Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 25.01.2006 по делу N А12-20561/05-С45 <О признании недействующим пункта 2.2 Постановления администрации города Волгограда от 25.03.2004 N 323 “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов“ как не соответствующего статье 13 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ, пункту 1.1 и главе 8 (пункты 8.1, 8.11) Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ>

Постановлением ФАС Поволжского округа от 21.09.2006 по делу N А12-20561/05-С19 решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 03.07.2006 по делу N А12-20561/05-С19 оставлено без изменения.

Решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от 03.07.2006 по делу N А12-20561/05-С19 пункт 2.2 постановления администрации г. Волгограда от 25.03.2004 N 323 “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда“ признан недействующим как не соответствующий ст. 13 Закона РФ “О геодезии и картографии“, пункту 1.1, главе 8 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года).

Постановлением ФАС Поволжского округа от 25.04.2006 по делу N А12-20561/05-С45 данное решение отменено. Дело направлено на
новое рассмотрение в суд первой инстанции.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2006 года Дело N А12-20561/05-С45

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Компания Волгокарт“ к администрации г. Волгограда об оспаривании (в части) Постановления администрации Волгограда N 323 “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда“ от 25 марта 2004 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Компания Волгокарт“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным пункта 2.2 Постановления администрации города Волгограда от 25 марта 2004 года N 323 “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда“. В обоснование заявленного требования Общество сослалось на несоответствие оспариваемого пункта постановления администрации города Волгограда требованиям Федерального закона “О геодезии и картографии“, Инструкции о порядке государственного геодезического надзора в РФ, нарушение законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, установление дополнительных условий, не предусмотренных Законом “О геодезии и картографии“. Приемка документов в фонд цифровых картографических материалов осуществляется только при наличии подтверждения (отметки) муниципального учреждения “Городской информационный центр“ МУ (далее - МУ “ГИЦ“) на платной основе, что законодательно не предусмотрено.

При рассмотрении дела судом было установлено, что оспариваемое постановление по правовой природе является нормативным правовым актом, опубликовано в средствах массовой информации и распространяет действие на неопределенный круг лиц. Порядок рассмотрения дел о признании недействующими нормативно-правовых актов определен главой 23 АПК РФ, дело рассмотрено в коллегиальном составе судей.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим иском. Суд находит причины пропуска срока, предусмотренного ст.
198 АПК РФ, уважительными, ходатайство - подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании представители Общества в порядке ст. 49 АПК РФ заявили об изменении предмета спора, просили признать действия Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда по отказу в приеме материалов топографических съемок незаконными и обязать комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда принимать материалы топографических съемок. Из смысла заявления следует, что истец отказывается от первоначальных требований к ответчику и заявляет самостоятельный предмет с самостоятельными основаниями к комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда. Согласно ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции изменить основания или предмет иска. Изменение одновременно предмета и оснований иска ст. 49 АПК РФ не предусмотрено. В соответствии с п. 8 ст. 194 АПК РФ отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от своего требования, не препятствует рассмотрению дела по существу.

Представители ответчика, администрации города Волгограда, требования заявителя не признали и пояснили суду, что оспариваемый пункт 2.2 Постановления администрации города Волгограда N 323 от 25.03.2004 не наделяет МУ “ГИЦ“ функцией контроля за качеством представляемых в фонд материалов и, соответственно, не нарушает прав заявителя, не создает препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности. Оспариваемое постановление, по мнению ответчика, соответствует требованиям Федерального закона “О геодезии и картографии“, Инструкции о порядке государственного геодезического надзора в РФ.

Представитель третьего лица, МУ “ГИЦ“ и комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, полагают, в удовлетворении требований следует отказать. Третье лицо, Нижневолжская территориальная инспекция государственного геодезического надзора (далее - Нижневолжская ТИГГН), явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В представленном отзыве
указывает, что разрешительные и контрольные функции при производстве топографических работ на территории города должны осуществлять геослужбы комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда.

Выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд находит заявление ООО “Волгокарт“ законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 192 АПК РФ заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Как установлено судом, в целях совершенствования деятельности по формированию и ведению городского фонда инженерно-геодезических, геологических и других изысканий, по развитию отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда 25.03.2005 администрацией города Волгограда было издано Постановление “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда“ N 323. Постановление было опубликовано в газете “Городские вести“ 13 декабря 2005 г. и соответствует критериям, относящим его к нормативно-правовому акту.

Пунктом 2.2 указанного постановления установлен порядок принятия материалов инженерных изысканий в фонд цифровых картографических материалов Волгограда. В оспариваемом пункте указано, что приемка в фонд материалов
инженерных изысканий осуществляется при наличии подтверждения от муниципального учреждения “Городской информационный центр“ об использовании в виде исходных данных материалов фонда и о соответствии требованиям, предъявляемым к материалам фонда на основании Положения об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от 22 сентября 2000 г. N 1199 “Об отраслевом городском фонде цифровых картографических материалов Волгограда“.

Из смысла приведенной нормы следует, приемке материалов инженерных изысканий в фонд предшествует проверка материалов МУ “ГИЦ“. В материалах дела ООО “Компания Волгокарт“ представлена картограмма выполненных работ, на которой стоит отметка “Проверено МУ “ГИЦ“.

Положение пункта 2.2 Постановления администрации г. Волгограда за N 323 “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда“ не соответствует требованиям ФЗ РФ “О геодезии и картографии“, Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года) и незаконно возлагает на ООО “Компания Волгокарт“ обязанность по оплате подтверждения о соответствии.

