Законы и бизнес в России

Закон Воронежской области от 05.04.2011 N 36-ОЗ “О здравоохранении в Воронежской области“ (принят Воронежской областной Думой 30.03.2011)

Начало действия документа - 17.04.2011 <*>.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

<*> Внимание! В соответствии со статьей 43 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в газете “Молодой коммунар“ - 07.04.2011). Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу. Подробнее см. Справочную информацию.

5 апреля 2011 года N 36-ОЗ

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят областной Думой

30 марта 2011 года

Настоящий Закон Воронежской области устанавливает организационно-правовые, экономические и социальные основы деятельности
системы здравоохранения Воронежской области и направлен на обеспечение условий ее эффективного функционирования в целях реализации права граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона Воронежской области

Настоящий Закон Воронежской области действует на территории Воронежской области и регулирует отношения населения, органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области, субъектов обязательного медицинского страхования и иных организаций в области охраны здоровья.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона Воронежской области используются понятия, данные в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Федеральных законах “Об обращении лекарственных средств“, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“, “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)“, “О качестве и безопасности пищевых продуктов“.

Статья 3. Государственная политика Воронежской области в сфере здравоохранения

1. Государственная политика Воронежской области в сфере здравоохранения направлена на реализацию прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, создание условий для повышения эффективности гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний человека, оказания медицинской помощи, обеспечения ее доступности, проведения научно-исследовательских работ в области здравоохранения, координацию деятельности по подготовке кадров, поддержание и развитие материально-технической базы системы здравоохранения.

2. Государственная политика Воронежской области в сфере здравоохранения осуществляется исходя из того, что жизнь и здоровье граждан являются одним из условий обеспечения национальной безопасности, и основывается на следующих принципах:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер
в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 4. Правовое регулирование в сфере здравоохранения

Правовое регулирование в сфере здравоохранения осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона Воронежской области и иных нормативных правовых актов Воронежской области.

Статья 5. Информационная политика в сфере здравоохранения

Отчет о состоянии здоровья граждан в Воронежской области и информация о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения представляются ежегодно правительством Воронежской области в Воронежскую областную Думу и подлежат официальному опубликованию.

Глава 2. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 6. Государственная система здравоохранения

1. К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

2. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти в области здравоохранения или исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

3. В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые
федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Воронежской области.

Статья 7. Муниципальная система здравоохранения

1. К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

2. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

Статья 8. Частная система здравоохранения

1. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

2. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Статья 9. Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и целевые программы

1. В целях обеспечения охраны здоровья граждан и развития системы здравоохранения в Воронежской области принимаются Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающая в себя программу обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа государственных гарантий), областные и ведомственные целевые программы в сфере здравоохранения.

Территориальная программа государственных гарантий разрабатывается исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области и утверждается правительством Воронежской области.

Областные и ведомственные целевые программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан разрабатываются исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения и утверждаются в порядке, установленном действующим законодательством.

2. Территориальная программа государственных гарантий включает:

1) перечень заболеваний и видов
медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет соответствующих бюджетов, видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;

2) перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, и учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов;

3) сводный расчет стоимости Территориальной программы государственных гарантий;

4) согласованные объемы медицинской помощи и размер их финансирования для муниципальных образований (муниципальный заказ);

5) план-задание государственным (областным), муниципальным, ведомственным организациям здравоохранения на реализацию медицинских услуг в объемах медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой государственных гарантий;

6) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходного материала, применяемых при реализации Территориальной программы государственных гарантий;

7) условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению Воронежской области;

8) сводный расчет стоимости утвержденной Территориальной программы государственных гарантий с декомпозицией по муниципальным образованиям.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Статья 10. Полномочия Воронежской областной Думы в сфере здравоохранения

К полномочиям Воронежской областной Думы в сфере здравоохранения относятся:

1) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением;

2) учреждение наград, установление почетных и специальных званий, премий Воронежской области;

3) установление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам государственных (областных) учреждений здравоохранения;

4) другие вопросы, отнесенные действующим законодательством к ведению Воронежской областной Думы.

