Законы и бизнес в России

<Письмо> ГНИ по Волгоградской обл. от 24.02.1995 N 16-02-14 <Обзорная информация о работе налоговых органов области по контролю за соблюдением налогового законодательства страховыми организациями>

Утратил силу в связи с изданием Письма УФНС РФ по Волгоградской обл. от 12.03.2007 N 02-11/04665.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 24 февраля 1995 г. N 16-02-14

Государственная налоговая инспекция по Волгоградской области направляет обзор о работе налоговых органов области по контролю за соблюдением налогового законодательства страховыми организациями и предлагает проанализировать данный материал с целью усиления контроля за деятельностью страховых организаций в 1995 г.

Зам. начальника инспекции -

государственный советник

налоговой службы III ранга

В.В.САПЕЖКО

ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О РАБОТЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ОБЛАСТИ ПО КОНТРОЛЮ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В соответствии с планом работы налоговыми инспекциями области проведены документальные проверки страховых инспекций (включая медицинские) по исполнению налогового законодательства.

На налоговом учете на
01.01.95 в Волгоградской области состоят 102 страховые организации и 83 филиала, в т.ч. по Волгограду соответственно 80 и 31.

93 организации приступили к страховой деятельности, имея соответствующие лицензии Росстрахнадзора.

На 10.01.95 документально проверено 56 страховых организаций и 67 филиалов (66,4%), в т.ч. по г. Волгограду 49 организаций и 18 филиалов.

Проверками установлены нарушения налогового законодательства, общая сумма доначислений с учетом штрафных санкций составила 831181,1 тыс. рублей, в т.ч. штрафные санкции - 578070,7 тыс. рублей, а по результатам камеральных проверок доначислено 30859,9 тыс. руб.

Кроме того, некоторые страховые организации осуществляли деятельность без соответствующей лицензии, от которой получен доход в сумме 14622,6 тыс. рублей.

За допущенные нарушения налогового законодательства 38 должностных лиц страховых организаций были привлечены к административной ответственности на сумму 1618,0 тыс. рублей.

К нарушениям действующего законодательства проверенных структур следует отнести:

- осуществление страховой деятельности без лицензии;

- осуществление производственной, торгово - посреднической и банковской деятельности;

- нарушение бухгалтерского учета и отчетности;

- нарушение Правил размещения страховых резервов, утвержденных приказом Росстрахнадзора N 02-02/17 от 09.06.93.

Наиболее крупные доначисления сложились в результате нарушений действующего законодательства в следующих страховых организациях:

1. Страховое акционерное общество закрытого типа “Полис“ (зарегистрировано решением администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда N 1543-П от 31.12.93, лицензия Росстрахнадзора N 0433 от 12.08.93).

Проверкой установлено, что САОЗТ “Полис“ в 1993 и 1994 гг. осуществляло инвестирование страховых резервов в совместную деятельность с юридическими лицами, не являющимися страхователями этой фирмы. Условия договора предусматривали принципы возвратности, платности и срочности.

В нарушение п. 6 Правил размещения страховых резервов, утвержденных приказом Росстрахнадзора N 02-02/17 от 09.06.93, САОЗТ “Полис“ не согласовало эту деятельность с Росстрахнадзором.

В результате невключения доходов от совместной деятельности в
сумме 168600,0 тыс. рублей в доходы от нестраховой деятельности и в связи с различными применяемыми налоговыми ставками занижен налог на прибыль в сумме 45018,0 тыс. рублей. Применены штрафные санкции в сумме 68757,0 тыс. рублей.

В соответствии с п. 14 Указа Президента РФ N 2270 от 22.12.93 доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций включаются в облагаемый НДС и спецналогом оборот с 01.01.94.

Проверкой доначислен НДС и спецналог в сумме 22043,9 тыс. руб. и применены штрафные санкции в сумме 58548,5 тыс. рублей. Всего по результатам документальных проверок доначислено в бюджет с учетом штрафных санкций 194367,4 тыс. рублей. Кроме того, Камышинский филиал САОЗТ “Полис“ выдавал ссуды физическим и юридическим лицам, используя для этого страховые резервы. На 01.10.94 выдано ссуд на сумму 55324,0 тыс. рублей. Согласно ст. 26 Закона РФ “О страховании“ страховщики вправе выдавать ссуды только страхователям (физическим лицам), заключившим договоры личного страхования в пределах страховых сумм по этим договорам. Однако договоры страхования с физическими лицами не заключились.

Статьей 6 Закона РФ “О страховании“, п. 4 Правил размещения страховых резервов страховщикам запрещено использовать страховые резервы для заключения договоров займа, т.е. заниматься банковской деятельностью.

Помимо страховых резервов филиал сформировал в 1993 г. собственный резервный фонд в сумме 1851,3 тыс. рублей с отнесением на финансовые результаты, чем нарушил Закон РФ “О налогообложении доходов от страховой деятельности“ и уменьшил налогооблагаемый доход на 1851,3 тыс. рублей.

