Законы и бизнес в России

Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 31.01.2011 N 45 “Об утверждении Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в образовательных учреждениях Воронежской области в 2011 году“

Начало действия документа - 22.02.2011.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 31 января 2011 г. N 45

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ

На основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 03.12.1999 N 1075 (в ред. Приказов Минобразования России от 16.03.2001 N 1022, от 25.06.2002 N 2398, от 21.01.2003 N 135) (в части, не противоречащей действующему законодательству), и в целях осуществления организованного проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений и государственного контроля
за качеством образования на территории Воронежской области приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в образовательных учреждениях Воронежской области в 2011 году (приложение).

2. Воронежскому областному институту повышения квалификации и переподготовки работников образования (Савинков):

2.1. Подготовить и представить в департамент образования, науки и молодежной политики (отдел аттестации обучающихся и педагогических работников) до 25.03.2011 по пять вариантов текстов заданий для проведения письменных экзаменов для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в традиционной форме по алгебре и русскому языку с использованием “Сборника заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9-й класс“ (авторы: Л.В. Кузнецова и др., изд. “Дрофа“. 5-е и последующие издания) и “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы“ (авторы: Л.М. Рыбченкова и др., изд. “Дрофа“. 5-е и последующие издания).

2.2. Организовать утверждение на кафедре педагогической психологии, социальной и коррекционной педагогики экзаменационных материалов для учащихся IX классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов и специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях (письменных экзаменационных работ по алгебре и русскому языку, вопросов и заданий билетов к устным экзаменам), составленным методическими объединениями учителей данных образовательных учреждений.

3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования, при проведении государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, руководствоваться настоящим Порядком.

4. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в образовательных учреждениях Воронежской области в 2010 году, утвержденный приказом департамента образования, науки
и молодежной политики Воронежской области от 11.03.2010 N 189, считать утратившим силу.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя руководителя департамента Мовшину М.С.

Руководитель департамента

О.Н.МОСОЛОВ

Приложение

Утверждено

приказом

департамента образования,

науки и молодежной политики

Воронежской области

от 31.01.2011 N 45

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)

АТТЕСТАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в образовательных учреждениях Воронежской области в 2011 году (далее - Порядок), разработан департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее - Департамент) с целью упорядочения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в образовательных учреждениях всех типов и видов Воронежской области, в соответствии со ст. 3 п. 3 и ст. 29 Закона Российской Федерации “Об образовании“, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от 03.12.1999 N 1075 (в ред. Приказов Минобразования России от 16.03.2001 N 1022, от 25.06.2002 N 2398, от 21.01.2003 N 135) (в части, не противоречащей действующему законодательству) (далее - Федеральное положение), другими нормативными правовыми документами.

1.2. Настоящий Порядок обязателен для всех образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности на территории Воронежской области и организующих согласно действующим нормативным правовым документам проведение государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

1.3. Внесение изменений и дополнений в Порядок производится приказом Департамента по мере необходимости, но не чаще одного раза в год.

1.4. Органы местного
самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, информируют о нормативных документах, регламентирующих порядок прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, все аккредитованные образовательные учреждения (далее - ОУ), расположенные на территории муниципальных районов и городских округов, и осуществляют контроль за ее проведением.

1.5. Руководители ОУ до начала аттестационного периода должны ознакомить всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся IX классов и их родителей (законных представителей) с Федеральным положением и настоящим Порядком не позднее чем за месяц до начала аттестационного периода.

2. Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации

2.1. Сроки аттестационного периода, сроки проведения письменных экзаменов в традиционной форме в IX классах ОУ, сроки досрочных и повторных экзаменов ежегодно определяются приказом Департамента, учитывая следующие пункты Порядка:

2.1.1. Учащимся IX классов, заболевшим или пропустившим государственную (итоговую) аттестацию по уважительным причинам, в том числе обучавшимся за рубежом, по предъявлении соответствующих документов предоставляется возможность сдать устные экзамены в сроки, установленные ОУ, письменные - в сроки, установленные Департаментом.

2.1.2. Учащимся IX классов, получившим не более двух неудовлетворительных отметок в ходе государственной (итоговой) аттестации, предоставляется право переэкзаменовки по соответствующим предметам.

