Законы и бизнес в России

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 18.02.2010 “Заключение об исполнении в 2008 году Закона Воронежской области “О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ В 2008 ГОДУ ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

“О БЮДЖЕТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008

ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2009 И 2010 ГОДОВ“

1. Общие положения

1.1. Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области об исполнении в 2008 году Закона Воронежской области “О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области “О бюджетном процессе в Воронежской области“, “О Контрольно-счетной палате Воронежской области“ и иными законодательными актами Российской Федерации и Воронежской области.

1.2. При подготовке Заключения Контрольно-счетной палатой Воронежской области
проведена проверка отчета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2008 год, в результате которой достоверность представленных данных подтверждается.

1.3. Следует отметить, что правительством Воронежской области отчет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2008 год представлен в Контрольно-счетную палату с нарушением установленных ст. 38 Закона Воронежской области от 10.10.2008 N 81-ОЗ “О бюджетном процессе в Воронежской области“ сроков - 21 апреля 2009 года (необходимо - не позднее 15 апреля).

1.4. Заключение утверждено решением коллегии Контрольно-счетной палаты Воронежской области (протокол от 29 мая 2009 года N 6 (37)).

1.5. В тексте заключения применяются следующие сокращения:

ТФОМС или Фонд - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области;

ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

С - обязательное медицинское страхование;

ПГГ - программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории Воронежской области;

СМО - страховая медицинская организация;

РФПМ - резерв финансирования предупредительных мероприятий СМО;

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;

ПНП “Здоровье“ - приоритетный национальный проект “Здоровье“;

ДЛО - дополнительное лекарственное обеспечение;

ОНЛС - обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан.

2. Основные характеристики бюджета Фонда

2.1. Бюджет Фонда на 2008 год утвержден Законом Воронежской области от 05.12.2007 N 149-ОЗ “О бюджете Территориального фонда ОМС Воронежской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ по доходам в сумме 5180822,1 тыс. рублей. Расходы утверждены на ту же сумму.

В течение 2008 года в Закон N 149-ОЗ трижды вносились изменения, в результате которых бюджет Фонда утвержден:

- по доходам в сумме 6162860,2 тыс. рублей, или на 19% больше первоначальных назначений;

- по расходам в сумме 6026899,5 тыс. рублей (на 16,3% больше первоначальных назначений);

- профицит бюджета составил
135960,7 тыс. рублей.

Скорректированный план по расходам путем внесения изменений в бюджетную роспись составил 6171036,0 тыс. рублей.

По сравнению с 2007 годом доходы утверждены с ростом на 12,9%, расходы - на 13,5%. Однако это ниже сложившегося по Воронежской области уровня инфляции - 14,3%. В итоге реальные доходы и расходы Фонда не увеличились, а сократились соответственно на 1,4% и 0,8%. В итоге в сопоставимых ценах финансирование оказания медицинской помощи жителям Воронежской области в системе ОМС утверждено ниже, чем в 2007 году.

2.2. Фактическое исполнение бюджета сложилось следующим образом:

- доходная часть бюджета Фонда исполнена на 102,9% утвержденных назначений в сумме 6343391,7 тыс. рублей;

- расходная - на 99,1% уточненных назначений в сумме 6112844,2 тыс. рублей.

По итогам исполнения бюджета Фонда сложился профицит в сумме 230547,5 тыс. рублей.

Переходящий остаток средств Фонда увеличился с 86144,1 тыс. рублей на начало года до 316691,6 тыс. рублей на конец 2008 года.

3. Анализ исполнения доходной части бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области

Доходы Фонда, поступившие в сумме 6343391,7 тыс. рублей, превысили уровень доходов 2007 года на 16,2%, а с корректировкой на уровень инфляции - только на 1,9%.

