Законы и бизнес в России

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 24.03.2008 “Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект областного Закона “О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРОЕКТ

ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА “О БЮДЖЕТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2008 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2009 И 2010 ГОДОВ“

1. Общие положения

1.1. Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект областного закона “О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области “О бюджетном процессе в Воронежской области“, “О Контрольно-счетной палате Воронежской области“ и иными актами законодательства Российской Федерации и Воронежской области.

При подготовке заключения Контрольно-счетной палатой Воронежской области проанализированы расчеты Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Воронежской области (далее - Фонд) по составлению проекта областного закона “О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ (далее - законопроект), проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок расчетов при формировании бюджета Фонда.

1.2. Законопроект внесен губернатором Воронежской области на рассмотрение Воронежской областной Думы в срок, установленный статьей 15 Закона “О бюджетном процессе в Воронежской области“, в составе документов к проекту областного закона “О бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“.

1.3. Проект бюджета Фонда сформирован на основании законодательных и нормативно-методических документов по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Воронежской области на 2008 год и на период до 2010 года, разработанным Главным управлением экономического развития области. Кроме того, при составлении проекта бюджета Фонда на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов учитывались статистические данные по исполнению бюджета Фонда за 9 месяцев 2007 года и предварительная оценка налоговых поступлений в Фонд в 2007 году, представленная письмом от 26.06.2007 N 10-24/9567 Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - УФНС).

1.4. Контрольно-счетная палата отмечает, что проект бюджета Фонда сформирован в отсутствие утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью программы государственных гарантий оказания населению Воронежской области бесплатной медицинской помощи. Соответственно законодательно не определены объемы и стоимость медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, в том числе по видам медицинской помощи.

Бюджет Фонда на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов сбалансирован по
доходам и расходам и предусмотрен в объемах:

- в 2008 году - 5180822,1 тыс. рублей;

- в 2009 году - 4562180,8 тыс. рублей;

- в 2010 году - 4710664,5 тыс. рублей.

Отрицательная динамика доходов и расходов в плановом периоде связана с тем, что объем финансирования отдельных видов медицинской и социальной помощи, осуществляемой за счет средств федерального бюджета (дополнительная диспансеризации работающих граждан, детей-сирот, дополнительное лекарственное обеспечение), передаваемых из Федерального фонда ОМС, не распределен по субъектам РФ.

1.5. Расходы на формирование нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) Фонда в соответствии со ст. 11 законопроекта на 2008 год планируются в сумме 374007,7 тыс. рублей, на плановый период 2009 и 2010 годов - соответственно 334546,9 тыс. рублей и 372701,2 тыс. рублей. Средства НСЗ направляются в первую очередь на возмещение недостатка средств на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования жителей Воронежской области.

2. Доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области

2.1. Прогнозируемый объем доходов Фонда на 2008 год в сумме 5180882,1 тыс. рублей превышает доходы, утвержденные на 2007 год, на 24,1% и прогнозируемые в сумме 4562180,8 тыс. рублей на 2009 год - на 11,9%. В 2010 году объем доходов Фонда предусматривается в сумме 4710664 тыс. рублей, или на 3,3% выше, чем в предыдущем.

Снижение прогнозируемых доходов в плановом периоде по сравнению с 2008 годом связано с тем, что на момент формирования проекта бюджета Фонда в бюджете Федерального фонда ОМС, утвержденном Федеральным законом от 21.07.2007 N 184-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“, не распределены дотации на дополнительное лекарственное обеспечение
(далее - ДЛО) отдельных категорий граждан по субъектам Российской Федерации. Кроме того, Законом о бюджете Федерального фонда ОМС не предусмотрены дотации территориальным фондам ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в 2009-м и 2010 годах и на 2010 год, не запланированы субвенции на денежные выплаты врачам первичного звена (терапевтам, педиатрам и врачам общей практики) и медицинским сестрам соответствующих врачей, осуществляемые в 2006 - 2009 годах в рамках национального проекта “Здоровье“.

2.2. Необходимо отметить, что впервые в законопроекте доходы представлены одной суммой, структура доходов в соответствии с Порядком применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, отдельным приложением к законопроекту не утверждается. Приложением 1 определен перечень главных администраторов доходов Фонда: Федеральная налоговая служба - по налоговым доходам и территориальные фонды ОМС - по страховым взносам на ОМС неработающего населения, межбюджетным трансфертам и прочим доходам.

