Законы и бизнес в России

Закон Волгоградской области от 20.02.1995 N 21-ОД (ред. от 19.10.2001) “Об организации местного самоуправления в Волгоградской области“ (принят Волгоградской областной Думой 15.12.1994)

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Закона Волгоградской области от 12.12.2005 N 1136-ОД.

Изменения, внесенные Законами Волгоградской области от 19.03.1999 N 250-ОД, от 06.12.1999 N 336-ОД, от 19.10.2001 N 611-ОД, вступали в силу со дня их официального опубликования.

20 февраля 1995 года N 21-ОД

ЗАКОН

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

областной Думой

15 декабря 1994 года

(в ред. Законов Волгоградской области

от 11.09.1996 N 82-ОД, от 19.03.1999 N 250-ОД,

от 06.12.1999 N 336-ОД, от 19.10.2001 N 611-ОД)

Настоящий областной Закон регулирует организацию местного самоуправления на территории Волгоградской области.

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного самоуправления

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Местное самоуправление в
Волгоградской области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.

Статья 2. Правовая основа местного самоуправления

Местное самоуправление в Волгоградской области гарантируется Конституцией Российской Федерации и регулируется законами Российской Федерации и Волгоградской области, а также Уставами муниципальных образований.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 3. Право граждан на участие в местном самоуправлении

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Волгоградской области, имеют право на участие в местном самоуправлении на территории области.

2. Участие граждан в местном самоуправлении гарантируется следующими правами:

непосредственно участвовать (путем референдума или схода) в решении муниципальным образованиям вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению муниципального образования;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

избирать и быть избранным в выборные органы местного самоуправления;

состоять на муниципальной службе;

получать информацию о деятельности органов местного самоуправления;

защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке.

Статья 4. Муниципальные образования

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Статья 5. Принципы местного самоуправления

Местное самоуправление Волгоградской области осуществляется на основе следующих принципов:

признание за муниципальными образованиями собственных полномочий;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий;

многообразие форм организации местного самоуправления;

организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;

взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общих задач
и функций;

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед муниципальным образованием;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

соответствие материальных и финансовых ресурсов муниципального образования полномочиям органов местного самоуправления;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;

государственная гарантия местного самоуправления.

Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности местного сообщества и оказания услуг его членам, отнесенные настоящим Законом к предметам ведения местного самоуправления, а также иные, не отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти.

2. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

(п. 2 в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

3. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства
подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Волгоградской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

(п. 3 в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

4. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом Волгоградской области, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением
предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

(п. 4 введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 7. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления

1. Органы государственной власти области создают необходимые условия для становления и развития системы местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

2. Органы государственной власти области принимают и осуществляют программы поддержки и развития местного самоуправления.

3. Органы государственной власти области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, закрепленные в законодательстве.

4. Органы государственной власти области регулируют вопросы местного самоуправления посредством принятия законов, заключения договоров и соглашений, создания координационных и иных постоянно или временно действующих рабочих органов.

5. Органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в областной Думе.

6. Предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти области.

Статья 8. Выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. На органы местного самоуправления законами Российской Федерации и Волгоградской области может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий. Такое возложение должно в обязательном порядке предусматривать передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов.

2. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом, подконтрольна соответствующим органам государственной власти.

3. В случае передачи государственных полномочий органам местного самоуправления на договорной основе условия их выполнения, контроль и ответственность устанавливаются договором.

Статья 9. Передача полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти области

1. Органы местного самоуправления, в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, вправе передать их органам государственной власти области вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.

2. В случае, если отсутствие
ресурсов является единственной причиной невыполнения отдельных полномочий, органы государственной власти области принимают указанные полномочия без соответствующего обеспечения.

Статья 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Статья 11. Символика муниципальных образований

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Глава 2

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 12. Территориальная основа местного самоуправления

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Волгоградской области в городах, поселках, районах, сельсоветах, сельских населенных пунктах, станицах и на других территориях.

2. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципальных образований независимо от форм собственности и целевого назначения.

3. Установление и изменение границ муниципальных образований, в том числе при преобразовании, объединении, упразднении муниципальных образований, осуществляется Волгоградской областной Думой по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области с учетом мнения населения соответствующих территорий, выраженного непосредственно либо в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Статья 13. Система местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется жителями муниципальных образований на основе Устава о местном самоуправлении через представительные и исполнительные органы, местные референдумы, сходы (собрания) граждан и иные формы представительной и непосредственной демократии, а также
органы территориального общественного самоуправления населения.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 14. Формирование структуры местного самоуправления

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. При формировании структуры и численности органов местного самоуправления учитываются особенности территории, инфраструктуры, традиции и иные интересы населения.