Постатейное исполнение доходов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Доходы бюджета Территориального фонда обязательного

медицинского страхования Воронежской области

-------------------------------------T------------T-----------------------T----------¬

¦ Наименование показателя ¦ Исполнено, ¦ Исполнение, % ¦ Доля в ¦

¦ ¦тыс. рублей +-----------T-----------+структуре ¦

¦ ¦ ¦ к плану ¦ к факту ¦доходов, %¦

¦ ¦ ¦ 2008 года ¦ 2007 года ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦ДОХОДЫ, всего ¦ 6 343 391,7¦ 102,9¦ 116,2¦ 100¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦1. Налоговые доходы ¦ 1 685 973,6¦ 109,0¦ 125,2¦ 26,6¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- единый социальный налог, ¦ 1 561 815,2¦ 109,7¦ 125,0¦ 24,6¦

¦зачисляемый в ТФОМС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- налоги на совокупный доход ¦ 119 619,8¦ 100,0¦ 125,8¦ 1,9¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- поступления и перерасчеты по ¦ 4 538,6¦ 129,7¦ 206,9¦ 0,1¦

¦отмененным налогам, сборам и иным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦платежам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦2. Прочие неналоговые доходы ¦ 74 390,0¦ 127,1¦ 116,9¦ 1,2¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦3. Безвозмездные поступления ¦ 4 583 028,1¦ 100,6¦ 113,2¦ 72,2¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦3.1. Поступления из областного ¦ 2 400 881,0¦ 100,0¦ 120,1¦ 37,8¦

¦бюджета на ОМС неработающего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦3.2. Межбюджетные трансферты ФФОМС ¦ 2 182 147,1¦ 101,2¦ 106,5¦ 34,4¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- дотации на выполнение ¦ 1 174 443,1¦ 100,0¦ 140,1¦ 18,5¦

¦территориальной программы ОМС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- субсидии на ОМС детей ¦ 42 451,3¦ 100,0¦ 106,2¦ 0,7¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- дотации на выполнение ¦ 6 244,6¦ 100,0¦ ¦ 0,1¦

¦территориальной программы ОМС (на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦завершение расчетов по ДЛО за 2007 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦год) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+ +----------+

¦- субсидии на завершение расчетов по¦ 205 031,9¦ 100,0¦ 43,6¦ 3,2¦

¦ДЛО за 2007 год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+ +----------+

¦- субвенции на завершение расчетов ¦ 747,3¦ 100,0¦ ¦ -¦

¦по ДЛО за 2007 год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- субвенции на ОНЛС (на 2008 год) ¦ 353 280,1¦ 105,1¦ 83,9¦ 5,6¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- субвенции на выплаты медперсоналу ¦ 324 014,5¦ 100,8,¦ 135,8¦ 5,1¦

¦первичного звена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- субсидии на проведение ¦ 67 938,5¦ 100,2¦ 425,4¦ 1,1¦

¦дополнительной диспансеризации
¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦работающих граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+----------+

¦- субсидии на диспансеризацию ¦ 7 995,8¦ 411,2¦ 386,0¦ 0,1¦

¦пребывающих в стационарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учреждениях детей-сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦находящихся в трудной жизненной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ситуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------

Рис. 1. Структура доходной части бюджета Фонда

Рисунок не приводится.

Из сведений, приведенных в таблице и диаграмме, следует, что основную часть доходов бюджета Фонда (64,4%) составляют собственные доходы региона - налоговые поступления и страховые взносы на ОМС неработающего населения. Кроме того, значительная часть доходов бюджета сформирована за счет безвозмездных поступлений из ФФ ОМС (34,4% всех доходов), которые предназначены для финансирования территориальной программы ОМС, обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами и реализации ПНП “Здоровье“.

3.1. Налоговые доходы составили 26,6% общей суммы доходов, что на 1,9% выше удельного веса этих же поступлений в структуре доходов 2007 года.

Поступление единого социального налога в части, зачисляемой в бюджет Фонда, составили 1561815,2 тыс. рублей, или 109,7% утвержденных назначений. Доля единого социального налога в структуре доходной части увеличилась и составила 24,6% (в 2007 году - 22,9%). По сравнению с 2007 годом поступления по данному источнику также возросли - на 25%. Увеличение поступлений по единому социальному налогу объясняется ростом заработной платы в регионе и все большей ее легализацией. Однако реальные темпы роста ЕСН сократились с учетом инфляции с 17% в 2007 году до 10,7%.