Структура доходов Фонда в 2008 году и в плановом периоде 2009-го и 2010 годов представлена следующим образом (не приводится).

2.3. Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что доходы бюджета Фонда в части поступления единого социального налога (далее - ЕСН) и других налоговых поступлений сформированы на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов с учетом норм действующего законодательства.

2.3.1. Так, предусматриваемые в бюджете Фонда доходы от поступления ЕСН рассчитаны исходя из прогноза фонда заработной платы работников организаций, доведенного Главным управлением экономического развития Воронежской области (ГУЭР) на 2008 год в сумме 94877,6 млн. рублей, на плановый период 2009-го и 2010 годов - соответственно 110696,9 млн. рублей и 128334,2 млн. рублей. При расчете прогнозируемых поступлений ЕСН были учтены
по согласованию с УФНС эффективная ставка единого социального налога, зачисляемого в Фонд, с учетом регрессивной шкалы - 1,9, коэффициент собираемости налога - 96%, коэффициент налоговых льгот (0,91, 0,90 и 0,89) и выпадающие доходы по спецрежимам (все виды единого налога) - 150998,1 тыс. рублей, 176174,6 тыс. рублей и 204244,4 тыс. рублей соответственно по трем планируемым годам.

Прогнозируемая сумма поступления ЕСН в 2008 году составляет 1423818,3 тыс. рублей, или на 21,4% выше, чем плановые назначения 2007 года, и на 33,2% выше ожидаемого исполнения 2007 года. Поступления ЕСН в 2009-м и 2010 годах спрогнозированы законопроектом в сумме 1641025,7 тыс. рублей и в сумме 1879 081,7 тыс. рублей, что на 15,3% и 14,5% выше, чем в 2008 и 2009 годах соответственно.

Необходимо отметить, что, как и в 2006 году, прогноз поступления налогов на 2009 - 2010 годы УФНС в соответствии с регламентом деятельности налоговой службы в Фонд не представлен.

Другие налоговые доходы рассчитаны исходя из ожидаемого поступления 2007 года на основе аналитических данных за 9 месяцев, среднего процента поступлений за соответствующий период двух предыдущих лет и индекса потребительских цен, доведенного ГУЭР в размере 107,1, 106,5 и 106,2 для расчета прогнозных показателей 2008-го, 2009-го и 2010 годов соответственно.

2.3.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности прогнозируется на 2008 год в сумме 46404,3 тыс. рублей, что на 6,7% выше плана 2007 года. Поступления в плановом периоде запланированы путем индексации доходов каждого предшествующего года и составили 49420,6 тыс. рублей и 52484,7 тыс. рублей.

2.3.3. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, запланирован в 2008 году в
сумме 55607,8 тыс. рублей, или на 40,3% выше плана текущего года. Доходы на 2009-й и 2010 годы прогнозируется в суммах 59222,3 тыс. рублей и 62894,1 тыс. рублей, превышая каждый предшествующий год на индекс потребительских цен.

2.3.4. Сельскохозяйственный налог планируется собрать в сумме 1416,9 тыс. рублей (150,9% утвержденного плана 2007 года), 1509,0 тыс. рублей и 1602,6 тыс. рублей соответственно в 2008 - 2010 годах.

2.4. Взыскание задолженности по налогам и сборам, в том числе отмененным, прогнозируется на 2008 год в размере 414,0 тыс. рублей, на 2009 год - 31,5 тыс. рублей. Расчет поступлений произведен с учетом динамики фактических поступлений за период 2003 - 2007 годов: процент поступлений ежегодно снижается на 15,4%. Если учесть, что ожидаемое поступление в 2007 году составит 1800 тыс. рублей - 38,4% к факту 2006 года, то прогнозируемые объемы поступлений реальны.

Соответственно на 2010 год поступление задолженности не планируется, поскольку основному плательщику по данному виду доходов - ОАО “РЖД“ задолженность списана (письмо УФНС от 18.07.2007 N 15-20/10839).

2.5. Задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения определена решениями Арбитражного суда, и ее погашение планируется согласно графикам на 2008 год в сумме 2929,0 тыс. рублей, на плановый период 2009-го и 2010 годов - соответственно 2930,0 тыс. рублей и 2930,0 тыс. рублей.

