Законы и бизнес в России

Информация Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 10.07.2009 “Информация о результатах проверки эффективности и целевого использования субвенций областного бюджета, переданных в 2008 году органам местного самоуправления на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И

ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБВЕНЦИЙ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА,

ПЕРЕДАННЫХ В 2008 ГОДУ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правовой основой для обеспечения в 2008 году жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, служат федеральные и региональные нормативные правовые акты.

Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются органами
исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Норма предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма установлена Законом Воронежской области N 93-ОЗ “О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма“ в размере: не менее 33 кв. м общей площади - одиноко проживающим гражданам, не менее 42 кв. м - семьям, состоящим из двух человек, не менее 18 кв. м общей площади на одного члена семьи - семьям, состоящим из трех и более человек.

В соответствии с областным Законом N 143-ОЗ “Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ в 2008 году на приобретение жилья для детей-сирот предусматривались средства областного бюджета в объеме 45350 тыс. рублей в рамках финансирования областной целевой программы “Развитие образования Воронежской области на 2006 - 2010 годы“. Данные средства направлялись в виде субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Воронежской области. Распределение субвенций определено приложением 20 к закону об областном бюджете на основании заявок муниципальных районов о количестве лиц из числа детей-сирот, состоящих в льготных списках на получение жилья в 2008 году.

Однако сам закон о наделении органов местного самоуправления Воронежской области полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями до настоящего времени не принят.

Проект закона проходил согласование в ноябре 2007 года и требовал существенной доработки. Кроме того, в заключении правового управления ставился вопрос о целесообразности рассмотрения законопроекта в связи с принятием областного Закона от 09.10.2007 N 93-ОЗ. В соответствии с этим Главным управлением образования вносились предложения о передаче функций по обеспечению жильем лиц из числа
детей-сирот Главному управлению социального развития. Данные предложения поддержаны не были. Повторно проект закона о передаче полномочий представлен на рассмотрение в декабре 2008 года, но был отозван разработчиком (Главное управление образования Воронежской области) в связи с отрицательным заключением комитета по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствам массовой информации Воронежской областной Думы.

Законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями имеют особый порядок вступления в силу (п. 7 ст. 19 Закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“). Законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом о бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: закон Воронежской области называется “Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“, а не “Об областном бюджете на 2008 - 2010 годы“.

В Законе Воронежской области “Об областном бюджете на 2008 - 2010 годы“ это прописано не было, а принятие в декабре 2008 года закона о передаче полномочий органам местного самоуправления, вступающего в силу с января 2008 года, противоречило бы федеральному законодательству.

Тем не менее передача полномочий на приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот органам местного самоуправления была необходима. В противном случае, обеспечение жильем этой категории граждан по всем районам области и по г. Воронежу следовало производить на областном уровне, что отразилось бы не лучшим образом на приобретении жилья и эффективности использования
средств, выделенных на эти цели. При этом нельзя не отметить, что объемы средств, планируемых на 2008 год, были значительны (45350 тыс. рублей), остаются они весьма значительными и на последующие годы: 2009 год - 45350 тыс. рублей, 2010 год - 49885 тыс. рублей, 2011 год - 53376 тыс. рублей.

Проверкой эффективности и целевого использования муниципальными образованиями субвенций областного бюджета на приобретение жилья в 2008 году установлено, что в Главное управление образования Воронежской области (далее - ГУО) субвенции поступили в общей сумме 45350 тыс. рублей, в том числе: январь - 11337 тыс. рублей, апрель - 11337 тыс. рублей и сентябрь - 22676 тыс. рублей.

Бюджетам муниципальных районов субвенции на приобретение жилья для 78 лиц из числа детей-сирот переданы в полном объеме в сумме 45350 тыс. рублей, но с задержкой в 1 - 2 месяца.

В ходе проверки (в том числе в ходе встречных проверок в Бобровском, Лискинском муниципальных районах и в городском округе город Воронеж) нецелевого использования субвенций, переданных бюджетам муниципальных районов, не установлено. Тем не менее эффективность их освоения в разных муниципальных образованиях области различна.