Доходы от поступления налогов на совокупный доход предприятий и организаций зачислены на счет Фонда в общей сумме 119619,8 тыс. рублей (на 25,8% больше поступлений за 2007 год), или 100% плана, в том числе:

- поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 71118,3 тыс. рублей, или 99,8% утвержденных назначений;

- поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 45396,5 тыс. рублей (99,8% плана);

- поступления единого сельскохозяйственного налога - 3105,0 тыс. рублей (107,8% плана).

Доходы от перечисления в бюджет задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам составили 4538,6 тыс. рублей, что обеспечило выполнение утвержденных назначений на 129,7% и превысило уровень поступлений 2007 года на 106,9%.

3.2. Поступления прочих неналоговых доходов в 2008 году составили 74390,0 тыс. рублей (127,1% утвержденных назначений и 116,9% к уровню 2007 года) и включают в себя следующие доходы:

- прочие неналоговые доходы в сумме 71195,0 тыс. рублей - это оплата за медицинские услуги, оказанные жителям других субъектов РФ на территории Воронежской области, возмещение расходов СМО и возврат средств от ЛПУ. Исполнение этих доходов составило 130,6% утвержденных назначений и превысило на 52,1% уровень поступлений 2007 года, что связано с увеличением количества пролеченных в Воронежской области граждан, имеющих медицинские полисы других субъектов, с 71 до 106 тысяч человек;

- объем доходов от поступления недоимки и пени по страховым взносам на ОМС неработающего населения в сумме 3129,2 тыс. рублей составил 77,4% утвержденных назначений и только 18,7% доходов 2007 года. Столь существенное невыполнение данных доходов произошло в связи с неуплатой администрацией Кантемировского муниципального района задолженности по мировому соглашению на сумму 915,6 тыс. рублей. Следует отметить, что нарушение администрацией Кантемировского муниципального района графика погашения задолженности Контрольно-счетной палатой отмечалось и в заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда за 2007 год, то есть это уже стало системой и требует применения более кардинальных мер к этому должнику;

- доходы от возмещения сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, денежные взыскания (штрафы) и доходы от реализации имущества составили 65,8 тыс. рублей, или на 39,8% меньше уровня 2007 года.

3.3. Значительную долю доходов бюджета Фонда (37,8% против 36,6% в 2007 году) составили поступления из областного бюджета страховых взносов на ОМС неработающего населения в сумме 2400881,0 тыс. рублей. Утвержденные назначения по данному виду доходов Фонда исполнены в полном объеме и на 20,1% превысили доходы 2007 года. Страховой платеж в расчете на одного неработающего (1633 рубля) по итогам года превысил на 21,1% страховой платеж 2007 года (1349 рублей), а также на 0,8% показатель, утвержденный в бюджете (1620 рублей), что связано как с увеличением страховых взносов из областного бюджета, так и с уменьшением в течение 2008 года количества неработающих жителей области на 11,6 тыс. человек <*>.

--------------------------------

<*> На 01.01.2008 количество неработающих жителей области составляло 1482,1 тыс. человек, на 01.01.2009 - 1470,5 тыс. человек.

3.4. Межбюджетные трансферты ФФОМС получены Фондом в сумме 2182147,1 тыс. рублей, что составило 101,2% плана 2008 года и на 6,5% превысило поступления 2007 года. В структуре доходов Фонда они составили 34,4% против 37,5% в 2007 году и включают следующие группы доходов:

- дотации ФФОМС на выполнение территориальной программы ОМС в сумме 1216894,4 тыс. рублей, в том числе на ОМС детей - 42451,3 тыс. рублей (100% плана);

- средства федерального бюджета на реализацию ПНП “Здоровье“ в сумме 399948,8 тыс. рублей, в том числе:

- субвенции на выплаты медицинским работникам первичного звена - 324014,5 тыс. рублей, что составляет 100,8% от утвержденной в бюджете суммы и на 35,8% больше, чем в 2007 году. Увеличение этих расходов по сравнению с 2007 годом объясняется включением в их состав расходов по предоставлению установленных Трудовым кодексом РФ гарантий в части сохранения среднего заработка (ст. 114, ч. 4 ст. 139, ст. ст. 167, 183 и 187). Несколько увеличилось и количество получающих выплаты медицинских работников - с 2735 человек на начало до 2825 на конец 2008 года;

