Законы и бизнес в России

Экспертное заключение отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 19.10.2007 N 941н “На Закон Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 888-ОД “О налоге на имущество организаций“ (в редакции от 26 апреля 2004 года N 915-ОД, от 13 июля 2004 года N 932-ОД, от 2 августа 2004 года N 941-ОД, от 19 октября 2004 года N 949-ОД, от 5 мая 2005 года N 1052-ОД, от 22 ноября 2005 года N 1123-ОД, от 11 апреля 2006 года N 1210-ОД, от 14 июля 2006 года N 1257-ОД, от 18 октября 2006 года N 1298-ОД, от 13 августа 2007 года N 1519-ОД)“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 19 октября 2007 г. N 941н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28 НОЯБРЯ 2003 ГОДА

N 888-ОД “О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ“

(В РЕДАКЦИИ ОТ 26 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА N 915-ОД,

ОТ 13 ИЮЛЯ 2004 ГОДА N 932-ОД, ОТ 2 АВГУСТА 2004 ГОДА

N 941-ОД, ОТ 19 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА N 949-ОД,

ОТ 5 МАЯ 2005 ГОДА N 1052-ОД, ОТ 22 НОЯБРЯ

2005 ГОДА N 1123-ОД, ОТ 11 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА N 1210-ОД,

ОТ 14 ИЮЛЯ 2006 ГОДА N 1257-ОД, ОТ 18 ОКТЯБРЯ 2006
ГОДА

N 1298-ОД, ОТ 13 АВГУСТА 2007 ГОДА N 1519-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321 “Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам“, и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года N 127 “Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу“, проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 888-ОД “О налоге на имущество организаций“ (в редакции от 26 апреля 2004 года N 915-ОД, от 13 июля 2004 года N 932-ОД, от 2 августа 2004 года N 941-ОД, от 19 октября 2004 года N 949-ОД, от 5 мая 2005 года N 1052-ОД, от 22 ноября 2005 года N 1123-ОД, от 11 апреля 2006 года N 1210-ОД, от 14 июля 2006 года N 1257-ОД, от 18 октября 2006 года N 1298-ОД, от 13 августа 2007 года N 1519-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 13 августа 2007 года N 1519-ОД “О внесении изменения в статью
1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 888-ОД “О налоге на имущество организаций“.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящим Законом устанавливается и вводится в действие налог на имущество организаций, определяются налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций, форма отчетности по налогу, налоговые льготы.

Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются налоговые правоотношения.

Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 21.07.2007 N 194-ФЗ);

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.

В соответствии с пунктом “и“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

В соответствии с подпунктом “д“ пункта 2 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено
федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.

Частью 4 пункта 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта
в форме закона.

Однако в тексте рассматриваемого Закона выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.

Согласно статье 2 Закона освобождаются от налогообложения в части, зачисляемой в областной бюджет, организации, являющиеся пользователями объектов инвестиционной деятельности, включенные в областной реестр инвестиционных проектов, имеющие документ, подтверждающий их право на получение льгот, и заключившие с администрацией Волгоградской области инвестиционный договор, в соответствии с Законом Волгоградской области от 14.02.2002 N 668-ОД “Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области“ - в отношении имущества, создаваемого и (или) приобретаемого для реализации инвестиционного проекта, но не входившего в состав налогооблагаемого имущества до начала реализации инвестиционного проекта, при условии, что такое имущество находится на их балансе. Льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные настоящим абзацем, применяются при условии соблюдения требований Закона Волгоградской области от 14.02.2002 N 668-ОД “Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области“.

Частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации определено, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации,
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления порядка формирования налоговой базы с нарушением требований федерального налогового законодательства.

21 августа 2007 года прокуратурой Волгоградской области подано заявление в Волгоградский областной суд о признании противоречащим федеральному законодательству базового нормативного правового акта в части (7/2-9-07).

24 сентября 2007 года Волгоградским областным судом заявление прокурора Волгоградской области удовлетворено в части установления порядка формирования налоговой базы с нарушением требований федерального налогового законодательства в отношении организаций, являющихся пользователями объектов инвестиционной деятельности, включенных в областной реестр инвестиционных проектов, имеющих документ, подтверждающий их право на получение льгот, и заключивших с администрацией Волгоградской области инвестиционный договор, в соответствии с Законом Волгоградской области от 14.02.2002 N 668-ОД “Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области“ (решение N 3-134/2007).

Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.

Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ от 29 ноября 2003 года N 221.

Законы от 26 апреля 2004 года N 915-ОД, от 13 июля 2004 года N 932-ОД, от 2 августа
2004 года N 941-ОД, от 19 октября 2004 года N 949-ОД, от 5 мая 2005 года N 1052-ОД, от 22 ноября 2005 года N 1123-ОД, от 11 апреля 2006 года N 1210-ОД, от 14 июля 2006 года N 1257-ОД, от 18 октября 2006 года N 1298-ОД, от 13 августа 2007 года N 1519-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете “Волгоградская правда“ от 29 апреля 2004 года N 79, от 23 июля 2004 года N 134, от 6 августа 2004 года N 144, от 23 октября 2004 года N 200, от 18 мая 2005 года N 87, от 30 ноября 2005 года N 224, от 15 апреля 2006 года N 66, от 28 июля 2006 года N 136, от 25 октября 2006 года N 199, от 17 августа 2007 года N 152.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 28 ноября 2003 года N 888-ОД “О налоге на имущество организаций“ (в редакции от 26 апреля 2004 года N 915-ОД, от 13 июля 2004 года N 932-ОД, от 2 августа 2004 года N 941-ОД, от 19 октября 2004 года N 949-ОД, от 5 мая 2005 года N 1052-ОД, от 22 ноября 2005 года N 1123-ОД, от 11 апреля 2006 года N 1210-ОД, от 14 июля 2006 года N 1257-ОД, от 18 октября 2006 года N 1298-ОД, от 13 августа 2007 года N 1519-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации по вопросам установления порядка
формирования налоговой базы с нарушением требований федерального налогового законодательства.

Предлагаю привести исследуемый Закон в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела

законодательства и федерального

регистра в Волгоградской области

Управления Минюста России

по Южному федеральному округу

советник юстиции 3-го класса

М.А.КОЛЕСНИКОВ