Статья 11. Полномочия губернатора Воронежской области в сфере здравоохранения

Губернатор Воронежской области в сфере здравоохранения:

1) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, назначает на должность руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области, осуществляющих полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Воронежской области;

2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, структуру исполнительных органов государственной власти Воронежской области, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) вправе до утверждения регламентов, принимаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;

5) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, выданных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Воронежской области по вопросам переданных полномочий, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статья 12. Полномочия правительства Воронежской области в сфере здравоохранения

1. Правительство Воронежской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Воронежской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере здравоохранения.

2. К полномочиям правительства Воронежской области в сфере здравоохранения относятся:

1) принятие нормативных правовых актов в области
охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;

3) утверждение областных целевых программ, а также обеспечение их разработки и реализации, за исключением ведомственных целевых программ, по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения, обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) утверждение Территориальной программы государственных гарантий;

5) самостоятельное формирование исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения, установление порядка его организации и деятельности, утверждение положения о нем;

6) формирование расходов областного бюджета на здравоохранение;

7) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан; охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства);

8) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

9) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

10) установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения Воронежской области мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

11) обеспечение исполнения областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в части, касающейся здравоохранения;

12) право отмены или приостановления действия муниципального правового акта, принятого (изданного) по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами Воронежской области;

13) введение и отмена на территории Воронежской области ограничительных мероприятий (карантина) на
основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

14) утверждение положения о координационном совете по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и его персонального состава;

15) определение порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области;

16) установление размера и порядка обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью;

17) установление размера единовременного денежного пособия в случае гибели работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области;

18) определение порядка возмещения расходов на медицинское обслуживание, в том числе диагностическое обследование и лекарственное обеспечение граждан, являющихся работниками организаций, финансируемых из областного бюджета;

19) определение порядка и условий социально-медицинского обслуживания на дому;

20) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 13. Полномочия исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения

К полномочиям исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения относятся:

1) издание в рамках собственной компетенции нормативных правовых актов в области охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере обращения лекарственных средств, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан и в сфере обращения лекарственных средств;

3) разработка и реализация областных целевых и ведомственных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-гигиеническому образованию населения, обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по лекарственному обеспечению и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан и в сфере обращения лекарственных средств, а также
утверждение ведомственных целевых программ;

4) разработка совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области и реализация Территориальной программы государственных гарантий;

5) развитие организаций здравоохранения Воронежской области;

6) обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области;

7) установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи;

8) организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

9) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Воронежской области для определенных категорий граждан;

10) организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

11) защита прав пациентов при оказании медицинской помощи;

12) организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организация безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;

13) организация обязательного медицинского страхования неработающего населения;

14) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и осуществление контроля за их соблюдением;

16) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности подведомственных государственных учреждений, в том числе вопросы оплаты труда работников этих учреждений;

17) предупреждение на территории Воронежской области эпидемий и ликвидация их последствий;

18) участие в урегулировании коллективных трудовых споров в подведомственных государственных
учреждениях;

19) создание и содержание в целях гражданской обороны запасов медицинских средств;

20) право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

21) участие в проведении социально-гигиенического мониторинга Воронежской области, а также с участием уполномоченных федеральных органов исполнительной власти осуществление разработки мероприятий по организации и ведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения в соответствии с действующими федеральными нормативными правовыми актами;

22) обеспечение своевременного информирования населения Воронежской области о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

23) осуществление в рамках своих полномочий контроля за соответствием законодательству деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и в сфере обращения лекарственных средств;

24) совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществление контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов;

25) осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);

26) лицензирование следующих видов деятельности:

медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, и деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных);

деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

27) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам;

28) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственных учреждений здравоохранения Воронежской области;

29) участие в обеспечении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников муниципальных учреждений здравоохранения Воронежской области;

30) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения

Органы местного самоуправления в сфере здравоохранения осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством.

Глава 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 15. Финансирование здравоохранения

1. К расходным обязательствам Воронежской области относятся:

1) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

2) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

3) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

4) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

5) реализация иных полномочий, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к компетенции Воронежской области в области охраны здоровья граждан.

2. К расходным обязательствам муниципальных образований относятся:

1) финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения (оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации);

2) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (оказание первичной медико-санитарной помощи может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации);

3) финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории;

4) реализация иных полномочий, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан.

3. Медицинские и другие организации частной системы здравоохранения создаются и финансируются юридическими и физическими лицами.

Статья 16. Формирование расходов на здравоохранение

Исполнительные органы государственной власти Воронежской области при разработке проекта областного бюджета:

- определяют финансовые нормативы по формированию расходов на здравоохранение в соответствии с минимальными социальными стандартами, установленными Правительством Российской Федерации;

- предусматривают средства на лечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, на дорогостоящие виды медицинской помощи, на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг категориям граждан в рамках программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий.

Статья 17. Организация платных медицинских услуг в организациях здравоохранения

1. Организации здравоохранения могут оказывать гражданам платные медицинские услуги в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Организация здравоохранения и медицинские работники во всех случаях обязаны установить и разъяснить каждому пациенту право на получение бесплатной медицинской помощи (плановой или экстренной) и в случае отсутствия такового информировать о возможности получения платных медицинских услуг.

3. Оказание гражданам платных медицинских услуг по видам медицинской и лекарственной помощи, входящим в Территориальную программу государственных гарантий, допускается только после получения письменного информированного согласия пациента на получение платных медицинских услуг.

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Статья 18. Принципы организации оказания медицинской помощи

Основными принципами организации оказания медицинской помощи являются:

1) удовлетворение потребностей граждан в медицинской помощи;

2) обеспечение государственных (областных) гарантий гражданам по предоставлению медицинской помощи и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий;

3) доступность медицинской помощи;

4) этапность и преемственность в оказании медицинской помощи;

5) соответствие качества медицинской помощи установленным стандартам и требованиям;

6) эффективность использования ресурсов здравоохранения;

7) соответствие уровня оказания медицинской помощи новейшим достижениям науки и техники;

8) профилактическая направленность в организации медицинской помощи;

9) соблюдение прав пациента.

Статья 19. Виды медицинской помощи

Медицинская помощь подразделяется на:

- первичную медико-санитарную помощь;

- скорую медицинскую помощь;

- специализированную медицинскую помощь;

- медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

- медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Статья 20. Первичная медико-санитарная помощь

1. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

2. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.

3. В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения может создаваться служба неотложной медицинской помощи.

Статья 21. Скорая медицинская помощь

1. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

2. Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

Статья 22. Специализированная медицинская помощь

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.

Статья 23. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями

1. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительс“вом Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

2. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

3. Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются законом Воронежской области.

Статья 24. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

1. Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

2. Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки.

3. Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются законом Воронежской области.

Статья 25. Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи

1. Высокотехнологичная (дорогостоящая) медицинская помощь гражданам предоставляется областными, муниципальными центрами (объединениями) и отделениями больниц, имеющими лицензию и сертификат на медицинскую деятельность, при заболеваниях, требующих особо сложных методов диагностики и лечения, а также использования уникальных медицинских технологий.

Стандарты и порядок оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

2. В муниципальных организациях здравоохранения могут быть созданы специализированные центры и отделения, оказывающие помощь больным нескольких муниципальных образований.

3. Деятельность государственных организаций здравоохранения по забору, трансплантации органов и тканей человека осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи оказываются в государственных (областных) и муниципальных организациях здравоохранения в плановом и экстренном порядке.

5. Оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи жителям Воронежской области в государственных (областных) учреждениях здравоохранения осуществляется бесплатно в рамках государственного (областного) заказа.

Государственный (областной) заказ на оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи определяется в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом.

6. Граждане, обратившиеся за консультацией или госпитализацией в областные или муниципальные специализированные центры без направления врача и без показаний, оплачивают стоимость лечения за счет средств добровольного медицинского страхования, личных средств или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Медицинское страхование населения

1. Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования и осуществляется в Воронежской области в соответствии с действующим законодательством и программой обязательного медицинского страхования.

2. Программа обязательного медицинского страхования является частью Территориальной программы государственных гарантий, которая разрабатывается исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области и утверждается правительством Воронежской области.

3. Средства, направляемые на обязательное медицинское страхование работающего населения, перечисляются работодателями в составе единого социального налога, установленного законодательством Российской Федерации.

4. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляет исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере финансово-бюджетной политики в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий. Размер платежа из областного бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения и порядок его индексации утверждаются Воронежской областной Думой одновременно с принятием закона Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

5. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения должна обеспечивать выполнение Территориальной программы государственных гарантий.

6. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области обеспечивает финансирование медицинской помощи, оказанной в рамках программы обязательного медицинского страхования, путем оплаты счетов за выполненные в соответствии с медицинскими стандартами медицинские услуги по тарифам, утвержденным комиссией по согласованию тарифов.

