Законы и бизнес в России

Решение ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 28.09.2001 <По делу N 302 о нарушении администрациями Кумылженского, Котовского, Котельниковского, Серафимовичского районов Волгоградской области антимонопольного законодательства, выразившемся в издании актов, которые ограничивают самостоятельность хозяйственных субъектов>

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2001 года

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Букиной В.С. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления,

Косяк Т.В. - члена Комиссии, заместителя руководителя Управления, начальника отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах,

Зинченко А.В. - члена Комиссии, ведущего специалиста отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах (ответственный за подготовку материалов дела),

рассмотрев дело N 301, возбужденное по признакам нарушения ст. 7 Федерального
закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ администрациями Кумылженского (403400, Волгоградская область, ст. Кумылженская, ул. Мира, 16), Котовского (403810, Волгоградская область, г. Котово, ул. Мира, 22), Котельниковского (404360, Волгоградская область, г. Котельниково, ул. Ленина, 9), Серафимовичского (403440, Волгоградская область, г. Серафимович, ул. Октябрьская, 6) районов Волгоградской области, установила:

Дело N 302 возбуждено в соответствии с пунктом 1.1 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, по собственной инициативе Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия (далее по тексту - Управление) в отношении администраций Кумылженского, Котовского, Котельниковского, Серафимовичского районов Волгоградской области по признакам нарушения ст. 7 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, запрещающей органам власти и управления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Администрации Кумылженского, Котовского, Котельниковского, Серафимовичского районов (далее по тексту - Администрации) издали акты, которыми утвердили Правила торговли на рынках соответствующих муниципальных образований:

- Кумылженский район Волгоградской области - Распоряжение главы администрации “Об утверждении Правил торговли на рынках на территории Кумылженского района“ от 30.05.2001 N 134-р;

- Котовский район - Распоряжение администрации “О временных правилах торговли на МП “Рынок“ от 17.08.2001 N 1056;

- Котельниковский район - Постановление администрации “Об утверждении Правил торговли на рынках Котельниковского района“ от 09.10.1997 N 381, внесены дополнения Постановлением администрации от 10.06.1998 N 282;

- Серафимовичский район - Постановление администрации “Об утверждении Правил торговли
на рынках на территории Серафимовичского района“ от 20.12.1999 N 120.

Анализ названных Правил, проведенный Комиссией, показал, что по своему содержанию Правила регулируют отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, к которым Правилами отнесен рынок и арендующие у него торговые места организации и предприниматели без образования юридического лица, а также отношения между арендаторами и гражданами, приобретающими у них товары, услуги, т.е. имущественные отношения.

В текстах Правил содержатся положения, относящиеся и регулируемые налоговым, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательствами, которые не подвергались анализу, так как не отнесены к ведению Управления.

В соответствии с п. “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Гражданского кодекса РФ регулирование имущественных отношений отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

В действующем федеральном законодательстве отсутствуют нормы, наделяющие органы местного самоуправления субъектов РФ правом регулирования отношений, связанных с арендой торговых мест, розничной куплей-продажей, в т.ч. и правом регламентирования (регулирования) деятельности рынков по реализации товаров населению.

Таким образом, органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации не вправе принимать нормативные акты, регламентирующие (регулирующие) деятельность рынков по реализации товаров населению.

На основании изложенного можно сделать вывод, что Администрации, принявшие акты, которыми утвердили Правила торговли на рынках района (города), тем самым превысили свои полномочия.

Кроме того, некоторые нормы Правил торговли на рынках, введенные в действие названными органами местного самоуправления, содержат положения, нарушающие антимонопольное законодательство РФ, выражающиеся в следующем:

1. Пункт 1.1 Правил (Котовского, Кумылженского районов) вопреки ст. ст. 48, 132 ГК РФ и ст. 4 ФЗ “О конкуренции... “ определяет, что хозяйствующим субъектом признается рынок, т.е. имущественный комплекс, а не организация. Пункты 1.4, 1.13 (Котовского р-на), 1.2 (Серафимовичского р-на), 1.2, 1.9 (Кумылженского р-на) определяют виды деятельности,
допустимые для осуществления рынком, и ее цели независимо от организационно-правовой формы юридического лица или предпринимателя - титульного владельца имущественного комплекса - рынка. Ограничение видов деятельности является ущемлением интересов хозяйствующего субъекта и ограничением его самостоятельности.

