Законы и бизнес в России

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.11.2007 “Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет администрации Воронежской области об исполнении Закона “Об областном бюджете на 2005 год“

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОТЧЕТ

АДМИНИСТРАЦИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНА

“ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД“

1. Общая характеристика исполнения областного бюджета

В Законе “Об областном бюджете на 2005 год“ доходы бюджета утверждены в сумме 14233,4 млн. рублей, расходы - 14733,4 млн. рублей, превышение расходов над доходами (дефицит) - 500,0 млн. рублей, или 4,7% к объему доходов областного бюджета без учета сумм финансовой помощи из федерального бюджета.

На основании ст. 217 БК РФ Главным финансовым управлением составлена сводная бюджетная роспись с поквартальной разбивкой по распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов. Порядок исполнения бюджетной
росписи и внесения изменений утвержден приказом ГФУ. Изменения в вышеназванный документ вносились своевременно. Данные сводной бюджетной росписи по доходам и расходам, в том числе и уточненные, соответствуют данным по доходам и расходам, утвержденным Законом “Об областном бюджете на 2005 год“.

В течение года в Закон “Об областном бюджете на 2005 год“ вносились изменения и дополнения. В результате уточненный план по доходам составил 17 938,0 млн. рублей, по расходам - 18340,5 млн. рублей, дефицит - 402,5 млн. рублей, или 3,6% объема собственных доходов областного бюджета.

Фактически за 2005 год в областной бюджет поступило 17988,0 млн. рублей (100,3% плановых назначений), что на 36% выше уровня 2004 года. Расходы бюджета составили 17568,9 млн. рублей (95,8% плана) и возросли к предыдущему году на 42%. При плановом дефиците в 402,5 млн. рублей бюджет исполнен с превышением доходов над расходами (профицитом) в сумме 419,1 млн. рублей.

На исполнение бюджета с профицитом повлияло перевыполнение плановых назначений по доходам на 50,0 млн. рублей и недовыполнение плана по расходам на 771,6 млн. рублей. Основными причинами неисполнения плановых назначений по расходам являются:

- экономия расходов на обслуживании заемных средств, привлеченных областным бюджетом, в сумме 43,2 млн. рублей и на выдаче бюджетных кредитов из областного бюджета - 269,0 млн. рублей;

- предоставление населением заявок на выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на 208,5 млн. рублей меньше, чем планировалось;

- эффективное использование бюджетных средств в связи с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета и проведение закупок для государственных нужд на конкурсной основе.

2. Исполнение доходной части бюджета

За 2005 год на территории области во все уровни бюджетной системы
собрано 20131,0 млн. рублей налоговых платежей, что составляет 114% к уровню 2004 года. Структура распределения данных платежей между уровнями бюджетной системы представлена в таблице.

--------------------------------------T-----------------------------¬

¦ Уровень бюджета ¦Доля в общей сумме налоговых ¦

¦ ¦ доходов, собранных на ¦

¦ ¦ территории области (%) ¦

¦ +---------------T-------------+

¦ ¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦

+-------------------------------------+---------------+-------------+

¦Федеральный бюджет ¦ 29¦ 26¦

+-------------------------------------+---------------+-------------+

¦Консолидированный бюджет области, в ¦ 71¦ 74¦

¦т.ч.: ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+---------------+-------------+

¦- областной бюджет ¦ 42¦ 48¦

+-------------------------------------+---------------+-------------+

¦- бюджеты муниципальных образований ¦ 29¦ 26¦

+-------------------------------------+---------------+-------------+

¦Итого ¦ 100¦ 100¦

L-------------------------------------+---------------+--------------

По данным таблицы нетрудно проследить, что в
2005 году по сравнению с 2004 годом доля областного бюджета в общем объеме собранных на территории области платежей возросла на 6 процентных пунктов (с 42% до 48%). На увеличение доли областного бюджета повлияли изменения в налоговом и бюджетном законодательстве: индексация ставок акцизов по подакцизным товарам; расширение видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и увеличение размера базовой доходности по всем видам деятельности; увеличение налоговой ставки по доходам физических лиц, полученным в виде дивидендов; централизация в областном бюджете части доходов местных бюджетов для закупки топлива.

Всего за 2005 год, как уже отмечено, в областной бюджет поступило 17988,0 млн. рублей (100,3% плана), в том числе: собственные доходы - 11187,2 млн. рублей (62% доходов областного бюджета), финансовая помощь - 6800,8 млн. рублей (38%).

Налоговые доходы составили 10153,7 млн. рублей, или 99% плановых назначений. По видам налогов наблюдается как перевыполнение плана, так и крайне низкий процент исполнения. Не выполнены плановые назначения по видам налогов:

--------------------------------------T-----------T---------------¬

¦ Виды налогов ¦ Процент ¦ Недопоступило ¦

¦ ¦исполнения ¦ в бюджет ¦

¦ ¦ плана ¦ (млн. рублей) ¦

+-------------------------------------+-----------+---------------+

¦Налог на доходы физических лиц ¦ 96¦ 154,8¦

+-------------------------------------+-----------+---------------+

¦Налог на имущество организаций ¦ 93¦ 91,8¦

+-------------------------------------+-----------+---------------+

¦Транспортный налог ¦ 92¦ 17,8¦

+-------------------------------------+-----------+---------------+

¦Акцизы на алкогольную продукцию ¦ 78¦ 103,9¦

+-------------------------------------+-----------+---------------+

¦Задолженность по отмененным налогам ¦ 22¦ 135,9¦

+-------------------------------------+-----------+---------------+

¦Госпошлина ¦ 37¦ 1,0¦

+-------------------------------------+-----------+---------------+

¦ВСЕГО ¦ ¦ 505,2¦

L-------------------------------------+-----------+----------------

В результате невыполнения плана по указанным налогам в областной бюджет недопоступило 505,2 млн. рублей Причины, повлиявшие на невыполнение, приведены ниже.

По налогу на доходы физических лиц план недовыполнен на 154,8 млн. рублей. Основной причиной неисполнения стали изменения в налоговом законодательстве, внесенные Федеральным законом в конце года, уже после принятия Закона “Об областном бюджете на 2005 год“. Изменения заключались в увеличении налоговых льгот, а именно: стандартных налоговых вычетов на ребенка с 300 до 600 рублей и необлагаемого налогом совокупного дохода с 20,0 тыс. рублей до 40,0 тыс. рублей.

