Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2008 по делу N А14-698/2008/47/19 Требования о признании недействующим со дня принятия пункта 16 решения Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 23.12.2005 N 29/43 “Об утверждении тарифов на горячую воду на 2006 год“ удовлетворены, так как отмена оспариваемого правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. (Извлечение)

Постановлением ФАС Центрального округа от 12.11.2008 N Ф10-4892/08 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 августа 2008 г. по делу N А14-698/2008/47/19

(извлечение)

Муниципальным унитарным предприятием г. Нововоронежа Э. (МУП г. Нововоронежа Э., заявитель по делу) заявлены требования о признании недействующим со дня принятия пункта 16 решения Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (ГУТ Воронежской области) от 23.12.2005 N 29/43 “Об утверждении тарифов на горячую воду на 2006 год“.

Главное управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области заявленные требования не признает, ссылаясь на правомерность своих действий и принятие решения в пределах предоставленных полномочий. Кроме того ГУТ Воронежской
области указывает на то, что оспариваемый акт утратил силу.

Из материалов дела следует:

23.12.2005 Правлением Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области было принято решение N 29/43 “Об утверждении тарифов на горячую воду на 2006 год“, которое было опубликовано в газете “Коммуна“ от 31.12.2005 N 202 и вступило в силу с 01.01.2006.

Согласно пункту 16 решения от 23.12.2005 N 29/43 был утвержден тариф на горячую воду (для открытых систем), отпускаемую филиалом концерна Р. НВ АЭС, г. Воронеж, рег. N 4.218.1, за 1 куб. м (без НДС) в размере 34 рублей 27 коп. на 2006 год.

Тарифы, утвержденные настоящим решением, действуют с 01.01.2006 по 31.12.2006 (п. 18 решения).

МУП г. Нововоронежа Э. полагает, что решение в указанной части (п. 16) не соответствует положениям Федерального закона РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Методике расчета тарифа на горячую воду и платы за услуги горячего водоснабжения, утвержденной решением Правления ГУТ Воронежской области от 15.12.2005 N 27/32. По мнению заявителя, принимая оспариваемое решение, ГУТ Воронежской области вышло за пределы предоставленных Законом полномочий. При этом заявитель ссылается на нарушение его прав, причинение убытков в виде уплаты необоснованных тарифов на принимаемую тепловую энергию.

Изложенное послужило основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящими требованиями.

Главное управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области заявленные требования не признает, ссылаясь на правомерность своих действий. При этом ГУТ Воронежской области утверждает об издании оспариваемого решения в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством, об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением. Кроме того, ГУТ Воронежской области указывает на
то, что оспариваемый акт утратил силу на момент обращения с заявленными требованиями.

ФГУП концерн Р. заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, указывая на правомерность утверждения данного тарифа ГУТ Воронежской области, обоснованность размера утвержденного оспариваемым решением тарифа.

Прокуратура Воронежской области выразила мнение об обоснованности доводов заявителя и достаточности оснований для признания оспариваемого решения от 23.12.2005 N 29/43 недействующим.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 4 ст. 194 АПК РФ).

Конституционным Судом РФ в Определении от
12.07.2006 N 182-О указано, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если этот акт решением принявшего его органом признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушением оспариваемым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 “Об отдельных вопросах практики применения АПК РФ“ отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ (п. 18).

Спорное решение до настоящего времени является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей между МУП Э. и Нововоронежской АЭС по договору от 27.12.2006 N 97/06-Т на подачу через присоединенные трубопроводы тепловую энергию в виде горячей воды на нужды отопления и вентиляции.

Как видно из материалов дела, установленный ГУТ Воронежской области тариф на горячую воду (для открытых систем) на 2006 год в размере 34 рублей 27 коп. за 1 куб. м (без НДС) привел к возникновению у заявителя убытков, поскольку получаемая от покупателя плата за отпущенные им услуги (горячая вода) не компенсировала затрат на их производство и отпуск.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для прекращения производства по делу в связи с
тем, что обжалуемый акт утратил силу.

В соответствии с Положением о Главном управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области, утвержденному Постановлением администрации Воронежской области от 21.09.2005 N 939, Главное управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на территории Воронежской области.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе, определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ст. 4).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях: 1) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса; 2) если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких субъектов
Российской Федерации и потребители соответствующего субъекта Российской Федерации потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

Пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

При этом органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ч. 6 ст. 194 АПК РФ).

