Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 06.03.2001 <О признании факта нарушения антимонопольного законодательства в части совершения согласованных действий по установлению правил пребывания иностранных граждан на территории г. Благовещенска и их реализации путем взимания с иностранных граждан платы за разрешительные талоны при въезде в г. Благовещенск>

Решением Арбитражного суда Амурской области от 03.05.2001 данное

решение признано недействительным в части признания за

администрацией города Благовещенска факта нарушения статьи 8

Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках“ и предписания администрации

прекратить данное нарушение

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(МАП РОССИИ)

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

6 марта 2001 г. N 02-385

Администрация г. Благовещенска

МУП “Городской Деловой центр“

РЕШЕНИЕ

6 марта 2001 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель управления;

члены комиссии:

Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;

Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке предпринимательства;

Богуш В.П. - главный специалист АМО;

Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,

рассмотрев дело N А-8/092001 о нарушении администрацией города Благовещенска и муниципальным унитарным предприятием содействия внешней торговле и инвестициям “Городской Деловой Центр“ статьи 8 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

26 декабря 2000 года администрацией г. Благовещенска было зарегистрировано муниципальное унитарное предприятие содействия внешней торговле и инвестициям “Городской Деловой Центр“. Необходимость создания данного предприятия орган местного самоуправления г. Благовещенска обосновывает следующими обстоятельствами:

отсутствие реального контроля за деятельностью иностранных предприятий и предпринимателей на территории города;

очень низкая собираемость налогов с иностранных предприятий и предприятий, имеющих иностранную рабочую силу;

гражданство и вид на жительство получают нигде не работающие иностранцы без учета мнения органов местного самоуправления;

иностранные граждане занимаются незаконным и скрытым предпринимательством (под прикрытием российских юридических лиц);

иностранные граждане, занимающиеся торговлей, имеют возможность скрывать налоги, так как не отслеживается грузовой поток от пассажирской таможни до прилавка;

относительный порядок со сбором налогов наведен только на МП “Центральный рынок“, остальные торговые точки
не оформлены должным образом и не отчитываются о налогах;

в городе существует ряд кафе китайской кухни, работающих без оформления документов о регистрации, в которых годами работают иностранные туристы;

до 70% торгующих в городе китайцев являются туристами.

Таким образом, создав МУП “Городской Деловой Центр“, администрация г. Благовещенска намерена была путем установления постоянного контроля за деятельностью иностранных граждан на территории г. Благовещенска достичь снижения уровня сокрытия налогов (письмо первого заместителя Мэра г. Благовещенска Черемисина В.Ю. от 5 января 2001 г. N 171/17). Для достижения этих целей уставом МУП “Городской Деловой Центр“ было предусмотрено, что предприятие осуществляет (в числе прочих видов деятельности) “координацию деятельности иностранных предприятий и предпринимателей с целью предотвращения вывоза капитала и пополнения налогооблагаемой базы городского и областного бюджетов“. Практическое решение поставленных задач осуществлялось следующим образом: одновременно с созданием МУП “Городской Деловой Центр“ 26 декабря 2000 года администрация г. Благовещенска согласовывает так называемые “Правила пребывания иностранных граждан на территории города Благовещенска“, в соответствии с которыми “каждый иностранный гражданин, прибывающий в г. Благовещенск, обязан заполнить анкету установленного образца, сдать и получить разрешительный талон в первый день своего пребывания“. Стоимость разрешительного талона (или въездного талона на территорию города Благовещенска) установлена была 22 декабря 2000 года комиссией по ценообразованию администрации города в размере 50 рублей с одного человека. Кроме того, Правила обязывают экспедиторов каждого автомобиля (как российского, так и иностранного) оформлять, сдавать и получать анкеты, уплатив за это 300 рублей. В принципе, суть Правил сводится к одному: каждый иностранец, въезжающий в город, сообщает о себе сведения, предусмотренные анкетой, и платит 50 рублей за въезд в город. Контроль
за исполнением этих Правил (а также функции по взиманию с иностранцев денег и выдачу разрешительных талонов) возложен на МУП “Городской Деловой Центр“. При этом указанные “правила“ никем не подписаны и не утверждены каким-либо нормативным актом, то есть, они не могут применяться на территории города Благовещенска и не обязательны для исполнения. Тем не менее, МУП “Городской Деловой Центр“ приступило к работе по согласованным с администрацией города правилам и при активном содействии органа местного самоуправления выдает разрешительные талоны и взимает за это плату с иностранных граждан (с автомобилей плата не взимается), а именно:

МУП “Городской Деловой Центр“ разместило в зале ожидания Благовещенской таможни по адресу: г. Благовещенск, ул. им. Чайковского, 1 свой пункт с контрольно-кассовым аппаратом и двумя сотрудниками (в одну смену). Проверка, проведенная Амурским ТУ МАП России, показала, что указанные сотрудники обращающимся к ним гражданам КНР выдают анкету, после заполнения которой и внесения платы в 50 рублей им выдаются разрешительные талоны (акт от 5 марта 2001 г.). Кроме этих талонов и анкет, никаких документов иностранным гражданам не выдается. Общая сумма выручки за выдачу разрешительных талонов на 5 марта 2001 года (на момент проверки МУП “Городской Деловой Центр“ сотрудниками УМНС РФ по Амурской области) составила 145430 рублей. На заседании комиссии представителями администрации г. Благовещенска и МУП “Городской Деловой Центр“ было заявлено, что указанная плата взимается с иностранных граждан за оказание им консультационных услуг (по оформлению различного рода документов), которые предоставляются обращающимся гражданам КНР в офисе предприятия по адресу: г. Благовещенск, ул. им. Калинина, 8. Однако каких-либо документов, подтверждающих факт заключения с гражданами КНР
договоров оказания возмездных услуг, содержание этих услуг и документов, свидетельствующих об исполнении этих договоров, МУП “Городской Деловой Центр“ на заседание комиссии Амурского ТУ не представило. Не было представлено также каких-либо документов, на основании которых с иностранных граждан взимается плата за разрешительные талоны на въезд в г. Благовещенск.

Тот факт, что “Правила пребывания иностранных граждан на территории города Благовещенска“ были одобрены и согласованы администрацией г. Благовещенска, более того, были введены при непосредственном ее участии, подтверждается следующим:

выпиской из протокола заседания комиссии по ценообразованию администрации г. Благовещенска от 22 декабря 2000 г., на котором был утвержден размер платы за оформление въездного талона на территорию г. Благовещенска для иностранных граждан;

Правилами пребывания иностранных граждан на территории города Благовещенска с грифом о согласовании их администрацией г. Благовещенска 26 декабря 2000 г., заверенными печатью МУП “Городской Деловой Центр“ и подписью его директора;

письмом ООО “Амурское БММТ “Спутник“ от 28 февраля 2001 г. N 79, свидетельствующим о том, что 29 декабря 2000 г. администрацией г. Благовещенска проводилось совещание с участием руководителей турфирм, на котором их ознакомили с правилами пребывания иностранных граждан на территории города Благовещенска и предложили собирать анкеты иностранных граждан и выдавать разрешительные талоны. О том же свидетельствует письмо ЗАО “Интурист - Благовещенск“ от 2 марта 2001 г. N 49.

Кроме того, при рассмотрении дела выяснилось, что прокуратура г. Благовещенска установила факт одобрения администрацией г. Благовещенска “Правил пребывания иностранных граждан на территории города Благовещенска“ и наделения МУП “Городской Деловой Центр“ функциями по контролю за их исполнением, признала эти действия нарушающими действующее законодательство РФ, в том числе Закон РФ “О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, в результате чего прокурор г. Благовещенска выдал администрации г. Благовещенска представление о незамедлительном прекращении практики применения на территории г. Благовещенска “Правил пребывания иностранных граждан на территории города Благовещенска“. По состоянию на 6 марта 2001 года данное требование прокурора не выполнено.

Вместе с тем исполнено другое требование прокурора г. Благовещенска: о внесении изменений в устав МУП “Городской Деловой Центр“ (в соответствии с протестом от 16 февраля 2001 г.).

В настоящее время на товарном рынке розничной торговли в г. Благовещенске осуществляет деятельность значительное количество граждан КНР, которые осуществляют продажу товаров населению города по ценам более низким, чем цены на аналогичные товары у местных предпринимателей, и составляют реальную конкуренцию последним. Наличие китайских торговцев в городе определенным образом сдерживает рост цен на товары производства КНР. При этом граждане КНР уплачивают в установленном порядке таможенные пошлины и сборы, а также налоги, размер которых значительно превышает размер налогов, взимаемых с российских предпринимателей. Взимание с иностранных граждан платы за въезд в город, производимое МУП “Городской Деловой Центр“ по согласованию с администрацией города, можно расценивать как установление дополнительных таможенных сборов, не предусмотренных законодательством, применение которых способно привести к ограничению поступления товаров из КНР и повышению их стоимости, следовательно, к ущемлению интересов потребителей этих товаров. Кроме того, указанные действия администрации города Благовещенска и МУП “Городской Деловой Центр“ не стимулируют повышения качества ввозимых товаров и могут привести не к удешевлению товаров производства КНР, реализуемых местными предпринимателями, а к их удорожанию.

Таким образом, совместные действия администрации г. Благовещенска и МУП “Городской Деловой Центр“, заключающиеся в установлении “Правил
пребывания иностранных граждан на территории города Благовещенска“ и осуществлении мер по их реализации (взимании платы за разрешительные талоны при въезде в город), противоречат действующему в Российской Федерации законодательству и способны привести к ограничению конкуренции на рынке реализации товаров народного потребления в г. Благовещенска, то есть нарушают требования, установленные статьей 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Руководствуясь п. 1 статьи 27 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, решила:

1. Признать факт нарушения администрацией города Благовещенска и МУП “Городской Деловой Центр“ статьи 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать администрации г. Благовещенска и МУП “Городской Деловой Центр“ предписание о прекращении нарушения статьи 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

3. Должностным лицам МАП России (территориальное управление) рассмотреть вопрос о _____________________________________________ (см. п. 2.14 правил).

Председатель комиссии

А.В.МАХНИБОРОДА

Члены комиссии

У.Н.ЯКОВЛЕВА

В.П.БОГУШ

Н.Г.МАКЕДОН