В структуре предусматриваются следующие организационно-правовые институты:

форма непосредственной демократии (местный референдум, сход, собрание, круг, конференция или иная по названию форма выявления воли всего населения территории);

представительные органы, избираемые населением (Дума, собрание представителей, совет, муниципальное собрание и т.д.);

исполнительные органы (глава администрации, староста, атаман и т.д.).

2. Определенная населением структура органов местного самоуправления фиксируется в Уставе о местном самоуправлении.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

3. При определении населением структуры органов местного самоуправления решаются следующие вопросы:

наличие представительного органа, его наименование, количественный состав и принцип работы (на освобожденной или неосвобожденной основе).

На переходный период рекомендации по численному составу представительного органа устанавливает областная Дума одновременно с назначением даты выборов по предложению действующих органов местного самоуправления:

наименование главы исполнительного органа;

абзац исключен. - Закон Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД;

абзац исключен. - Закон Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД;

абзац исключен. - Закон Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД;

наличие главы муниципального образования и его наименование.

(абзац введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 15. Устав о местном самоуправлении

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Местное сообщество принимает Устав о местном самоуправлении.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Устав, а также изменения и дополнения в Устав принимаются представительным органом местного самоуправления либо непосредственно населением (путем референдума или схода) и подлежат обязательной государственной регистрации, порядок которой определяется
законодательством области. Устав, изменения и дополнения в Устав вступают в силу после их регистрации и опубликования.

(п. 2 в ред. Закона Волгоградской области от 06.12.1999 N 336-ОД)

3. В государственной регистрации Устава о местном самоуправлении может быть отказано только по мотивам его несоответствия Конституции, законодательству Российской Федерации и актам органов государственной власти Волгоградской области, принятым в пределах их компетенции. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

4. В уставе указываются:

границы и состав территории муниципального образования;

вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

условия и порядок организации муниципальной службы;

экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;

другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и
порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Волгоградской области.

(п. 4 в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 16. Местный референдум

1. По наиболее важным вопросам местного значения на территории муниципального образования может быть проведен референдум.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. В местном референдуме могут участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

3. Решение о проведении местного референдума принимается органами местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 5 процентов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.

(п. 3 в ред. Закона Волгоградской области от 19.10.2001 N 611-ОД)

4. Решения, принятые путем референдума, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории местного сообщества, и гражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены только посредством местного или областного референдума. В случае противоречия действующему законодательству они могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 17. Муниципальные выборы

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Волгоградской области.

Статья 18. Собрание (сход) граждан

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. В муниципальных образованиях для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятие и изменение его решений, пределы его
компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами Волгоградской области.

3. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами Волгоградской области может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В этих случаях собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Статья 19. Органы местного самоуправления

1. Официальными представителями муниципальных образований выступают органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Система и структура органов местного самоуправления определяется жителями муниципального образования самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

3. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления могут быть юридическими лицами, иметь обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде, имеют печати, бланки, штампы с собственной символикой, валютные и иные счета в банковских учреждениях.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

4. Споры между представительными и исполнительными органами данного муниципального образования разрешаются путем создания ими согласительных комиссий или в судебном порядке.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

5. Срок полномочий представительного органа и главы исполнительного органа, а также иных выборных должностных лиц муниципального образования устанавливается в Уставе.

(в ред. Законов Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД, от 19.10.2001 N 611-ОД)

Дату выборов определяет соответствующий представительный орган местного самоуправления.

Срок полномочий представительного органа первого созыва и главы администрации устанавливается 4 года, а дату их выборов определяет областная Дума.

Статья 20. Представительные органы местного самоуправления

1. Представительные органы местного самоуправления (Дума, собрание представителей, муниципальное собрание городских и сельских поселений и т.д.) избираются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством. Численный состав представительных органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

(п. 2 в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

3. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

(п. 3 введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

4. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

(п. 4 введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

5. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законом Волгоградской области может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

(п. 5 введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 21. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

4. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом Волгоградской области.

5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления.

Статья 22. Исполнительные органы местного самоуправления

1. Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) состоит из главы администрации и подчиненных ему исполнительных органов местного самоуправления - структурных подразделений администрации.

2. Местная администрация осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.