- субсидии на дополнительную диспансеризацию работающих граждан перечислены в объеме 67938,5 тыс. рублей (100,2% утвержденных назначений и 425,4% доходов 2007 года). Столь существенное увеличение по сравнению с 2007 годом уровня данных доходов связано как с увеличением более чем в 2 раза количества диспансеризуемых работающих граждан (с 32125 человек до 69757 человек), так и с ростом тарифов на 1 диспансеризуемого (с 540 рублей в 2007 году до 974 рублей в 2008 году, или на 80,4%);

- субсидии на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составили 7995,8 тыс. рублей. Исполнение этих доходов составило 411,2% утвержденных назначений и превысило на 286,0% уровень поступлений 2007 года, что также связано с увеличением количества подлежащих диспансеризации детей и ростом тарифов на 1 ребенка;

- поступления на обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами составили 559065,5 тыс. рублей, в том числе:

- субвенции на ОНЛС на 2008 год - 353280,1 тыс. рублей (105,1% утвержденных назначений);

- поступления на завершение расчетов по ДЛО за 2007 год в сумме 212023,8 тыс. рублей (100% утвержденных назначений).

4. Анализ исполнения расходов бюджета Территориального фонда ОМС Воронежской области

4.1. Кассовые расходы Фонда в отчетном году составили 6112844,2 тыс. рублей, или 99,1% утвержденных бюджетных назначений. По сравнению с 2007 годом расходы выросли на 12,4%.

Характеристика исполнения расходной части бюджета Фонда приведена в таблице 2 и на рис. 2.

Таблица 2

Расходы бюджета Территориального фонда обязательного

медицинского страхования Воронежской области

-------------------------------------T------------T-----------------------T-----------¬

¦ Наименование показателя ¦ Исполнение,¦ Исполнение, % ¦ Структура ¦

¦ ¦ 2008 год, +-----------T-----------+расходов, %¦

¦ ¦тыс. рублей ¦ к плану ¦ к факту ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 2008 года ¦ 2007 года ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦РАСХОДЫ, всего ¦ 6 112 844,2¦ 99,1¦ 112,4¦ 100¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦Финансирование территориальной ¦ 5 063 057,1¦ 100,0¦ 122,3¦ 82,9¦

¦программы ОМС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦- на финансирование медицинской ¦ 5 020 605,8¦ 100,0¦ 122,4¦ 82,2¦

¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦- на ОМС детей ¦ 42 451,3¦ 100,0¦ 106,2¦ 0,7¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦Реализация ПНП “Здоровье“ ¦ 372 029,1¦ 92,9¦ 139,9¦ 6,0¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦- на выплаты медперсоналу ¦ 295 971,6¦ 91,3¦ 124,1¦ 4,8¦

¦первичного звена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦- на проведение дополнительной ¦ 67 943,3¦ 100,0¦ 387,8¦ 1,1¦

¦диспансеризации работающих граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦- на диспансеризацию пребывающих в ¦ 8 114,2¦ 100,0¦ 415,6¦ 0,1¦

¦стационарных учреждениях детей- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сирот и детей, находящихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦трудной жизненной ситуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦Расходы на завершение расчетов по ¦ 212 023,8¦ 100,0¦ 42,4¦ 3,5¦

¦ДЛО за 2007 год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦Межбюджетные трансферты по ОНЛС на ¦ 353 280,1¦ 100,0¦ 83,9¦ 5,8¦

¦2008 год (перечислены ГФУ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+------------+-----------+-----------+-----------+

¦Выполнение управленческих функций ¦ 112 454,1¦ 79,3¦ 101,0¦ 1,8¦

L------------------------------------+------------+-----------+-----------+------------

Рис. 2. Структура расходной части бюджета Фонда

Рисунок не приводится.

Анализ структуры расходной части бюджета Фонда показывает, что основная доля расходов Фонда (82,9%) в объеме 5063057,1 тыс. рублей направлена на финансирование территориальной программы ОМС. Это составляет 100% утвержденной суммы и на 22,3% превышает финансирование территориальной программы ОМС в 2007 году.