Филиал допустил и другие нарушения налогового законодательства. За допущенные нарушения к нему применены финансовые санкции в сумме 4858,8 тыс. рублей.

2. АООТ “Страховой консорциум“ (зарегистрировано решением администрации
Краснооктябрьского района г. Волгограда N 1347-П от 10.12.92, лицензия Росстрахнадзора N 0341 от 20.07.93).

Помимо страховой деятельности, фирма осуществляла издательскую деятельность. В IV квартале 1993 г. товариществом издавалась газета “Наше кредо“ (отпечатана в ВППП “Офсет“), что является нарушением Закона РФ “О страховании“, согласно которому страховщики не могут заниматься производственной, торгово - посреднической деятельностью.

За нарушение налогового законодательства к фирме применены финансовые санкции в сумме 19223,2 тыс. рублей.

3. АОЗТ “Муниципальная страховая компания Суровикинская“ зарегистрирована постановлением администрации Суровикинского района N 117 от 19.02.93. Имея лицензию Росстрахнадзора N 0786 от 22.11.93 на проведение добровольных видов страхования, в том числе медицинское страхование, компания осуществляла только обязательное медицинское страхование по договору с территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Однако Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденное постановлением Правительства N 1018 от 11.10.93 (п. 2) предусматривает наличие отдельной лицензии на обязательное медицинское страхование. Неосновательно полученный доход от безлицензионной деятельности за 1993 г. и 9 месяцев 1994 г. составил 9965,5 тыс. рублей.

4. Красноармейский и Михайловский филиалы Волгоградского инвестиционного страхового акционерного общества “Талос“, Михайловский филиал ТОО СК “Аско - Волгоград Л.Т.Д.“ осуществляют страховую деятельность на основании лицензий, выданных головным организациям.

Однако указанные филиалы зарегистрированы в районных администрациях как юридические лица, имеют устав, уставный фонд, расчетный счет, самостоятельный баланс.

Согласно ст. 6 п. 2 Закона РФ “О страховании“ юридические лица, не имеющие лицензии на право осуществления страховой деятельности не вправе заниматься страховой деятельностью. Исходя из этого, этим филиалам необходимо привести в соответствие с действующим законодательством свою организационно - правовую форму или получить лицензии.

Кроме того, за нарушение налогового законодательства к филиалам применены финансовые
санкции в сумме 213,0 тыс. рублей.

5. ТОО “Русский Дом страхования“ (зарегистрировано решением администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда N 1483-П от 17.12.92 лицензии Росстрахнадзора от 14.06.93 N 0231 и от 26.05.94 N 2039) за проверяемый период допустило занижение дохода на сумму 1872,4 тыс. рублей. Данное занижение сложилось в результате невнесения исправлений в бухгалтерскую отчетность по результатам предыдущей проверки. Занижен налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной на 46967,0 тыс. рублей. По результатам проверки всего доначислено в бюджет со штрафными санкциями 122538,9 тыс. рублей.

6. САООТ “Ависто - мед“ (зарегистрировано администрацией г. Волжского распоряжением N 1579-р от 29.10.92, лицензия Росстрахнадзора N 0216 от 16.06.93, лицензии N 28 и N 29 облфинуправления на проведение обязательного и добровольного медицинского страхования) в нарушение п. 2 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1018 от 11.10.93, проводит одновременно как обязательное медицинское страхование, так и иные виды страховой деятельности.

САООТ “Ависто - мед“ в нарушение п. 5 Правил размещения страховых резервов, утвержденных приказом Росстрахнадзора от 09.06.93 N 02-02/17 по состоянию на 01.01.94 разместило в банковских депозитах более 85% страховых резервов. Аналогичные нарушения допустили: ТОО СФ “Вест - Акрос“, зарегистрированное администрацией г. Волжского решением N 0904 от 16.09.92 на 01.01.94 100% страховых резервов разместило в банковских депозитах, Волжский филиал САОЗТ “Поволжье“, зарегистрированный администрацией г. Волжского, регистрационный N ф-14 от 11.11.92 на 01.10.94 разместил в банковские депозиты 94% страховых резервов.

Кроме того, в нарушение п. 5 Инструкции N 3 от 03.03.92 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг
на территории РФ“ САООТ “Ависто - мед“ эмитировало ценные бумаги без регистрации проспектов эмиссий (первого, второго и третьего выпусков) в Минфине РФ, незарегистрированные ценные бумаги публично размещались среди инвесторов.

Следует отметить, что в нарушение Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ бухгалтерский учет и отчетность в САООТ “Ависто - мед“ находятся в запущенном состоянии: данные, отраженные в накопительных, оборотных и других ведомостях, не соответствуют записям в главной книге, при этом допускаются многократные, неоговоренные исправления. В целом данные бухгалтерского учета общества не соответствуют показателям, приведенным в отчете о финансовых результатах и их использовании (форма N 2-С).

За нарушения налогового законодательства к САООТ “Ависто - мед“ применены финансовые санкции в сумме 47244,4 тыс. рублей.

