Законы и бизнес в России

Экспертное заключение отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 30.12.2005 N 633з “На Закон Волгоградской области от 23 декабря 1996 года N 94-ОД “О социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей“ (в редакции от 24 ноября 1998 года N 229-ОД, от 17 мая 2005 года N 1060-ОД, от 12 декабря 2005 года N 1133-ОД)“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 30 декабря 2005 г. N 633з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 1996 ГОДА

N 94-ОД “О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ“ (В РЕДАКЦИИ ОТ 24 НОЯБРЯ 1998 ГОДА

N 229-ОД, ОТ 17 МАЯ 2005 ГОДА N 1060-ОД,

ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2005 ГОДА N 1133-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября
2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации“, Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7 “Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам“, и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года N 6 “Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу“, проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 23 декабря 1996 года N 94-ОД “О социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей“ (в редакции от 24 ноября 1998 года N 229-ОД, от 17 мая 2005 года N 1060-ОД, от 12 декабря 2005 года N 1133-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года N 1133-ОД “О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 23 декабря 1996 г. N 94-ОД “О социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей“.

Юридической экспертизой установлено следующее:

Рассматриваемый Закон Волгоградской области определяет государственную политику в сфере социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, целью которой является обеспечение им равных с другими детьми возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод.

Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области.

Нормативное регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:

- Конституцией Российской
Федерации;

- Семейным кодексом Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Трудовым кодексом Российской Федерации;

- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (в редакции от 21.07.2005 N 100-ФЗ);

- Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в редакции от 21.07.2005 N 93-ФЗ);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829 “О приемной семье“ (в редакции от 01.02.2005 N 49).

В соответствии с пунктами “ж“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 и абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного выше Федерального закона установлено, что предусмотренные настоящим
Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных
социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.

На основании подпункта “б“ пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.

В тексте рассматриваемого Закона Волгоградской области несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.

Форма и содержание анализируемого нормативного правового акта соответствуют правилам законодательной техники.

Исследуемый Закон Волгоградской области опубликован в газете “Волгоградская правда“ от 6 января 1997 года N 1.

Законы Волгоградской области от 24 ноября 1998 года N 229-ОД, от 17 мая 2005 года N 1060-ОД, от 12 декабря 2005 года N 1133-ОД соответственно опубликованы в региональной газете “Волгоградская правда“ от 6 января 1999 года N 1, от 25 мая 2005 года N 92, от 17 декабря 2005 года N 237.

Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 23 декабря 1996 года N 94-ОД “О социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей“ (в редакции от 24 ноября 1998 года N 229-ОД, от 17 мая 2005 года N 1060-ОД, от 12 декабря 2005 года N 1133-ОД) соответствует действующему федеральному законодательству.

Начальник отдела законодательства

и федерального регистра Главного

управления Минюста России

по Южному федеральному округу

в Волгоградской области

советник юстиции 2-го класса

Е.Н.КОРОЛЕВА