Законы и бизнес в России

Закон Волгоградской области от 05.02.1997 N 101-ОД (с изм. от 09.04.1997) “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области“ (принят Волгоградской областной Думой 16.01.1997)

Утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД.

Действие документа приостанавливалось Законом Волгоградской области от 09.04.1997 N 110-ОД.

Вступал в силу со дня официального опубликования (статья 24 данного документа).

5 февраля 1997 года N 101-ОД

ЗАКОН

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

областной Думой

16 января 1997 года

(с изм., внесенными Законом Волгоградской области

от 09.04.1997 N 110-ОД)

Настоящий Закон принят с целью установления правового регулирования земельных отношений на территории Волгоградской области и действует до принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов Российской Федерации о регулировании земельных отношений.

После принятия нормативных и других правовых актов Российской Федерации по регулированию земельных отношений
настоящий Закон применяется на территории Волгоградской области в той части, в которой он не будет противоречить федеральному законодательству.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое обеспечение земельных отношений в Волгоградской области основывается на признании многофункционального назначения земли, неприкосновенности прав на землю. Использование земель не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы граждан и иных лиц.

Участниками земельных отношений являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица.

Объектами земельных отношений являются земли в границах Волгоградской области, земельные участки, части земельных участков, земельные доли и права на них.

Земельные участки на территории области могут находиться у граждан и юридических лиц в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном и срочном пользовании, в том числе в аренде.

Статья 2. Иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Волгоградской области земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться только на правах аренды.

Глава II. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПОРЯДОК

ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 3. Органы местного самоуправления могут создавать земельные комиссии для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, а также для обеспечения соблюдения действующего законодательства по созданию крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставлению и изъятию земельных участков.

Статья 4. Решения о предоставлении и изъятии земельных участков по согласованию с земельными комиссиями принимают:

из земель городов и населенных пунктов - орган местного самоуправления;

из земель, переданных в ведение сельских администраций, за пределами территорий сельских населенных пунктов - орган местного самоуправления по согласованию с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района;

из других земель, находящихся в границах административного района, - глава администрации района;

из земель, относящихся к объектам федерального и областного значения, - орган местного самоуправления района
по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству или по его поручению с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Волгоградской области и комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области;

из земель государственного лесного фонда перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.

Статья 5. До принятия постановления о предоставлении земли осуществляется выбор земельного участка, при котором в населенных пунктах обязательное участие принимают представители районного (городского) комитета по земельным ресурсам, городской, сельской, поселковой администраций, собственники земли, пользователи, владельцы, арендаторы, представители органов архитектуры и градостроительства, лесного хозяйства, здравоохранения, охраны природы, пожарного надзора, а также предприятий, организаций и служб, заинтересованных в отводе земель.

Статья 6. Прекращение прав на земельные участки наступает в следующих случаях:

а) отчуждения собственником своего земельного участка другим лицам;

б) добровольного отказа от земельного участка или его части;

в) использования земельного участка не по целевому назначению, указанному в документах, удостоверяющих (подтверждающих) права на земельный участок;

г) неустранения нарушений земельного законодательства в течение трех месяцев после применения мер административной ответственности;

д) выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд;

е) конфискации, реквизиции, гибели земельного участка в случае стихийных бедствий, аварий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

ж) реорганизации или ликвидации юридического лица - собственника (землепользователя) земельного участка либо смерти гражданина - собственника (землевладельца, землепользователя);

з) невыкупа по закладной земельного участка, заложенного в кредитное или иное учреждение;

и) продажи земельного участка с публичных торгов за нарушения, предусмотренные статьей
7 настоящего Закона;

к) перехода права собственности на здания, строения и сооружения.

Статья 7. Земельные участки изымаются безвозмездно за следующие нарушения земельного законодательства:

загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами, заражение бактериально - паразитическими и карантинными вредными организмами, засорение сорными растениями;

невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой и водной эрозии, предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, а также использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению плодородного слоя почвы;

использование земель способами, приводящими к уничтожению или систематическому повреждению иных природных ресурсов;

нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся химическому и радиоактивному загрязнению;

использование земель способами, приводящими к причинению вреда здоровью людей или созданию реальной угрозы причинения такого вреда;

неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение трех лет подряд.

Конфискация земельного участка или его части у собственника в административном порядке не допускается.

Статья 8. Прекращение прав на земельный участок при добровольном отказе от земельного участка происходит по письменному заявлению лиц, обладающих этими правами, в соответствующий орган местного самоуправления.

При подаче заявления собственником или уполномоченным по доверенности лицом о добровольном отказе от прав на земельный участок, орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией принимает решение о зачислении земельного участка в фонд перераспределения.