4.2. Территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2008 год была утверждена в составе ПГГ в сумме 5097,7 млн. рублей с дефицитом 2,9% и ростом к 2007 году на 21%.

Фактически на реализацию программы ОМС страховым медицинским компаниям в 2008 году направлено, как указано выше, 5063,1 млн. рублей. Медицинскими учреждениями израсходовано 4995,6 млн. рублей (98% утвержденного объема), или на 22,5% больше, чем в предыдущем году. Подушевой норматив финансирования увеличился еще больше - на 25%: с 1758,6 рублей в 2007 году до 2199,4 рублей - и приблизился к федеральному - 2207,1 рублей в год. Однако произошло это в том числе и за счет снижения численности населения Воронежской области.

Анализ структуры медицинской помощи в системе ОМС показал, что тенденция снижения стационарной и развития амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи продолжается. Так, по сравнению с 2006 годом объем медицинской помощи (в расчете на одного застрахованного), оказанной в стационаре, снизился на 6,1%, а в амбулаториях и поликлиниках вырос на 7,9%, в дневных стационарах - на 6,3%.

Вместе с тем приходится констатировать, что федеральные нормативы еще не достигнуты. Так, объемы медицинской помощи на одного застрахованного жителя области выполняются только по дневному стационару - 0,538 пациенто-дня в год (112,3% норматива). Объем амбулаторно-поликлинической помощи норматива не достигает на 13,2% и составляет 7,338 посещения при рекомендованном количестве посещений на одного человека - 8,458 посещения в год. По стационарной помощи, несмотря на постепенное снижение объемов этого самого затратного вида медицинской помощи в расчете на одного жителя, все еще отмечается превышение федерального норматива. В 2008 году оно составляет 20%: при нормативе 1,942 койко-дня фактически на одного жителя области приходится 2,333 койко-дня в год.

Анализ финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (тарифы на медицинские услуги) показал, что средний тариф одного амбулаторного посещения в 2008 году (119,4 рубля) выше федерального (103,2 рубля) на 15,7%. По стационарной же и стационарозамещающей помощи тарифы ниже федеральных нормативов, даже с учетом того, что в течение года они повышались 4 раза, в том числе отдельно индексировались тарифы для сельских ЛПУ. Так, средний тариф по дневному стационару (207,8 рубля) ниже федерального на 19,5% (258,1 рубля). Тариф по стационарной помощи (стоимость койко-дня) составил, в среднем, 547,9 рубля - это на 7,2% ниже нормативной стоимости койко-дня (590,1 рубля). При этом тарифы по районным больницам ниже средних тарифов на 11%, а по ЛПУ г. Воронежа - на 8% выше.

Однако такое достаточно благополучное соотношение региональных тарифов и федеральных сложилось в связи с тем, что федеральные финансовые нормативы, действовавшие в 2007 - 2008 годах, были снижены по сравнению с 2006 годом (в среднем на 14%) и реальной стоимости медицинской услуги при росте заработной платы медицинского персонала и цен на медикаменты не отражали. В итоге дефицит территориальной программы ОМС составил только 4,9% (в 2006 году - 27,1%).

На 2009 год федеральные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи увеличены более чем в 1,5 раза и приближены к реальным финансовым условиям. В результате расхождение областных тарифов и федеральных нормативов увеличилось, но теперь отражает реальную картину в системе ОМС области. А именно тарифы на медицинские услуги, действующие с начала 2009 года, по стационарной помощи ниже федеральных нормативов на 53%, по дневным стационарам - на 56%, по амбулаторной помощи - на 29%.

Низкий уровень тарифов на медицинские услуги влечет за собой несоблюдение медицинскими учреждениями области тарифного соглашения, регламентирующего структуру расходов средств ОМС: основная доля тарифа используется на оплату труда с начислениями.

В 2008 году на оплату труда ЛПУ израсходовали 74,7% заработанных средств ОМС, на медикаменты - 16,5%, тогда как в 2006 году эти расходы составляли 72,7% и 17,0% соответственно. То есть уровень финансового обеспечения медицинской помощи за счет средств ОМС в 2008 году по сравнению с 2006 годом снизился.

