Законы и бизнес в России

Информация Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.11.2007 “Информация об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Воронежской области за I полугодие 2006 года“

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2006 ГОДА

За I полугодие 2006 года на территории области (по данным отчетов Управления ФНС России по Воронежской области и Главного финансового управления) во все уровни бюджетной системы поступило доходов 13037,7 млн. рублей, что составляет 126,5% к аналогичному периоду 2005 года. Распределение поступлений между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом области характеризуется следующими данными:

----------------------T-------------T-----T-------------T-----T----------¬

¦ Уровень бюджета ¦ I полугодие ¦Доля ¦ I полугодие ¦Доля ¦Отношение ¦

¦ ¦ 2005 года ¦ (%) ¦ 2006 года ¦ (%) ¦2006 года ¦

¦ ¦(млн. рублей)¦ ¦(млн. рублей)¦ ¦ к 2005 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году (%) ¦

+---------------------+-------------+-----+-------------+-----+----------+

¦Федеральный бюджет ¦ 2 390,4¦ 23¦ 2 991,6¦ 23¦ 125,2¦

+---------------------+-------------+-----+-------------+-----+----------+

¦Консолидированный ¦ 7 910,3¦ 77¦ 10 046,1¦ 77¦ 127,0¦

¦бюджет области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+-------------+-----+-------------+-----+----------+

¦Всего собрано доходов¦ 10 300,7¦ 100¦ 13 037,7¦ 100¦ 126,5¦

¦на территории области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------+-------------+-----+-------------+-----+-----------

В I полугодии 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост поступлений как в федеральный бюджет (125,2%), так и в консолидированный бюджет области (127%).

В общей сумме доходов консолидированного бюджета на долю областного бюджета приходится 65%, а на долю бюджетов муниципальных образований - 35%.

Доходы областного бюджета в I полугодии 2006 года увеличились на 29%, или 1453,7 млн. рублей, из них:

- по налогу на прибыль - 532,0 млн. рублей,

- налогу на доходы физических лиц - 419,2 млн. рублей,

- налогу на имущество организаций - 254,5 млн. рублей.

На увеличение доходов оказали влияние развитие собственной налогооблагаемой базы, рост заработной платы, увеличение уровня собираемости по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Кроме того, в связи с передачей полномочий администрациям Лискинского и Россошанского районов на выплату заработной платы работникам образования в текущем году увеличены нормативы отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет - по Россошанскому району с 10% в 2005 году до 45% в 2006 году; по налогу на имущество организаций - по Лискинскому району с 50% в 2005 году до 60% в 2006 году. Также по г. Нововоронежу в 2006 году налог на имущество организаций зачисляется в полном объеме в областной бюджет против 50% в 2005 году.

Доходы областного бюджета за I полугодие
2006 года поступили в объеме 10065,8 млн. рублей и увеличились на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом налоговые доходы в общей сумме доходов составили 64%, или 6480,4 млн. рублей (106,8% плановых назначений).

Основными налогами, формирующими доходы областного бюджета, являются: налог на доходы физических лиц (с долей 32% в сумме налоговых доходов), налог на прибыль (29%), акцизы (13%), налог на имущество организаций (13%).

По налоговым доходам плановые назначения выполнены по всем налогам, за исключением акцизов на алкогольную продукцию. На невыполнение плана по акцизам оказало влияние изменение налогового законодательства в части отмены с 1 января 2006 года режима акцизного склада. Кроме того, длительное время отсутствовала федеральная специальная акцизная марка.

Дополнительные поступления за счет перевыполнения плана по налоговым доходам составили 414,7 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль организаций в бюджет дополнительно поступило 338,6 млн. рублей.

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 3585,4 млн. рублей (36% общей суммы доходов) и увеличились на 22% по сравнению с уровнем прошлого года. На увеличение финансовой помощи оказали влияние передача полномочий по выполнению государственных функций из федерального центра на уровень субъекта, изменение структуры и видов помощи в текущем году. Рост произошел в основном за счет увеличения почти в два раза объема субсидий и в полтора раза субвенций.

На исполнение расходной части областного бюджета за I полугодие 2006 года направлено 9284,1 млн. рублей (95% плана), что на 22%, или на 1705,0 млн. рублей выше, чем за соответствующий период прошлого года.

