Законы и бизнес в России

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 02.08.2002 N 01-10/70-02 “На Закон Волгоградской области от 12.07.2002 N 723-ОД “О внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД“

Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 2 августа 2002 г. N 01-10/70-02

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.07.2002 N 723-ОД

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.1996 N 73-ОД“

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года N 954 “Вопросы Министерства юстиции РФ“, и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года N 314 “Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской
области“, провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 12.07.2002 N 723-ОД “О внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД“ (далее - областной Закон).

Юридической экспертизой установлено следующее:

Настоящим областным Законом внесены изменения в Устав (Основной закон) Волгоградской области.

Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ, область как субъект Российской Федерации имеет свои устав и законодательство.

Пунктом 2 ст. 66 Конституции РФ установлено, что устав области принимается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ определено, что устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему принимаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, внесение изменений в Устав Волгоградской области является правомерным.

Вместе с тем п. 2 ст. 1 областного Закона (в части вступления в силу нормативных правовых актов Главы Администрации Волгоградской области) противоречит ч. 2 п. 5 ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Пункт 2 ст. 1 областного Закона вносит изменения в п. 4 ст. 39 Устава Волгоградской области и излагает его в следующей редакции: “Нормативные правовые акты Главы Администрации области вступают в силу с момента их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу“.

Этот порядок (“вступают в силу с момента их опубликования“) установлен для всех нормативных правовых актов
Главы Администрации Волгоградской области, в том числе и по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Частью 2 п. 5 ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ определено, что “законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования“.

Противоречие заключается в том, что установление иного порядка вступления в законную силу нормативных правовых актов, чем предусмотрено федеральным законодательством (“не ранее чем через десять дней после их официального опубликования“), является неправомерным.

Формулировка “если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу“ также неправомерна в связи с тем, что предполагает расширительное толкование полномочий Главы Администрации Волгоградской области в части установления иного порядка вступления в силу, чем предусмотрено федеральным законодательством.

Подобное противоречие выявлено и в п. 1 ст. 1 областного Закона (п. 4 ст. 33 Устава (Основного закона) Волгоградской области в редакции областного Закона):

“Закон вступает в силу после его официального опубликования“.

Статья 2 областного Закона распространяет действие порядка вступления в силу нормативных правовых актов Волгоградской области на отношения, возникшие с момента вступления в силу Устава (Основного закона) Волгоградской области, т.е. с 1996 г.

Названная норма указывает на вступление в силу различных нормативных правовых актов Главы Администрации Волгоградской области, принятых ранее, с момента опубликования, т.е. корреспондирует с п. 2 ст. 1 областного Закона.

Однако, как было указано выше, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают
в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (ч. 2 п. 5 ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“), а следовательно, ст. 2 областного Закона, устанавливающая обратную силу порядка вступления в силу нормативных правовых актов, является неправомерной.

Вывод: Закон Волгоградской области от 12.07.2002 N 723-ОД “О внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. N 73-ОД“ противоречит федеральному законодательству в части установления порядка вступления в силу нормативных правовых актов Главы Администрации Волгоградской области.

Примечание. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области была проведена юридическая экспертиза проекта Закона Волгоградской области “О внесении изменений в Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. N 73-ОД“ (экспертное заключение от 24.06.2002 N 01-08/53-02), по результатам которой он признан не противоречащим федеральному законодательству.

Однако после более детального исследования положений, содержащихся в тексте принятого областного Закона, обсуждения на оперативном совещании был сделан вывод о противоречии текста Закона Волгоградской области от 12.07.2002 N 723-ОД действующему федеральному законодательству.

Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления

государственный советник

юстиции 2-го класса

В.Р.КЛЕЙН