2.6. Прочие неналоговые доходы - это поступления от межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь, оказанную в Воронежской области жителям других территорий. Доходы предусмотрены законопроектом в объеме ожидаемых поступлений 2007 года (42860 тыс. рублей) с учетом индекса потребительских цен: на 2008 год - в сумме 45900 тыс. рублей, что в 1,8 раза превышает утвержденный план
2007 года, на плановый период - 48900 тыс. рублей и 51900 тыс. рублей.

2.7. Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых Фондом из областного бюджета и из бюджета Федерального фонда ОМС, в 2008 году составляет 3604331,8 тыс. рублей, в плановом периоде 2009-го и 2010 годов - соответственно 2759141,7 тыс. рублей и 2659771,4 тыс. рублей. Снижение объемов межбюджетных трансфертов, как указывалось выше, связано с тем, что отдельные их виды, запланированные в бюджете Федерального фонда ОМС, не распределены по субъектам РФ.

2.7.1. Межбюджетные трансферты, получаемые Фондом из областного бюджета в качестве взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, определены письмом Главного финансового управления Воронежской области от 19.09.2007 N 04-07/1/187 и составляют на 2008 год 2219781,0 тыс. рублей, что выше бюджетных назначений 2007 года на 11%. На плановый период 2009-го и 2010 годов страховые взносы предусмотрены соответственно в сумме 2381840,0 тыс. рублей (107,3% к уровню 2008 года) и 2610934,0 тыс. рублей (109,6% к уровню 2009 года).

В то же время, сумма средств на ОМС неработающего населения на 2008 год, рассчитанная Фондом по федеральным нормативам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 286 “О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год“ и совместным Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 N 5922-ВС и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 06.08.2007 N 5784/20-и “О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год“, составляет 2754262,4 тыс. рублей. Таким образом, прогнозируемая сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренная
проектом Закона Фонда на 2008 год, составляет только 80,6% от суммы, рассчитанной по федеральным нормативам и необходимой для финансирования обязательного медицинского страхования неработающего населения области в полном объеме.

Следует при этом учитывать, что динамика соотношения застрахованного работающего и неработающего населения Воронежской области (не приводится) практически не меняется.

Предлагаемая к утверждению в бюджете Фонда территориальная программа ОМС, в соответствии с прогнозируемыми налоговыми доходами Фонда, объемом страховых взносов на ОМС неработающего населения и межбюджетных трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сложилась в сумме 4720996,3 тыс. рублей, что составляет 90,6% от расчетной стоимости территориальной программы ОМС - 5209577,7 тыс. рублей. И хотя дефицит территориальной программы ОМС на 2008 год в сумме 488581,4 тыс. рублей (9,4%) прогнозируется ниже прошлогоднего (22,2%), уровень финансирования бесплатной медицинской помощи жителям Воронежской области в системе обязательного медицинского страхования еще не достиг федерального норматива, т.е. самых минимальных требований к финансированию медицинских услуг. Так, подушевой норматив финансирования на одного застрахованного в год согласно расчетной стоимости территориальной программы составляет 2282,5 рубля, тогда как программой предлагается к утверждению в бюджете Фонда на 2008 год 2068,5 рубля (90,6%).

В результате в связи с несбалансированностью расчетной стоимости территориальной программы ОМС с размером страховых взносов на ОМС неработающего населения не соблюдены требования ст. 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 (в ред. от 23.12.2003) “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, в соответствии с которой страховые взносы на ОМС неработающего населения устанавливаются как ставки платежей в размерах, обеспечивающих выполнение территориальных программ медицинского страхования.

Что касается объема страховых взносов на ОМС неработающего населения в плановом периоде, то в отсутствие
утвержденных федеральных нормативов на 2009-й и 2010 годы оценить достаточность средств областного бюджета на эти цели не представляется возможным.

Однако отрицательная динамика доходов однозначно свидетельствует о недостаточности денежных средств на исполнение программы и недостаточной проработке бюджета Федерального фонда ОМС, в результате чего доходы Фонда на 2009 - 2010 годы фактически не определены.