7. Волгоградское инвестиционное страховое акционерное общество “Виста и К“ (зарегистрировано администрацией Советского района г. Волгограда решением N 12 от 12.02.92) лицензии на право осуществления страховой деятельности не имеет. Как вклад в уставный фонд АО “Виста и К“ получило от Российской страховой транспортной компании (г. Москва) в право владения, пользования и распоряжения лицензию N 45 от 11.02.92, выданную ей Минфином РФ на проведение страховой деятельности.

Согласно п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.11.92 М 4016-1 предприятия и организации, созданные до введения в действие Закона РФ “О страховании“ и не получившие до 01.01.94 лицензии на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном указанным Законом, не вправе заниматься страховой деятельностью. Однако общество продолжало деятельность по добровольному медицинскому страхованию в 1994 г. без соответствующей лицензии. Полученный доход от безлицензионной деятельности составил 4657,0 тыс. рублей.

Кроме того, за нарушение налогового законодательства в 1992 - 1993 гг. к
фирме применены финансовые санкции в сумме 17875,9 тыс. рублей.

Документальными проверками вскрыты также нарушения в работе и с денежной наличностью. Некоторые страховые организации допускали накопление в кассах наличных денежных средств сверх установленных лимитов и расчеты с юридическими лицами наличными денежными средствами сверх установленного размера, что противоречит требованиям Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006.

Так, ТОО СФ “Вест - Акрас“ при лимите денежных средств в кассе 100,0 тыс. рублей допустило их скопление за период с 03.06.94 по 28.09.94 в кассе на 8241,9 тыс. рублей, что в среднем за каждый день составило 634,0 тыс. рублей. Аналогичное нарушение допустило АООТ МСК “Орбита“. Кроме того, МСК “Орбита“ выдало из кассы юридическому лицу наличных денег в сумме 100000,0 тыс. рублей. Налоговым инспекциям необходимо направить информацию в коммерческие банки, осуществляющие расчетно - кассовое обслуживание этих компаний.

Результаты проверок свидетельствуют, что отдельные инспекции не проявили должного внимания проверкам страховых компаний. Так, налоговые инспекции Алексеевского, Быковского, Жирновского, Красноармейского, Ворошиловского районов не осветили всех вопросов программы проверки. Проверки производили работники, слабо ориентирующиеся в вопросах применения налогового законодательства. При проверке филиала страховой фирмы “Поволжье“, согласно решению, ГНИ по Алексеевскому району начисляла пеню на штрафные санкции. С налогоплательщика излишне взыскано 1039,0 тыс. рублей.

А работники ГНИ по Жирновскому району при проверке филиалов страховых фирм “Аско - Волгоград Л.Т.Д.“ и “Росгосстрах - Вита - Сервис“ приняли в затраты за 1994 г. расходы по аренде только в части амортизационных отчислений по арендуемым основным средствам, используемым для осуществления страховой деятельности. А в 1994 г. согласно п. 8 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты
налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства РФ N 491 от 16.05.94, следовало отнести на затраты все расходы по аренде основных фондов, в результате с филиала фирмы “Аско - Волгоград Л.Т.Д.“ излишне взыскано 657,8 тыс. рублей, а филиала фирмы “Росгосстрах - Вита - Сервис“ - 5962,1 тыс. рублей. Кроме того, согласно Положению о филиале, Жирновский филиал фирмы “Росгосстрах - Вита - Сервис“ имеет неоконченный баланс и плательщиком налога на прибыль не является. Материалы проверки необходимо было направить в налоговую инспекцию, в которой на налоговом учете находится фирма - учредитель для проведения встречной проверки.

ГНИ по Быковскому району не выполнила задания облгосналогинспекции, ограничившись информацией о том, что филиалы фирм “Вита - Сервис“ и “Астро“ представляют отчетность в головные организации, и на этом основании переадресовала задание на проведение проверки непосредственно ГНИ по Волгоградской области, в то время как обязана была проверить эти структуры по имущественному, местным и другим налоговым платежам.

Следует отметить качественную работу ГНИ по Центральному и Краснооктябрьскому районам, г. Волгограду и г. Волжскому, которые в полном объеме осветили все требуемые вопросы программы.

При проверках этими инспекциями учтена специфика формирования доходов и расходов в страховых организациях, проверены поступление страховых платежей и фактические страховые выплаты, произведены перерасчеты отчислений и возврата страховых резервов по установленным нормативам.

Проверки показали, что нарушения действующего налогового законодательства вызваны в основном тем, что на рынок страховых услуг выходят не готовые в профессиональном и финансовом отношении страховщики.

Учитывал растущий спрос на страховые услуги, большую социальную значимость страхового сектора в жизни общества, ГНИ по Волгоградской области обязывает налоговые органы обеспечить постоянный контроль за соблюдением налогового
законодательства в страховых обществах.

Начальник Государственной

налоговой инспекции по

Волгоградской области -

государственный советник

налоговой службы II ранга

А.В.БАРАНКИН