Законы и бизнес в России

Закон Волгоградской области от 03.03.1997 N 105-ОД (ред. от 06.04.2004, с изм. от 29.12.2005) “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области“ (принят Волгоградской областной Думой 30.01.1997)

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Закона Волгоградской области от 12.12.2005 N 1139-ОД.

Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 06.04.2004 N 911-ОД, вступали в силу со дня его официального опубликования.

3 марта 1997 года N 105-ОД

ЗАКОН

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

областной Думой

30 января 1997 года

(в ред. Законов Волгоградской области

от 06.11.1998 N 220-ОД, от 23.09.1999 N 314-ОД,

от 20.09.2001 N 595-ОД, от 05.06.2002 N 712-ОД,

от 28.03.2003 N 806-ОД, от 02.06.2003 N 830-ОД,

от 06.04.2004 N 911-ОД,

с изм., внесенными Законами Волгоградской области

от 28.02.2005 N 1013-ОД, от 29.12.2005 N 1161-ОД)

Настоящий Закон гарантирует депутату представительного органа местного самоуправления условия для
беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства.

Статья 1. Депутат представительного органа местного самоуправления

Депутатом представительного органа местного самоуправления (далее - депутат) является избранный населением член представительного органа местного самоуправления, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Статья 2. Законодательство о статусе депутата

Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Законом.

В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования, регламентом представительного органа местного самоуправления, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Срок полномочий депутата

Срок полномочий депутата не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

(в ред. Закона Волгоградской области от 05.06.2002 N 712-ОД)

Срок полномочий депутата первого созыва устанавливается в четыре года.

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы нового состава представительного органа местного самоуправления нового созыва.

(в ред. Закона Волгоградской области от 06.04.2004 N 911-ОД)

Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

2) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

4) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

5) смерти депутата;

6) избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, иного органа местного самоуправления, поступления на государственную или муниципальную службу (если в течение 30 дней со дня избрания (назначения) от него не поступило письменного заявления о сложении своих
полномочий), а также в случае, если избранный депутат представительного органа местного самоуправления в течение 30 дней после избрания продолжает оставаться депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, иного органа местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим;

(пп. 6 в ред. Закона Волгоградской области от 23.09.1999 N 314-ОД)

7) прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления в результате самороспуска;

8) исключен. - Закон Волгоградской области от 28.03.2003 N 806-ОД;

9) отзыва депутата.

При наступлении вышеперечисленных событий полномочия депутата прекращаются автоматически. В случаях, указанных в пунктах 1 - 5, 9, полномочия депутата прекращаются со дня наступления такого события. В случаях, указанных в пунктах 6, 8, полномочия депутата прекращаются через 30 дней после наступления соответствующего события. Представительный орган местного самоуправления на ближайшем заседании после прекращения полномочий депутата обязан принять решение, подтверждающее досрочное прекращение полномочий.

(часть в ред. Закона Волгоградской области от 23.09.1999 N 314-ОД)

Полномочия депутата в случае, предусмотренном в пункте 7 настоящей статьи, прекращаются со дня решения о самороспуске представительного органа местного самоуправления.

Возможность и порядок отзыва депутата определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством.

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата

В течение срока своих полномочий депутат имеет депутатское удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак.

Удостоверение депутата является документом, дающим право на соответствующей территории муниципального образования беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.

Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата, их образцы и описание утверждаются в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Статья 6. Условия осуществления депутатом своих полномочий

Депутаты в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия
на постоянной основе либо без отрыва от основной производственной и служебной деятельности.

Статья 7. Формы депутатской деятельности

Формами деятельности депутата являются:

участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;

участие в работе соответствующих комитетов и комиссий представительного органа местного самоуправления;

подготовка и внесение проектов решений на рассмотрение представительного органа местного самоуправления;

участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления;

обращение с депутатским запросом;

работа с избирателями;

обращение в органы и к должностным лицам государственной власти, местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 8. Взаимоотношения депутата с избирателями

Депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, ответствен перед ними и им подотчетен.

Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; опираясь на общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы местного самоуправления и общественные объединения.

Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Принимая меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, депутат взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.

Статья 9. Депутатская этика

Депутат обязан соблюдать правила этики. Ответственность за нарушение норм поведения устанавливается представительным органом местного самоуправления.

Статья 10. Участие депутата в заседании комитета, комиссии представительного органа местного самоуправления

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым комитетом или комиссией, членом которых он является.

Депутат реализует на заседании соответствующего комитета, комиссии представительного органа местного самоуправления предоставленные ему права в соответствии с регламентом представительного
органа местного самоуправления.

Депутат принимает личное участие в заседании комитета, комиссии, членом которых он является.

При невозможности присутствовать на заседании соответствующего комитета, комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом его председателя.

Статья 11. Участие депутата в заседаниях представительного органа местного самоуправления

На заседаниях представительного органа местного самоуправления депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, отнесенные действующим законодательством к компетенции соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Депутат обязан участвовать в заседаниях представительного органа местного самоуправления. В случае невозможности прибыть на заседание депутат обязан сообщить об этом председателю представительного органа местного самоуправления.

Председатель представительного органа местного самоуправления в сроки, установленные регламентом, утвержденным представительным органом местного самоуправления, сообщает депутату о времени и месте проведения заседания, о вопросах, вносимых на его рассмотрение, и предоставляет ему все необходимые материалы по этим вопросам.

