Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 07.12.2007 по делу N А12-16645/07-С6 <Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет применение административной ответственности на основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 декабря 2007 г. по делу N А12-16645/07-С6

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Наумова М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Наумовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Стройгарант“

к Комитету государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области

об оспаривании постановления от 18.10.2007 г. N 111-18-10-07 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Ч., представитель по доверенности от 29.10.2007 г. N 27-юр;

от административного органа - В., представитель по доверенности от 08.10.2007 г.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Стройгарант“ обратилось в Арбитражный суд
Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области от 18.10.2007 г. N 111-18-10-07 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 08.11.2007 г. представитель административного органа не признал заявленные требования и просил отказать в их удовлетворении.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Материалами дела установлено, что Комитетом государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области вынесено постановление от 18.10.2007 г. N 111-18-10-07 о привлечении ООО “Стройгарант“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; назначенное наказание - административный штраф в размере 20 000 руб. 00 коп.

Административный орган указал, что 17 октября 2007 года - на момент проведения мероприятия по государственному экологическому контролю - на территории и в подразделениях ООО “Стройгарант“ выявлены следующие нарушения: отсутствует проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, отсутствует лимит на размещение отходов, отсутствует лицензия на деятельность по сбору, перемещению, хранению, обезвреживанию, утилизации, складированию, размещению опасных отходов, не ведется учет образующихся, принятых и переданных другим юридическим и физическим лицам отходов, производится неорганизованный сброс загрязняющих веществ в составе талодождевых вод на рельеф местности без разрешения. Правонарушение квалифицировано административным органом по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 183-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Суд считает, что отсутствие проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов, отсутствие лимитов на размещение отходов, отсутствие лицензии на деятельность по сбору, перемещению, хранению, обезвреживанию, утилизации, складированию, размещению опасных отходов, не ведется учет образующихся, принятых и переданных другим юридическим и физическим лицам отходов, неорганизованный сброс загрязняющих веществ в составе талодождевых вод на рельеф местности без разрешения не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (в действующей редакции) регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Согласно статье 1 данного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных
с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Таким образом, несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет применение административной ответственности на основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Комитета государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области от 18.10.2007 г. N 111-18-10-07 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Стройгарант“ (ИНН 3430007860, местонахождение: 40420, Волгоградская обл., г. Суровикино, ул. Шоссейная, д. 57) к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

М.Ю.НАУМОВА