Законы и бизнес в России

Решение ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 06.04.2001 <О нарушении ГУП “В“ и газетой “К“ законодательства о рекламе и Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“>

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ

от 6 апреля 2001 года

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Букиной В.С. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Территориального управления,

Косяк Т.В. - члена Комиссии, начальника отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах,

Зинченко А.В. - члена Комиссии (ответственного за подготовку материалов дела), ведущего специалиста отдела поддержки предпринимательства и контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, рекламе и товарных биржах,

рассмотрев дело N 77 по признакам нарушения:

ГУП “В“ п. 4 ст.
5, ст. 16 Федерального закона “О рекламе“ и ст. 17 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“,

редакцией газеты “К“ п. п. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, установила:

1. В газете “К“ от 26 января 2001 года на стр. 10 опубликована статья “Напиток успеха, напиток бессмертия“, в которой содержится информация об алкогольной продукции, выпускаемой ГУП “В“ (далее - ГУП “В“). В статье рассказывается о терапевтическом действии вин на организм человека, об их благоприятном воздействии для предупреждения некоторых заболеваний. В том числе рассказывается о винах, выпускаемых ГУП “В“, серии “Вечернее“, “Золотая гроздь“, “Нежное“, “Золотая роща“, ликере “Вечерний Волгоград“, водке “Царицынский трактир“. В статье опубликованы сведения о вкусовых качествах выпускаемой продукции и иных достоинствах.

2. Согласно договору на предоставление рекламных услуг от 06.12.2000 за N 85/12, заключенному между ООО “К“ и ГУП “В“, лицом, предоставляющим рекламные материалы, является ГУП “В“, а ООО “К“ обязуется разместить предоставленные материалы. Из объяснений, представленных на заседании Комиссии, следует, что ГУП “В“ предоставило редакции “К“ материалы для создания рекламной статьи. Текст рекламной статьи составлялся сотрудниками редакции и впоследствии в устной форме был согласован с ГУП “В“ перед выходом в печать. Таким образом, в соответствии со ст. 2 ФЗ “О рекламе“ ГУП “В“ является рекламодателем, а редакция газеты “К“ - рекламопроизводителем и рекламораспространителем.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона “О рекламе“ рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для рекламы, если не доказано,
что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

3. В статье “Напиток успеха, напиток бессмертия“ рекламируется алкогольная продукция различной крепости, в том числе ликер “Вечерний Волгоград“ с содержанием этилового спирта 25% и водка “Царицынский трактир“ - 40%.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ о рекламе.

Средства массовой информации, в том числе печатные периодические издания, не относятся к организациям (предприятиям), осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции. Из этого следует, что при размещении рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в газете “К“ от 26.01.2001 редакция газеты нарушила требования законодательства РФ о рекламе в части места размещения рекламы.

4. При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации - согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...“

В статье “Напиток успеха...“ информация о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способов определения их фальсификации отсутствует.

В данном случае ГУП “В“ нарушено законодательство РФ о
рекламе в части содержания информации, предоставленной для создания рекламы, и редакцией газеты “К“ - в части ее оформления.

5. В указанной статье также рассказывается о положительном терапевтическом воздействии на организм человека употребления вина. Например: “...вино продлевает человеку жизнь, если его употреблять умеренно, ...если за едой ежедневно выпивать 150 граммов красного вина, это позволит снизить риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, гриппа и др. (вино “Вечернее“) ... белые вина благотворно влияют на пищеварение, повышают иммунитет, утоляют жажду (вино “Нежное“)“.

Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ “О рекламе“ реклама алкогольных напитков, распространяемая любыми способами, не должна содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя и представлять его высокое содержание в продукте как достоинство.

Таким образом, ГУП “В“ нарушено законодательство РФ “О рекламе“ в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

6. Согласно Постановлению Правительства РФ “Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации“ (ред. 24.05.2000 N 403), слабоалкогольные и алкогольные напитки подлежат обязательной сертификации.

Пункт 4 ст. 5 ФЗ “О рекламе“ определяет, что реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой “подлежит обязательной сертификации“.

В указанной статье, рекламирующей конкретные виды алкогольной продукции, выпускаемой ГУП “В“, такая пометка отсутствует. Из объяснения сторон следует, что ГУП “В“ не предоставляло сведения о сертификации продукции в редакцию газеты “К“ при подаче рекламной статьи, что является нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе в части предоставления информации, предоставляемой для создания рекламы.

В ходе рассмотрения дела N 77 (заседания Комиссии) редакция газеты “К“ свою вину в нарушении ФЗ “О рекламе“ в части производства и распространения рекламы признала полностью.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом
1 статьи 26 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктом 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия решила:

1. Признать ГУП “В“ нарушившим п. 4 ст. 5, п. 1 ст. 16 ФЗ “О рекламе“ и п. 2 ст. 17 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

2. Признать редакцию газеты “К“ нарушившей п. п. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

3. Применить к ГУП “В“ меры ответственности в соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе“ в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 50 (пятидесяти) минимальных размеров оплаты труда, что составляет 5000 (пять тысяч) рублей.

4. Применить к ООО “К“ меры ответственности в соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона “О рекламе“ в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 20 (двадцати) минимальных размеров оплаты труда, что составляет 2000 (две тысячи) рублей.

5. Выдать предписание редакции газеты “К“ и ГУП “В“ о прекращении нарушений Федерального закона “О рекламе“.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в месячный срок с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии

В.С.БУКИНА

Члены Комиссии

Т.В.КОСЯК

А.В.ЗИНЧЕНКО