Состав и порядок работы комиссии по согласованию тарифов определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Воронежской области.

При фактическом недостатке средств на финансирование программы обязательного медицинского страхования по сравнению с расчетной стоимостью, тарифы на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования подлежат корректировке.

Способы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования и, при необходимости, способы корректировки тарифов устанавливаются комиссией по согласованию тарифов в форме тарифного соглашения.

7. Муниципальные органы управления здравоохранением (при их отсутствии - органы местного самоуправления) совместно с исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области разрабатывают муниципальные заказы на объемы медицинской помощи в разрезе медицинских специальностей и профильных отделений соответствующего учреждения здравоохранения на основе утвержденных финансовых нормативов и тарифов на медицинские услуги, с учетом потребности населения муниципальных образований в медицинской помощи.

8. Контроль за использованием средств, направленных на страхование граждан, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ,

МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКОЙ И УСЛУГАМИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СЕРВИСУ

Статья 27. Организация лекарственной помощи

1. Лекарственная помощь гражданам и государственные (областные) гарантии по ее предоставлению осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

2. Лекарственное обеспечение организаций здравоохранения и амбулаторных больных осуществляется фармацевтическими организациями всех форм собственности при наличии соответствующей лицензии.

Статья 28. Обеспечение населения и организаций здравоохранения изделиями медицинского назначения, медицинской техникой и услугами по техническому сервису

Обеспечение населения и организаций здравоохранения изделиями медицинского назначения, медицинской техникой, а также услугами по техническому сервису осуществляют специализированные организации всех организационно-правовых форм и видов собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

И ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТА

Статья 29. Ответственность за предоставление некачественной медицинской помощи

1. Ответственность за предоставление некачественной медицинской помощи несут организации здравоохранения всех организационно-правовых форм и видов собственности в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также частнопрактикующие врачи и медицинские работники.

2. Виды и мера ответственности за предоставление медицинской помощи ненадлежащего качества определяются законодательством Российской Федерации.

3. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Контроль качества и безопасности медицинской помощи

1. Контроль качества и безопасности медицинской помощи осуществляется в интересах охраны здоровья населения.

2. Объектом контроля является медицинская помощь, предоставляемая субъектами государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.

3. Медицинские организации всех организационно-правовых форм и видов собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской деятельностью, обязаны организовать контроль качества и обеспечивать безопасность оказываемых ими медицинских услуг.

Статья 31. Лицензирование медицинской деятельности

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Защита прав пациентов при получении и оказании медицинской помощи

1. Защита прав пациентов при получении медицинской помощи направлена на обеспечение:

1) гарантированного объема и качества медицинской помощи с соблюдением стандартов;

2) доступности медицинской помощи;

3) создания соответствующих санитарно-эпидемиологических условий при обследовании, лечении и содержании в медицинских организациях;

4) оперативного и объективного разрешения споров и конфликтов по вопросам оказания медицинской помощи.

2. Защита прав пациентов при оказании медицинской помощи осуществляется:

1) исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения;

2) органом управления здравоохранением муниципального образования;

3) органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

4) Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области;

5) специально уполномоченным лицензирующим органом;

6) страховыми медицинскими организациями;

7) организациями, осуществляющими защиту прав потребителей;

8) общественными организациями и объединениями;

9) администрацией учреждений здравоохранения;

10) иными организациями в случаях, установленных действующим законодательством.

3. Порядок защиты прав пациентов устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Координационный совет по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования

1. Координационный совет по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования может создаваться в целях:

- формирования, внедрения в практику и последующего совершенствования системы обеспечения и защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, установленных законодательством Российской Федерации (включая экспертизу качества медицинской помощи);

- осуществления регулярного контроля за состоянием обеспечения и защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- координации деятельности субъектов обеспечения и защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

2. Координационный совет функционирует в тесном взаимодействии с созданным при Федеральном фонде обязательного медицинского страхования Межрегиональным координационным советом по организации защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, который изучает опыт работы субъектов Российской Федерации по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и разрабатывает методические рекомендации по совершенствованию данного направления работы.

3. Положение о координационном совете по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и его персональный состав утверждаются постановлением правительства Воронежской области.