На социальную сферу (образование, культуру, средства массовой информации, здравоохранение, социальную политику) направлена почти половина (48%) общей суммы расходов,
или 4455,2,0 млн. рублей. По сравнению с предыдущим годом финансирование социальной сферы возросло в 1,3 раза. Значительный рост ассигнований (почти в 4 раза) к уровню прошлого года наблюдается по подразделу “Сельское хозяйство“. Увеличение расходов произошло в результате безвозмездных перечислений из федерального бюджета (субсидии на дизельное топливо, субсидирование процентных ставок сельхозтоваропроизводителям, поддержка животноводства).

Областной бюджет за I полугодие текущего года исполнен с профицитом в сумме 781,7 млн. рублей. Долговые обязательства областного бюджета за I полугодие 2006 года по сравнению с уровнем на начало года уменьшились на 110,7 млн. рублей и составили 1762,7 млн. рублей (с учетом задолженности прошлых лет). В том числе: долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах, - 1100,0 млн. рублей, банковские кредиты - 180,0 млн. рублей, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, - 406,6 млн. рублей, государственные гарантии - 76,1 млн. рублей.

Доходная база бюджетов муниципальных образований в текущем году в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ формируется по двум уровням:

- бюджеты муниципальных районов и городских округов;

- бюджеты поселений.

За I полугодие 2006 года в бюджеты муниципальных образований поступило собственных доходов (без учета финансовой помощи) на сумму 3565,7 млн. рублей (57% в общей сумме доходов), или 104,2% плановых назначений. В общей сумме поступивших доходов на долю городских округов (г. Воронеж, г. Нововоронеж, г. Борисоглебск) приходится 2338,4 млн. рублей, или 66%; муниципальных районов - 950,1 млн. рублей (27%); поселений - 277,2 млн. рублей (7%).

Доходы муниципальных образований формировались за счет следующих основных источников: налога на доходы физических лиц (38% в общей сумме доходов), налога на имущество физических лиц (15%), налога на
землю (8%).

Из 31 муниципального района плановые назначения по собственным доходам не исполнены по 10 районам. Неисполнение доходной части консолидированных бюджетов районов обусловлено в основном невыполнением плана по доходам поселений: по налогу на землю и налогу на имущество физических лиц. Причиной невыполнения плановых назначений по земельному налогу за I полугодие является решение поселений о переносе сроков платежей с июня месяца на третий и четвертый кварталы. Сроки уплаты по налогу на имущество физических лиц установлены законодательно на 15 сентября и 15 ноября.

Поступление доходов по поселениям в I полугодии отличается большим диапазоном в суммовом выражении. Так, например, уровень доходов до 100 тыс. рублей имеет половина всех поселений, из них: до 5 тыс. рублей - 4 поселения (например, Красноновское сельское поселение Панинского района - 4,3 тыс. рублей); от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей - 13 поселений (Борщевское сельское поселение Панинского района - 6,2 тыс. рублей. Второе Никольское сельское поселение Воробьевского района - 6,3 тыс. рублей); от 10 до 20 тыс. рублей - 42 поселения. У остальных поселений разброс собственных доходов составляет от 100 тыс. рублей до 9 млн. рублей. Как правило, доходы свыше одного миллиона рублей имеют городские поселения (районные центры). Такие, как г. Новохоперск - 2,5 млн. рублей, рп Таловая - 3,9 млн. рублей, г. Богучар - 5,1 млн. рублей, г. Бобров - 5,1 млн. рублей, г. Острогожск - 6,8 млн. рублей, г. Павловск - 8,0 млн. рублей, г. Бутурлиновка - 8,9 млн. рублей. И только два городских поселения имеют достаточно высокий объем доходов: г. Россошь - 44,2 млн. рублей и
г. Лиски - 42,7 млн. рублей.