4.2.1. Расходы на ведение дела страховых медицинских организаций, входящие в состав оплаты медицинских услуг, составили в 2008 году 64417,1 тыс. рублей, или 1,4% суммы средств, направленных на финансирование программы ОМС (в 2007 году соответственно 88230,2 тыс. рублей, или 2,1%).

Следует отметить, что норматив на ведение дела СМО в течение 2008 года по решению правления ТФОМС дважды снижался и составил 3% - в первом квартале, 2,4% - во втором, 2,2% - во втором полугодии 2008 года, что увеличило долю средств, направленных в ЛПУ. Тем не менее остатки средств на ведение дела СМО увеличились с 17507,9 тыс. рублей по состоянию на 1 апреля 2008 года до 21224,5 тыс. рублей - на начало 2009 года. Решением правления ТФОМС с 1 января 2009 года норматив расходов на ведение дела СМО уменьшен до 1,2%. Однако остатки средств на ведение дела продолжают расти: по состоянию на 01.04.2009 они составили 27640,3 тыс. рублей, в том числе в СМК “Альмеда“ - 14915,1 тыс. рублей, в СМК “Инко-Мед“ - 9970,2 тыс. рублей, что требует дополнительного анализа данной ситуации.

4.2.2. Резерв финансирования предупредительных мероприятий страховых медицинских организаций формировался СМО в 2008 году в соответствии с нормативом, установленным ТФОМС в размере 3% средств, полученных от ТФОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам.

Использование средств РФПМ осуществлялось впервые в 2008 году в соответствии с планом мероприятий по финансированию ЛПУ Воронежской области за счет средств РФПМ. В 2008 году планом мероприятий, утвержденным Главным управлением здравоохранения Воронежской области и согласованным с ТФОМС, предусмотрено финансирование ЛПУ области в сумме 170000 тыс. рублей. Из них в 36 ЛПУ планировалось приобретение медикаментов на сумму 28240 тыс. рублей и в 24 ЛПУ - приобретение медицинского оборудования на сумму 139440 тыс. рублей. Кроме того, предусмотрена закупка противопролежневых матрасов для муниципальных сосудистых центров на сумму 250 тыс. рублей и повышение квалификации работников 51 ЛПУ области - 2070 тыс. рублей.

Фактически резервы финансирования предупредительных мероприятий страховыми компаниями сформированы в общей сумме 153984 тыс. рублей с учетом остатка на начало года - 161942 тыс. рублей, или 95% плана. В соответствии с планом в течение года использовано только 156851,9 тыс. рублей. Средства РФПМ в сумме 4080,9 тыс. рублей (в компаниях “Совита“ и “Газпроммедстрах“) не были израсходованы и ввиду их неиспользования в рамках РФПМ были зачислены в резерв оплаты медицинских услуг по счетам ЛПУ.

Помимо этого, контрольно-ревизионным отделом ТФОМС установлено, что средства РФПМ в сумме 187,9 тыс. рублей использованы ЛПУ области не по целевому назначению: средства расходовались на приобретение дезсредств и изделий медицинского назначения вместо медикаментов и на повышение квалификации врачей по специальностям, не входящим в систему ОМС. Проверкой Контрольно-счетной палаты установлено, что средства восстановлены в полном объеме.

4.2.3. Контроль качества медицинской помощи и защита прав застрахованных в системе ОМС - важный аспект работы Фонда и страховых компаний, направленный на повышение уровня оказания медицинской помощи и удовлетворенности пациентов работой ЛПУ. В 2008 году экспертизами качества медицинской помощи, проведенными ТФОМС и СМО, установлено 137,5 тыс. случаев оказания медицинской помощи ненадлежащего качества и 264 случая взимания платы с застрахованных за предоставленную помощь, предусмотренную территориальной программой ОМС.

По данным социологических опросов, проведенных Фондом и страховыми компаниями в 2008 году, из 5186 жителей области 214 человек (4%) не удовлетворены качеством медицинской помощи, в том числе при получении ее в поликлиниках - 149 человек. Тем не менее публикации в печатных СМИ и телерепортажи, а также опросы, проведенные компанией “Контент“, свидетельствуют о том, что скорее удовлетворены качеством медицинской помощи только 4%.