При добровольном отказе от права аренды земельного участка, арендодатель расторгает договор аренды, если договором не предусмотрено иное.

Ущерб, причиненный ухудшением качественного состояния и порчей земель или невыполнением условий договора в результате деятельности лиц, добровольно отказавшихся от земельного участка, возмещается ими в полном объеме в добровольном порядке или взыскивается через суд
либо арбитражный суд.

Права и обязанности на земельный участок прекращаются со дня внесения соответствующей записи в регистрационную (поземельную) книгу.

Статья 9. При выявлении нарушений земельного законодательства по основаниям, предусмотренным статьей 7 настоящего Закона, по представлению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной и использованием земель, орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение об изъятии у собственника, владельца или пользователя земельного участка. Принудительное изъятие земельного участка производится в следующем порядке:

а) при выявлении указанных нарушений на виновных юридических лиц и граждан государственными органами, осуществляющими государственный контроль за охраной и использованием земель, налагается штраф в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

б) одновременно с наложением штрафа виновному лицу выносится предупреждение об устранении в срок до трех месяцев допущенных нарушений.

В случае неустранения в указанный срок нарушений государственные органы, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель, вносят в соответствующий орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, представление об изъятии земельного участка.

Орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка, копию постановления вручает собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, арендатору в семидневный срок с момента его принятия.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов или зачислению в фонд перераспределения.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, предъявляет в суд требование о продаже участка или передаче его в фонд перераспределения.

При несогласии землевладельца, землепользователя, арендатора с постановлением о прекращении прав на землю они вправе заявить об этом органу, принявшему постановление, в 15-дневный
срок с момента получения копии постановления.

При несогласии землевладельца, землепользователя, арендатора с постановлением о прекращении прав на земельный участок в порядке, предусмотренном настоящей статьей, органы, принявшие данное постановление, могут предъявить требование о принудительном прекращении прав на земельный участок в судебном порядке. В этом случае исполнение принятого постановления не производится.

Государственная регистрация прекращения прав на землю производится после вступления в законную силу решения суда.

При прекращении прав на часть земельного участка, находящегося в долевой собственности, в свидетельства на право собственности на земельную долю соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству вносятся изменения.

При выявлении нарушений земельного законодательства на землях, арендованных у граждан и юридических лиц, на арендатора налагается штраф и выносится предупреждение с одновременным уведомлением арендодателя о допущенных нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению или расторжению договора аренды.

В случаях, предусмотренных законодательством, земельный участок или его часть могут быть безвозмездно изъяты у собственника по решению суда (конфискованы) в виде санкции за совершенное преступление.

Глава III. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК

С ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

Статья 10. На территории Волгоградской области собственники земельных участков имеют право совершать с ними любые сделки, не запрещенные законодательством.

Каждый собственник земельной доли вправе без согласия других участников долевой собственности распоряжаться ею по своему усмотрению с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право собственности на земельный участок при совершении купли - продажи земельного участка переходит к покупателю с момента государственной регистрации договора купли - продажи, если иное не предусмотрено этим договором.

Статья 11. Установить предельный размер земельных участков (долей), приобретаемых для сельскохозяйственного использования в собственность физическими лицами, не более 1000
гектаров.

Юридические лица, занимающиеся сельскохозяйственным производством, могут с разрешения администрации района приобретать в собственность земельные участки без установления предельного размера при условии обеспечения рационального использования земель. Площадь земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых для производства сельхозпродукции, не ограничивается.

Статья 12. Купля - продажа земельных участков под приватизированными предприятиями осуществляется в порядке, установленном законодательством. Выкуп земельных участков может производиться частями в срок до 10 лет или единовременно.

Статья 13. На земли, предоставленные органами местного самоуправления в бессрочное (постоянное) пользование или пожизненное наследуемое владение, выдается свидетельство, утвержденное в соответствии с действующим законодательством комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Волгоградской области, с приложением чертежа границ земельного участка и описанием обременений и ограничений в использовании земельного участка.

Статья 14. Собственники земельных участков могут сдавать их в аренду полностью или частично на срок от трех до пятидесяти лет.

Земля крестьянского хозяйства может подлежать разделу при добровольном согласии всех его членов в случае ликвидации и создания в прежних границах новых крестьянских хозяйств.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ

Статья 15. Органы местного самоуправления по заявлению собственников земельных долей вправе выкупать их земельные доли в целях пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам Российской Федерации для производства сельскохозяйственной продукции.