Анализ доходов в разрезе поселений показал, что более половины сельских поселений области в общей сумме доходов имеют уровень собственных доходов до 25%, а в отдельных - 3 - 5%, в остальных - не выше 50%. Среди городских поселений этот показатель выше и уровень собственных доходов составляет от 70% до 90%. Вместе с тем по отдельным поселениям, таким, как Малосамовецкое поселение Верхнехавского района, собственные доходы занимают всего лишь 1%, Нижнетуровское поселение Нижнедевицкого района - 1,6%, Коденцовское поселение Каменского района - 1,9%, Скупо-Потуданское поселение Нижнедевицкого района - 1,9%, Сериковское поселение Бутурлиновского района - 2,1%.

Объем расходов некоторых сельских поселений многократно превышает объем их собственных доходов:

--------------------T-------T--------T--------T-------T------------------¬

¦ Поселение ¦Собств.¦Финанс. ¦ Итого ¦Расходы¦ Превышение ¦

¦ ¦доходы ¦ помощь ¦доходов ¦ ¦ расходов над ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собствен. доходами¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Воробьевский район:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Второе Никольское ¦ 6,3¦ 294,7¦ 301,0¦ 256,9¦ в 41 раз¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Верхнебыковское ¦ 13,9¦ 389,8¦ 403,7¦ 327,9¦ в 24 раза¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Панинский район: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Борщевское ¦ 6,2¦ 277,8¦ 284,0¦ 259,9¦ в 42 раза¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Красноновское ¦ 4,3¦ 101,2¦ 105,5¦ 143,9¦ в 33 раза¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Каменский район: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Евдаковское ¦ 16,2¦ 671,7¦ 687,9¦
750,9¦ в 46 раз¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Дегтяренское ¦ 23,5¦ 593,2¦ 616,7¦ 571,5¦ в 24 раза¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Калачеевский район:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Советское ¦ 7,0¦ 271,0¦ 278,0¦ 225,0¦ в 32 раза¦

+-------------------+-------+--------+--------+-------+------------------+

¦Коренновское ¦ 27,0¦ 272,0¦ 299,0¦ 239,0¦ в 9 раз¦

L-------------------+-------+--------+--------+-------+-------------------

Из таблицы видно, что расходы, например, по Евдаковскому поселению Каменского района в 46 раз превышают собственные доходы, Борщевскому поселению Панинского района - в 42 раза, Второму Никольскому поселению Воробьевского района - в 41 раз, Красноновскому поселению Панинского района - в 33 раза и т.д.

Безвозмездные перечисления из областного бюджета перечислены в полном объеме бюджетам муниципальных образований на сумму 2660,7 млн. рублей (43% в общей сумме их доходов). Однако в структуре доходов консолидированных бюджетов таких районов, как Воробьевский, Нижнедевицкий, Панинский, Репьевский, Терновский, Каменский, Хохольский, доля финансовой помощи гораздо выше и составляет от 72% до 86%. А в
отдельных поселениях доля финансовой помощи занимает до 98% в общей сумме доходов.

Следует отметить, что из-за недостаточности доходов (с учетом финансовой помощи из областного бюджета) поселениями при исполнении бюджетов в I полугодии текущего года привлекались бюджетные кредиты для осуществления расходов бюджетов. Фактически за анализируемый период предоставлено кредитов на сумму 8,2 млн. рублей, погашено - 0,3 млн, рублей, остаток на 01.07.2006 составил 7,9 млн. рублей. Бюджетные кредиты предоставлялись ГФУ под 1/4 ставки рефинансирования. В результате при низкой обеспеченности собственными доходами и практически полной зависимости от вышестоящего бюджета бюджеты поселений несут дополнительную нагрузку по уплате процентов за пользование заемными средствами.

Расходы бюджетов муниципальных образований за анализируемый период составили 5886,2 млн. рублей, или 80% плана. Бюджеты большинства поселений исполнены с превышением доходов над расходами (профицитом). Это связано с текущим исполнением бюджетов, когда средства на конец отчетного периода переходят в виде остатков и используются в месяце, следующем за отчетным.

Таким образом, на сегодняшний день высокая доля финансовой помощи в структуре доходов бюджетов поселений свидетельствует о крайне низкой степени развития налогооблагаемой базы бюджетов муниципальных образований второго вида и их значительной зависимости от вышестоящих бюджетов.

Зам. начальника отдела

контроля и анализа налоговых

доходов консолидированного и

областного бюджетов

В.И.ПОПОВ