Сведения по освоению средств муниципальными образованиями, представленные департаментом образования, спорта и молодежной политики, приведены в таблице:

----T------------------------------------T-------------T--------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Субвенция ¦ Использование субвенции¦

¦п/п¦ муниципального образования ¦(тыс. рублей)¦ (тыс. рублей) ¦

¦ ¦ ¦ +-------------T------------+

¦ ¦ ¦ ¦ приобретено ¦ жилье не ¦

¦ ¦ ¦ ¦ жилье ¦приобретено ¦

¦ ¦ ¦ ¦ на сумму ¦в 2008 году ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦1. ¦Аннинский муниципальный район ¦ 350¦ 350¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦2. ¦Бобровский муниципальный район ¦ 1 750¦ 1 750¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦3. ¦Богучарский муниципальный район ¦ 300¦ 300¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦4. ¦Бутурлиновский муниципальный район ¦ 900¦ 900¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦5. ¦Верхнемамонский муниципальный район ¦ 600¦ 600¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦6. ¦Воробьевский муниципальный район ¦ 500¦ ¦ 500¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦7. ¦Грибановский муниципальный район ¦ 400¦ 400¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦8. ¦Калачеевский муниципальный район ¦ 200¦ 200¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦9. ¦Каменский муниципальный район ¦ 200¦ ¦ 200¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦10.¦Кантемировский муниципальный район ¦ 600¦ 600¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦11.¦Лискинский муниципальный район ¦ 1 500¦ 1 500¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦12.¦Нижнедевицкий муниципальный район ¦ 350¦ ¦ 350¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (возврат)¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦13.¦Новоусманский муниципальный район ¦ 1 050¦ 1 050¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦14.¦Ольховатский муниципальный район ¦ 1 200¦ 1 200¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦15.¦Острогожский муниципальный район ¦ 300¦ 300¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦16.¦Павловский муниципальный район ¦ 900¦ ¦ 900¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦17.¦Панинский муниципальный район ¦ 600¦ ¦ 600¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦18.¦Петропавловский муниципальный район ¦ 300¦ 300¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦19.¦Поворинский муниципальный район ¦ 300¦ 300¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦20.¦Рамонский муниципальный район ¦ 350¦ 250¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦21.¦Репьевский муниципальный район ¦ 200¦ 200¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦22.¦Россошанский муниципальный район ¦ 800¦ 800¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦23.¦Семилукский муниципальный район ¦ 1 500¦ 1 500¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦24.¦Таловский муниципальный район ¦ 1 000¦ 1 000¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦25.¦Терновский муниципальный район ¦ 500¦ 500¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦26.¦Хохольский муниципальный район ¦ 1 000¦ ¦ 1 000¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦27.¦Эртильский муниципальный район ¦ 500¦ 500¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦28.¦Борисоглебский городской округ ¦ 1 200¦ 1 200¦ ¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦29.¦Городской округ город Воронеж ¦ 26 000¦ 14 487¦ 11 513¦

+---+------------------------------------+-------------+-------------+------------+

¦ ¦Всего ¦ 45 350¦ 30 287¦ 15 063¦

L---+------------------------------------+-------------+-------------+-------------

Из таблицы видно, что квартиры и дома для детей-сирот и лиц из их числа приобретены в 22 муниципальных районах и частично в г. Воронеже на общую сумму 30287 тыс. рублей. В 7 же муниципальных районах, включая г. Воронеж, жилье на момент проверки не приобретено, субвенции в сумме 15063 тыс. рублей (33% общей суммы) в 2008 году не освоены по разным причинам.

Так, средства в сумме 350 тыс. рублей, переданные бюджету Нижнедевицкого муниципального района 11.11.2008, возвращены в областной бюджет в связи с тем, что выпускник Семилукского профессионального училища (далее - ПУ) Н.А.П., которому планировалось приобретение жилья за счет этих средств, возвращаться в район на постоянное жительство отказался.

Это одна из проблем, связанных с освоением субвенций, когда лица из числа детей-сирот, для которых приобретается жилье в соответствии с Законом N 159-ФЗ, не всегда согласны получать жилье по месту жительства, в том числе и потому, что полученная ими специальность в данном населенном пункте не всегда востребована.

Другая, не менее сложная проблема, - это недостаточный объем субвенций для приобретения жилья в отдельных районах области.

Наконец, отдельные муниципальные образования, получив субвенцию, не успели их освоить в 2008 году, в том числе и по причине неоперативности.

Так, в Воробьевым муниципальном районе заявка Воробьевского сельского поселения на приобретение жилья для выпускника Калачеевского ПУ В.В.В. поступила в отдел муниципального заказа спустя месяц после получения средств - 14.12.2008, муниципальный контракт заключен спустя еще месяц - 13.01.2009. На момент проверки средства продавцу дома не перечислены. Из Руднянского сельского поселения заявка на приобретение жилья для выпускника ПУ N 41 (Поворино) З.С.П. поступила только 20.01.2009 - двумя месяцами позже поступления субвенции. Эти факты свидетельствуют о неудовлетворительной работе районного отдела опеки и попечительства с сельскими поселениями.

В то же время в Панинском муниципальном районе, куда субвенция в сумме 600 тыс. рублей поступила одновременно с Воробьевским районом, уже 28.11.2008 проведены конкурсы котировок, а в декабре по итогам конкурса уже была приобретена квартира стоимостью 300 тыс. рублей в с. 1-я Михайловка для выпускницы ПУ N 12 (г. Воронеж) Б.Н.Ю. Приобретение жилья для А.М.Г. в селе 2-й Красный Лиман, где он проживает с семьей, приостановлено по причине смены собственника дома, подобранного для покупки.

Аналогично в городском округе город Воронеж освоение средств в сумме 11513 тыс. рублей, также полученных 11 ноября, проведено достаточно оперативно и эффективно - открытый конкурс состоялся 25 декабря, а в январе 2009 года уже были заключены муниципальные контракты на долевое участие в строительстве 8 квартир по ул. Минской со сроком сдачи дома в первом полугодии 2009 года. Следует, однако, отметить, что средства в сумме 10264,2 тыс. рублей перечислены из городского бюджета только в ходе проверки Контрольно-счетной палаты в последний день срока, определенного контрактами. Нельзя не отметить и положительного результата работы городской администрации, когда по итогам торгов были сэкономлены средства в сумме 1248,8 тыс. рублей, что позволит в 2009 году приобрести дополнительно еще одну однокомнатную квартиру.

Между тем отдельные муниципальные районы не освоили средства, полученные еще в июне 2008 года. К примеру, бюджету Хохольского муниципального района субвенция в объеме 1000 тыс. рублей на обеспечение жильем 4 человек передана еще 26.06.2008, однако средства до января 2009 года не освоены, поскольку заявки на конкурс были поданы спустя три месяца после получения средств. В результате из 4 человек только для выпускника ПУ N 2 (г. Воронеж) Г.П.И. в конце ноября приобретен дом за 120 тыс. рублей в с. Борщево, от которого он отказывается, поскольку в доме нет ни воды, ни канализации, нет и перспектив подключения газа, т.к. село не газифицировано. В итоге использование средств областного бюджета в сумме 120 тыс. рублей эффективным назвать нельзя.

В этом же муниципальном районе для трех братьев Асташовых конкурс на приобретение жилья был объявлен еще позже - спустя 5 месяцев после получения субвенций, и тот не состоялся ввиду отсутствия заявок. Согласно информации главы администрации Хохольского района это связано с тем, что стоимость жилых домов с водоснабжением, газовым отоплением и другими удобствами составляет в районе не менее 450 тыс. рублей. Однако никаких управленческих решений по увеличению средств на приобретение жилья в районе не предпринималось. В результате средства областного бюджета в сумме 1 млн. рублей пролежали более полугода, что является неэффективным их использованием.