В результате неисполнения плана по налогу на имущество организаций в бюджет недопоступило 91,8 млн. рублей. Это связано с низкой собираемостью налога, которая при планируемом уровне 98% фактически составила только 92%. По данному виду налога планировалась и отработка недоимки в сумме 50,5 млн. рублей, однако по состоянию на 01.01.2006 недоимка не сократилась, а увеличилась на 96,3 млн. рублей.

Главной причиной недопоступления в бюджет акцизов на алкогольную продукцию стало значительное невыполнение плановых назначений ОАО “Бутурлиновский ЛВЗ“ (план исполнен всего на 30%). Это произошло в результате того, что предприятие в своем производстве использует небутилированный коньяк, при приобретении которого уплачивает в бюджет акциз. Однако при условии дальнейшего использования коньяка в производстве сумма уплаченного акциза подлежит возврату из бюджета. Недоимка по акцизам на алкогольную продукцию возросла на 37,2 млн. рублей и на конец года составила 187,8 млн. рублей.

По транспортному налогу недопоступило 17,8 млн. рублей, что также
связано с низким уровнем собираемости налога. На 01.01.2006 собираемость сложилась в размере 72% по налогу, уплачиваемому организациями, и 64% - физическими лицами.

Задолженность по отмененным налогам (налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог с продаж) за 2005 год погашена в сумме 37,3 млн. рублей, или всего 22% от плана, в бюджет недопоступило 135,9 млн. рублей. Недоимка в течение года практически не отрабатывалась.

По остальным видам налогов средства поступили с превышением плановых назначений:

-----------------------------T------------T--------------------¬

¦ Виды налогов ¦ Процент ¦ Дополнительно ¦

¦ ¦ исполнения ¦ поступило в бюджет ¦

¦ ¦ плана ¦ (млн. рублей) ¦

+----------------------------+------------+--------------------+

¦Налог на прибыль ¦ 108¦ 208,3¦

+----------------------------+------------+--------------------+

¦Акцизы на нефтепродукты ¦ 102¦ 15,6¦

+----------------------------+------------+--------------------+

¦Акцизы
на спирт, вина, пиво ¦ 118¦ 41,7¦

+----------------------------+------------+--------------------+

¦Налоги на совокупный доход ¦ 142¦ 108,1¦

+----------------------------+------------+--------------------+

¦Единый сельскохозяйственный ¦ 122¦ 1,3¦

¦налог ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------+--------------------+

¦Налог на добычу полезных ¦ 113¦ 3,7¦

¦ископаемых ¦ ¦ ¦

+----------------------------+------------+--------------------+

¦ВСЕГО ¦ ¦ 378,7¦

L----------------------------+------------+---------------------

В результате перевыполнения плана по этим налогам в бюджет дополнительно поступило 378,7 млн. рублей.

По налогу на прибыль сверхплановые поступления составили 208,3 млн. рублей. Это произошло в результате улучшения финансовых результатов деятельности крупных предприятий области, а также из-за поступления дополнительных сумм налога по перерасчетам за предыдущий год и отработки недоимки.

В результате перевыполнения плана по единому налогу на совокупный доход в бюджет дополнительно поступило 108,1 млн. рублей. Одним из факторов, повлиявших на перевыполнение плана, является рост выручки от реализации товаров, работ, услуг субъектов малого предпринимательства в 2005 году к уровню предыдущего года на 21%.

Неналоговые доходы поступили в сумме 1033,5 млн. рублей (122% плана), что в 1,5 раза выше уровня 2004 года.

Платежами, формирующими неналоговые доходы, явились:

- дивиденды по акциям - 0,2 млн. рублей;

- доходы от арендной платы за землю - 218,2 млн. рублей;

- доходы от сдачи в аренду имущества - 62,1 млн. рублей;

- доходы от перечисления части прибыли

государственными унитарными предприятиями - 3,7 млн. рублей;

- плата за негативное воздействие

на окружающую среду - 81,8 млн. рублей;

- доходы от оказания платных услуг

бюджетных учреждений - 518,5 млн. рублей;

- доходы от реализации имущества - 126,0 млн. рублей;

- другие доходы - 23,0 млн. рублей.

В том числе:

- проценты, полученные от предоставления

бюджетных кредитов - 3,4 млн. рублей;

- лицензионные сборы - 3,0 млн. рублей;

- штрафные санкции - 12,8 млн. рублей;

- прочие неналоговые доходы - 3,8 млн. рублей.

В нарушение ст. ст. 216 и 218 БК РФ проценты за пользование бюджетными ссудами и прочие неналоговые доходы зачислялись напрямую на счет ГФУ, а не на счет Федерального казначейства.

Доходы от сдачи в аренду имущества составили 62,1 млн. рублей, или 108% плана. По данным Главного управления государственного имущества в 2005 году в аренду сдавалось 49,4 тыс. кв. м площадей, или 2% общей площади недвижимого имущества, находящегося в собственности области, из них по договорам ГУГИ - 62%, по договорам ГУ “СЭС“ - 38%. Необходимо отметить, что на 01.01.2006 задолженность по вышеназванным платежам составила 15,1 млн. рублей (24% годовых поступлений), в том числе по договорам с ГУГИ - 3,2 млн. рублей, по договорам с ГУ “СЭС“ - 11,9 млн. рублей. Имея реальные рычаги воздействия на плательщиков, указанным организациям следует принять более эффективные меры для погашения задолженности.

Доходы от перечисления части прибыли государственными унитарными предприятиями составили 3,7 млн. рублей (179% плана), что в 3,7 раза выше уровня 2004 года. Доходы поступили от 33 ГУПов из 48 зарегистрированных, тогда как в предыдущем году платежи перечисляли только 23 предприятия. Однако основная сумма платежей (63%) поступила от одного предприятия ГУП “Воронежоблтехинвентаризация“ и только 37% - от остальных 32.

Доходы от реализации имущества составили 126,0 млн. рублей. Реализовано 3 газорегуляторных пункта в Острогожском районе на сумму 124,7 млн. рублей и основные средства ГУПов - 1,1 млн. рублей.

