроме того, комиссии было представлено письмо главы администрации Белогорского района, адресованное председателю Белогорского районного Совета народных
депутатов, с просьбой о внесении изменений в ст. 10 Правил застройки сел Белогорского района, утвержденных решением районного Совета от 17 сентября 1998 г. N 162, изложив ее в другой редакции, не содержащей признаков нарушения антимонопольного законодательства. По словам представителя органа местного самоуправления Белогорского района, районный Совет намерен внести указанные изменения в Правила застройки сел Белогорского района в рабочем порядке в течение недели. Данное обстоятельство свидетельствует о стремлении органа местного самоуправления Белогорского района устранить нарушения антимонопольного законодательства, имеющиеся в данных Правилах застройки сел, в добровольном порядке.

Таким образом, органом местного самоуправления Белогорского района нарушение п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ было практически устранено добровольно до внесения решения по существу.

Руководствуясь пунктом 1 ст. 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и пунктом 2.15 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия определила:

Дело N А-7/052002 о нарушении п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в отношении органа местного самоуправления Белогорского района производством прекратить.

Председатель комиссии

Т.И.ЯКОВЛЕВА

Члены комиссии:

В.П.БОГУШ

Т.И.СЕМЕНОВА

Н.П.ШПИЛЕНОК

Т.Г.МАЛЫГИНА