Законы и бизнес в России

Экспертное заключение отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 02.03.2006 N 86з “На Закон Волгоградской области от 21 июня 2004 года N 922-ОД “О карантине растений на территории Волгоградской области“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 2 марта 2006 г. N 86з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 ИЮНЯ 2004 ГОДА N 922-ОД

“О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ“

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу,
утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7 “Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам“, и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года N 6 “Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу“, проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 21 июня 2004 года N 922-ОД “О карантине растений на территории Волгоградской области“ (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения повторной юридической экспертизы является поручение Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу от 10 февраля 2006 года N 02-25/57 о проведении повторных юридических экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере безопасности и охраны правопорядка.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Исследуемый Закон регулирует отношения, направленные на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере обеспечения карантина растений на территории Волгоградской области.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с охраной растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Волгоградской области.

Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 31.12.2005 N 203-ФЗ);

- Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ “О карантине растений“ (в редакции от 09.05.2005 N 45-ФЗ);

- Федеральным законом от 10.01.2002
N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (в редакции от 31.12.2005 N 199-ФЗ);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1992 N 268 “О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации“ (в редакции от 01.10.1998 N 1143);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 “Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“ (в редакции от 04.08.2005 N 491);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору“ (в редакции от 04.08.2005 N 491);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 “О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“ (с изменениями от 10.08.2005 N 498);

- Приказом Россельхознадзора от 24.01.2005 N 4 “О создании территориальных органов Россельхознадзора“ (в редакции от 23.09.2005 N 261);

- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.

В соответствии с пунктами “б“ и “д“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав человека и гражданина; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.

Абзацем 4 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “О карантине растений“ законодательство Российской Федерации в области обеспечения карантина растений включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подпунктом “б“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.

Однако в ходе проведения правового анализа в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлено нарушение законодательной техники, заключающееся в следующем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 исследуемого Закона обеспечение карантина растений
на территории Волгоградской области, а также государственного карантинного фитосанитарного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется Государственной инспекцией по карантину растений Российской Федерации (далее - Государственная инспекция), ее филиалом - Пограничной государственной инспекцией по карантину растений по Волгоградской области (далее - Пограничная государственная инспекция), ее подразделениями, входящими в единую федеральную централизованную систему Государственной службы карантина растений Российской Федерации.

Ссылка на Пограничную государственную инспекцию имеется в пунктах 2, 3 статьи 3, абзацах 2, 3, 5 статьи 5, пунктах 2, 3, 4 статьи 6, пункте 2 статьи 7 анализируемого Закона Волгоградской области.

Однако согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации “О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“ Государственная инспекция по карантину растений Российской Федерации ликвидирована.

Учитывая положения пунктов 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми филиал является обособленным подразделением юридического лица и не является юридическим лицом, следует, что ликвидация юридического лица - Государственной инспекции по карантину растений Российской Федерации влечет ликвидацию филиала юридического лица - Пограничной государственной инспекции по карантину растений по Волгоградской области.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации “Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“).

В соответствии с пунктом 1 Приказа Россельхознадзора “О создании территориальных органов Россельхознадзора“ на территории Волгоградской области создан территориальный орган Россельхознадзора - Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области.

Пунктом 2 указанного выше нормативного правового акта установлено, что
территориальные управления Россельхознадзора осуществляют функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, семеноводства сельскохозяйственных растений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов.

Таким образом, федеральным органом по обеспечению карантина растений, карантинного фитосанитарного контроля на территории Волгоградской области является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области.

Нарушение законодательной техники заключается в том, что в тексте Закона Волгоградской области имеются ссылки на упраздненный федеральный орган и его филиал.

В тексте исследуемого юридической экспертизой Закона Волгоградской области несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.

Анализируемый Закон Волгоградской области опубликован в региональной газете “Волгоградская правда“ N 118 от 1 июля 2004 года.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 21 июня 2004 года N 922-ОД “О карантине растений на территории Волгоградской области“ соответствует действующему федеральному законодательству.

Начальник отдела законодательства

и федерального регистра Главного

управления Минюста России

по Южному федеральному округу

в Волгоградской области

советник юстиции 2-го класса

Е.Н.КОРОЛЕВА