Законы и бизнес в России

Решение ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 03.10.2001 <По делу N 194 о нарушении ООО “Е“ Закона РФ “О защите прав потребителей“ и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации>

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ

от 3 октября 2001 года

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей в составе:

председателя Комиссии: Букиной В.С., зам. руководителя Территориального управления,

членов Комиссии: Добровой С.И., начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей,

Ларионовой Н.Г., главного специалиста отдела контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей,

в присутствии директора ООО “Е“ П.В., зам. директора ООО “Е“ Б.А. (доверенность <...>), рассмотрев дело N 194 о нарушении ООО “Е“ статей 8, 10, 16, 35, 36 Закона Российской Федерации
“О защите прав потребителей“ (в редакции Федерального закона от 17.12.1999), ст. 734 ГК РФ, п. п. 11, 15, 18 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства N 1025 от 15.08.1997), установила:

1. 25.05.2001 в ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия поступило заявление от отдела по защите прав потребителей администрации г. Волжского (вх. N 1405) с просьбой провести анализ договора на выполнение работ по химической чистке, который заключает с потребителями ООО “Е“. Анализ выявил признаки нарушения ст. ст. 8, 10, 16, 35, 36 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“, ст. 734 ГК РФ, п. п. 11, 15, 18 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации и был направлен в отдел по защите прав потребителей администрации г. Волжского.

2. 27.08.2001 в управление обратилась Б.Л. (вх. N 2420) с просьбой принять участие в кассационной инстанции по ее иску к ООО “Е“ о возмещении ущерба и морального вреда. На основании ст. 282 ГПК РСФСР Б.Л. было отказано в участии в судебном заседании по ее иску, однако управление вновь провело анализ представленного Б.Л. договора на выполнение работ по химической чистке. Выяснилось, что заключенный с Б.Л. договор идентичен договору, представленному ранее отделом по защите прав потребителей администрации г. Волжского.

Заместитель руководителя территориального управления на основании служебной записки N 490 от 04.09.2001, представленных администрацией г. Волжского и Б.Л. материалов принял решение о возбуждении дела N 194 по признакам нарушения ООО “Е“ ст. ст. 8, 10, 16, 35, 36 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“, ст. 734 ГК РФ, п. п. 11, 15,
18 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации.

3. Комиссия установила, что при заключении с гражданами договоров на химическую чистку ООО “Е“:

- не указывает состав изделия - нарушение требований п. 18 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации;

- не указывает стоимость вещи - нарушение п. 2 ст. 35 Закона РФ “О защите прав потребителей“, ст. 734 ГК РФ и п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, которые гласят, что цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение, по соглашению сторон;

- сформулировало п. 6 “Вниманию клиента“ договора-квитанции на основании п. 15 Правил бытового обслуживания населения в РФ (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 08.06.1993 N 536), которые утратили силу. В настоящее время действуют Правила бытового обслуживания населения в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025). Согласно п. 15 действующих Правил бытового обслуживания населения в РФ в случае неявки потребителя за получением результата выполненной работы или иного уклонения потребителя от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном ст. 327 Гражданского кодекса РФ;

- оставляет за химчисткой право изменить срок выполнения заказа в одностороннем порядке (пункт 7 раздела “Вниманию клиента“ договора-квитанции). Данное положение нарушает ст. 36 Закона РФ “О защите прав потребителей“ и п. 11 Правил бытового обслуживания населения, где предусмотрена обязанность исполнителя немедленно предупредить потребителя и до
получения от него указаний приостановить оказание услуги при обнаружении не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые создают невозможность ее завершения в срок.

Пункты 6 и 7 “Вниманию клиента“ должны быть признаны недействительными на основании п. 1 ст. 16 Закона РФ “О защите прав потребителей“ как условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с действующим законодательством о защите прав потребителей.

4. Представители ООО “Е“, директор П.В. и зам. директора Б.А., по указанным нарушениям пояснили Комиссии, что:

- указывают состав, если сдаваемая в чистку вещь не из натурального материала, а также если изделие кожаное;

- ООО “Е“ указывает цену сдаваемой вещи путем проставления ее износа. А в случае, если возникнет спор о стоимости вещи, то в судебном порядке будет проведена экспертиза вещи. Кроме того, ни одна химчистка, действующая на территории г. Волгограда, не указывает конкретную стоимость вещи, только ее износ;

- пункт о взимании платы за хранение не применяется и был сформулирован только в качестве угрозы, чтобы клиенты быстрее забирали свои вещи;

- невозможно четко установить срок исполнения заказа, он индивидуален в зависимости от трудноудалимости пятна.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что ООО “Е“ при заключении с потребителями письменных договоров-квитанций на оказание услуг по химической чистке нарушает требования ст. ст. 16, 36 Закона РФ “О защите прав потребителей“, п. п. 11, 15 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации.

Руководствуясь п. 1 ст. 40 Закона РФ “О защите прав потребителей“ (в редакции Федерального закона от 17.12.1999) и в соответствии с п. 1.19 Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, Комиссия решила:

Выдать ООО “Е“ предписание о прекращении нарушений прав потребителей.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА

Члены Комиссии

С.И.ДОБРОВА

Н.Г.ЛАРИОНОВА

ПРЕДПИСАНИЕ

от 3 октября 2001 г. N 194

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей в составе:

председателя Комиссии: Букиной В.С., зам. руководителя Территориального управления,

членов Комиссии: Добровой С.И., начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей,

Ларионовой Н.Г., главного специалиста отдела контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей,

на основании своего решения от 3 октября 2001 г. по делу N 194 о нарушении ООО “Е“, расположенным по адресу: <...>, статей 16, 36 Закона РФ “О защите прав потребителей“ (в ред. ФЗ от 17.12.1999), п. п. 11, 15 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации и в соответствии с п. 1 ст. 40 Закона РФ “О защите прав потребителей“ (в ред. ФЗ от 17.12.1999) предписывает:

ООО “Е“, нарушившему Закон РФ “О защите прав потребителей“ (в ред. ФЗ от 17.12.1999):

1. В двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушения ст. ст. 16, 36 Закона РФ “О защите прав потребителей“ (в ред. ФЗ от 17.12.1999), п. п. 11, 15 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, выразившиеся во включении в договор-квитанцию на химическую чистку условий:

- о продлении срока исполнения заказа в одностороннем порядке без согласования с потребителем;

- о взимании платы за хранение вещей,

ущемляющих права потребителей по сравнению со ст. 36 Закона РФ “О защите прав потребителей“, п. п. 11, 15 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации.

В
тот же срок привести стандартный договор-квитанцию, заключаемый с гражданами, в соответствие с требованиями законодательства о защите прав потребителей - исключить условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с действующим законодательством о защите прав потребителей.

2. Впредь при заключении с гражданами договоров на оказание услуг по химической чистке не допускать включения в договор условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с действующим законодательством о защите прав потребителей и гражданским законодательством, в том числе о продлении срока исполнения заказа в одностороннем порядке без согласования с потребителем и о взимании платы за хранение вещей.

О выполнении настоящего предписания сообщить ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия в двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания.

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания на продавца (изготовителя, исполнителя) может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА