Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.09.2008 по делу N А14-9162/2008/304/10 Суд решил отказать в удовлетворении заявленного требования. Органом Пенсионного фонда не обеспечена возможность ИП Б. 25.03.2008 участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 сентября 2008 г. по делу N А14-9162/2008/304/10

(извлечение)

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Бобровскому району Воронежской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ по Бобровскому району, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Б. (далее по тексту - ответчик) о взыскании 123 руб. финансовых санкций по решению N 79 от 25.03.2008.

ИП Б. отзыва не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание не явился.

На основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчика.

Рассмотрев
материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил:

Б. является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда.

Установив, что в установленный срок индивидуальные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год в Пенсионный фонд ИП Б. не представлены, о чем составлен акт N 79 от 25.03.2008 г., Управление Пенсионного фонда направило 28.03.2008 г. предпринимателю решение N 79 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 123 руб.., а также требование N 79 от 14.04.2008 г. об уплате данного штрафа добровольно в пятидневный срок с момента получения требования.

Ссылаясь на то, что финансовые санкции ответчиком добровольно не были уплачены, управление обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

Исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд находит требование управления не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ст. 11 закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице; физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

В соответствии
со ст. 17 данного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как установлено заявителем, подтверждено материалами дела (актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании N 5 от 03.04.2008 г.), и не оспорено ответчиком (ст. 65 АПК РФ), индивидуальные сведения за 2007 год им в орган Пенсионного фонда не представлены.

Вместе с тем, поскольку ни законом N 27-ФЗ, ни Законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда следует руководствоваться законодательством РФ о налогах и сборах регулирующих соответствующие отношения.

В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по части 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в рассматриваемом случае подлежат применению положения статьи 101.4 НК РФ.

В силу ст. 101.4 НК
РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные мероприятия налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права
давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений ст. 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов, а также принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем органа Пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов проверки.

Как следует из материалов дела, акт N 79 был составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя 25.03.2008 г. При этом в акте указано, что рассмотрение данного акта для принятия по нему решения состоится 14.04.2008 г., однако, решение N 79 о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение закона N 27-ФЗ принято в день составления акта - 25.03.2008 в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности либо его представителя, доказательств извещения ответчика о времени и месте рассмотрения материалов дела на дату фактического вынесения решения - 25.03.2008, заявителем не представлено.

Пунктом 12 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Из изложенного следует вывод о том, что органом Пенсионного фонда не обеспечена возможность ИП Б. 25.03.2008 г. участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или)
через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.

Следовательно, ГУ УПФ РФ по Бобровскому району нарушен предусмотренный НК РФ порядок привлечения к ответственности и у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования Управления Пенсионного фонда, предъявленного по решению N 79 от 25.03.2008 г.

В удовлетворении заявления следует отказать.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя, однако он в силу ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и арбитражный кассационный суд в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.