Надлежащих доказательств того, что спорный тариф правомерно утвержден органом регулирования субъекта Российской Федерации, а не органом регулирования муниципального образования в материалы дела не представлено.

Кроме того, в материалах дела имеется схема тепловых сетей Нововоронежской АЭС от 21.06.2002 и письмо отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа - город Нововоронеж от 22.07.2008 N 166, направленное МУП Э., согласно которым муниципальные и ведомственные тепловые сети находятся на территории жилой и промышленной застройки и не выходят за границы муниципального образования городского округа - города Нововоронежа.

15.12.2005 Правлением Главного
управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области было принято решение N 27/32 “Об утверждении Методики расчета тарифа на горячую воду и платы за услуги горячего водоснабжения“, которое было опубликовано в газете “Коммуна“ от 29.12.2005 N 200 и вступило в силу с 01.01.2006.

Согласно решению от 15.12.2005 N 27/32 была утверждена Методика расчета тарифа на горячую воду и платы за услуги горячего водоснабжения в соответствии с действующим законодательством и в целях совершенствования расчетов потребителей за горячую воду в системах централизованного водоснабжения, как указано в преамбуле оспариваемого решения.

Подпункт 2.1 пункта 2 Методики определяет формулу расчета тарифа на отпуск 1 куб. м горячей воды для соответствующей группы потребителей:

Т = Т + Т x Q, (1)

гв хв тепл. энерг.

где:

Т - тариф на услуги холодного водоснабжения для соответствующей

хв

группы потребителей (рублей/куб. м);

Т - тариф на тепловую энергию для поставщика горячей воды

тепл. энерг.

(рублей/Гкал);

Q - объем тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды (Гкал).

Следуя указанной Методике, применяя установленную формулу, тариф на горячую воду на 2006 год для Нововоронежской АЭС должен определяться в 19 рублей 72 коп.

Согласно оспариваемому пункту 16 решения тариф
на горячую воду (для открытых систем), отпускаемую филиалом концерна Р. НВ АЭС, г. Воронеж, рег. N 4.218.1, за 1 куб. м (без НДС) установлен в размере 34 рублей 27 коп., а не в 19 рублей 72 коп.

ГУТ Воронежской области учтены при этом затраты на химическую очистку воды Р. НВ АЭС, используемую при производстве тепловой энергии. ГУТ подтверждает, что данные затраты не включены в формулу по определению тарифа на горячую воду, установленную Методикой, но настаивает на правомерности их учета при установлении оспариваемого тарифа.

При этом ГУТ ссылается на п. 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденной Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.10.2004 N 6076).

Цена на химочищенную воду должна учитывать стоимость покупки питьевой (или свежей технической) воды по утвержденным в установленном порядке ценам и оплату химводоочистки по договорным ценам.

Следовательно, цена за химически очищенную воду, которая используется для приготовления тепловой энергии, в том числе, и для нужд горячего водоснабжения, не относится к числу регулируемых тарифов, подлежит согласованию сторонами в договоре и не может быть установлена решением органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, формула расчета тарифа на горячую воду, утвержденного оспариваемым п. 16 решения от 23.12.2005 N 29/43, не соответствует установленной.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

С учетом положений ч. ч. 4, 5 ст. 195 АПК РФ требование заявителя о признании п. 16 решения недействующим со дня принятия удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей в силу ст. 110 АПК
РФ относятся на Главное управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области и подлежат взысканию в пользу МУП г. Нововоронежа Э.

Руководствуясь Законом РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Методикой расчета тарифа на горячую воду и платы за услуги горячего водоснабжения, утвержденной решением Правления ГУТ Воронежской области от 15.12.2005 N 27/32, ст. ст. 110, 167, 170, 191 - 195 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

признать недействующим пункт 16 решения Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 23.12.2005 N 29/43 “Об утверждении тарифов на горячую воду на 2006 год“, как несоответствующий Закону Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

Решение Арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Копии решения Арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направить лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.

Взыскать с Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. О., ОГРН N, расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей в пользу Муниципального унитарного предприятия г. Нововоронежа Э., расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. П., д. N.

Выдать исполнительный лист.

Копии решения Арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направить лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационный арбитражный суд в месячный срок.