3. Срок полномочий главы администрации устанавливается в Уставе о местном самоуправлении каждой территории. Глава администрации сохраняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного главы администрации.

4. Глава администрации непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление местным хозяйством, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции, отнесенные к его ведению законодательством Российской Федерации, Волгоградской области и Уставом местного сообщества.

5. Глава администрации издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения.

6. В переходный период глава администрации избирается непосредственно населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством.

Статья 23. Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления

1. Глава местной администрации подотчетен соответствующему представительному органу и населению территории. Формы подотчетности устанавливаются в Уставе о местном самоуправлении.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Структура местной администрации, а также размер расходов на ее содержание утверждается в пределах местного бюджета соответствующим представительным органом либо сходом.

3. Глава местной администрации ответственен за осуществление полномочий, установленных законодательством и Уставом о местном самоуправлении для местной администрации. Он не вправе решать вопросы, отнесенные к ведению представительного органа.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

4. Представительный орган не вправе вмешиваться в оперативную деятельность исполнительного органа (местной администрации).

5. Глава местной администрации в пределах своей компетенции организует выполнение постановлений местного представительного органа и не реже одного раза в год представляет ему отчет о деятельности администрации.

6. По решению местного представительного органа глава местной администрации, руководитель органа или структурного подразделения администрации обязаны представить доклад или ответить на запрос на ближайшем заседании представительного органа о состоянии дел на соответствующей территории или в подведомственной сфере.

7. Акты местной администрации могут быть отменены в судебном порядке. Представительный орган вправе 2/3 голосов приостановить постановление главы администрации до разрешения конфликта согласительной комиссией либо судом.

8. Акты главы местной администрации направляются в соответствующий представительный орган не позднее чем в десятидневный срок с момента их принятия.

9. Исключен. - Закон Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД.

10. Исключен. - Закон Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД.

Статья 24. Территориальное общественное самоуправление населения

1. Жители муниципального образования имеют право на организацию общественного самоуправления, которое включает в себя собрания, конференции жителей, органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, рабочих поселков, сельских населенных пунктов, улиц, домов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Территория, порядок деятельности и иные вопросы территориального общественного самоуправления устанавливаются по предложению граждан соответствующим представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований на основании закона Волгоградской области.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Глава 3

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 25. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, растительный и животный мир), находящиеся в границах территорий местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также государственная собственность, переданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий или иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного населения.

Статья 26. Муниципальная собственность

1. Муниципальная собственность выступает в виде собственности городских, сельских поселений и других территорий местного самоуправления.

2. В состав муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством входят:

земля, недра, леса, воды, растительный и животный мир;

имущество органов местного самоуправления;

средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов;

муниципальный жилищный фонд;

нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;

имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;

имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;

имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров;

другая собственность.

(п. 2 в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)
“br>3. Средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.

4. Города и сельские поселения владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью через органы местного самоуправления.

5. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.

6. Муниципальная собственность защищается государством равным образом наряду с другими формами собственности.

Статья 27. Право органов местного самоуправления на создание предприятий

Органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия, организации, учреждения, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 28. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности

1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

(п. 1 в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами местного самоуправления отдельным юридическим лицам и гражданам с обязательным установлением контроля за пользованием указанными правами.

3. Абзац исключен. - Закон Волгоградской области от 19.10.2001 N 611-ОД.

Предприятия, учреждения, организации самостоятельно определяют структуру своего аппарата управления, затраты на его содержание, штаты и порядок оплаты труда работников.

4. Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, не состоящими на бюджете, принадлежит им, как правило, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их оперативном управлении.

Статья 29. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

(п. 1 в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории, участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий смешанных форм собственности.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Волгоградской области.

(п. 3 введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 30. Право на муниципальный заказ

Органы местного самоуправления на подведомственной им территории вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение других работ, производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.

Статья 31. Право на внешнеэкономическую деятельность

Органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять через муниципальные предприятия, учреждения, организации внешнеэкономическую деятельность в интересах населения подведомственной территории.

Статья 32. Финансовые ресурсы местного самоуправления

Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитов.

Статья 33. Местный бюджет

1. Муниципальное образование имеет свой бюджет.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Разработка проекта и исполнение бюджета осуществляются исполнительными органами местного самоуправления. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением осуществляется представительными органами местного самоуправления либо сходом.

Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допускается.

3. Самостоятельность местного бюджета гарантируется:

наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов;

правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов;

возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, других местных сообществ.