2.7.2. Межбюджетные трансферты, получаемые Фондом из Федерального фонда ОМС, согласно его бюджету, утвержденному Федеральным законом от 21.07.2007 N 184-ФЗ, предусматриваются на 2008 год в сумме 1384550,8 тыс. рублей, на плановый период 2009-го и 2010 годов - соответственно 377301,7 тыс. рублей и 48837,4 тыс. рублей. Поскольку объемы большинства трансфертов на плановый период на момент подготовки бюджета Фонда не определены, их анализ не имеет смысла, поэтому приведем только перечень трансфертов:

- 135081,1 тыс. рублей - дотации на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году в рамках ДЛО. На 2008 - 2010 годы дотации из бюджета Федерального фонда ОМС на ДЛО, обеспечение изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан и продуктами лечебного питания детей-инвалидов в законопроекте не предусмотрены, поскольку объем средств, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из бюджета Федерального фонда ОМС на эти цели, будет определяться после 1 октября соответствующего года, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

- 882273,7 тыс. рублей - дотации территориальным фондам обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС на
2008 год. Распределение указанных дотаций бюджетом Федерального фонда ОМС в разрезе субъектов РФ на 2009 - 2010 годы не предусмотрено;

- 42451,3 тыс. рублей - субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на ОМС неработающего населения (детей) на 2008 год с превышением на 6,2% уровня 2007 года. На плановый период 2009-го и 2010 годов на эти цели выделяется соответственно 45856,7 тыс. рублей и 48837,4 тыс. рублей;

- 324744,7 тыс. рублей - субвенции на 2008 год бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами первичного звена, медицинскими сестрами соответствующих врачей. На плановый период 2009 года субвенции Федерального фонда ОМС на эти цели предусмотрены в сумме 331445,0 тыс. рублей, на 2010 год выделение указанных субвенций бюджетом Федерального фонда ОМС не предусмотрено;

- размер субсидий на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС на 2008 - 2010 годы не определен, поскольку в бюджете Федерального фонда ОМС эти трансферты не распределены по субъектам РФ.

3. Расходы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области

3.1. Объем расходов Фонда, предусмотренный законопроектом на 2008 год в сумме 5180822,1 тыс. рублей, превышает расходы, утвержденные на 2007 год, на 24,1% и соответствует прогнозируемому объему доходов. Тем самым, как отмечалось выше, принцип сбалансированности и совокупного покрытия бюджета, установленный статьями 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соблюден. Расходы на плановый период 2009-го и 2010 годов предусмотрены в суммах 4562180,8 тыс. рублей и 4710664,5 тыс. рублей соответственно. Уменьшение суммы расходных обязательств в 2009-м и 2010 годах, как уже отмечалось, связано с отсутствием объема межбюджетных трансфертов из Федерального фонда ОМС.

3.2. Расходы на здравоохранение на 2008 год предусматриваются законопроектом в сумме 5039192,2 тыс. рублей, или 97,3% от доходов Фонда. На плановый период 2009-го и 2010 годов соответственно расходы запланированы в сумме 4435258,7 тыс. рублей, или 97,2% от доходов Фонда, и в сумме 4569344,6 тыс. рублей, или 97,0% от доходов Фонда (по нормативам - не менее 89%).

Указанные расходы включают в себя:

- выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2008 год в сумме 4536915,1 тыс. рублей, на плановый период 20090го и 2010 годов - соответственно 4057957,0 тыс. рублей и 4520507,2 тыс. рублей. В данную статью расходов входит в том числе оплата за медицинские услуги, оказанные гражданам Воронежской области, пролеченным на других территориях субъектов РФ;

- завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году в рамках ДЛО в сумме 135081,1 тыс. рублей. Контрольно-счетная палата обращает внимание на катастрофическое положение дел по ДЛО в области. В результате непродуманного подхода к организации в стране обеспечения льготников медикаментами по солидарному принципу “здоровый платит за больного“ в Воронежской области на 2008 год из 363 тысяч льготников 84,4% отказались от получения медикаментов и предпочли монетизацию льгот. Следует учесть, что 56 681 человек (15,6%,), не отказавшихся от ДЛО, - это больные с самыми серьезными заболеваниями, требующими наиболее дорогостоящего лечения. При этом половина из них - больные сахарным диабетом, которым на месяц необходимы лекарственные препараты стоимостью не 424 рубля, как предусмотрено законодательством для расчета дотации Фонду, а гораздо больше. Очевидно, что потребность жителей области в лекарственных средствах, предоставляемых в рамках ДЛО, не будет удовлетворена и в 2008 году, что еще более усилит социальную напряженность;

- обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) на 2008 год в сумме 42451,3 тыс. рублей, на плановый период 2009-го и 2010 годов - соответственно 45856,7 тыс. рублей и 48837,4 тыс. рублей;

- финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в рамках национального проекта “Здоровье“: на 2008 год в сумме 324744,7 тыс. рублей, на плановый период 2009 года - в сумме 331445,0 тыс. рублей;

- расходы на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС в бюджете Фонда на 2008 - 2010 годы не определены, поскольку в бюджете Федерального фонда ОМС трансферты на указанные цели не распределены по субъектам РФ.

Планируемые расходы на выполнение территориальной программы ОМС (финансирование страховых медицинских организаций, их расходы на ведение дела, формирование нормированного страхового запаса, оказание медицинской помощи гражданам иных субъектов Российской Федерации) соответствуют экономическому обоснованию стоимости территориальной программы ОМС.

3.3. Величина нормированного страхового запаса, определенная статьей 11 законопроекта в размере 374007,7 тыс. рублей в 2008 году, 334546,9 тыс. рублей - в 2009 году и 372701,2 тыс. рублей - в 2010 году, соответствует установленному нормативу - не более одномесячного расхода средств на финансирование территориальной программы ОМС.

3.4. Финансирование страховых медицинских организаций на ведение дела запланировано на 2008 год в размере 3% средств, предусмотренных на финансирование медицинских услуг, что ниже рекомендованного федерального норматива (4%).

Поэтому разница (1%) в сумме 45794 тыс. рублей будет направлена непосредственно на оплату медицинской помощи.

3.5. Административные расходы Фонда по статье “Руководство и управление в сфере установленных функций“ в 2008 году предусматриваются в сумме 141629,9 тыс. рублей, с ростом к утвержденному объему 2007 года на 13,1%. На 2009 год расходы на управление запланированы в сумме 126922,1 тыс. рублей, на 2010 год - 141319,9 тыс. рублей и включают расходы на оплату труда, текущее содержание Фонда, служебные командировки сотрудников и другие виды расходов. Содержание аппарата управления в процентном отношении к сумме доходов составляет 2,7%, 2,8% и 3% соответственно по планируемым годам и не превышает нормативной величины (3%).

Контрольно-счетная палата считает необходимым отметить отдельные моменты законопроекта.

- В законопроекте выполнение территориальной программы ОМС, включающей в себя оплату оказания стационарной, амбулаторной медицинской помощи и медицинской помощи в дневных стационарах, отражено в приложении 2 к законопроекту по подразделу 10 “Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры“. Однако финансирование каждого из указанных видов медицинской помощи должно отражаться в соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, по подразделам 01, 02 и 03 соответственно. В Письме Федерального фонда ОМС от 11.10.2007 N 7934/21-1/и “О порядке формирования проекта бюджета ТФОМС на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов“ рекомендуется отражать выполнение территориальной программы именно по этим подразделам бюджетной классификации РФ. Кроме того, п. 19 совместного Информационного письма от 06.08.2007 Минздравсоцразвития РФ N 5922-ВС и Федерального фонда ОМС N 5784/20-и, согласованного с Минфином РФ 27.07.2007 N 12-03-08, обязывает органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с территориальными фондами ОМС обеспечить подготовку к введению с 01.01.2008 раздельного учета объемов медицинской помощи и их финансирования по видам в соответствии с условиями предоставления в организациях здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий.

При этом Контрольно-счетная палата отмечает, что на момент подготовки законопроекта в федеральные нормативные документы по обязательному медицинскому страхованию не внесены изменения по финансированию медицинских страховых компаний с учетом разделения по видам медицинской помощи.

Контрольно-счетная палата рекомендует после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство по обязательному медицинскому страхованию отразить в приложении 2 бюджета Фонда выполнение территориальной программы по видам медицинской помощи в соответствующих подразделах так же, как это сделано в законопроекте об областном бюджете.

