Законы и бизнес в России

Распоряжение УРП Администрации Волгоградской обл. от 29.09.2008 N 47-д “Об утверждении ведомственной целевой программы “Повышение качества товаров, работ и услуг на потребительском рынке Волгоградской области“ на 2009 - 2010 годы“

Начало действия документа - 29.09.2008.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 сентября 2008 г. N 47-д

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

НА 2009 - 2010 ГОДЫ

В соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25 декабря 2007 года N 2153 “Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ“:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу “Повышение качества товаров, работ и услуг на потребительском рынке Волгоградской области“ на 2009 - 2010 годы (далее - программа).

2. Контроль за ходом реализации программы оставляю за собой.

Начальник Управления

В.А.ДЕМИДОВ

Утверждена

Распоряжением

начальника

Управления развития

предпринимательства

Администрации

Волгоградской
области

от 29 сентября 2008 г. N 47-д

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

НА 2009 - 2010 ГОДЫ

Паспорт

ведомственной целевой программы

Наименование главного - Управление развития предпринимательства

распорядителя средств Администрации Волгоградской области

областного бюджета

Наименование программы - “Повышение качества товаров, работ и услуг на

потребительском рынке Волгоградской области“ на

2009 - 2010 годы

Должностное лицо, - Распоряжение начальника Управления развития

утвердившее программу предпринимательства Администрации Волгоградской

(дата утверждения), или области от 29.09.2008 N 47-д

наименование и номер

соответствующего

нормативного акта

Номер и дата учета - N 4, дата учета - 30.09.2008

в Комитете экономики

Администрации

Волгоградской области

Цели и задачи - Цель: Повышение качества и конкурентоспособности

товаров, работ и услуг на потребительском рынке

Волгоградской области.

Задачи:

- стимулирование субъектов малого

предпринимательства Волгоградской области к

повышению качества и конкурентоспособности

товаров, работ и услуг;

- повышение информированности населения

Волгоградской области о высококачественных

товарах, работах и услугах

Целевые индикаторы - Количество экспортно-ориентированных субъектов

и показатели малого предпринимательства, вышедших на внешний

рынок.

Количество субъектов малого предпринимательства,

прошедших добровольную систему сертификации.

Количество субъектов малого предпринимательства,

внедривших систему менеджмента качества в

соответствии с международными стандартами

Характеристика - Проведение социологических исследований качества

программных мероприятий товаров, реализуемых в регионе, и качества работ

и услуг, предоставляемых потребителям

Волгоградской области.

Содействие субъектам малого и среднего

предпринимательства по внедрению современных

систем управления качеством и повышению качества

товаров, работ и услуг.

Информирование потребителя о качестве товаров,

работ и услуг потребительского рынка и

реализуемых мерах, направленных на повышение

качества

Сроки реализации - 2009 - 2010 годы

Объемы и источники - Общий объем финансирования в 2009 - 2010 годах -

финансирования 7000 тыс. рублей, из них по годам:

2009 год - 3000 тыс. рублей;

2010 год - 4000 тыс. рублей.

Финансирование осуществляется за счет средств

областного бюджета

Ожидаемые конечные - 1) увеличение обеспеченности потребительского

результаты реализации рынка региона качественными товарами, работами и

программы и показатели услугами;

социально-экономической 2) повышение конкурентоспособности товаров,

эффективности работ и услуг субъектов малого

предпринимательства Волгоградской области;

3) повышение уровня информированности и доверия

потребителей Волгоградской области к товарам,

работам и услугам на потребительском рынке

региона;

4) создание новых рабочих мест

1. Содержание проблемы

Проблема качества охватывает вопросы конкуренции и социальной политики, а также непосредственно затрагивает интересы каждого человека.

Качество - это составляющая часть конкурентоспособности товаров, работ и услуг, фактор непосредственного воздействия на жизнь каждого человека, а также критерий, по которому оценивается товар.

Ситуация в экономике, характеризующаяся в настоящее время ужесточением конкуренции российских хозяйствующих субъектов, а также производителей других стран за сбыт продукции, требует новых подходов в повышении ее конкурентоспособности. К этому обязывает и возможное присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), в результате чего усилится конкуренция во всех отраслях экономики.