Согласно ст. 13 ФЗ РФ “О геодезии и картографии“ государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальными органами. Основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются:

надзор за соблюдением всеми субъектами геодезической и картографической деятельности требований нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности;

надзор за правильным отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации;

регистрация геодезических и картографических работ;

учет геодезических пунктов;

ведение дежурной справочной карты с отображением на ней изменений границ между субъектами Российской Федерации, границ между муниципальными образованиями, а также изменений местности и наименований географических объектов.

Как следует из п.
1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года), в соответствии с Положением о государственном геодезическом надзоре Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 742, осуществление государственного геодезического надзора и контроля за соблюдением установленных требований при проведении на территории Российской Федерации топографо-геодезических и картографических работ предприятиями, учреждениями и организациями (в дальнейшем - предприятия) независимо от их организационно-правовых форм, за реализацией результатов этих работ и космических съемок, а также осуществление приемки топографо-геодезических и картографических работ, результаты которых передаются в федеральный и региональные картографо-геодезические фонды Федеральной службы геодезии и картографии России (Роскартографии), лицензирование топографо-геодезической и картографической деятельности и ведение банка данных (реестра) предприятий, занимающихся этими видами деятельности, возложены на органы государственного геодезического надзора Российской Федерации, входящие в состав Роскартографии.

В соответствии со списком инспекций государственного геодезического надзора Федеральной службы геодезии и картографии России надзор за геодезической деятельностью на территории Волгоградской области осуществляет Нижневолжская ТИГГН.

Вышеуказанная Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ устанавливает на территории Российской Федерации единый порядок производства топографо-геодезических и картографических работ предприятиями, имеющими право выполнять эти работы на основании лицензий;

регистрации и учета планируемых, проводимых и завершенных топографо-геодезических и картографических работ;

контроля за соблюдением предприятиями установленных правил ведения топографо-геодезических и картографических работ и требований государственных стандартов;

осуществления приемки завершенных топографо-геодезических и картографических работ, материалы которых передаются в федеральный и региональные картографо-геодезические фонды Роскартографии.

Пункт 3.2 Инструкции устанавливает возможность делегирования инспекциями госгеонадзора права регистрации и выдачи разрешений для выполнения предприятиями топографо-геодезических работ в городах, поселках городского типа, райцентрах и других населенных
пунктах на участках (объектах) площадью до 1 кв. км и на линейные изыскания любой протяженности краевым, областным, районным и городским органам архитектуры и градостроительства.

В этих случаях соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют рассмотрение и регистрацию технических проектов или программ предприятий на производство ими топографо-геодезических работ на указанных площадях и при линейных изысканиях.

В соответствии с п. 8.1 Инструкции приемка материалов завершенных топографо-геодезических и картографических работ имеет целью проверку качества их исполнения и соответствия полученных результатов требованиям общеобязательных или согласованных с Роскартографией ведомственных инструкций и условных знаков как в отношении содержания, так и в отношении надлежащего оформления и комплектности всей технической документации.

Согласно примечанию к п. 8.11 Инструкции приемка топографо-геодезических работ, выполненных предприятиями по заявлениям-разрешениям органов архитектуры и градостроительства, осуществляется техническими комиссиями, назначенными руководством этих органов архитектуры и градостроительства. Для работы в комиссиях могут быть привлечены представители предприятий-заказчиков и специализированных предприятий.

Законодатель четко определил круг субъектов, на которые могут быть возложены функции контроля за качеством выполнения топографо-геодезических работ. К таким субъектам относятся только инспекции госгеонадзора и органы архитектуры и градостроительства, в рассматриваемом деле - комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда.

В судебном заседании представители администрации города Волгограда пояснили, что отсутствие отметки “Проверено МУ “ГИЦ“ является основанием для отказа в приемке материалов инженерных изысканий в фонд. Указанное ограничивает свободу обращения любого заинтересованного лица в фонд в связи с установленными условиями. Таким образом, оспариваемым пунктом постановления установлены дополнительные условия в приемке материалов, и фактически МУ “ГИЦ“ наделен функцией контроля в приемке материалов.

ООО “Компания Волгокарт“ осуществляет топографо-геодезическую деятельность на территории г. Волгограда и Волгоградской области, и, соответственно, оспариваемый
пункт постановления напрямую затрагивает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку услуги МУ “ГИЦ“ осуществляет на платной основе, заявитель вынужден нести материальные затраты при необходимости получения отметки “Проверено“ от МУ “ГИЦ“.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Судом установлено как несоответствие п. 2.2 Постановления администрации г. Волгограда за N 323 “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда“ ст. 13 ФЗ РФ “О геодезии и картографии“ и п. 1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года) главе 8 указанной Инструкции (п. п. 8.1, 8.11), так и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью “Компания Волгокарт“ удовлетворить. Признать недействующим п. 2.2 Постановления администрации г. Волгограда за N 323 “О дальнейшем развитии отраслевого городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда“, не соответствующим ст. 13 ФЗ РФ “О геодезии и картографии“, п. 1.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в РФ (утв. Роскартографией 15 октября 1993 года), а также главе 8 указанной Инструкции (п. п. 8.1, 8.11).

Решение вступает в законную силу немедленно.

Обществу с ограниченной ответственностью “Волгокарт“ выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца
со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

А.В.ПОНОМАРЕВ

Судьи

В.В.НАЗАРЕВСКАЯ

М.Ю.НАУМОВА