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 6800,8 млн. рублей (100% плановых назначений), в том числе:

- дотация на выравнивание уровня

бюджетной обеспеченности - 3 100,3 млн. рублей;

- дотация на возмещение убытков от

содержания объектов жилищно-коммунального

хозяйства и социально-культурной сферы,

переданных в ведение органов местного

самоуправления - 522,0 млн. рублей;

- дотация на поддержку мер по обеспечению

сбалансированности бюджетов - 684,5 млн. рублей;

- дотация на обеспечение расходов по

выплатам с 1 марта 2005 года ежемесячного

денежного поощрения военнослужащим и сотрудникам

органов внутренних дел и Государственной

противопожарной службы - 110,1 млн. рублей;

- субвенции на оплату жилищно-коммунальных

услуг отдельным категориям граждан - 421,8 млн. рублей;

- субвенции на выполнение федеральных

полномочий по государственной регистрации

актов гражданского состояния - 45,7 млн. рублей;

- субвенции на обеспечение социальной

поддержки для лиц, награжденных знаком

Почетный донор России - 29,2 млн. рублей;

- субсидии на реализацию федеральных

программ развития регионов - 92,5 млн. рублей;

- субсидии на финансирование дорожного

хозяйства - 210,0 млн. рублей;

- субсидии на финансирование

сельского хозяйства - 272,4 млн. рублей;

- субсидии на частичное возмещение расходов

бюджетов на осуществление мер социальной

поддержки ветеранов труда и тружеников тыла - 279,9 млн. рублей;

- субсидии на частичное возмещение расходов

на выплату государственных пособий гражданам,

имеющим детей - 81,6 млн. рублей;

- прочие субсидии - 80,0 млн. рублей;

- средства, получаемые на компенсацию

дополнительных расходов, возникших

в результате решений, принятых органами

государственной власти - 221,4 млн. рублей;

- прочие поступления из федерального бюджета - 643,6 млн. рублей;

- внутренние обороты - 5,7 млн. рублей.

Необходимо отметить, что общий объем финансовой помощи из федерального бюджета по сравнению с уровнем прошлого года увеличился на 2060,7 млн. рублей (на 43%), в том числе по дотациям на выравнивание и сбалансированность - на 280,9 млн. рублей, по целевым средствам из федерального бюджета - 1779,8 млн. рублей.

3. Состояние государственного долга Воронежской области. Исполнение программы государственных внутренних заимствований

Структура долга областного бюджета на начало и конец анализируемого периода представлена в таблице:

(млн. рублей)

------------------------------------------------T--------------T---------------¬

¦ Вид долговых обязательств ¦ Сумма по ¦ Сумма по ¦

¦ ¦ состоянию на ¦ состоянию на ¦

¦ ¦ 01.01.2005 ¦ 01.01.2006 ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦1. Облигационный займ ¦ 600,0¦ 1 100,0¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- ОАО АКБ “РОСБАНК“ ¦ 600,0¦ 1 100,0¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦2. Кредитные договора, в т.ч.: ¦ 873,9¦ 180,0¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- филиал ОАО “Внешторгбанк“ в г. Воронеже ¦ 150,0¦ -¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- ОАО АКБ “РОСБАНК“ ¦ 450,0¦ -¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Воронежский филиал “ВоРУ“ ОАО “МинБ“ ¦ 50,0¦ 180,0¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- АКБ “Промсвязьбанк“ (ЗАО) Воронежский филиал ¦ 223,9¦ -¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦3. Ссуды и кредиты, полученные от вышестоящих ¦ 583,4¦ 495,4¦

¦бюджетов ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Ссуды Минфина РФ ¦ 383,4¦ 305,6¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Кредит МБРР для содействия в реализации ¦ 4,0¦ 2,6¦

¦проекта поддержки реформ в сельском хозяйстве, ¦ ¦ ¦

¦программа “АРИС“ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Кредит МБРР для реализации проекта “Реформа ¦ 0,2¦ 37,6¦

¦системы образования“ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Кредит МБРР для реализации проекта ¦ -¦ 8,9¦

¦“Техническое содействие реформе системы ¦ ¦ ¦

¦здравоохранения“ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Централизованные кредиты ¦ 159,7¦ 109,8¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Заем из спецфонда льготного кредитования ¦ 34,5¦ 30,2¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Кредит, выданный Федеральной ¦ 1,6¦ 0,7¦

¦продовольственной корпорацией при Минсельхозе ¦ ¦ ¦

¦России ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦4. Государственные гарантии ¦ 96,8¦ 98,0¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Федеральному фонду поддержки малого ¦ 3,3¦ 0,5¦

¦предпринимательства ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- Росагролизингу ¦ 13,5¦ -¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- ОАО “Воронежпромбанк“ ¦ 80,0¦ -¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- филиалу ОАО “Внешторгбанк“ за АНО “ФК “Факе듦 -¦ 53,8¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦- филиалу ОАО “Внешторгбанк“ за ОАО ¦ -¦ 43,7¦

¦“Воронежавтодор“ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+--------------+---------------+

¦Всего государственный долг ¦ 2 154,1¦ 1 873,4¦

L-----------------------------------------------+--------------+----------------

Из таблицы видно, что общий объем государственного долга Воронежской области за 2005 год снизился на 280,7 млн. рублей (на 13%) и по состоянию на 01.01.2006 составил 1873,4 млн. рублей, что не превысило верхнего предела, установленного статьей 51 Закона “Об областном бюджете на 2005 год“ (10475,0 млн. рублей).

Необходимо отметить, что если в 2004 году государственный долг составлял 26% к объему собственных доходов областного бюджета, то в 2005 году данный показатель снизился и сложился на уровне 17%.

Исполнение Программы государственных внутренних заимствований в течение года производилось следующим образом:

Государственные ценные бумаги (облигационный займ). В 2005 году на основании Закона “Об областном бюджете на 2005 год“, постановлений администрации области, договоров с ЗАО “Фондовая биржа ММВБ“, ЗАО “Московская межбанковская валютная биржа“ и некоммерческим партнерством “Национальный депозитный центр“ проведена эмиссия государственных облигаций Воронежской области на сумму 500,0 млн. рублей.

Ссуды и кредиты, полученные из федерального бюджета. Остаток задолженности по бюджетным ссудам и кредитам, полученным из федерального бюджета на начало 2005 года, составлял 583,4 млн. рублей. В течение года из вышестоящего бюджета привлечено 46,4 млн. рублей, в том числе:

- на основании постановления Правительства РФ для оказания содействия в реализации проекта “Техническое содействие реформе системы здравоохранения“ в МБРР - 8,9 млн. рублей;

- в соответствии с соглашением между Минфином РФ, Министерством образования и науки РФ и администрацией Воронежской области для оказания содействия в реализации проекта “Реформа системы образования“ - 37,5 млн. рублей.