Глава 8. ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 34. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

1. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

2. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

4. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

5. Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

6. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

7. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

8. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

2. Медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) надбавка к должностному окладу за работу в опасных и тяжелых условиях труда;

2) персональные надбавки к должностным окладам работникам, имеющим квалификационные категории и ученую степень, звание.

Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки определяется правительством Воронежской области.

Законами Воронежской области могут быть предусмотрены иные меры социальной поддержки работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области.

3. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.

4. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Статья 36. Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью

1. Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются правительством Воронежской области.

Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников муниципальных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются органами местного самоуправления.

2. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие.

Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливается федеральными нормативными правовыми актами.

Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области, устанавливается правительством Воронежской области.

Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливается органами местного самоуправления.

Глава 9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 37. Права граждан на медицинскую помощь

1. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Воронежской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

2. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

3. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии с действующим законодательством.

4. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль в соответствии с действующим законодательством.

5. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.

Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством Воронежской области.

6. Предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в организациях здравоохранения, находящихся в ведении Воронежской области, осуществляется в порядке, установленном правительством Воронежской области.

7. При медицинском обслуживании граждан, являющихся работниками организаций, финансируемых из областного бюджета, гарантируется возмещение расходов на их медицинское обслуживание, в том числе диагностическое обследование, лекарственное обеспечение в организациях здравоохранения любой системы здравоохранения, в порядке, определяемом правительством Воронежской области.

Статья 38. Оказание первой помощи

Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Статья 39. Социально-медицинское обслуживание на дому

1. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

2. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются правительством Воронежской области.

Статья 40. Обязанности граждан в области охраны здоровья

В целях охраны здоровья граждане обязаны:

1) не допускать действий, наносящих ущерб здоровью граждан;

2) в случае заражения или заболевания, представляющего опасность для окружающих, своевременно обращаться в организацию здравоохранения за медицинской помощью и соблюдать соответствующие меры предосторожности при контактах с другими гражданами в целях исключения распространения заболевания;

3) осуществлять необходимые мероприятия, направленные на сохранение и укрепление своего физического здоровья.

Статья 41. Права пациента

1. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

2. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Статья 42. Обязанности пациента

1. При обращении за медицинской помощью, при проведении профилактических мер пациент обязан:

1) представлять информацию медицинскому работнику о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора;

2) соблюдать правила поведения больных в медицинском учреждении;

3) уважать права других больных и персонала медицинского учреждения.

2. В случаях преднамеренного заражения пациентом других лиц заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, либо уклонения от лечения этих заболеваний пациент несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона Воронежской области

1. Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Воронежской области признать утратившими силу:

- Закон Воронежской области от 9 декабря 2002 года N 77-ОЗ “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Коммуна“, 2002, 11 декабря);

- Закон Воронежской области от 16 июля 2004 года N 34-ОЗ “О внесении изменений в Закон Воронежской области “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Коммуна“, 2004, 22 июля);

- Закон Воронежской области от 28 декабря 2005 года N 92-ОЗ “О внесении изменений в Закон Воронежской области “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Коммуна“, 2005, 31 декабря);

- Закон Воронежской области от 7 декабря 2006 года N 101-ОЗ “О внесении изменений в Закон Воронежской области “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Молодой коммунар“, 2006, 16 декабря; 2006, 28 декабря);

- Закон Воронежской области от 28 декабря 2007 года N 171-ОЗ “О внесении изменений в Закон Воронежской области “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Молодой коммунар“, 2008, 12 января);

- Закон Воронежской области от 26 декабря 2008 года N 143-ОЗ “О внесении изменений в Закон Воронежской области “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Молодой коммунар“, 2009, 13 января);

- статью 27 Закона Воронежской области от 30 марта 2009 года N 22-ОЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в связи с совершенствованием осуществления полномочий правительства Воронежской области“ (“Молодой коммунар“, 2009, 2 апреля);

- Закон Воронежской области от 6 июля 2009 года N 76-ОЗ “О внесении изменений в Закон Воронежской области “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Молодой коммунар“, 2009, 11 июля);

- Закон Воронежской области от 6 октября 2010 года N 98-ОЗ “О внесении изменений в Закон Воронежской области “О здравоохранении в Воронежской области“ (“Молодой коммунар“, 2010, 12 октября).

Губернатор Воронежской области

А.В.ГОРДЕЕВ

г. Воронеж,

05.04.2011

N 36-ОЗ