Законы и бизнес в России

Экспертное заключение отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 27.03.2006 N 138з “На Закон Волгоградской области от 14 февраля 2006 года N 1197-ОД “О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 27 марта 2006 г. N 138з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА

N 1197-ОД “О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН, НАХОДИВШИХСЯ

В НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

СТАЛИНГРАДА В ПЕРИОД СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ“

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения о Главном управлении Министерства
юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7 “Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам“, и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года N 6 “Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу“, проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 14 февраля 2006 года N 1197-ОД “О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы“ (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел исследуемого нормативного правового акта; исполнение поручения Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу от 19 января 2006 года N 02-25/15 о проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с изменениями жилищного законодательства.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории, охваченной боевыми действиями, соответствующей административно-территориальному делению города Сталинграда по состоянию на указанный период, проживающим на территории Волгоградской области.

Предметом правового регулирования являются правоотношения, связанные с определением мер социальной поддержки отдельной категории граждан на территории Волгоградской области.

Нормативное регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Жилищным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным
законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции 31.12.2005 N 203-ФЗ);

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.

Согласно пункту “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту “б“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской
Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.

Однако в связи с изменением федерального жилищного законодательства в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.

В соответствии с пунктом “в“ статьи 2 исследуемого Закона Детям Сталинграда предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Выявленное несоответствие заключается в наделении Законом Волгоградской области органов местного самоуправления полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Форма и содержание анализируемого нормативного правового акта соответствуют правилам законодательной техники.

Исследуемый Закон Волгоградской области опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ от 17 февраля 2006 года N 29.

Вывод: Юридическая
экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 14 февраля 2006 года N 1197-ОД “О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы“ не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения компетенции органов местного самоуправления по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Предлагаю привести исследуемый Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства

и федерального регистра Главного

управления Минюста России

по Южному федеральному округу

в Волгоградской области

советник юстиции 2-го класса

Е.Н.КОРОЛЕВА