Статья 34. Доходы и расходы местного самоуправления

1. В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от общефедеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральным и областным законодательством, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотации, субвенции и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета, устанавливают, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социальной сферы, органов охраны правопорядка и на другие цели, устанавливают за счет собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.

3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий и полномочий государственных органов власти Волгоградской области.

(п. 3 введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 35. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

1. Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются и добываются на их территории. По решению представительных органов местного самоуправления такие платежи могут производиться в натуральной форме, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления получают часть валютной выручки от продажи добываемых на их территории природных ресурсов в соответствии с законами Российской Федерации.

Статья 36. Исключена. - Закон Волгоградской области от 19.10.2001 N 611-ОД.

Статья 37. Финансовые гарантии минимальных государственных социальных стандартов

1. Государство гарантирует муниципальным образованиям финансирование, достаточное для удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже уровня минимальных государственных социальных стандартов.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных государственных социальных стандартов и несут ответственность перед местным населением за их соблюдение.

3. В случаях, когда минимальные государственные социальные стандарты не могут быть обеспечены закрепленными за местными бюджетами доходными источниками, органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники, отнесенные законодательством к доходам федерального и областного бюджетов.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

4. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

(п. 4 введен Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 38. Участие местного самоуправления в кредитных отношениях

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать государственные кредиты, создавать муниципальные банки, получать кредиты в коммерческих банках и кредитных учреждениях.

Глава 4

ГАРАНТИИ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Статья 39. Гарантии прав местного самоуправления

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

Статья 40. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе Волгоградской области в соответствии с законами Волгоградской области.

Статья 41. Судебная защита местного самоуправления

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Статья 42. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 43. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Статья 44. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Волгоградской области, федеральных законов, законов Волгоградской области, устава муниципального образования.

2. Полномочия органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть прекращены в порядке, установленном федеральным законодательством.

(п. 2 в ред. Закона Волгоградской области от 19.10.2001 N 611-ОД)

3. Исключен. - Закон Волгоградской области от 19.10.2001 N 611-ОД.

Статья 45. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Волгоградской области, уставами муниципальных образований.

Статья 46. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Волгоградской области и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Статья 47. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

(введена Законом Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Глава 5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 48. Переход к местному самоуправлению на территории Волгоградской области и задачи переходного периода

1. В целях осуществления задач перехода к системе местного самоуправления предусматривается переходный период сроком на два года с момента вступления в силу настоящего областного Закона. Основной целью переходного периода является формирование системы местного самоуправления и обеспечение прав граждан на участие в местном самоуправлении в соответствии с конституционными принципами.

2. В переходный период решаются следующие задачи:

определение субъектов местного самоуправления;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

определение, а при необходимости формирование, территорий муниципальных образований, закрепление их границ;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

определение структуры органов местного самоуправления;

выборы (формирование) органов местного самоуправления;

разработка, принятие и регистрация Устава о местном самоуправлении;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

формирование финансовой и экономической основы местного самоуправления;

определение и закрепление компетенции муниципального образования;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

переход к осуществлению полномочий местного самоуправления.

3. Устанавливается следующий порядок решения задач переходного периода:

3.1. Проводятся выборы представительных органов местного самоуправления городских и сельских поселений, а также глав администраций, где они отсутствуют на момент принятия закона. Численный состав представительных органов устанавливается областной Думой на основе предложений действующих органов местного самоуправления.

3.2. Избранные органы местного самоуправления на основе действующего законодательства через референдум, сход или самостоятельно решают задачи:

определения структуры органов местного самоуправления;

определения и закрепления компетенции муниципального образования;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

формирования финансовой и экономической основы местного самоуправления;

разработки, принятия и регистрации Устава о местном самоуправлении;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

определения, а при необходимости формирования территории муниципального образования, закрепления их границ;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

определения (создания на принципе объединения) совместно с другими субъектами местного самоуправления новых муниципальных образований и решение последними задач переходного периода;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

реализации текущих задач местного самоуправления.

О толковании пункта 4 см. Постановление Волгоградской областной Думы от 15.03.2001 N 5/114.

4. Выборные должностные лица местного самоуправления после освобождения их от занимаемой должности продолжают получать заработную плату в соответствии с трудовым законодательством.