Правительством Российской Федерации принимаются меры по смягчению вступления России в ВТО, формируются правовые, организационные и финансовые условия, направленные на повышение качества во всех сферах производственной деятельности и государственного управления. Произошли изменения в законодательстве, в том числе замена многих национальных стандартов системой добровольной сертификации, перенос государственного контроля (надзора) из сферы производства продукции в сферу ее обращения. Основной целью Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ является создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые будут содержать
обязательные требования безопасности и добровольных стандартов, содержащих требования к качеству.

Вопросы качества товаров, работ и услуг при переводе стандартов в категорию добровольно применяемых норм должен регулировать развитой цивилизованный рынок.

Одним из важнейших прав потребителя, определенных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей“, является право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей.

Однако в условиях низкой покупательской способности населения, наличия большого потока недобросовестной рекламы и отсутствия высокого уровня цивилизации рынка проблема удовлетворения спроса населения на качественные и безопасные товары и услуги решена не полностью.

В 2007 году контролирующими органами Волгоградской области при проведении контрольных проверок производства и оборота продукции выявлены многочисленные нарушения государственных стандартов при изготовлении и реализации продуктов питания и товаров народного потребления, установлены значительные нарушения по безопасности реализуемой продукции. На областном потребительском рынке все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан.

При проверках обязательных требований государственных стандартов установлены нарушения на 75% предприятий.

По результатам государственного надзора установлено, что около 69% продукции не соответствует обязательным требованиям государственных стандартов к продукции.

Нарушения требований по качеству продукции допустили 70% предприятий.

Только 15% крупных и средних предприятий региона сертифицировали системы менеджмента качества на основе требований международных стандартов. В малом предпринимательстве этот процент еще ниже.

Также отсутствует стремление и заинтересованность производителей товаров и услуг к проведению добровольной сертификации.

Данные факторы существенно снижают конкурентоспособность выпускаемых товаров, производимых работ и услуг, а также инвестиционную привлекательность субъектов хозяйственной деятельности и Волгоградской области в целом.

Опыт зарубежных и передовых предприятий России, успешно внедрившихся в рыночную экономику, показывает, что повышение конкурентоспособности товаров,
работ и услуг, ориентированных на наиболее полный учет пожеланий потребителей, обеспечивается в результате:

применения более совершенных систем менеджмента;

постоянного улучшения менеджмента качества;

снижения себестоимости производимой продукции;

разработки и внедрения соответствующих программ в области качества.

В Волгоградской области реализуется Региональная комплексная программа повышения конкурентоспособности организаций Волгоградской области. Данная программа действует с 1995 года (генеральный исполнитель - Волгоградская торгово-промышленная палата). Реализация в настоящее время 5-го этапа программы направлена на повышение конкурентоспособности крупных и средних промышленных предприятий Волгоградской области посредством проведения работ по сертификации систем менеджмента качества и участия в региональных и международных выставках (ярмарках).

Одним из основных направлений в повышении качества товаров, работ и услуг на потребительском рынке Волгоградской области должно стать повышение уровня знаний по вопросам качества, информированности и заинтересованности как потребителя, так и производителя в необходимости поддержания качества товаров, работ и услуг на высоком уровне.

Применение программно-целевого метода при решении данной задачи на ведомственном уровне позволит реализовать конкретные взаимоувязанные мероприятия по ее достижению в ограниченные сроки при необходимом обеспечении ресурсами из областного бюджета.

2. Цели и задачи

Программа разработана для решения тактической задачи, стоящей перед Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области, по развитию потребительского сектора экономики Волгоградской области путем обеспечения населения качественными продовольственными и непродовольственными товарами, развития сети общественного питания и сферы бытового обслуживания населения Волгоградской области.

При разработке программы учитывалось основное направление государственной политики, основанной на конкуренции за качество и уровень жизни, национальное богатство и прогресс. Повышение качества товаров, работ и услуг, производимых и находящихся в обращении на потребительском рынке Волгоградской области, и, как следствие, их конкурентоспособности позволит обеспечить устойчивый рост экономики региона.

Целью программы является повышение качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг на потребительском рынке Волгоградской области.

Для достижения данной цели определены задачи:

- стимулирование субъектов малого предпринимательства Волгоградской области к повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг;

- повышение информированности населения Волгоградской области о высококачественных товарах, работах и услугах.

3. Ожидаемые результаты реализации программы

Результатом реализации программы станет:

1) увеличение обеспеченности потребительского рынка региона качественными товарами, работами и услугами;

2) повышение конкурентоспособности продукции и услуг субъектов малого предпринимательства Волгоградской области;

3) повышение уровня информированности и доверия потребителей Волгоградской области к товарам, работам и услугам на потребительском рынке региона;

4) создание новых рабочих мест.