За анализируемый период задолженность по федеральным средствам погашена в объеме 134,4 млн. рублей, из них:

- по приказу Минфина РФ погашена основная сумма задолженности по ссудам прошлых лет - 77,8 млн. рублей;

- на основании соглашения между Минфином РФ, Министерством сельского хозяйства и администрацией Воронежской области погашена сумма долга по программе “АРИС“ - 1,5 млн. рублей;

- погашена задолженность по бюджетным кредитам, выданным за счет средств спецфонда для кредитования АПК на льготных условиях, - 5,0 млн. рублей;

- погашена задолженность по бюджетным кредитам, выданным Федеральной продовольственной корпорацией при Минсельхозе России, - 0,1 млн. рублей;

- на основании приказов Минфина РФ уменьшена задолженность бюджета Воронежской области перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам сельхозтоваропроизводителей, выданным в 1994 - 1995 годах, - 50,0 млн. рублей.

Остаток задолженности перед федеральным бюджетом на 01.01.2006 составил 495,4 млн. рублей.

Задолженность по банковским кредитам на 01.01.2005 составляла 873,9 млн. рублей. В течение года кредиты привлечены в сумме 680,0 млн. рублей, в том числе: в филиале ОАО “Внешторгбанк“ г. Воронежа - 450,0 млн. рублей, ОАО АКБ “Росбанк“ - 50,0 млн. рублей и Воронежском филиале “ВоРУ“ ОАО “МинБ“ - 180,0 млн. рублей.

На погашение долга направлено 1373,9 млн. рублей, в том числе: филиалу ОАО “Внешторгбанк“ - 600,0 млн. рублей, “ВоРУ“ ОАО “МинБ“ - 50,0 млн. рублей, ОАО АКБ “Росбанк“ - 500,0 млн. рублей, АКБ “Промсвязьбанк“ - 223,9 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2006 задолженность по банковским кредитам составила 180,0 млн. рублей.

Долг по гарантиям, предоставленным администрацией области, на начало года составлял 96,8 млн. рублей. В течение года дополнительно предоставлено гарантий на сумму 181,5 млн. рублей, в том числе:

- АКБ “Промсвязьбанк“ (ЗАО) Воронежский филиал за АНО “ФК “Факел“ - 25,0 млн. рублей;

- филиалу ОАО “Внешторгбанк“ в г. Воронеже - 156,5 млн. рублей, из них: за АНО “ФК “Факел“ - 67,1 млн. рублей, ГУП ВО “Воронежобллизинг“ - 45,7 млн. рублей, ОАО “Воронежавтодор“ - 43,7 млн. рублей.

В течение года заемщиками, за которых предоставлялись гарантии, погашено 180,3 млн. рублей. На 01.01.2006 долг по государственным гарантиям составил 98,0 млн. рублей, из них: за АНО “ФК “Факел“ - 53,8 млн. рублей, ОАО “Воронежавтодор“ - 43,7 млн. рублей.

Помимо кредитов, привлекаемых администрацией области в нарушение ст. 161 БК РФ, где установлено, что бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы), в 2005 году на основании распоряжения администрации области Главным управлением жилищно-коммунальной политики заключен кредитный договор с филиалом “Воронежское региональное управление“ ОАО “Московский индустриальный банк“ на сумму 7,7 млн. рублей.

4. Исполнение расходной части бюджета

На исполнение расходной части областного бюджета направлено 17 568,9 млн. рублей, что на 42% выше, чем за соответствующий период прошлого года.

Из общей суммы расходов финансирование социальной сферы (образование, культура, кинематография, СМИ, здравоохранение и спорт, социальная политика) составило 43%, или 7586,8 млн. рублей, что в 1,7 раза выше уровня 2004 года.

В то же время следует отметить, что по всем разделам функциональной классификации исполнение расходов произведено ниже плановых назначений.

Финансирование раздела “Общегосударственные вопросы“ составило 74% плана, или 994,3 млн. рублей (6% в общей сумме расходов).

В рамках данного раздела на обслуживание государственного долга направлено 213,4 млн. рублей (83% плана). По сравнению с 2004 годом использование средств на данные цели снизилось на 9,8 млн. рублей.

Кроме того, в указанном разделе отражено предоставление и погашение бюджетных ссуд и кредитов муниципальным образованиям и юридическим лицам. По состоянию на 01.01.2005 задолженность муниципальных образований перед областным бюджетом по бюджетным ссудам составляла 2622,6 млн. рублей. В 2005 году в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, муниципальным образованиям предоставлялись только бюджетные кредиты в сумме 237,4 млн. рублей. Возврат кредитов 2005 года и бюджетных ссуд прошлых лет составил 324,9 млн. рублей. Кроме того, в соответствии со ст. 54 Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2005 год“ и ст. 64 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год“ произведено списание бюджетных ссуд прошлых лет в объеме 532,2 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2006 остаток непогашенных бюджетных ссуд и кредитов составил 2002,9 млн. рублей. Несмотря на то что задолженность муниципальных образований за 2005 год снизилась на 619,7 млн. рублей, ее объем остается еще достаточно высоким и составляет 29% собственных доходов местных бюджетов.

Следует отметить, что для создания условий по оздоровлению муниципальных финансов в соответствии со ст. 48 Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2005 год“ администрацией области произведена реструктуризация задолженности по бюджетным ссудам, выданным муниципальным образованиям из областного бюджета до 1 января 2005 года. При соблюдении муниципальными образованиями условий реструктуризации начиная с 2006 года ежегодно в декабре в течение трех лет районам и городам области будет списываться по 30 процентов сложившейся задолженности.

Задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим лицам, по состоянию на 01.01.2005 составляла 172,7 млн. рублей. В 2005 году предоставлено кредитов на сумму 116,1 млн. рублей, из них: ГУП ВО “Воронежкачество“ - 35,0 млн. рублей, ГУ автомобильных дорог Воронежской области - 80,3 млн. рублей. В течение года погашено менее половины - 50,3 млн. рублей. Кроме того, на основании приказа Минфина РФ уменьшена задолженность по централизованным кредитам, выданным сельхозтоваропроизводителям в 1992 - 1994 годах, на сумму 14,8 млн. рублей. Также по распоряжениям администрации области списана задолженность ликвидированных сельхозтоваропроизводителей по бюджетным кредитам прошлых лет на сумму 9,3 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2006 долг по бюджетным кредитам юридических лиц перед областным бюджетом составил 214,4 млн. рублей.

Необходимо отметить, что ГУП ВО “Воронежкачество“ предоставлен кредит на инвестиционный проект, который в нарушение ст. 47 Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2005 год“ на момент выдачи заемных средств не включен в “Программу экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы“. Согласно вышеназванной статье обязательным условием предоставления кредита юридическому лицу является включение проекта в Программу.

