Законы и бизнес в России

Экспертное заключение отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 28.03.2008 N 314н “На Закон Волгоградской области от 2 ноября 2004 года N 954-ОД “О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области“ (в редакции от 31 января 2005 года N 1000-ОД)“ (направлено письмом от 28.03.2008 N 17-23/514)

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Направлено письмом от 28 марта 2008 г. N 17-23/514

ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 28 марта 2008 г. N 314н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 2 НОЯБРЯ 2004 ГОДА

N 954-ОД “О ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

(В РЕДАКЦИИ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА N 1000-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N
1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321 “Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам“, и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года N 127 “Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу“, проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 2 ноября 2004 года N 954-ОД “О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области“ (в редакции от 31 января 2005 года N 1000-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящий Закон регламентирует организацию противотуберкулезной помощи и предупреждения распространения туберкулеза в Волгоградской области, определяет права граждан на защиту от инфекции и социальные гарантии при возникновении заболевания.

Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения в сфере здравоохранения на территории Волгоградской области.

Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции от 18.10.2007 N 230-ФЗ);

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 08.11.2007 N 257-ФЗ);

- Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ (в редакции от 18.10.2007 N 230-ФЗ);

-
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 “О реализации Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ (в редакции от 30.12.2005 N 847);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.04.2003 N 62 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1. 1295-03“;

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.

В соответствии с пунктами “ж“ и “з“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение медицинских
организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду часть 4 статьи 40, а не часть 2.

Согласно части 2 статьи 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ определено, что законодательство в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ субъекты Российской Федерации организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.

Однако в тексте исследуемого Закона выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.

Пунктом 7 статьи 5 Закона Волгоградской области установлено, что руководители Управления внутренних дел Волгоградской области, территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний, начальники учреждений уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Волгоградской области, организуют:

- проведение мероприятий по предотвращению распространения туберкулеза в возглавляемых ими органах и учреждениях;

- предоставление государственному учреждению здравоохранения “Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер“ статистической информации о заболеваниях туберкулезом в указанных учреждениях, а также сообщение об освободившихся из мест лишения свободы и следственных изоляторов больных с активными формами туберкулеза в учреждения здравоохранения по предполагаемому месту жительства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона “О
предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ руководители медицинских организаций и граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью, обязаны направлять в медицинские противотуберкулезные организации органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, информацию о выявленных на соответствующих территориях в течение года больных туберкулезом и о каждом освобождающемся из учреждений уголовно-исполнительной системы больном туберкулезом.

Кроме того, пунктом 1 Порядка ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892, установлено, что государственное статистическое наблюдение за распространением туберкулеза предполагает ведение обязательного учета, регистрации и контроля за достоверностью результатов профилактических мероприятий, диагностики, лечения, диспансерного наблюдения за больными туберкулезом и представление этих сведений лечебно-профилактическими специализированными противотуберкулезными учреждениями в противотуберкулезный диспансер органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по здравоохранению в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту “г“ части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации, определяющему, что установление системы федеральных органов исполнительной власти и порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации, субъект Российской Федерации не вправе регулировать порядок деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти путем наделения его полномочиями своим нормативным правовым актом.

Таким образом, выявленное несоответствие заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления порядка деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.

Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ от 6 ноября 2004 года N 210.

Закон Волгоградской области от 31 января
2005 года N 1000-ОД, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ от 12 февраля 2005 года N 26.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 2 ноября 2004 года N 954-ОД “О противотуберкулезной помощи и предупреждении туберкулеза в Волгоградской области“ (в редакции от 31 января 2005 года N 1000-ОД) не соответствует в части действующему федеральному законодательству.

Предлагаю привести исследуемый Закон в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела

законодательства и федерального

регистра в Волгоградской области

Управления Минюста России

по Южному федеральному округу

государственный советник юстиции

Российской Федерации

3-го класса

М.А.КОЛЕСНИКОВ