Аналогичная ситуация сложилась и в Каменском муниципальном районе. Сложности в освоении субвенции связаны с тем, что выбор жилья для выпускника Каменского ПУ Б.А.П. на сумму полученной в ноябре 2008 года субвенции в размере 200 тыс. рублей существенно ограничен, поскольку в поселке Каменка согласно информации районного отдела образования рыночная стоимость жилья с удобствами составляет не менее 550 тыс. рублей.

В Павловском муниципальном районе средства областного бюджета также не освоены. Согласно пояснению главы города аналогично другим районам это связано с недостаточностью размера субвенции. Однако надо отметить, что в Павловск еще в июне 2008 года было перечислено 837 тыс. рублей, а в ноябре в ответ на обращение администрации района перечислено еще 63 тыс. рублей. Но только в декабре спустя 7 месяцев после получения основного объема субвенции было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на приобретение жилья. Ввиду того, что предварительно жилое помещение подобрано не было, конкурс не состоялся, и по сути он проведен формально.

По итогам проверки Контрольно-счетной палаты району дан месячный срок на приобретение жилья, поскольку анализ показал, что подобрать жилье в г. Павловске по 27,3 тыс. рублей за 1 кв. м вполне реально. При этом вопрос софинансирования приобретения жилья из местного бюджета вообще не рассматривался.

В этой связи стоит отметить, что в некоторых муниципальных районах в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ средства на софинансирование приобретения жилья для детей-сирот из местных бюджетов все-таки выделялись.

Так, в Лискинском районе на эти цели направлено 795 тыс. рублей, в Россошанском - 605 тыс. рублей, в Новоусманском - 150 тыс. рублей, в Рамонском - 149 тыс. рублей, в Репьевском - 50 тыс. рублей.

Таким образом, из 78 бывших детей-сирот за счет средств областного бюджета жилыми помещениями обеспечено 68 человек, одна квартира - в стадии оформления документов. Вопрос приобретения жилья еще для 9 детей-сирот - в Воробьевском (2), Каменском (1), Хохольском (4), Нижнедевицком (1), Павловском (1) районах на момент проверки не решен: конкурсы не состоялись, средства в сумме 2950 тыс. рублей не освоены, из них 350 тыс. рублей возвращено в областной бюджет.

В 2008 году из федерального бюджета на те же цели в Главное управление образования поступили субсидии в сумме 7940,6 тыс. рублей (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 167). На основании приказа ГУО от N 747 полученные средства направлены муниципальным районам и городским округам 30.06.2008 для приобретения жилья еще 11 лицам из числа детей-сирот:

- Воробьевский муниципальный район - 500 тыс. рублей (2 чел.);

- Каменский муниципальный район - 550 тыс. рублей (1 чел.);

- Новоусманский муниципальный район - 860 тыс. рублей (1 чел.);

- Семилукский муниципальный район - 1000 тыс. рублей (2 чел.);

- Эртильский муниципальный район - 330,6 тыс. рублей (1 чел.);

- Городской округ г. Борисоглебск - 2000 тыс. рублей (2 чел.);

- Городской округ г. Воронеж - 2700 тыс. рублей (2 чел.).

В течение 2008 года средства федерального бюджета освоены в объеме 7829,6 тыс. рублей, а 110 тыс. рублей сэкономлены на приобретении дома для Л.Ф.В. в с. Новотолучеево Воробьевского района н будут использованы на те же цели в 2009 году.

Всего за счет средств федерального бюджета обеспечено жильем 11 человек, для которых приобретено 4 индивидуальных дома и 7 квартир. Надо отметить, что 140 тыс. рублей были добавлены из бюджета Новоусманского муниципального района для приобретения двухкомнатной квартиры для Н.О.А. стоимостью 1000 тыс. рублей в пос. Отрадное.

В целом за счет средств федерального и областного бюджетов в 2008 году обеспечено жильем 79 детей-сирот из планируемых 89. Десять человек еще ждут своей очереди в текущем году.

Первый заместитель председателя

Е.С.ЛИТВИНЧУК

Начальник отдела контроля расходов

на социально-культурную сферу, науку и СМИ

Л.Н.ШИЛЬНИКОВА