Расходы по разделу “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность“ исполнены на 100% плана, или 896,6 млн. рублей, в том числе по подразделам: “Органы внутренних дел“ - 569,4 млн. рублей, “Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона“ - 44,5 млн. рублей, “Обеспечение противопожарной безопасности“ - 282,7 млн. рублей.

Значительная часть бюджетных средств - 19% общей суммы расходов, или 3 341,6 млн. рублей (98% плана), направлена на исполнение раздела “Национальная экономика“. В рамках данного раздела производилось финансирование объектов областной адресной инвестиционной программы. Расходы по данной программе осуществлялись в соответствии с постановлением администрации области “Об утверждении перечня строек и объектов для государственных (областных нужд), мерах по реализации областной адресной инвестиционной программы и плана финансирования на 2005 год“. Фактически на программу направлено 886,4 млн. рублей (100% плана), из них погашение кредиторской задолженности прошлых лет составило 198,5 млн. рублей, финансирование строительства - 687,9 млн. рублей. Инвестиции на строительство направлены на объекты газификации - 423,4 млн. рублей и социальной сферы - 264,5 млн. рублей. По объектам социальной сферы расходы произведены по разделам: образование - 109,0 млн. рублей (12% средств, выделенных на областную адресную инвестиционную программу), здравоохранение - 60,9 млн. рублей (7%), культура - 16,9 млн. рублей (2%), жилищное хозяйство - 19,2 млн. рублей (2%), коммунальное хозяйство - 45,0 млн. рублей (5%), прочие отрасли - 13,5 млн. рублей (2%). Следует отметить, что имеются факты, когда одни объекты не финансировались, а по другим объектам допущен перерасход плановых назначений. Так“ не выделялись средства на школу с. Мамоновка Верхнемамонского района и здание ЦРБ г. Эртиль. В то же время превышение плановых назначений составило 10,3 млн. рублей, в том числе: по школе с. Мосальское Каширского района (на 2,1 млн. рублей); школе с. Бороздиновка Новохоперского района (на 3,8 млн. рублей); гимназии рп Хохольский (на 4,4 млн. рублей), что является нарушением ст. 297 БК РФ.

В ходе проверки областной целевой программы “Повышение плодородия почв Воронежской области на 2002 - 2005 годы“ за весь период ее реализации выявлено, что в отчете об исполнении программы, составленном Главным управлением аграрной политики, отражены недостоверные данные. Так, согласно отчету, за 2002 - 2005 годы на реализацию программы направлено 118,7 млн. рублей. Однако при проверке установлено, что реально на исполнение утвержденных программных мероприятий использовано только четверть указанных в отчете средств.

Финансирование раздела “Жилищно-коммунальное хозяйство“ составило 144,8 млн. рублей (100% плана), в том числе: мероприятия в области коммунального хозяйства по развитию, реконструкции и замене инженерных сетей - 49,0 млн. рублей, содержание центрального аппарата - 15,8 млн. рублей, федеральная целевая программа “Жилище“ - 80,0 млн. рублей.

Проверкой реализации областной целевой программы “Развитие системы ипотечного жилищного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы“ установлено, что в 2005 году на данную программу выделено 4,0 млн. рублей, из них:

- пополнение уставного капитала ОАО “Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области“ (увеличение пакета акций, находящегося в областной собственности) - 3,0 млн. рублей;

- возмещение затрат на уплату процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам и части первоначального взноса - 1,0 млн. рублей.

Сведения за 2005 год о получателях господдержки за счет областного бюджета представлены в таблице:

---------------------------T------------------T--------------¬

¦ Категория льготников ¦ Число семей, ¦ Сумма, тыс. ¦

¦ ¦ получивших ¦ рублей ¦

¦ ¦ господдержку ¦ ¦

+--------------------------+------------------+--------------+

¦Многодетные семьи ¦ - ¦ - ¦

+--------------------------+------------------+--------------+

¦Молодые семьи: - всего ¦ 15¦ 917,76¦

¦- с одним ребенком; ¦ 12¦ 696,96¦

¦- с двумя детьми; ¦ 1¦ 203,68¦

¦- без детей ¦ 2¦ 17,12¦

+--------------------------+------------------+--------------+

¦Работники бюджетной сферы ¦ 8¦ 69,2¦

+--------------------------+------------------+--------------+

¦Государственные служащие ¦ 1¦ 13,04¦

¦Воронежской области ¦ ¦ ¦

+--------------------------+------------------+--------------+

¦Итого ¦ 24¦ 1 000,0¦

L--------------------------+------------------+---------------

Следует отметить, что как на областном, так и федеральном уровне отсутствует достаточная нормативная база для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, не являющихся малоимущими, что негативно влияет на эффективность бюджетных расходов по программе. В связи с этим некоторые решения комиссии о выделении поддержки из областного бюджета принимались субъективно. Необходимо принять меры по формированию областной нормативной базы для участников областной целевой программы “Развитие системы ипотечного жилищного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы“.

Расходы по разделу “Охрана окружающей среды“ произведены в сумме 61,7 млн. рублей (89% плана), в том числе: исполнение программы “Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2002 - 2010 годы“ в сумме 56,5 млн. рублей; содержание центрального аппарата - 5,2 млн. рублей.

Раздел “Образование“ профинансирован на 1083,7 млн. рублей (98% плана), из них: дошкольное образование - 12,9 млн. рублей; общее образование - 402,9 млн. рублей; начальное профессиональное образование - 307,9 млн. рублей; среднее профессиональное образование - 165,8 млн. рублей; переподготовка и повышение квалификации - 47,6 млн. рублей; высшее профессиональное образование - 6,5 млн. рублей; молодежная политика и оздоровление детей - 59,0 млн. рублей; другие вопросы в области образования (содержание центрального аппарата, обеспечение деятельности подведомственных учреждений, проведение мероприятий для детей и молодежи, централизованная бухгалтерия, областные целевые программы) - 81,1 млн. рублей.

Расходы по разделу “Культура, кинематография, СМИ“ составили - 311,8 млн. рублей (99% плана), средства использованы на учреждения культуры - 176,3 млн. рублей, телевидение и радиовещание - 44,9 млн. рублей, периодическую печать - 81,7 млн. рублей, содержание центрального аппарата - 8,9 млн. рублей.