За 2008 год в ТФОМС и СМО поступило почти 43 тысячи обращений, из них десятая часть - по лекарственному обеспечению и взиманию денежных средств за медицинскую помощь, которая должна оказываться бесплатно в рамках программы ОМС (приобретение медикаментов, оплата диагностических услуг и анализов, добровольные пожертвования). В частности, в 2008 году удовлетворено 353 жалобы, и гражданам возмещены средства в сумме 407 тыс. рублей, из них 374,7 тыс. рублей - в досудебном порядке.

4.3. Нормированный страховой запас сформирован в отчетном году в сумме 350000 тыс. рублей, что составляет 100% от предусмотренной в бюджете Фонда суммы. На реализацию территориальной программы ОМС в страховые медицинские компании по их заявкам в связи с недостатком средств направлено 160825,9 тыс. рублей. Неиспользованный остаток средств нормированного страхового запаса - 189174,1 тыс. рублей - направлен на финансирование территориальной программы ОМС 2009 года.

4.4. В 2008 году Фонд продолжал участвовать в реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“, расходы произведены в сумме 372029,1 тыс. рублей, в том числе:

- на дополнительные выплаты медицинскому персоналу первичного звена - 295971,6 тыс. рублей (91,3% бюджетных назначений). Низкий процент исполнения связан с дополнительным финансированием из ФФОМС сверх заявленных Фондом сумм, в то время как выплаты медработникам произведены в полном объеме. Следует отметить существенное изменение состава получающих выплаты медицинских работников: если в 2006 году доля участковых терапевтов составляла 51,9% общего количества участвующего в проекте медицинского персонала, а доля врачей общей практики - семейных врачей - 12,4%, то по состоянию на 1 января 2009 года доля врачей общей практики увеличилась до 39,2%;

- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан направлено 67943,3 тыс. рублей (100% плана);

- на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 8114,2 тыс. рублей (100%). Диспансеризацию прошли 5402 ребенка данной категории.

4.5. В 2008 году ОНЛС осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 873 <*>, согласно которому территориальные фонды перечисляют полученные от ФФ ОМС субвенции в полном объеме в форме межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов РФ.

--------------------------------

<*> Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 873 “О предоставлении в 2008 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского “азначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов“.

Лимит финансирования, установленный федеральным бюджетом на 2008 год, рассчитанный по количеству граждан, сохранивших право на набор социальных услуг (на начало 2008 года - 56 тыс. человек, на конец года - 70,5 тыс. человек), составил 353280,1 тыс. рублей.

Полученную от ФФОМС субвенцию на ОНЛС в сумме 353280,1 тыс. рублей Фонд в полном объеме перечислил в форме межбюджетных трансфертов в областной бюджет.

На завершение расчетов по ДЛО за 2007 год Фондом направлено 212023,8 тыс. рублей (100% плановых назначений).

4.6. На содержание исполнительной дирекции Фонда израсходовано 112454,1 тыс. рублей, или 2,1% общего объема доходов без учета средств на ОНЛС и ПНП “Здоровье“. Это 79,3% утвержденной сметы на содержание аппарата ТФОМС и почти на треть меньше разрешенного норматива.

5. Остаток средств Фонда в течение 2008 года увеличился на 230547,5 тыс. рублей и составил 316691,6 тыс. рублей, в том числе по направлениям:

- на выполнение территориальной программы ОМС - 285774,1 тыс. рублей;

- на выплаты медперсоналу первичного звена - 30914,9 тыс. рублей;

- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 2,6 тыс. рублей.

6. Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что исполнение бюджета ТФОМС за 2008 год соответствует действующему законодательству. Причин для отклонения проекта Закона Воронежской области “Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2008 год“, несмотря на существующие проблемы, Контрольно-счетная палата Воронежской области не усматривает.

Первый заместитель председателя

Контрольно-счетной палаты

Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник отдела контроля

расходов на социально-культурную

сферу, науку и СМИ

Л.Н.ШИЛЬНИКОВА