Выкуп земельных долей производится на основании решения органов местного самоуправления по согласованию с земельными комиссиями. Сделки по выкупу земельных долей совершаются в соответствии с нормами, определенными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 16. Выкуп земельных долей органами местного самоуправления производится по цене, определяемой соглашением сторон. Акты о нормативной цене земли выдаются соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, которые могут служить основой для торга.

Статья 17. В
фонд перераспределения (земли запаса) дополнительно включаются земельные участки, изъятые у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в соответствии с настоящим Законом, а также выкупаемые органами местного самоуправления земельные доли.

Статья 18. Передача (продажа) земельных долей из фонда перераспределения осуществляется в порядке, утверждаемом органами местного самоуправления, с обязательной регистрацией в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Статья 19. Земли фонда перераспределения используются для ведения сельскохозяйственного производства, а также для удовлетворения потребностей жителей области в земельных участках для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и животноводства в соответствии с установленным порядком. Они могут предоставляться собственникам земельных участков и земельных долей (паев) в качестве компенсации за изъятые у них земельные участки, находящиеся в собственности, для размещения объектов областного значения, а также передаваться им в аренду. Земли, включенные в фонд перераспределения в результате прекращения деятельности крестьянских хозяйств, должны, как правило, передаваться в аренду расположенным рядом сельхозпредприятиям и крестьянским хозяйствам, эффективно использующим предоставленную им землю.

Договоры аренды заключают органы местного самоуправления районов и городов, в административных границах которых находятся земли фонда перераспределения, на срок не менее трех лет.

Доля средств, поступающих в областной бюджет от земель, сданных в аренду, должна составлять 20 процентов, а 80 процентов остается в местном бюджете.

Для строительства индивидуальных жилых домов и ведения личного подсобного хозяйства земельные участки предоставляются из земель, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских органов местного самоуправления, в пределах норм, утвержденных главами администраций районов и городов областного подчинения.

Статья 20. Предоставление земельных участков для организации крестьянских хозяйств осуществляется, как правило, с условием, что претенденты подтверждают наличие у них финансовых ресурсов, в том
числе путем предоставления гарантий от банков, АККОР или коммерческих структур для приобретения основных средств производства, других возможностей эффективного ведения сельскохозяйственного производства.

Заключения о возможности организации крестьянских хозяйств дают земельные комиссии, созданные органами местного самоуправления районов и городов.

В случае выхода членов сельскохозяйственного предприятия для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, иных сельскохозяйственных организаций предоставление им земельных участков (паев) осуществляется с условием компактного размещения для рационального использования земель и эффективного ведения сельскохозяйственного производства.

Статья 21. Передача земельных участков в собственность гражданам производится бесплатно и за плату.

Бесплатно земельные участки передаются в собственность граждан для:

а) ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в момент его организации в расчете на каждого члена этого хозяйства в пределах среднерайонной нормы передачи земли в собственность;

б) ведения личного подсобного хозяйства в пределах норм предоставления земельных участков, установленных в расчете на семью органом местного самоуправления сельского населенного пункта;

в) садоводства - земельные участки, предоставленные до 1 января 1991 года, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья с кадастровым баллом ниже среднерайонного, а также нарушенные земли в пределах до 1500 м2 на семью;

г) индивидуального и коллективного жилищного строительства в сельской местности, в городах и поселках городского типа, предоставленные до 1 января 1991 года для этих целей, а также категориям граждан, пользующимся льготами согласно перечню, утвержденному органом местного самоуправления, другим гражданам, состоящим на учете в местной администрации на получение (улучшение) жилья с учетом: проживания семьи в коммунальной квартире, наличия установленных законодательством льгот на улучшение жилищных условий, отсутствия у семьи другого земельного участка для жилищного строительства в пределах норм предоставления земельных участков, установленных в расчете на
семью органом местного самоуправления.

За плату земельные участки передаются в собственность гражданам для:

а) индивидуального и коллективного жилищного строительства в городах и рабочих поселках - вновь предоставляемые земельные участки;

б) садоводства и животноводства - при предоставлении для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий.

Цена земельных участков, предоставляемых за плату, определяется комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов и оформляется в форме акта об установлении нормативной цены земельного участка по согласованию с органом местного самоуправления.

Статья 22. При совершении сделок с земельными участками (купли - продажи, наследования, дарения и других), при которых происходит их деление, не допускается выделение частей земельных участков в натуре ниже следующих минимальных размеров:

для индивидуального жилищного строительства - 300 м2;

для ведения личного подсобного хозяйства - 500 м2;

для садоводства - 200 м2.

Статья 23. С учетом особенностей использования земель органы местного самоуправления могут устанавливать порядок регулирования оборота земель на территории района.

Статья 24. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Волгоградской области

Н.К.МАКСЮТА

5 февраля 1997 года

N 101-ОД