В результате проверки бюджетных средств, направленных управлению культуры и туризма Воронежской области, установлен ряд нарушений: расходование внебюджетных средств на содержание аппарата областного управления культуры и туризма (0,4 млн. рублей), осуществление закупок для учреждений, не состоящих на областном бюджете (0,5 млн. рублей), а также нарушения при использовании областного имущества.

На “Здравоохранение и спорт“ направлено 19% расходов областного бюджета, или 3382,8 млн. рублей (100% плана), в том числе по подразделам: здравоохранение - 3138,0 млн. рублей, спорт и физическая культура - 176,0 млн. рублей, содержание центрального аппарата - 68,8 млн. рублей.

В 2005 году Контрольно-счетной палатой проведен аудит эффективности использования государственных ресурсов на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи. В ходе аудита был отмечен ряд недостатков в организации здравоохранения, направлены рекомендации по их устранению. Результаты аудита принесли реальную пользу, ряд проблем уже решается в рамках национального проекта по здравоохранению:

- пересмотрены и изменены подходы к оплате медицинской помощи по объемным и стоимостным показателям;

- разграничена ответственность за возмещение затрат между бюджетом, системой ОМС и другими источниками;

- разработаны финансовые нормативы и методические рекомендации для планирования бюджета здравоохранения на основе единого подхода согласно федеральным законам;

- программа госгарантий на 2006 год утверждена с ростом к 2005 году на 21%.

Особое внимание уделено реализации областных целевых программ в здравоохранении. Все недочеты при их исполнении в 2005 году учтены в бюджете текущего года.

В отчете по аудиту эффективности также отмечено, что объемы стационарной помощи, несмотря на серьезную работу по увеличению сети ФАПов и амбулаторий, все еще высоки. Кроме того, отмечена и сложная ситуация с медицинскими кадрами, особенно в сельской местности.

В ходе аудита выявлен и ряд проблем с лекарственным обеспечением. Положительным моментом можно считать принятие областных законов “О лекарственном обеспечении населения Воронежской области“ и “О предупреждении распространения туберкулеза в Воронежской области“. Целый ряд рекомендаций реализован через внесение изменений в областной закон “О здравоохранении в Воронежской области“.

На фоне положительных изменений часть проблем сохраняет свою остроту: питание в больницах оставляет желать лучшего, медикаменты приобретаются за счет больных, врачами укомплектованы далеко не все ЛПУ, дополнительных средств требует повышение квалификации и переподготовка кадров, а также повышение оплаты труда не только в поликлиниках, но и в стационарах.

Удельный вес раздела “Социальная политика“ в общей сумме расходов областного бюджета составил 16% расходов областного бюджета, или 2808,5 млн. рублей (97% плана). В рамках данного раздела средства областного бюджета в сумме 2,8 млн. рублей направлены на реализацию федеральных полномочий (финансирование мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации). Данная сумма направлена на погашение задолженности по выплате компенсаций на возмещение вреда здоровью по судебным решениям инвалидам-чернобыльцам г. Нововоронежа. На конец 2005 года средства в областной бюджет из федерального не перечислены.

Право на получение ежемесячного пособия на ребенка по состоянию на 01.01.2006 имели 228,2 тыс. человек. Кредиторская задолженность по данным выплатам на 01.01.2005 составляла 308,2 млн. рублей. В течение 2005 года на погашение кредиторской задолженности и текущие выплаты направлено 450,7 млн. рублей. Кроме того, из федерального бюджета на данные цели получено субсидий в объеме 81,2 млн. рублей, которые использованы по целевому назначению. На 01.01.2006 кредиторская задолженность по ежемесячным пособиям полностью ликвидирована.

Средства на возмещение расходов по перевозке льготных категорий граждан из областного бюджета направлены: ОАО АТ “Воронежавтотранс“ - 146,2 млн. рублей, ОАО “РЖД“ - 5,2 млн. рублей.

Межбюджетные трансферты в структуре расходов областного бюджета составили 26%, или 4534,4 млн. рублей, в том числе:

- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований - 1001,2 млн. рублей;

- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований - 369,2 млн. рублей;

- дотации на обеспечение расходов по выплатам ежемесячного денежного поощрения военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы - 10,2 млн. рублей;

- дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социальной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, - 522,1 млн. рублей;

- субвенции и субсидии на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 231,1 млн. рублей;

- субвенции на финансирование расходов по обеспечению реализации государственного стандарта общего образования - 1898,8 млн. рублей;

- субвенции для централизованной оплаты закупки топливных ресурсов муниципальными образованиями - 133,3 млн. рублей;

- субвенции на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, - 51,6 млн. рублей;

- субвенции на погашение кредиторской задолженности по Закону РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ - 2,0 млн. рублей;

- субвенция на реализацию Федерального закона “О донорстве крови и ее компонентов“ - 0,5 млн. рублей;

- средства по взаимным расчетам - 314,4 млн. рублей.

Необходимость предоставления муниципальным образованиям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности обусловлена значительным разрывом между районами и городами области по уровню бюджетной обеспеченности собственными доходами. Среднее значение этого показателя (рассчитанное исходя из прогнозируемых собственных доходов местных бюджетов на 2005 год) составило 2 342,6 рублей. Вместе с тем наименьшая обеспеченность сложилась в сумме 652,6 рублей (Петропавловский район), а наибольшая - 4430,4 рублей (г. Нововоронеж), разрыв составил почти 7 раз. В связи с этим в областном бюджете на 2005 год сформирован фонд финансовой поддержки муниципальных образований в сумме 1001,2 млн. рублей. После распределения средств фонда финансовой поддержки разрыв между муниципалитетами сократился до 2,5 раза. Вместе с тем сумма собственных доходов районов и городов области и дотации на выравнивание не позволили ряду районов финансировать даже наиболее социально значимые расходы. Это стало причиной выделения из областного бюджета дотаций на сбалансированность в сумме 365,1 млн. рублей.

Плановый объем субвенций на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования утвержден ст. 21 Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2005 год“ в размере 1685,0 млн. рублей. В ходе исполнения бюджета в связи с повышением оплаты труда педагогическим работникам сумма субвенции увеличена на 61,8 млн. рублей (3,6%) пропорционально по всем муниципальным образованиям.

Следует отметить, что рассчитанные по нормативу субвенции с учетом увеличения заработной платы в 12 муниципальных образованиях не обеспечили даже расходов по оплате труда с начислениями, а также расходов на методлитературу, не говоря о прочих расходах (наглядные пособия, компьютеры, хозрасходы и др.). В связи с этим согласно распоряжению администрации Воронежской области 18 муниципальным образованиям финансирование увеличено на сумму 152,0 млн. рублей.