(п. 4 в ред. Закона Волгоградской области от 19.03.1999 N 250-ОД)

Статья 49. Осуществление и перераспределение в переходный период полномочий местного самоуправления

1. Назначенные главы администраций и соответствующие администрации городских и сельских поселений исполняют в переходный период имевшиеся у них до вступления в силу настоящего областного Закона полномочия местного самоуправления в полном объеме до момента избрания (формирования) органов местного самоуправления на соответствующей территории, после чего не более чем в месячный срок осуществляется передача полномочий вновь избранным органам. До подписания акта о передаче полномочий ранее назначенные главы администраций несут полную ответственность за осуществление функций местного самоуправления; их полномочия полностью прекращаются с момента подписания акта передачи полномочий.

2. Назначенные главы администраций и соответствующие администрации сельсоветов и районов области исполняют в переходный период имевшиеся у них до вступления в силу настоящего областного Закона полномочия местного самоуправления в полном объеме до момента избрания (формирования) органов местного самоуправления городских и сельских поселений на соответствующей территории. Вновь избранные (сформированные) органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны в местный срок затребовать, а главы администраций сельсоветов и районов обязаны в трехмесячный срок передать в полном объеме полномочия местного самоуправления на территории поселения, в том числе соответствующее имущественное и финансовое обеспечение. Главы администраций сельсоветов и районов области несут полную ответственность за осуществление тех или иных полномочий местного самоуправления до подписания акта о передаче их вновь избранным органам.

После передачи администрациями сельсоветов и районов области полномочий органам местного самоуправления, избранным в соответствии с настоящим областным Законом, деятельность первых в части исполнения функций, как органа местного самоуправления, прекращается.

3. Избранные (сформированные) органы местного самоуправления городских и сельских поселений в случае невозможности взять на себя полномочия местного самоуправления в полном объеме вправе на переходный период оставлять часть полномочий местного самоуправления своих поселений администрациям сельсоветов и районов области, которые не вправе отказаться от их исполнения.

В этих случаях, а также в случаях возникновения и невозможности разрешения споров между муниципальными образованиями в отношении муниципальных объектов социальной сферы общего пользования или границ территорий муниципальных образований, иных споров, органы местного самоуправления этих муниципальных образований обязаны до окончания переходного периода устранить возникшую проблему, реализуя следующие права:

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

создать на принципе добровольного объединения новое муниципальное образование;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

образовать на договорной основе совместные органы по осуществлению отдельных полномочий местного самоуправления;

передать на договорной основе осуществление отдельных полномочий местного самоуправления органам государственной власти.

4. Избранные (сформированные) в соответствии с настоящим областным Законом органы местного самоуправления вправе затребовать, а областная администрация обязана в трехмесячный срок передать свои полномочия по решению вопросов местного значения на территории соответствующего местного сообщества или двух и более местных сообществ, принявших решение о совместном осуществлении отдельных полномочий местного самоуправления и образовавших для этого совместный орган. Передача этих полномочий осуществляется с соответствующим имущественным и финансовым обеспечением и оформляется актом.

Статья 50. Установление территории муниципального образования и его границ

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

Администрация области в трехмесячный срок с учетом решений органов местного самоуправления представляет в областную Думу предложения о закреплении за ними территорий, утверждении границ и дополнительном наделении земельными ресурсами в порядке, определенном земельным законодательством.

Статья 51. Разграничение объектов муниципальной и государственной собственности в переходный период

1. Формирование муниципальной собственности (включая землю) муниципального образования в переходный период происходит на основе предложений муниципальных образований или их органов и за счет:

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

муниципальной собственности, имеющейся на территории муниципального образования;

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

объектов государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе для выполнения полномочий местного самоуправления;

имущества, находящегося на территории муниципального образования и не имеющего собственника.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

2. С момента вступления в силу настоящего областного Закона и до передачи муниципальной собственности в ведение вновь избранных (сформированных) органов местного самоуправления, приватизация объектов муниципальной собственности, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, приостанавливается.

(в ред. Закона Волгоградской области от 11.09.1996 N 82-ОД)

С момента вступления в силу настоящего областного Закона и наличия предложений органов местного самоуправления о передаче объектов государственной собственности, обеспечивающих решение вопросов местного значения, в муниципальную собственность приватизация этих объектов приостанавливается.

Статья 52. Областные государственные стандарты как гарантия местного самоуправления

В трехмесячный срок с момента принятия настоящего областного Закона Волгоградская областная Дума утверждает по представлению главы администрации области Временные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности для местного самоуправления, доходные источники формирования местных бюджетов, областные социальные стандарты.

Временные нормативы действуют до принятия минимальных государственных социальных стандартов Российской Федерации.

Глава администрации

Волгоградской области

И.П.ШАБУНИН

20 февраля 1995 года

N 21-ОД