Сроки письменных экзаменов устанавливает Департамент.

2.1.3. Государственная (итоговая) аттестация учащихся IX классов, выезжающих на учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборные команды Российской Федерации, на международные олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры и тренировочные сборы, на постоянное место жительства за рубеж может проводиться досрочно, но не ранее 20 апреля.

Сроки досрочных письменных экзаменов устанавливает Департамент.

2.2. Экзамены по выбранным выпускниками предметам могут проводиться непосредственно по завершении изучаемого курса предмета при условии выполнения требований к аттестационным экзаменам.

2.3. Экзамены по выбору (в традиционной форме) для
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводятся по утвержденному директором ОУ расписанию, которое не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).

2.4. Рекомендуется установить промежуток между экзаменами не менее двух дней. В воскресные и праздничные дни экзамены по возможности не проводятся.

3. Организация государственной (итоговой) аттестации

3.1. Государственной (итоговой) аттестации подлежат обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования.

3.2. К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся IX классов, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана ОУ, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету учебного плана, с обязательной сдачей экзамена по этому предмету.

Для учащихся IX классов, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников.

Государственная (итоговая) аттестация для указанных выпускников может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая. При необходимости письменные экзамены могут быть заменены устными, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования.

Сроки досрочных письменных экзаменов устанавливает Департамент.

4. Количество экзаменов, составляющих государственную

(итоговую) аттестацию

4.1. Каждый выпускник самостоятельно выбирает предметы для прохождения аттестации, за исключением обязательных письменных экзаменов, установленных Министерством образования и науки РФ.

4.2. Учащиеся IX классов образовательных учреждений сдают не менее 4 экзаменов: письменные экзамены по русскому языку
и алгебре, а также два экзамена по выбору.

Учащиеся IX классов ОУ, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующим данному профилю обучения. Профиль определяет ОУ по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования.

4.3. Учащиеся IX классов специальных (коррекционных) ОУ I - VII видов и специальных (коррекционных) классов при ОУ сдают письменные экзамены по русскому языку (диктант или изложение - по решению педагогического совета) и алгебре, а также два экзамена по выбору учащегося.

4.4. Для экзаменов по выбору учащиеся IX классов могут выбрать любой предмет из числа предметов, изучавшихся в IX классе.

5. Формы проведения государственной (итоговой)

аттестации, подготовка и хранение экзаменационного

материала и документации

5.1. Содержание и форму проведения письменных экзаменов в IX классе по русскому языку и алгебре определяет Министерство образования и науки РФ. Форму проведения устных экзаменов (в традиционной форме) устанавливает ОУ.

Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной:

- по билетам;

- собеседование;

- защита реферата;

- тестирование (устное или письменное).

Устная аттестация по билетам предполагает ответы на сформулированные в них вопросы, выполнение предложенных заданий (решение задач, выполнение лабораторных и практических работ, демонстрация опытов, разбор предложений, анализ текста и т.д.).

Экзаменационный материал по билетам составляется ОУ самостоятельно с учетом примерных вопросов для проведения государственной (итоговой) аттестации, разработанных Министерством образования и науки РФ, согласовывается с методическими объединениями ОУ и утверждается руководителем ОУ не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода.

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на
вопросы общего характера по всем учебным темам учебной программы. Собеседование целесообразно проводить с обучающимися, проявлявшими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Темы для собеседования разрабатываются методическими объединениями ОУ, утверждаются руководителем ОУ и не позднее чем за две недели до начала аттестационного периода объявляются учащимся.

Защита реферата предполагает:

- предварительный выбор выпускником интересующей его темы, работу с учетом рекомендации учителя-предметника (научного руководителя);

- глубокое изучение избранной для реферата проблемы;

- изложение вывода по теме реферата.

Данную форму экзамена рекомендуется выбирать учащимся, обладающим особыми творческими способностями, овладевшим основами исследовательской деятельности, что и определяет единичные выборы данной формы аттестации.

Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется на рецензию учителю-предметнику (научному руководителю).

Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией учителя на представленную работу, заслушивает сообщение выпускника и выставляет отметку выпускнику после защиты реферата.

5.2. Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования, учитывая следующие позиции:

- органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, осуществляют контроль за государственной (итоговой) аттестацией учащихся IX классов, создают с этой целью экспертные комиссии по контролю за ее проведением и за качеством экзаменационных материалов;

- задания практической части устного экзамена готовятся учителем-предметником, согласовываются с методическим объединением ОУ и утверждаются руководителем ОУ в срок не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода.

Эти материалы хранятся у директора ОУ в запечатанных конвертах, скрепленных печатью, и заранее учащимся не сообщаются.

5.3. Письменные экзамены для учащихся IX классов, обучающихся в классах компенсирующего обучения (ККО), в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, за рубежом и
заболевших в период итоговой аттестации, а также досрочные экзамены проводятся по текстам, полученным в Департаменте.

5.4. Для учащихся IX классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов и специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях, освоивших образовательные программы основного общего образования, тексты письменных экзаменационных работ по алгебре и русскому языку (диктант или изложение - по решению педагогического совета образовательного учреждения), вопросы и задания билетов к устным экзаменам составляются методическими объединениями образовательных учреждений и утверждаются на кафедре педагогической психологии, социальной и коррекционной педагогики Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ВОИПКиПРО).

5.5. По завершении экзаменов составляются протоколы экзаменов, которые хранятся в соответствии с установленными требованиями.

5.6. Экзаменационные материалы, разработанные Министерством образования и науки РФ или ВОИПКиПРО, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, получают в Департаменте в установленные сроки.

Руководитель ОУ несет персональную ответственность за сохранность и неразглашение экзаменационных материалов.

5.7. Письменный экзамен по алгебре в IX классе проводится по открытым текстам, опубликованным в “Сборнике заданий для проведения письменного экзамена за курс основной школы“, авторы: Л.В. Кузнецова и др. (М., “Дрофа“, издание 5-е, переработанное и дополненное, а также последующие издания).

5.8. Письменный экзамен по русскому языку в IX классе (включая ККО и классы при образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы) проводится в форме изложения по открытым текстам, опубликованным в “Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы“, авторы: Л.М. Рыбченкова и др. (М., “Дрофа“, издание 5-е, переработанное и дополненное, а также последующие издания).

В школах (классах) с углубленным изучением русского языка и литературы письменный экзамен в IX классе проводится
в форме сочинения.

Для учащихся IX классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов и специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях форму письменного экзамена за курс основной школы по русскому языку (диктант или изложение) определяет педагогический совет школы, при этом тексты письменных экзаменационных работ составляются методическими объединениями учителей образовательных учреждений и утверждаются на кафедре педагогической психологии, социальной и коррекционной педагогики ВОИПКиПРО.

5.9. По желанию учащихся IX класса освоение программы по физической культуре может завершаться сдачей экзамена (включающего в себя практическую и теоретическую части), который при успешной сдаче в установленные сроки аттестационного периода засчитывается как экзамен по выбору.

Итоговая отметка учащимся IX класса за экзамен по физической культуре определяется по средней отметке за сдачу теоретической и практической частей экзамена (с округлением в сторону наивысшей отметки). Отметка в аттестат выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.

К практической части экзамена допускаются ученики, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

6. Создание экзаменационной комиссии и ее работа

6.1. Итоговая аттестация проводится экзаменационными комиссиями, состав которых утверждается советом (педагогическим советом ОУ) и приказом по ОУ не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода. Замена членов экзаменационной комиссии проводится по приказу ОУ.

6.2. Председателем экзаменационной комиссии может быть руководитель ОУ, его заместитель по учебно-воспитательной работе, научно-методической работе или учитель по представлению директора.

Учитель, преподающий в данном классе предмет, по которому проводится итоговая аттестация, не может быть председателем экзаменационной комиссии.

6.3. На председателя экзаменационной комиссии возлагается ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету.

6.4. Вскрытие пакетов с экзаменационными материалами осуществляется председателем экзаменационной комиссии в соответствии с Федеральным положением.

6.5. Темы изложений
(сочинений), тексты заданий для письменных работ по алгебре записывают на доске.