Таким образом, итоговый объем субвенций муниципальным образованиям в части реализации госстандарта общего образования составил 1898,8 млн. рублей. В разрезе районов финансирование увеличилось от 3,6 до 29,2 процента. Наибольший процент увеличения наблюдается в следующих районах: Панинский - на 13,1%, Нижнедевицкий - на 13,8%, Хохольский - на 19,5%, Аннинский - на 19,6%, Рамонский - на 23,6%, Верхнехавский - на 29,2%. Полученные средства использованы полностью, за исключением Новохоперского района, где остаток субвенции составил 1,9 млн. рублей.

Следует отметить, что средства в сумме 14,7 млн. рублей, полученные восемью муниципальными образованиями (Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Воробьевский, Каменский, Каширский, Новохоперский, Терновский районы) для организации учебного процесса (прочие расходы), направлены на проведение текущего и капитального ремонта школ, что является нецелевым использованием бюджетных средств, т.к. согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ и закону Воронежской области от 17.11.2005 N 68-ОЗ данные расходы должны быть произведены за счет средств муниципального бюджета.

Объем субвенции для централизованной оплаты закупки топливных ресурсов муниципальными образованиями формировался за счет доходов местных бюджетов, перечисленных в областной бюджет по нормативам, установленным Законом “О внесении изменений в Закон Воронежской области “Об областном бюджете на 2005 год“ от 30.05.2005 N 28-ОЗ. Всего за 2005 год в областной бюджет районами и городами области перечислено 151,4 млн. рублей. В качестве субвенции из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований возвращено 133,3 млн. рублей. Излишне централизованные средства в сумме 18,1 млн. рублей переданы районам денежными средствами и засчитаны по взаимным расчетам в счет погашения ссуд.

Дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социальной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, сложились в размере 522,1 млн. рублей. Они были перечислены муниципальным образованиям на возмещение следующих убытков: от содержания жилого фонда - 95,7 млн. рублей, водопроводно-канализационных сетей - 270,8 млн. рублей, тепловых сетей - 140,1 млн. рублей, объектов благоустройства - 3,6 млн. рублей, объектов социально-культурной сферы - 11,9 млн. рублей.

Доходы местных бюджетов в 2005 году составили 11679,7 млн. рублей, или 97% плана. Основными причинами невыполнения плановых назначений, согласно данным муниципальных образований, стали: низкая платежеспособность, банкротство предприятий и сельхозтоваропроизводителей.

В структуре доходов бюджетов муниципальных образований собственные доходы составили 6972,9 млн. рублей (60%), финансовая помощь - 4706,8 млн. рублей (40%). Следует отметить, что данное соотношение по разным муниципальным образованиям значительно различается. Так, если в бюджете г. Нововоронежа собственные доходы составляли 92%, Россошанского района - 95%, Лискинского - 81%, то в бюджете Петропавловского района - только 19%, Репьевского - 17%, а Терновского - лишь 13%.

Расходы бюджетов муниципалитетов за анализируемый период произведены на сумму 11384,5 млн. рублей, или на 92% плана. Плановые назначения согласно информации, представленной органами местного самоуправления, не выполнены в результате:

- перечисления средств в местные бюджеты из областного в конце отчетного периода и образования остатка неиспользованных средств на счетах местных бюджетов;

- невыполнения плана по субвенциям на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Финансирование субсидий производилось по фактическому предъявлению документов.

Основная часть расходов направлена на образование - 41%, жилищно-коммунальное хозяйство - 20%, здравоохранение и спорт - 16%, общегосударственные вопросы - 13%.

Несмотря на то что кредиторская задолженность местных бюджетов за 2005 год снизилась на 47%, она остается существенной и на 01.01.2006 составляет 886,0 млн. рублей.

Областной государственный заказ. В целях регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Воронежской области, постановлением администрации области определено, что организатором торгов по закупке продукции для областных нужд является Главное финансовое управление.

По данным ГФУ региональный государственный заказ на 2005 год по важнейшим видам продукции (работ, услуг) сформирован на сумму 2210,0 млн. рублей. Эффект от проведения закупок на конкурсной основе составил не менее 85,0 млн. рублей. В то же время при проведении проверок бюджетных учреждений Контрольно-счетной палатой выявлены случаи закупок без проведения конкурсов в нарушение требований статей 71, 72 БК РФ. Также допускалось дробление заказов на закупки стоимостью менее 200 тыс. рублей с целью ухода от проведения конкурсов. Сумма выявленных нарушений при проведении закупок в 2005 году составила 46,9 млн. рублей.

Выводы и предложения

Отчет об исполнении областного бюджета за 2005 год представлен Главным финансовым управлением администрации Воронежской области в Контрольно-счетную палату в срок, установленный Законом “О бюджетном процессе в Воронежской области“.

Контрольно-счетная палата Воронежской области, обобщив документы отчета об исполнении областного бюджета за 2005 год и материалы настоящего заключения, отмечает, что меры, принятые администрацией области при исполнении бюджета, позволили решить ряд приоритетных задач, определенных Бюджетным посланием.

Областной бюджет за 2005 год исполнен по доходам в сумме 17988,0 млн. рублей (100,3% плановых назначений), по расходам - 17568,9 млн. рублей (или 95,8% плана). При плановом дефиците 402,5 млн. рублей бюджет исполнен с профицитом в объеме 419,1 млн. рублей.

На исполнение бюджета с профицитом повлияло перевыполнение плановых назначений по доходам на 50,0 млн. рублей и меры, принятые для экономии бюджетных расходов (в общей сумме - 771,5 млн. рублей).

Сокращение расходов, в первую очередь, обусловлено экономией расходов на обслуживании заемных средств (43,2 млн. рублей) и экономией на выдаче бюджетных кредитов (269,0 млн. рублей).

Более эффективно использованы бюджетные средства в связи с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета и проведением закупок для государственных нужд на конкурсной основе.

Кроме того, на 208,5 млн. рублей меньше запланированного выплачено населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Это связано с тем, что финансирование производилось по фактическому предъявлению документов, а не по расчетным суммам.

Доходы областного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросли на 36%, или 4735,3 млн. рублей. При этом собственные доходы увеличились на 31% (2674,6 млн. рублей).

