Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 14.03.2001 <О выдаче администрации района предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в недостаточно обоснованном отказе в переводе принадлежащего индивидуальному предпринимателю жилого помещения в нежилое для открытия магазина>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(МАП РОССИИ)

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

19 марта 2001 г. N 02-456

Администрация

Магдагачинского района

Администрация

п. Магдагачи

Индивидуальный предприниматель

гр. С.

РЕШЕНИЕ

14 марта 2001 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель управления;

члены комиссии:

Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;

Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке предпринимательства;

Богуш В.П. - главный специалист АМО;

Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,

рассмотрев дело о нарушении администрацией Магдагачинского района п.1 ст. 7 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

В Амурское территориальное управление МАП России 16 января 2001 г. поступило заявление индивидуального предпринимателя гр. С. Из заявления следует, что индивидуальный предприниматель гр. С. неоднократно обращалась в администрацию Магдагачинского района с заявлением по поводу открытия торговой точки в приватизированной квартире. На первое заявление от 13 января 1997 г. ей был дан отрицательный ответ. Гр. С., не согласившись с мотивами отказа, обратилась в комитет по архитектуре и строительству областной администрации, который порекомендовал администрации Магдагачинского района еще раз рассмотреть заявление гр. С. Повторно рассмотрев заявление гр. С., межведомственная комиссия Магдагачинского района отказала в переводе жилого помещения в нежилое на основании:

- невозможности осуществления подвоза товаров в магазин со стороны улицы;

- невозможности осуществления предполагаемого входа в магазин, т.к. в данном месте находится палисадник;

- возражений жильцов дома;

- наличия в этом районе п. Магдагачи достаточного количества торговых точек.

При рассмотрении дела представители администрации Магдагачинского района подтвердили, что гр. С. отказано именно по указанным обстоятельствам.

Кроме того, администрация Магдагачинского района ссылается на ст. 9 Жилищного кодекса РФ, которой установлено, что перевод
пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. Но в исключительных случаях допускается изменение функционального назначения жилых помещений, расположенных на первых этажах строений, в целях улучшения жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, получения дополнительных средств для расширенного воспроизводства жилищного фонда и т.п. Однако в соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан, относятся к индивидуальному жилищному фонду, но не к государственному или общественному. При этом перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определенном жилищным законодательством (ст. 288 Гражданского кодекса РФ). Действующим в настоящее время законодательством установлен только порядок перевода в категорию нежилых помещений государственного и общественного жилищного фонда, признанных не пригодными для постоянного проживания (Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529). При решении же вопроса о переводе жилого помещения в нежилое в связи с изменением его функционального значения, очевидно, что должна оцениваться возможность использования такого помещения в определенных целях с учетом установленных норм и правил. Решение вопроса, связанного с исключением конкретных жилых домов и жилых помещений из жилищного фонда, отнесено к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок изменения функционального назначения жилых/нежилых помещений в жилищном фонде Амурской области утвержден постановлением Главы Администрации Амурской области от 21 июня 1999 г. N 359. На территории Магдагачинского района такой порядок определен постановлением Главы Администрации Магдагачинского района от 9
июня 1999 г. В соответствии с п. 2.2 постановления Главы Администрации Амурской области от 21 июня 1999 г. N 359 разрешается изменение назначения жилых/нежилых помещений для использования в качестве аптек и магазинов всех форм собственности, ателье, пунктов проката с режимом работы до 23.00 часов.

Причины, по которым гр. С. отказано в переводе жилого помещения нежилое, нельзя признать достаточно обоснованными, т.к.:

- Распоряжение Главы Администрации Магдагачинского района от 27 мая 1997 г. N 148 “Об ограничении движения автотранспортных средств по участкам улиц между переулками Менжинского и 8 Марта“ было издано в целях создания безопасной зоны для расширения объектов торговли в районе магазина “Товары для дома“. Действие дорожного знака “Движение запрещено“ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. 31 октября 1998 г.)) не распространяется на транспортные средства, которые обслуживают предприятия в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне;

- требования об обязательном согласии жильцов (соседей) на открытие магазина не установлены никаким нормативным актом;

- невозможность выполнения входа в магазин (разгрузочной платформы и навеса) при наличии палисадника вдоль фасадной части здания также не установлена каким-либо нормативно-правовым актом;

- достаточное количество магазинов вообще не может служить препятствием для открытия еще одной торговой точки.

Кроме того, органы санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора не возражали против перевода жилого помещения, принадлежащего гр. С., в нежилое (письмо исх. N 311 от 9 июля 1997 г. (СЭС) и письмо без даты пожнадзора).

Таким образом, отказ в переводе жилого помещения, принадлежащего индивидуальному предпринимателю гр. С., в нежилое нельзя признать обоснованным. Поскольку этот отказ служит
препятствием в осуществлении индивидуальным предпринимателем гр. С. ее предпринимательской деятельности, такие действия администрации Магдагачинского района противоречат требованиям, установленным в п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Руководствуясь п. 1 ст. 27 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, решила:

1. Выдать администрации Магдагачинского района предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о ____________________________ (см. п.2.14 Правил).

Председатель комиссии

А.В.МАХНИБОРОДА

Члены комиссии

Т.И.ЯКОВЛЕВА

У.Н.ТАРАСОВА

В.П.БОГУШ

Н.Г.МАКЕДОН