6.6. На письменных экзаменах по русскому языку (кроме диктанта) учащимся разрешается по мере необходимости пользоваться всеми видами лингвистических словарей.

6.7. Время на выполнение письменных экзаменационных работ за курс основного общего образования в ОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.) может быть увеличено на 1,5 часа по решению педагогического совета.

6.8. Проверка письменных экзаменационных работ осуществляется в ОУ преподавателем данного предмета и членами экзаменационной комиссии. При незавершенной проверке работы хранятся в сейфе, который опечатывается и вскрывается в присутствии всех членов комиссии.

6.9. Отметка за письменную работу сообщается обучающемуся до сдачи им последующего экзамена.

6.10. В трехдневный срок после проведения экзамена обучающемуся предоставляется возможность ознакомиться со своей письменной работой, проверенной экзаменационной комиссией, и в случае несогласия с отметкой подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия в сфере образования.

6.11. По завершении экзамена по предмету экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается всеми членами комиссии.

В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.

7. Работа конфликтной комиссии по вопросам

государственной (итоговой) аттестации выпускников

7.1. Конфликтные комиссии создаются на уровне органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия в сфере образования.

7.2. Конфликтные комиссии в своей работе руководствуются действующими нормативными документами о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов и положениями о конфликтных комиссиях.

7.3. Положение и персональный состав комиссии при органе местного самоуправления, осуществляющем полномочия в сфере образования, утверждается приказом руководителя.

7.4. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность выставления отметки за ответы выпускника. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой и дополнительный опрос выпускника при рассмотрении апелляции не является обязанностью комиссии.

7.5. Комиссия вправе запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения о соблюдении процедуры проведения экзаменов или иную информацию.

7.6. Протоколы заседаний комиссии хранятся как документы строгой отчетности в течение года.

8. Реализация решений экзаменационных комиссий

8.1. Порядок выдачи документов об основном общем образовании проводится согласно Положению о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ от 03.12.1999 N 1075 (с изменениями и дополнениями) (в части, не противоречащей действующему законодательству).

8.2. Отметки в аттестат по каждому учебному предмету, изучавшемуся в классах второй ступени, проставляются арабскими цифрами “5“, “4“, “3“ и в скобках пишутся словами “отлично“, “хорошо“, “удовлетворительно“, в том числе выпускникам, занимавшимся физической культурой в специальных медицинских группах.

8.3. Фамилия, имя, отчество выпускника записываются в аттестатах в дательном падеже в строгом соответствии с данными паспорта или свидетельства о рождении.

Наименование учебных предметов пишутся с прописной буквы. Допускается запись отдельных учебных предметов на 2 строках.

8.4. Выпускникам, обучавшимся в ОУ, реализующих общеобразовательные программы и находящихся при лечебных учреждениях, аттестаты выдаются теми ОУ, из которых они выбыли на лечение, на основании отметок промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций, полученных в ОУ при лечебных учреждениях.

8.5. По результатам проведения итоговой аттестации выпускников принимается решение педагогического совета ОУ и издается приказ.

9. Порядок окончания учебного года

9.1. Порядок окончания учебного года устанавливается ежегодным приказом Департамента.

10. Государственная (итоговая) аттестация выпускников,

обучавшихся за рубежом

10.1. Выезд учащихся IX классов для обучения за рубежом согласовывается с органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования.

10.2. Выпускники IX классов ОУ области независимо от срока обучения за рубежом получают документ об основном общем образовании при наличии положительных годовых отметок по учебным предметам и обязательного прохождения государственной (итоговой) аттестации.

10.3. Порядок, сроки, форма проведения промежуточный аттестации обучавшихся за рубежом определяются педагогическим советом ОУ. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии с Федеральным положением и настоящим Порядком.

10.4. Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации для учащихся IX классов, закончивших курс обучения за рубежом позже сроков проведения государственной (итоговой) аттестации, устанавливает ОУ, согласовывая их с Департаментом.

При положительных результатах государственной (итоговой) аттестации обучающимся, освоившим образовательные программы основного общего образования, вручается документ об образовании установленного образца на общих основаниях.