Индикаторы, характеризующие степень решения поставленных задач:

--------------------------------------------T---------T---------T---------¬

¦ Индикаторы ¦ Единица ¦2009 год ¦2010 год ¦

¦ ¦измерения¦(прогноз)¦(прогноз)¦

+-------------------------------------------+---------+---------+---------+

¦Количество экспортно-ориентированных ¦единица ¦ 8 ¦ 10 ¦

¦субъектов малого предпринимательства, ¦ ¦ ¦ ¦

¦вышедших на внешний рынок ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------+---------+---------+---------+

¦Количество субъектов малого ¦единица ¦ 30 ¦ 50 ¦

¦предпринимательства, прошедших добровольную¦ ¦ ¦ ¦

¦систему сертификации ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------+---------+---------+---------+

¦Количество субъектов малого ¦единица ¦ 15 ¦ 30 ¦

¦предпринимательства, внедривших систему ¦ ¦ ¦ ¦

¦менеджмента качества в соответствии ¦ ¦ ¦ ¦

¦с международными стандартами ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------------------------+---------+---------+----------

4. Мероприятия программы

Нумерация граф в таблице дана в соответствии с официальным текстом документа.

----T-------------------T-------------------T-----------T----------------T----------------------¬

¦ N ¦ Основные ¦ Результаты ¦Направления¦ Основные виды ¦ Объем финансирования ¦

¦п/п¦ направления и ¦ ¦ расходов ¦товаров, работ, ¦ (тыс. рублей) ¦

¦ ¦ мероприятия ¦ ¦областного ¦ услуг +-------T-------T------+

¦ ¦ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦2009 г.¦2010 г.¦2009 -¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦

+---+-------------------+-------------------+-----------+----------------+-------+-------+------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦

+---+-------------------+-------------------+-----------+----------------+-------+-------+------+

¦ 1.¦Проведение ¦Изучение мнения ¦прочие ¦услуги ¦ 900 ¦ 1000 ¦ 1900 ¦

¦ ¦социологических ¦потребителя ¦расходы ¦консалтинговых ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦исследований ¦о качестве товаров,¦ ¦организаций и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦качества товаров, ¦работ и услуг ¦ ¦независимых ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦реализуемых ¦Волгоградской ¦ ¦экспертов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в регионе, и ¦области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦качества работ ¦Проведение анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и услуг, ¦информированности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предоставляемых ¦потребителей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потребителям ¦выявление проблем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Волгоградской ¦с целью принятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области ¦эффективных решений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦по их устранению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+-------------------+-----------+----------------+-------+-------+------+

¦ 2.¦Содействие ¦Повышение ¦прочие ¦услуги по ¦ 900 ¦ 1200 ¦ 2100 ¦

¦ ¦субъектам малого ¦организационного, ¦расходы ¦подготовке ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и среднего ¦технологического, ¦ ¦предпринимателей¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательства¦профессионально- ¦ ¦к сертификации ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦по внедрению ¦технического уровня¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦современных систем ¦субъектов малого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦управления ¦среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦качеством и ¦предпринимательства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦повышению качества ¦в области качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦товаров, работ и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+-------------------+-----------+----------------+-------+-------+------+

¦ 3.¦Информирование ¦Повышение уровня ¦прочие ¦публикации в ¦ 1200 ¦ 1800 ¦ 3000 ¦

¦ ¦потребителя ¦грамотности и ¦расходы ¦СМИ, теле- и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦о качестве товаров,¦информированности ¦ ¦радиопередачи, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦работ и услуг ¦потребителя в сфере¦ ¦создание ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потребительского ¦качества ¦ ¦информационного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦рынка и реализуемых¦на потребительском ¦ ¦банка данных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мерах, направленных¦рынке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦на повышение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+-------------------+-----------+----------------+-------+-------+------+

¦ ¦Итого по программе ¦ ¦ ¦ ¦ 3000 ¦ 4000 ¦ 7000 ¦

L---+-------------------+-------------------+-----------+----------------+-------+-------+-------

5. Срок реализации программы

Срок реализации программы - 2009 - 2010 годы.

6. Социальные, экономические и экологические

последствия реализации программы

В социальной сфере положительные последствия реализации программы будут выражаться в создании новых рабочих мест, обеспечении населения качественными товарами, работами и услугами, повышении общего профессионального уровня работников потребительской сферы и повышении общего уровня знаний и информированности населения в данной сфере.

Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг является основой:

роста объемов потребления и, как следствие, производства;

экономической стабильности региона;

расширения внутренних и внешних рынков сбыта продукции за счет полного удовлетворения потребителей качеством и ценой продукции;

увеличения доходов бюджета Волгоградской области;

внедрения наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Одной из составляющей качества является безопасность и экологическая чистота производимых товаров, работ и услуг. Таким образом, повышение качества будет способствовать улучшению здоровья и сохранению жизнедеятельности населения Волгоградской области.

Стимулирование деятельности субъектов малого предпринимательства по улучшению качества и повышению конкурентоспособности товаров, работ и услуг, широкое и достоверное информирование потребителей и общественности о высококачественных, экологичных и безопасных товарах, работах и услугах будет способствовать продвижению российских товаров, в том числе Волгоградской области, и привлечению инвестиций в регион.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы повышения качества товаров, работ и услуг в Волгоградской области сопряжено с возможными рисками в достижении планируемого результата из-за влияния внешних факторов. В целях управления данными рисками в процессе реализации программы предусматривается:

осуществление эффективного управления;

мониторинг выполнения программы, регулярный анализ и, при необходимости, корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий программы;

перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленной цели, изменений во внешней среде.

7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

и методика ее оценки

Реализация программы рассчитана на 2 года с общим объемом финансирования 7000 тыс. рублей.

Эффективность расходования бюджетных средств определяется степенью решения задач, поставленных для достижения цели программы.

Промежуточная и завершающая оценка эффективности реализации программы будет основываться на анализе промежуточных и конечных значений целевых индикаторов программы, характеризующих динамику применения современных технологий повышения качества, посредством внедрения международных стандартов и участия в системе добровольной сертификации в результате проведения работы по обучению и информированию предпринимателей региона.

Оценка эффективности программы определяется по итогам каждого финансового года.

8. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах

Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:

Кадровые ресурсы.

1. Для достижения цели программы Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области осуществляется организация реализации мероприятий программы.

Привлечение исполнителей программы осуществляется путем заключения государственных контрактов о закупке товаров, выполнении работ и (или) оказании услуг, необходимых для реализации программы.

2. Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы на реализацию программы обеспечиваются за счет средств областного бюджета.

Объем средств по мероприятиям программы рассчитан следующим образом:

- для реализации мероприятия “Проведение социологических исследований качества товаров и работ, реализуемых в регионе, и качества услуг, оказываемых потребителям Волгоградской области“ будут привлекаться консалтинговые организации и независимые эксперты. Оценочно стоимость одного социологического опроса (анкетирования) составляет 150 тыс. рублей. Социологические исследования планируется проводить в нескольких муниципальных образованиях с периодичностью два раза в год;

- для реализации мероприятия “Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства по внедрению современных систем управления качеством и повышению качества товаров, работ и услуг“ планируется заключить договор с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, предоставляющими услуги по подготовке предпринимателей к сертификации. Услуга должна предоставляться ежемесячно в течение всего календарного года. Общая стоимость услуг в месяц по предварительной оценке составит в 2009 году около 75 тыс. рублей и более 80 тыс. рублей в 2010 году (с учетом роста уровня инфляции);

- реализация мероприятия “Информирование потребителя о качестве товаров, работ и услуг потребительского рынка и реализуемых мерах, направленных на повышение качества“ будет осуществляться посредством:

ежемесячных публикаций в СМИ, предварительно стоимость данной услуги будет складываться из оплаты услуг по подготовке материала к публикации и тарифа по размещению материала в СМИ;

выпусков теле- и радиопередач, общая стоимость услуги будет складываться из оплаты услуг журналистов и эфирного времени;

создания информационной базы данных с привлечением современных инструментов программирования, в том числе интернет-программирования.

9. Механизм реализации программы

Реализацию программы осуществляет Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области, которое является главным распорядителем средств областного бюджета.

Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области:

несет ответственность за достижение определенных программой целевых индикаторов и расходование средств областного бюджета;

готовит отчеты о ходе выполнения программы и необходимых мерах по повышению эффективности ее реализации в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств, ежегодно представляемых в Комитет экономики и Комитет финансово-бюджетной политики Администрации Волгоградской области;

осуществляет контроль за ходом реализации программы.