В то же время Контрольно-счетная палата отмечает, что плановые назначения по налоговым доходам в полном объеме не исполнены (исполнение 99%). В бюджет недопоступило налогов на сумму 126,5 млн. рублей. Плановые назначения не исполнены: по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, акцизам на алкогольную продукцию. Не в полном объеме погашена и задолженность по отмененным налогам. Имеющиеся возможности для дальнейшего укрепления системы налогового администрирования и выполнения плановых назначений по сбору налоговых доходов используются не в полной мере.

Контрольно-счетная палата отмечает положительную динамику неналоговых доходов. По сравнению с 2004 годом их объем увеличился в 1,5 раза и составил 1033,5 млн. рублей (122% плана). В то же время в заключении отмечено нарушение ст. 61 Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2005 год“, когда не был организован должный контроль за полнотой и своевременностью поступления арендных платежей. В итоге на 01.01.2006 задолженность по аренде областного имущества составила 15,1 млн. рублей, из которой основная доля 11,9 млн. рублей, или 79% задолженности, - по договорам СЭС.

Кроме того, палатой отмечено нарушение статей 216 и 218 БК РФ, когда проценты за пользование бюджетными ссудами и прочие неналоговые доходы зачислялись не на счет Федерального казначейства, а напрямую в ГФУ Воронежской области.

Устранение указанных нарушений позволит в большей степени увеличить эффективность управления государственной собственностью и повысить доходы областного бюджета.

Как положительный момент палата отметила и тот факт, что объем государственного долга Воронежской области за 2005 год сократился на 13%, или на 280,7 млн. рублей. На начало 2006 года сумма областного долга составила 1873,4 млн. рублей, что не превысило верхнего предела, установленного статьей 51 Закона “Об областном бюджете на 2005 год“. Если в 2004 году госдолг составлял 26% к объему собственных доходов областного бюджета, то в 2005 году данный показатель снизился и сложился на уровне 17%.

Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что палата периодически выявляет факты самостоятельного привлечения кредитов получателями средств областного бюджета. Например, Главным управлением жилищно-коммунальной политики в 2005 году по распоряжению администрации области получен кредит на сумму 7,7 млн. рублей в воронежском филиале МИБ под залог областного имущества. Это не только противоречит ст. 161 БК РФ, где установлено, что бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты, но и искажает реальную сумму государственного долга.

Кроме того, до сих пор очень значительной остается кредиторская задолженность областного бюджета. На начало 2006 года ее сумма достигла 623,3 млн. рублей. Несмотря на то что статьей 100 Бюджетного кодекса РФ кредиторская задолженность не отнесена к понятию “государственного долга“, фактически это такое же кредитование бюджета. Но в этом случае бюджет кредитуется не банковскими структурами, а своими же бюджетными организациями, областными ГУПами и предприятиями-подрядчиками, исполнившими свои обязательства, но не получившими за это предусмотренной оплаты. Контрольно-счетная палата считает необходимым напомнить о тех негативных последствиях, когда коммерческими структурами перекупается за бесценок бюджетная задолженность, банкротятся муниципальные и государственные предприятия, а коммерческие структуры через суд получают огромные бюджетные средства.

В части предоставления займов из областного бюджета Контрольно-счетная палата отметила нарушение ст. 47 Закона Воронежской области “Об областном бюджете на 2005 год“, когда ГУП “Воронежкачество“ предоставлен кредит на инвестиционный проект в сумме 35 млн. рублей. На момент выдачи заемных средств ГУП не был включен в “Программу экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы“, тогда как обязательным условием предоставления кредита юридическому лицу является включение проекта в Программу.

В своем заключении палата отмечает, что во исполнение Бюджетного послания бюджет 2005 года, несомненно, имел социальную направленность. Из общей суммы расходов на социальную сферу (образование, культуру, кинематографию, СМИ, здравоохранение и спорт, социальную политику) направлено 43%, или 7586,8 млн. рублей, что в 1,7 раза выше уровня 2004 года.

Нельзя не отметить и усилия областной администрации в поддержке муниципальных образований области. В 2005 году муниципальным образованиям списана задолженность прошлых лет в сумме 532,2 млн. рублей.

Снижение общей задолженности муниципальных образований по бюджетным ссудам и кредитам за 2005 год составило 619,7 млн. рублей. Вместе с тем задолженность все еще остается очень значительной и составляет 2002,9 млн. рублей. Суммы муниципальных долгов областному бюджету имеют огромный разброс. Например, в одних муниципальных образованиях удельный вес долга к собственным доходам составляет: 3% в г. Воронеже, 13% в Поворинском и Верхнемамонском районах, 16% в Нововоронеже, тогда как в других муниципалитетах в несколько раз превышает их собственные доходы: в Нижнедевицком и Калачеевском районах - в 2,5 раза, в Петропавловском - в 3 раза, в Эртиле и В. Хаве - 5,2 раза, а в Подгоренском районе сумма долга превышает собственные доходы в 8,5 раза.

Об исполнении областной адресной инвестиционной программы Контрольно-счетная палата отмечает, что по представленным документам и материалам выявлены факты, когда одни объекты перефинансированы, а финансирование других объектов не производилось. Так, не выделены средства на строительство таких объектов, как школа в с. Мамоновка Верхнемамонского района и здание ЦРБ г. Эртиль. В то же время, допущено превышение плановых назначений на 10,3 млн. рублей: по школе с. Мосальское Каширского района (на 2,1 млн. рублей); школе с. Бороздиновка Новохоперского района (на 3,8 млн. рублей).; гимназии рп Хохольский (на 4,4 млн. рублей), что является нарушением ст. 297 БК РФ.

В ходе исполнения расходов областного бюджета органами власти, а также получателями бюджетных средств были допущены иные нарушения и ошибки, установленные Контрольно-счетной палатой. Материалы проверок в течение финансового года направлялись в областную Думу, администрацию области, распорядителям и получателям бюджетных средств с конкретными рекомендациями по устранению недостатков. Палата не может не отметить снижение общей тенденции нарушений бюджетного законодательства.

На основании изложенного Контрольно-счетная палата считает, что при исполнении областного бюджета органы исполнительной власти в основном соблюдали нормы бюджетного законодательства. Поэтому отчет администрации Воронежской области об исполнении Закона “Об областном бюджете на 2005 год“ предлагается утвердить.

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Воронежской области

А.Ф.ДУБИКОВ

Первый заместитель

председателя Контрольно-счетной

палаты Воронежской области

Е.С.ЛИТВИНЧУК

Заместитель начальника отдела

контроля и анализа налоговых

доходов консолидированного

и областного бюджетов

В.И.ПОПОВ