Законы и бизнес в России

Информация Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.11.2007 “Информация о результатах анализа эффективности и целевого использования средств областного бюджета, выделенных в 2004 - 2005 годах на газификацию Воронежской области в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы“

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ

В 2004 - 2005 ГОДАХ НА ГАЗИФИКАЦИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ АДРЕСНОЙ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

В 2004 - 2005 годах газификация Воронежской области осуществлялась в соответствии с программой, утвержденной главой администрации, с указанием наименований районов, объектов, видов работ и источников финансирования.

Программой газификации в 2004 году предусмотрено ввести в эксплуатацию 615 км газопроводов, для чего запланировано освоить 832238,5 тыс. рублей капитальных вложений, из которых: 32% - инвестиции ОАО “Газпром“; 30% - средства областного бюджета; 10% - средства федерального бюджета; 16% - средства населения; 12% - специальная надбавка к тарифам ОАО “Воронежоблгаз“, средства
муниципальных бюджетов и средства предприятий.

По информации, представленной Главным управлением строительной политики, в 2004 году капитальные вложения по всем источникам освоены в запланированном объеме.

Средства населения составили 251548 тыс. рублей, превысив плановые назначения почти в два раза. Это связано прежде всего с тем, что произошло значительное увеличение стоимости материалов, используемых при газификации (трубы, соответствующая арматура и др.), - на 38,3% при среднем росте цен на строительные материалы на 18%.

При этом ОАО “Воронежоблгаз“ приобретает газопроводы низкого давления у населения на основании договоров купли-продажи по ценам в сотни раз ниже фактических затрат. Так, себестоимость газовых сетей, построенных за счет средств граждан, составляет около 400 рублей за один погонный метр, тогда как покупная стоимость - всего 2 рубля.

В целом на реализацию программы газификации Воронежской области в 2004 году из всех источников направлено 1003572 тыс. рублей, введено в эксплуатацию 1070 км газовых сетей, осуществлена газификация 25 тысяч квартир и домовладений.

Финансирование программы газификации в 2005 году предусмотрено из тех же источников, что и в 2004 году, в сумме 1128434 тыс. рублей.

Фактически на ее реализацию направлено 1946724,6 тыс. рублей, что в 1,9 раза превышает инвестиции 2004 года. Рост финансирования обеспечен за счет увеличения объемов капвложений по всем источникам, и в первую очередь за счет инвестиций ОАО “Газпром“, которые возросли в 2,8 раза. Финансирование из областного бюджета увеличилось в сравнении с 2004 годом на 40,5% и составило 423410 тыс. рублей.

Введено в эксплуатацию 1402 км газовых сетей, газифицировано 22,9 тысячи квартир и домовладений.

Кроме этого, газификация сельских населенных пунктов также осуществлялась в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до
2010 года“. В 2004 году из федерального бюджета выделено и освоено 16000 тыс. рублей, в 2005 году - 121220 тыс. рублей, из которых: федеральные средства - 113711 тыс. рублей, областные - 7509 тыс. рублей.

При проведении проверки освоения капитальных вложений, выделенных на газификацию области, Контрольно-счетной палатой выявлены факты нарушения действующего законодательства и неэффективного использования бюджетных средств.

В первую очередь, необходимо отметить тот факт, что в 2005 году не определен перечень газораспределительных сетей, закрепленных за заказчиками-застройщиками в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ от 11.10.2001 N 714 и администрации Воронежской области от 18.05.2002 N 496. Такая практика не обеспечивает прозрачности не только формирования бюджетных ассигнований на финансирование капвложений, но и исполнения указанных расходов.

Проверка показала, что из областного бюджета в 2004 году профинансировано строительство четырех объектов на сумму 2305 тыс. рублей, не включенных в программу газификации, а в 2005 году - трех объектов на сумму 734 тыс. рублей.

Кроме того, средства перераспределялись между объектами в пределах общих утвержденных лимитов. Так, по некоторым объектам, заказчиком-застройщиком которых являлась дирекция, превышение финансирования составило от 3 до 128%, а недофинансирование - от 3 до 74%.

Общая сумма перераспределенных средств в 2004 году - 6615 тыс. рублей, в 2005 году - 37790 тыс. рублей.

По объектам, закрепленным за ОАО “Воронежоблгаз“, в 2004 году перефинансирование одних объектов составило 3195,9 тыс. рублей, недофинансирование других - 2101,1 тыс. рублей.

В нарушение Положения о формировании перечня строек и объектов для областных нужд указанные перераспределения средств не утверждены в установленном порядке.

