Распоряжение Администрации Воронежской обл. от 28.07.2008 N 626-р “О разработке проекта областной целевой программы “Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009 - 2012 годы“ (вместе с “Концепцией областной целевой программы “Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009 - 2012 годы“)
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИРАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 июля 2008 г. N 626-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
“РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ“
В целях обеспечения равных условий для получения доступного и качественного дошкольного образования для детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей, в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 “О порядке разработки и реализации областных программ“:
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы “Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009 - 2012 годы“.
2. Назначить государственным заказчиком областной целевой программы “Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009 - 2012 годы“ (далее - программа) Главное управление образование Воронежской области.
3. Главному управлению образования Воронежской области (Львович) разработать проект программы и представить на экспертизу в Главное управления экономического развития Воронежской области в срок до 31 июля 2008 года.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора области Савинкова Ю.А.
Губернатор Воронежской области
В.Г.КУЛАКОВ
Утверждена
распоряжением
администрации Воронежской области
от 28.07.2008 N 626-р
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ“
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
областной целевой программы приоритетным задачам социально-
экономического развития Воронежской области
Основной проблемой, на решение которой направлена областная целевая программа “Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009 - 2012 годы“, является обеспечение равных условий для получения доступного и качественного дошкольного образования для детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решение следующих задач:
- расширение сети и увеличение мест в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
- укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для повышения качества дошкольного образования.
Этапы программы определяются сроками бюджетного планирования.
Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:
- строительство и реконструкция объектов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
- капитальный ремонт учреждений дошкольного образования;
- укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений;
- научно-методическое обеспечение реформирования системы дошкольного образования и государственная поддержка инновационных процессов.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
проблемно-целевым методом
Социально-экономические изменения, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном образовании в частности. Структура дошкольного образования рассматривается как один из главных образовательных резервов, который закладывает основу формирования и дальнейшего успешного развития ребенка.
За последнее десятилетие в области отмечается уменьшение численности детей в дошкольных учреждениях; резкое снижение числа воспитанников пришлось на период с 1997 по 2002 год. В целом это вызвано изменением общего количества детей дошкольного возраста за этот же период (таб. 1) (прилагается).
В связи с уменьшением количества воспитанников в 1997 - 2002 годах на 23,9 процента сократилось и количество дошкольных образовательных учреждений - с 834 в 1997 году до 614 в 2002 году. В последние годы динамика уменьшения количества учреждений в области опережала сокращение числа воспитанников. Начиная с 2005 года отмечается рост числа воспитанников на 4 процента. В то же время количество ДОУ снизилось на 2 процента. Обеспеченность в дошкольных учреждениях от потребности составляет 36 процентов. В этих условиях принимаемые в последние годы меры по возможности увеличения мест дошкольным образованием не дают существенных результатов. Так, с 2003 по 2007 год, по отчетным данным, процент детей, посещающих ДОУ, существенно не увеличился (47,6% - 2003 год; 46,6% - 2007 год, при среднем показателе по России на 1 сентября 2007 года - 61,3%).
По состоянию на 01.01.2008 в области работают 575 дошкольных образовательных учреждений, которые обеспечивают лишь на 45,5% от потребности нуждающихся.
Анализ охвата детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями в муниципальных районах показывает, что по отдельным муниципальным районам этот показатель выше среднего по России: Лискинский - 61,8%, Новохоперский - 63,0%, Россошанский - 66,0%, городской округ г. Нововоронеж - 75%. Еще в семи муниципальных районах и городских округах - Богучарском, Борисоглебском, Бутурлиновском, Верхнемамонском, городском округе г. Воронеж, Кантемировском, Нижнедевицком, Ольховатском - этот показатель выше среднего областного. В большинстве районов (22 района) этот показатель ниже. В Каширском, Репьевском, Таловском муниципальных районах зафиксирован наименьший охват детей дошкольными учреждениями (15%, 25%, 27% соответственно).
Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. В 2008 году стоимость содержания одного ребенка в детском саду в месяц составляет от 3616 рублей в Верхнехавском районе до 1060 рублей в Панинском.
Анализ информации, поступающей из муниципальных образований области, показывает, что средний размер родительской платы колеблется от 534 рублей в городском округе г. Нововоронеж до 150 рублей в месяц в Нижнедевицком районе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 9 до 10% в Нижнедевицком, Аннинском, Верхнехавском, Каменском, Эртильском муниципальных районах; не выше 15% - в Воробьевском, Новохоперском, Острогожском, Подгоренском, Терновском муниципальных районах и в городском округе г. Воронеж. В остальных муниципальных районах - не выше 20%, за исключением г. Нововоронежа - 20,3%.
III. Прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода
В настоящее время на каждые 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях области в среднем приходится 243 ребенка дошкольного возраста, в г. Воронеже - 297 детей на 100 мест, в муниципальных районах области в среднем 208 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях.
Наименьшая обеспеченность отмечается в Панинском, Каширском, Таловском, Петропавловском, Подгоренском, Поворинском, Аннинском районах - от 638 до 306 детей на 100 мест. Вместе с тем улучшение ситуации на рынке труда, повышение уровня образовательных потребностей семей, имеющих детей дошкольного возраста, привели к тому, что число семей, желающих устроить ребенка в детский сад, значительно возросло и превышает количество имеющихся в детских садах мест.
Количество детей дошкольного возраста, нуждающихся в детских садах, по области в 2008 году составляет 24688 детей. Наиболее сложная ситуация отмечается в г. Воронеже - 14125 ребенка. Значительная потребность мест образовалась в Богучарском, Борисоглебском городском округе и ряде других районов. Значительную часть средств местные бюджеты направляют на содержание ДОУ, которая составляет 80 - 90%.
Дефицит мест во многом обусловлен отсутствием строительства новых учреждений в муниципальных образованиях и городах области, необеспечением общедоступного и качественного дошкольного образования для детей Воронежской области. За последние три года в области построено всего 8 новых ДОУ на 215 мест, в том числе в Верхнемамонском муниципальном районе - 3, Лискинском муниципальном районе - 3, Россошанском муниципальном районе - 2.
Отказ от применения программно-целевого метода в решении проблем, связанных с развитием дошкольного образования, не позволит обеспечить доступное и качественное дошкольное образование в соответствии с запросами родителей.
IV. Оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблемы
Использование программно-целевого метода дает возможность консолидировать средства из областного и местных бюджетов на реализацию указанной проблемы: последовательно осуществлять меры по расширению сети и увеличению мощности действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Вместе с тем достижению поставленных задач могут помешать риски, связанные со стабильностью социально-экономического развития муниципальных образований, недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на указанные цели.
В настоящей Концепции предусмотрены 2 возможных варианта реализации программы.
Первый вариант предусматривает направление средств на мероприятия программы в сумме 3,9 млн. рублей:
- из областного бюджета может составить 2,0 млн. рублей;
- из местных бюджетов может составить 1,9 млн. рублей.
Первый вариант решения проблемы предусматривает финансирование программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных индикаторов и показателей эффективности реализации программы в период 2009 - 2012 годов.
Второй вариант предусматривает уменьшенные объемы финансирования программы на 40 - 50% меньше по сравнению с первым вариантом.
Учитывая сложившийся рост рождаемости детей, при втором варианте будет наблюдаться рост нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и реализуемым является первый из рассмотренных вариантов. Он позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Предлагаемые сроки реализации программы - 2009 - 2012 годы. Программа предусматривает достижение поставленных целей к концу 2012 года.
С учетом того, что в рамках предлагаемой программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации программы определять календарный год. По итогам года будет проводиться анализ эффективности реализации отдельных мероприятий и программы в целом, расходования бюджетных средств на основе оценки степени достижения целевых индикаторов и показателей, а также определяться промежуточные (квартальные) результаты реализации программы.
VI. Предложения по целям и задачам областной
целевой программы, целевым индикаторам и
показателям ее реализации
Целью программы является обеспечение общедоступного и качественного дошкольного образования для детей Воронежской области.
Задачами программы являются:
- сохранение и расширение сети дошкольных образовательных учреждений;
- увеличение охвата детей услугами дошкольного образования до 78%;
- поэтапное увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Целевые индикаторы и показатели эффективности предложены в таблице 2 (прилагается).
VII. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации областной целевой программы
Финансирование программы предлагается осуществить за счет средств областного и местных бюджетов муниципальных образований.
Достижение запланированных в рамках программы целевых показателей будет обеспечено реализацией 4 мероприятий.
Расходы на реализацию мероприятий программы (в ценах 2008 года) составят 3887933,2 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 1998123,0 тыс. рублей (50,69 процента от общего объема финансирования), местный бюджет - 1943939,5 тыс. рублей (49,31 процента), в том числе:
1. Программно-методическое обеспечение развития дошкольного образования и государственная поддержка инновационных процессов. Срок реализации мероприятия - 2009 - 2012 годы. Общий объем финансирования - 54,183 тыс. рублей (0,001% от общего объема финансирования) областного бюджета.
2. Строительство объектов дошкольного образования.
Срок реализации мероприятия - 2009 - 2012 годы. Общий объем финансирования - 2918475,0 тыс. рублей (74,0% от общего объема финансирования), из них: областной бюджет - 1459237,5 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования), местный бюджет - 1459237,5 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования).
3. Реконструкция объектов дошкольного образования.
Срок реализации мероприятия - 2009 - 2012 годы. Общий объем финансирования - 483604,0 тыс. рублей (12,27% от общего объема финансирования), из них: областной бюджет - 241802,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования), местный бюджет - 241802,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования).
4. Капитальный ремонт объектов дошкольного образования. Срок реализации мероприятия - 2009 - 2012 годы. Общий объем финансирования - 485800,0 тыс. рублей (12,32% от общего объема финансирования), из них: областной бюджет - 242900,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования), местный бюджет - 242900,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования).
VIII. Предложения по участию исполнительных органов
государственной власти области, ответственных
за формирование и реализацию областной целевой программы
В формировании мероприятий программы предлагается участие следующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области: Главное управление образования области, Главное управление экономического развития области, Главное финансовое управление области.
Предлагается ответственным за разработку и реализацию программы определить Главное управление образования области.
IX. Предложения по государственным заказчикам и
разработчикам областной целевой программы
Государственным заказчиком программы предлагается определить Главное управление образования Воронежской области.
Основной разработчик программы - Главное управление образования Воронежской области.
X. Предложения по механизмам формирования
мероприятий областной целевой программы
Перечень мероприятий программы формируется государственным заказчиком программы на основе мониторинга потребностей дошкольного образования и с учетом задач, определенных стратегиями социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы и настоящей Концепцией.
Отбор мероприятий программы осуществляется исходя из приоритетности достижения конечной цели.
XI. Предложения по возможным вариантам форм и
методов управления реализацией целевой программы
Управление реализацией программы будет осуществляться в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации области от 7 июля 2005 года N 582.
Управление реализацией программы, а также контроль ее выполнения будет осуществлять государственный заказчик программы - Главное управление образования области.
Для осуществления текущего контроля и анализа хода выполнения мероприятий в рамках программы, подготовки материалов и рекомендаций по управлению реализацией программы организуется автоматизированная информационно-аналитическая система.
С учетом выделяемых на реализацию программы средств Главным управлением образования области ежегодно уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации областной целевой программы.
Приложение N 1
к концепции
Таблица 1
Динамика изменения сети и контингента ДОУ
за период 1997 - 2008 годов
--------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦Годы ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Численность детей ¦147 929¦137 339¦156 204¦123 255¦112 894¦112 591¦107 069¦105 384¦109 598¦113 152¦125 450¦131 459¦
¦дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество ДОУ ¦ 834¦ 760¦ 705¦ 676¦ 640¦ 614¦ 616¦ 600¦ 584¦ 578¦ 575¦ 575¦
+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Численность детей в¦ 58 432¦ 53 425¦ 51 235¦ 52 014¦ 50 351¦ 50 103¦ 50 965¦ 51 849¦ 52 169¦ 54 200¦ 56 320¦ 57 150¦
¦ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦% охвата детей ¦ 39,5¦ 38,9¦ 32,8¦ 42,2¦ 44,6¦ 44,5¦ 47,6¦ 49,2¦ 47,6¦ 47,9¦ 46,6¦ 45,5¦
¦дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возраста ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
Приложение N 2
к концепции
Таблица 2
Динамика целевых индикаторов и показателей
эффективности реализации областной целевой программы
-----------------T--------------------T--------T--------T---------T--------¬
¦Целевые ¦Ед. измерен. ¦2009 год¦2010 год¦2011 год ¦2012 год¦
¦индикаторы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+--------------------+--------+--------+---------+--------+
¦Охват детей в ¦Процент от общей ¦ 57,0¦ 62,0¦ 69,0¦ 78,0¦
¦возрасте от 1,5 ¦численности детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 6,5 лет ¦соответствующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦программами ¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+--------------------+--------+--------+---------+---------