- В структуре расходов Фонда предусмотрены расходы по строке “Реализация мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования“ (395 09 02 505 17 04), в связи с тем что в бюджете Федерального фонда ОМС предусмотрены межбюджетные трансферты по целевой статье расходов 505 17 04, не распределенные по субъектам РФ. При этом Письмом Федерального фонда ОМС от 11.10.2007 N 7394/21-1/и рекомендовано при формировании проекта закона о бюджете Территориального фонда ОМС предусмотреть статью, устанавливающую возможность финансирования территориальным фондом мероприятий за счет межбюджетных трансфертов Федерального фонда ОМС, не распределенных по субъектам РФ в Федеральном законе и направляемых в установленном порядке на основании ежемесячных заявок Территориальных фондов после внесения в бюджетную роспись расходов территориального фонда ОМС на соответствующий год. В законопроекте отсутствуют рекомендованная письмом статья и объемы финансирования. Контрольно-счетная палата предлагает внести в текст законопроекта хотя бы текстовую статью, определяющую порядок и содержание расходов по вышеуказанной строке бюджетной классификации.

- Контрольно-счетная палата также отмечает, что часть 1 статьи 7 законопроекта полностью копирует часть 1 статьи 10 Закона “О бюджете Федерального фонда ОМС на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ и предлагает следующую редакцию:

“Финансовое обеспечение выполняемого государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований Воронежской области, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами первичного звена и медицинскими сестрами соответствующих врачей, являющееся расходным обязательством Российской Федерации на 2008 и на 2009 годы, осуществляется Фондом в соответствии с передачей полномочий по обеспечению указанного государственного задания органам государственной власти субъектов Российской Федерации“;

- в первой строке части 2 статьи 8 после слов “передаваемые“ добавить “Федеральным фондом ОМС“.

4. Выводы и предложения

4.1. Проект бюджета Фонда подготовлен с учетом требований действующего законодательства. В законопроекте соблюдены принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4.2. Пояснительная записка и представленные расчеты к законопроекту содержат экономическое обоснование всех его доходных и расходных статей, что соответствует Правилам составления, рассмотрения и исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 09.09.2003 N 1750/21-1/и.

4.3. Расчет стоимости Территориальной программы ОМС произведен с учетом нормативов объема медицинской помощи по видам и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год“.

4.4. Дефицит представленной к утверждению в бюджете Фонда на 2008 год территориальной программы ОМС к программе, рассчитанной по федеральным нормативам, составляет 9,4% (488581,4 тыс. рублей). Основной причиной является недостаточность предусматриваемой в бюджете Фонда суммы передаваемых из областного бюджета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

4.5. Несбалансированность расчетной стоимости территориальной программы на 2008 год страховыми взносами на ОМС неработающего населения повлечет за собой несбалансированность объемов медицинской помощи с объемами финансового обеспечения, что не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ в части предоставления в полном объеме населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи.

4.6. Следствием отсутствия на момент подготовки законопроекта законодательной и нормативной базы по раздельному финансированию страховых медицинских компаний на оплату медицинской помощи по видам явилось отражение в приложении 2 проекта бюджета Фонда финансирования территориальной программы ОМС по подразделу 10, что не соответствует указаниям о применении бюджетной классификации РФ, согласно которой данные расходы должны быть отражены по подразделам 01 - стационарная медицинская помощь, 02 - амбулаторная помощь, 03 - медицинская помощь в дневных стационарах всех типов.

4.7. В структуре расходов Фонда отражены расходы с нулевым содержанием на реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, на диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с нераспределением по субъектам РФ межбюджетных трансфертов в бюджете Федерального фонда ОМС. Порядок указанных расходов следует отразить в текстовой части законопроекта.

Тем не менее Контрольно-счетная палата отмечает, что в целом проект бюджета Фонда отвечает основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранения, состав показателей доходной и расходной частей бюджета ТФОМС в законопроекте соответствует источникам формирования и направлениям расходования средств Фонда, установленным законодательными актами и нормативно-методическими документами по обязательному медицинскому страхованию. С учетом внесенных изменений, предлагаемых Контрольно-счетной палатой, законопроект может быть принят.

Председатель Контрольно-счетной

палаты Воронежской области

А.Ф.ДУБИКОВ