Статья 12. Полномочия депутата на заседаниях представительного органа местного самоуправления

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Депутат имеет право:

предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа местного самоуправления;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить предложения о заслушивании на заседании отчета или информации должностных лиц, возглавляющих органы, подконтрольные представительному органу местного самоуправления;

вносить предложения о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению представительного органа местного самоуправления;

ставить вопросы о необходимости разработки новых решений, вносить на рассмотрение заседания проекты новых решений, проекты решений об изменении действующих решений;

участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать им оценку;

выступать с обоснованием своих предложений и
по мотивам голосования, давать справки;

вносить поправки к проектам решений представительного органа местного самоуправления;

оглашать на заседаниях представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющие общественное значение;

знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах заседаний представительного органа местного самоуправления.

Депутат, не выступивший на заседании представительного органа местного самоуправления в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.

Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления.

Статья 13. Депутатский запрос

Депутат или группа депутатов вправе обращаться с запросом к руководителям расположенных на соответствующей территории государственных и общественных органов, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования.

Запрос вносится на заседании представительного органа местного самоуправления в письменной форме. Обращение признается депутатским запросом в соответствии с регламентом представительного органа местного самоуправления. По результатам рассмотрения депутатского запроса депутаты принимают решение.

Материалы депутатского запроса предварительно до его принятия могут передаваться для изучения, анализа и дачи заключения в постоянные комиссии представительного органа, специалистам, органам управления и другим для дачи заключения.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должен дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа местного самоуправления) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения или в иной установленный представительным органом местного самоуправления срок.

Письменный ответ на запрос оглашается председательствующим на заседании представительного органа местного самоуправления или доводится до сведения депутатов иным путем.

Статья 14. Право депутата на обращение

Обращения депутата подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, к которым эти
обращения направлены.

Обращение в письменной форме может быть передано депутатом в представительный орган местного самоуправления, что является основанием для приглашения соответствующего должностного лица на заседание представительного органа местного самоуправления.

В случае если приглашенное должностное лицо не имеет возможности прибыть на заседание, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании.

Статья 15. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами

По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, расположенных на территории органа местного самоуправления.

Статья 16. Право депутата на получение и распространение информации

Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми представительным органом местного самоуправления, а также документами, иными информационными и справочными материалами, официально распространяемыми другими органами местного самоуправления и органами государственной власти.

При обращении депутата в государственные органы, другие органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации, расположенные на соответствующей территории, должностные лица обеспечивают депутату по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, получение консультаций специалистов, предоставляют ему необходимую информацию и документацию.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления территории. При этом материалы, предоставляемые депутатом по поручению соответствующего комитета, комиссии представительного органа местного самоуправления, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации, учрежденные органами местного самоуправления территории, в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование
представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Статья 17. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата. Недопустимость вмешательства депутата в деятельность органов дознания, следствия, суда

Все расположенные на соответствующей территории органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение либо представить запрашиваемые им документы или сведения.

В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня получения обращения депутата.

Депутат представительного органа местного самоуправления имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Вмешательство депутата представительного органа местного самоуправления в деятельность органов дознания, следствия и суда не допускается.

Статья 18. Неприкосновенность депутата

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. На территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора области.

Статья 19. Социальные гарантии депутата

Социальные и трудовые гарантии депутата определяются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Волгоградской области.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии депутату за счет местного бюджета.

Статья 20. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности

Освобождение депутата
от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в представительный орган местного самоуправления. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

Статья 21. Обеспечение материально-финансовых условий или осуществления депутатом его полномочий

Депутату возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых представительным органом местного самоуправления.

За депутатом, освобожденным от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления или его органах без увольнения по основному месту работы, сохраняется средний заработок. В данном случае представительным органом местного самоуправления принимается решение о возмещении предприятиям, учреждениям, организациям соответствующих расходов, выплаченных своему работнику, избранному депутатом представительного органа местного самоуправления, в случае выполнения им депутатских обязанностей с освобождением от основной работы при предоставлении подтверждающих документов.

Статья 22. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата, работающего на постоянной основе

Депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный отпуск в соответствии с положением, разработанным и принятым представительным органом местного самоуправления.

(в ред. Закона Волгоградской области от 02.06.2003 N 830-ОД)

Статья 23. Предоставление депутату служебного помещения

Депутату, работающему на постоянной основе, для осуществления своих полномочий предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи.

Статья 24. Использование депутатом средств связи

Депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет право пользоваться всеми видами связи, которыми располагают органы местного самоуправления.

Действие статьи 25 в части предоставления бесплатного проезда приостанавливалось на 2006 год Законом Волгоградской области от 29.12.2005 N 1161-ОД.

Действие статьи 25 в части предоставления бесплатного проезда приостанавливалось с 1 июля по 31 декабря 2005 года
Законом Волгоградской области от 28.02.2005 N 1013-ОД.

Статья 25. Право депутата на бесплатный проезд

Депутат пользуется на территории органа местного самоуправления правом бесплатного проезда на автотранспорте общего пользования, кроме такси.

При предъявлении удостоверения депутата билетные кассы автостанций и станций (как суточной, так и предварительной продажи) обязаны предоставить депутату билет вне очереди.

Статья 26. Возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий

Расходы предприятий и организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, возмещаются за счет средств местных бюджетов путем перечисления их на счета соответствующих организаций.

Статья 27. Ответственность депутата

Ответственность депутата перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Статья 28. Ответственность за невыполнение положений, установленных настоящим Законом

Ответственность за невыполнение положений, определенных настоящим Законом, наступает в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 29. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата

Оскорбление депутата, в том числе при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Волгоградской области

Н.К.МАКСЮТА

3 марта 1997 года

N 105-ОД