Пунктом 1.3 (Котовского р-на), 2.2 (Котельниковского р-на), 1.4 (Серафимовичского р-на), 1.3 (Кумылженского р-на) Правил определен орган управления - администрация (дирекция) рынка, тем самым ограничивается самостоятельность хозяйствующего субъекта, так как ст. 53 ГК РФ определяет, что органы юридических лиц, порядок их назначения или избрания определяются законом, иными правовыми актами (федеральными) или учредительными документами. Предприниматель либо самостоятельно определяет, кто будет управлять имущественным комплексом (рынком), находящимся в его законном владении (п. 2 ст. 23, ст. 209 ГК РФ), либо в соответствии с договором, заключенным с собственником и титульным владельцем имущества.

2. Ограничением самостоятельности хозяйствующих субъектов являются положения, содержащиеся в п. 1.7 (Котовского р-на), 2.3 (Котельниковского р-на), 1.6 (Серафимовичского р-на), 1.3 (Кумылженского р-на) Правил, где устанавливается необходимость согласования режима работы с органом местного самоуправления.

Являются произвольным вмешательством в отношения хозяйствующих субъектов (арендодателя и арендатора торговых мест) и, следовательно, ограничением их самостоятельности некоторые требования, содержащиеся в п. п. 1.10, 2.1, 2.2, 2.4, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.9, 3.10, 4.1, 4.3, 4.4 (Котовского р-на), 2.4, 2.9 (4 абз.), 2.12, 2.15 (Котельниковского р-на), 1.7, 2.1, 2.4, 2.13, 3.1, 3.4, (Серафимовичского р-на), 1.6, 1.8, 2.2, 2.4, 3.1 (Кумылженского р-на).

Все названные положения Правил ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, а некоторые из них, например, “утверждение или согласование с органами местного самоуправления стоимости аренды торгового места“ (в правилах - разовый сбор), пресечение сдачи в аренду ... торговых мест, не позволяющих применять
контрольно-кассовые машины при осуществлении торговли промышленной группой товаров в крытых рыночных помещениях и др., могут привести к ограничению конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к следующим выводам:

а) в Правилах торговли на рынках, принятых вышеуказанными Администрациями, содержатся нормы, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляют их интересы и могут привести к ограничению конкуренции, что является нарушением требований Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“;

б) кроме того, приняв соответствующий акт, утвердивший данные Правила, органы местного самоуправления превысили свою компетенцию.

На заседание Комиссии администрации Котовского и Серафимовичского районов Волгоградской области представили письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела, в которых указывалось, что нормативные акты, которыми были утверждены Правила торговли на рынке Серафимовичского района, в настоящее время отменены Постановлением администрации Серафимовичского района “Об отмене Постановления от 20.12.1999 N 520“ от 21.09.2001 N 336; Распоряжение Администрации Котовского района “О временных правилах торговли на МП “Рынок“ от 17.08.2001 N 1056 отменено Постановлением администрации от 11.09.2001 N 1173.

Таким образом, администрации Котовского и Серафимовичского районов устранили нарушения антимонопольного законодательства РФ, в частности ст. 7 ФЗ “О конкуренции...“, до рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 27 ФЗ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12, 2.14 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:

1. Администрации Котельниковского, Кумылженского, Котовского, Серафимовичского районов Волгоградской области, приняв акты, утвердившие Правила торговли на рынках районов (городов), превысили свои полномочия, ограничили самостоятельность хозяйствующих субъектов, что влечет за собой ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, чем нарушили требования ст. 7 ФЗ “О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать администрации Котельниковского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- отменить Постановление администрации Котельниковского района “Об утверждении Правил торговли на рынках Котельниковского района“ от 09.10.1997 N 381 и Постановление администрации от 10.06.1998 N 282.

3. Выдать администрации Кумылженского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- отменить Распоряжение главы администрации Кумылженского района “Об утверждении Правил торговли на рынках на территории Кумылженского района“ от 30.05.2001 N 134-р.

4. В отношении администрации Котовского района Волгоградской области дело N 302 производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства до рассмотрения дела по существу.

5. В отношении администрации Серафимовичского района Волгоградской области дело N 302 производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства до рассмотрения дела по существу.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА

Члены Комиссии

Т.В.КОСЯК

А.В.ЗИНЧЕНКО