Нельзя не отметить и тот факт, что при планировании строительства объектов газификации в 2005 году не предусмотрены бюджетные
ассигнования на незавершенные объекты, в строительство которых уже вложены значительные бюджетные средства. Вместе с тем начато строительство новых объектов, что опять же ведет к росту количества объектов незавершенного строительства и неэффективному использованию средств бюджета. Так, например:

- в ОАО “Воронежоблгаз“ числятся пять незавершенных объектов, которые не финансируются уже несколько лет и не соответствуют современным техническим требованиям. Завершению строительством данные объекты не подлежат, что привело к потере 918 тыс. рублей;

- не предусмотрены лимиты на восемь незавершенных газопроводов стоимостью 26778,8 тыс. рублей, заказчиком-застройщиком по которым является дирекция. При этом начато строительство 112 новых объектов, объем выполненных работ по которым составил 352817,2 тыс. рублей. Однако из вновь начатых объектов лишь 9 сданы в эксплуатацию.

Аналогичная ситуация складывается и при формировании плана финансирования строительства и реконструкции котельных. Так, в дирекции из 10 котельных стоимостью 19370 тыс. рублей, принятых от Главного управления строительной политики, строительство было продолжено лишь на одном объекте на сумму 459 тыс. рублей, который сдан в эксплуатацию в 2005 году. При этом на 2005 год запланировано строительство двух новых объектов:

- котельная участковой больницы в с. Лозовое-1 Верхнемамонского района стоимостью 3384,7 тыс. рублей;

- блочно-модульная котельная в с. Терновка Терновского района стоимостью 11890 тыс. рублей. При этом финансирование составило всего 30%, тогда как в соответствии с контрактом срок окончания строительства - 8 июня 2006 года.

Примером нерационального использования бюджетных средств служит и тот факт, что в 2005 году Главным управлением жилищно-коммунальной политики заключен договор с ООО “Веза“ на разработку бизнес-плана “Строительство и реконструкция отопительных котельных Воронежской области“ на сумму 170 тыс. рублей. Кроме того, проект переведен на
английский язык, что повлекло дополнительные расходы областного бюджета на сумму 12 тыс. рублей.

Аналогичный проект стоимостью 150 тыс. рублей был разработан и в 2003 году. Однако до настоящего времени оба бизнес-плана никем не востребованы, инвестиции не привлечены. Без достижения какого-либо результата на разработку никому не нужных бизнес-планов неэффективно израсходовано 332 тыс. рублей.

Например, в бизнес-плане для с. Терновка рассчитаны наиболее оптимальные варианты проведения реконструкции всех котельных с учетом различных факторов (стоимость оборудования, технические характеристики, затраты при дальнейшей эксплуатации). При этом администрации Терновского района этот бизнес-план не передан, и Терновская администрация заказала и оплатила новый проект, не зная о том, что в управлении уже имеются расчеты и рекомендации по реконструкции котельных.

Следует обратить внимание на сложившуюся ситуацию, когда на части территорий области, где уже подведены газовые сети, отопление объектов социальной сферы и жилого фонда по-прежнему осуществляется твердым и жидким топливом. Недостаточное финансирование не позволяет ввести в эксплуатацию котельные, реконструкция которых уже начата. В связи с этим до сих пор пять газопроводов стоимостью 791,4 тыс. рублей, построенных Воронежоблгазом, в эксплуатацию не введены, что является неэффективным использованием бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

Нельзя не отметить и тот факт, что начиная с 2004 года не утверждается областная программа реконструкции муниципальных котельных. До 2004 года ежегодно вводилось в строй более 70 котельных. В результате уменьшения финансирования значительно сократилось количество введенных объектов: в 2004 году - 56 котельных, в 2005 году - только 46.

В ходе проверки установлено, что часть газопроводов, построенных за счет средств областного бюджета и сданных в эксплуатацию, не оформлены в собственность и числятся на забалансовых счетах
у заказчиков-застройщиков: в ОАО “Воронежоблгаз“ - 14 объектов стоимостью 62485,6 тыс. рублей; в дирекции - 75 объектов стоимостью 373296,9 тыс. рублей. Несмотря на многочисленные обращения дирекции в ГУГИ с целью определить балансодержателя построенных объектов, вопрос до настоящего времени не решен.

Право собственности Воронежской области оформлено лишь на 52 объекта балансовой стоимостью 764438 тыс. рублей. Однако договорные отношения области с ОАО “Воронежоблгаз“ по вопросу эксплуатации зарегистрированных в собственность объектов газификации не оформлены.

Затягивание решения данного вопроса не позволяет получать доходы в бюджет по средствам, вложенным в строительство.

Начальник отдела неналоговых

доходов, расходов на ЖКХ, ТЭК

и капитальное строительство

И.Ф.ДОРОШЕНКОВА